Напоминание

"Личностно–ориентированный подход в обучении"


Автор: Лукьянова Светлана Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №202 "Менталитет"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно–ориентированный подход в обучении"
Раздел: полное образование





Назад




Личностно - ориентированный

подход в процессе обучения

Технология личностно - ориентированного обучения представляет

собой сочетание обучения, как нормативно-сообразной деятельности

общества, и обучения, как индивидуально значащей деятельности отдельного

ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то,

чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь

становлению личностно значимых способов познания путём организации

учебной деятельности.

Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии

является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу

представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.

Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие

индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Затем

определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально

осуществляться.

С самого начала для каждого ребёнка создаётся не изолированная, а,

напротив, разносторонняя школьная среда, дающая ему возможность

проявить себя.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и

дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют

фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика,

устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в

их осуществлении через способы учебной работы.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения

личностно ориентированного развивающего процесса:

учебный материал должен обеспечивать выявление содержания

субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего

обучения;

в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт

ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной

деятельности должно обеспечивать ему возможность

самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе

овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом,

чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении

заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору

и использованию наиболее значимых для них способов

проработки учебного материала;

при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий

необходимо выделять общелогические и специфические

предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в

личностном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только

результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех

трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный

материал;

образовательный материал должен обеспечивать построение,

реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной

деятельности.

Позиция учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребёнка;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности

каждого человека;

Исходя из основных положений личностно ориентированного подхода в

процессе обучения, я «строю» свою педагогическую деятельность.

В своей работе я, учитывая неравномерность развития, различия

личностных качеств учащихся, использую уровневую дифференциацию и

индивидуальный подход к учащимся на всех этапах урока: при предъявлении

нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний учащихся.

Разбирая новый материал с учащимися, я подчёркиваю обязательный

минимум, которым должен овладеть каждый учащийся, который создаёт

пусть не полную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Здесь я неоднократно выделяю главное, даю инструктаж о том, как учить, на

что обратить внимание. Далее, используя проблемные ситуации или

наводящие вопросы, подвожу учащихся к необходимости дополнительных

знаний, которые расширяют материал базового уровня, доказывают,

иллюстрируют, конкретизируют основные знания, показывают

функционирование и применение понятий. Подчёркиваю учащимся, что это

уровень знаний на оценку «хорошо». Третий, самый высокий уровень знаний,

на оценку отлично, вводит ученика в суть проблемы. Здесь рассматриваются,

выводятся, при необходимости доказываются развивающие сведения,

углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие

перспективы творческого применения.

Таким образом, работа при разборе нового материала ведётся по

принципу: возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного.

При закреплении материала я работаю в основном с учениками,

испытывающими затруднения в работе, решаем задания обязательного

минимума и по возможности более высокого уровня на доске, а остальным

учащимся предоставляется возможность решать задания уровня на «хорошо»

и «отлично».

При устном опросе находят применение различные виды

дифференцированной и индивидуальной помощи:

опоры различного типа (плакаты, таблицы, схемы);

алгоритмы решения задачи или выполнения задания;

указание типа задачи, закона, правила;

подсказка идеи, направления мысли;

предупреждение о возможных ошибках;

разделение сложного задания на составляющие;

При контроле учащимся всегда предлагаются контрольные,

самостоятельные работы, диктанты, тесты, практические работы трёх

уровней сложности. При этом учащиеся чётко знают, какие задания

обязательного уровня, какие - дополнительного, какие – развивающего.

Домашние задания в большинстве случаев дети получают также

разноуровневые.

Проверку тетрадей часто осуществляю выборочно, помня о том, что чем

труднее ученику дается математика, тем чаще его работу надо

контролировать.

Анализируя свои уроки, я прихожу к тому, что структура многих из них

такова: часть первая – обучение всех, часть вторая – самостоятельна работа

учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Таким

образом, на некоторых этапах урока я использую элементы технологии

индивидуализации обучения.

Технологии индивидуализированного обучения – такая организация

учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная

форма обучения являются приоритетными.

Цель индивидуализации обучения состоит в том, чтобы учебно-

познавательная деятельность школьника обеспечивала их личностное

самоопределение, развитие духовно-эмоциональной сферы, формирование

качеств, позволяющих учащимся жить в современном обществе. Надо

заметить, что реализовать все принципы технологии индивидуализации

обучения довольно сложно, но некоторые элементы внедрять в работу просто

необходимо, что я и делаю.

Индивидуальная работа на уроке занимает примерно столько же времени,

сколько и самостоятельная работа. Часть времени индивидуальной работы я

уделяю наблюдению за работой учеников. Убедившись, что все работают,

перехожу к включённому контролю: определяю степень самостоятельности

учащихся, смотрю, как осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь (при

работе в парах или группах), останавливаюсь рядом с работающей группой

или парой, наблюдаю, направляю деятельность, даю советы. Во время

самостоятельной работы, когда каждый работает индивидуально, обязательно

подхожу к учащимся, у которых есть затруднения. Если есть необходимость,

оказываю помощь. Помогаю и другим учащимся, если вижу, что ребёнок не

может с чем-то справиться сам, и его работа остановилась на каком-то этапе.

Здесь всё индивидуально: кому – намёк, кому – вопрос, кому - напоминание

правила, кому – указание на ошибку.

Стараюсь создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому

в классе.

Переход к изучению нового материала осуществляю после овладения

учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

Для этого использую различные формы занятий: работа в группах, работа

в парах, индивидуальные внеурочные дополнительные занятия,

индивидуализированное консультирование и помощь на уроке и во

внеурочное время.

Основное условие моей деятельности: систематическая работа по

предупреждению и ликвидации «пробелов» знаний путём организации

дополнительных индивидуализированных консультаций и занятий. Для этого

учащимся в начале учебного года объявляется, в какие дни можно подходить

к учителю для консультаций, дополнительных занятий, если в этом есть

необходимость. Надо заметить, что такая необходимость бывает едва ли не у

каждого ученика на том или ином этапе обучения.

Считаю, что, если у ребёнка затруднения и он обращается за помощью,

то помочь ему просто необходимо. Если не оказать помощь ребёнку, когда он

ещё стремится разобраться в сути того или иного вопроса, понять его

досконально, то у него просто «опустятся руки», и он в дальнейшем не

предпримет никаких усилий для того, чтобы наверстать упущенное, а ведь

где-то в отдельных случаях достаточно один раз подсказать, разъяснить суть

того или иного вопроса, и дальше ребёнок научится понимать и разбираться в

материале, внимательно прослушав разъяснение учителя. Такие занятия

помогают мне повысить интерес к предмету, создают большие возможности

для решения воспитательных задач и развития настойчивости, инициативы, а

также приносят пользу мне, как учителю. Ясно, как важно для успешной

работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся. Чем

скорее мы сблизимся с учащимися, тем успешнее пойдёт учебная и

воспитательная работа. Система моей внеклассной работы содействует

такому сближению. Эти внеурочные консультации и занятия дают

возможность мне, учителю, осуществить индивидуальный подход к

учащимся. Работая с отдельным учеником, я раскрываю его личностные,

индивидуальные особенности, затем, конечно, учитываю их в процессе

обучения.

Применение элементов технологии индивидуализации и личностно

ориентированного подхода позволяет мне:

создать психолого-педагогические условия не только для развития всех,

но и для каждого ребёнка в отдельности;

сохранить и развить индивидуальность ребёнка, его потенциальные

способности;

содействовать выполнению учебных программ каждым учащимся;

улучшить учебную мотивацию и развить познавательный интерес;

формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие,

творчество.

Личностно-ориентированный подход в обучении помогает охватить

практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех,

развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка,

помочь личности самоопределиться и самореализоваться.



В раздел образования