Автор: Лукьянова Светлана Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ Гимназия №202 "Менталитет"
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно–ориентированный подход в обучении"
Раздел: полное образование
Личностно - ориентированный
подход в процессе обучения
Технология личностно - ориентированного обучения представляет
собой сочетание обучения, как нормативно-сообразной деятельности
общества, и обучения, как индивидуально значащей деятельности отдельного
ребёнка. Её содержание, методы, приёмы направлены главным образом на то,
чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь
становлению личностно значимых способов познания путём организации
учебной деятельности.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии
является индивидуальность ребёнка, то её методическую основу
представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие
индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Затем
определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально
осуществляться.
С самого начала для каждого ребёнка создаётся не изолированная, а,
напротив, разносторонняя школьная среда, дающая ему возможность
проявить себя.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и
дифференциации, которые организует педагог на уроке, позволяют
фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика,
устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника в
их осуществлении через способы учебной работы.
Основные требования к разработке дидактического обеспечения
личностно ориентированного развивающего процесса:
учебный материал должен обеспечивать выявление содержания
субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего
обучения;
в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт
ученика с научным содержанием задаваемых знаний;
активное стимулирование ученика к самоценной образовательной
деятельности должно обеспечивать ему возможность
самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе
овладения знаниями;
учебный материал должен быть организован таким образом,
чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении
заданий, решении задач;
необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору
и использованию наиболее значимых для них способов
проработки учебного материала;
при введении знаний о приёмах выполнения учебных действий
необходимо выделять общелогические и специфические
предметные приёмы учебной работы с учётом их функций в
личностном развитии;
необходимо обеспечивать контроль и оценку не только
результата, но главным образом процесса учения, т. е. тех
трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный
материал;
образовательный материал должен обеспечивать построение,
реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной
деятельности.
Позиция учителя:
- инициирование субъектного опыта учения;
- развитие индивидуальности каждого ребёнка;
- признание индивидуальности, самобытности, самоценности
каждого человека;
Исходя из основных положений личностно ориентированного подхода в
процессе обучения, я «строю» свою педагогическую деятельность.
В своей работе я, учитывая неравномерность развития, различия
личностных качеств учащихся, использую уровневую дифференциацию и
индивидуальный подход к учащимся на всех этапах урока: при предъявлении
нового материала, закреплении и повторении, при контроле знаний учащихся.
Разбирая новый материал с учащимися, я подчёркиваю обязательный
минимум, которым должен овладеть каждый учащийся, который создаёт
пусть не полную, но обязательно цельную картину основных представлений.
Здесь я неоднократно выделяю главное, даю инструктаж о том, как учить, на
что обратить внимание. Далее, используя проблемные ситуации или
наводящие вопросы, подвожу учащихся к необходимости дополнительных
знаний, которые расширяют материал базового уровня, доказывают,
иллюстрируют, конкретизируют основные знания, показывают
функционирование и применение понятий. Подчёркиваю учащимся, что это
уровень знаний на оценку «хорошо». Третий, самый высокий уровень знаний,
на оценку отлично, вводит ученика в суть проблемы. Здесь рассматриваются,
выводятся, при необходимости доказываются развивающие сведения,
углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие
перспективы творческого применения.
Таким образом, работа при разборе нового материала ведётся по
принципу: возьми столько, сколько сможешь, но не меньше обязательного.
При закреплении материала я работаю в основном с учениками,
испытывающими затруднения в работе, решаем задания обязательного
минимума и по возможности более высокого уровня на доске, а остальным
учащимся предоставляется возможность решать задания уровня на «хорошо»
и «отлично».
При устном опросе находят применение различные виды
дифференцированной и индивидуальной помощи:
опоры различного типа (плакаты, таблицы, схемы);
алгоритмы решения задачи или выполнения задания;
указание типа задачи, закона, правила;
подсказка идеи, направления мысли;
предупреждение о возможных ошибках;
разделение сложного задания на составляющие;
При контроле учащимся всегда предлагаются контрольные,
самостоятельные работы, диктанты, тесты, практические работы трёх
уровней сложности. При этом учащиеся чётко знают, какие задания
обязательного уровня, какие - дополнительного, какие – развивающего.
Домашние задания в большинстве случаев дети получают также
разноуровневые.
Проверку тетрадей часто осуществляю выборочно, помня о том, что чем
труднее ученику дается математика, тем чаще его работу надо
контролировать.
Анализируя свои уроки, я прихожу к тому, что структура многих из них
такова: часть первая – обучение всех, часть вторая – самостоятельна работа
учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Таким
образом, на некоторых этапах урока я использую элементы технологии
индивидуализации обучения.
Технологии индивидуализированного обучения – такая организация
учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная
форма обучения являются приоритетными.
Цель индивидуализации обучения состоит в том, чтобы учебно-
познавательная деятельность школьника обеспечивала их личностное
самоопределение, развитие духовно-эмоциональной сферы, формирование
качеств, позволяющих учащимся жить в современном обществе. Надо
заметить, что реализовать все принципы технологии индивидуализации
обучения довольно сложно, но некоторые элементы внедрять в работу просто
необходимо, что я и делаю.
Индивидуальная работа на уроке занимает примерно столько же времени,
сколько и самостоятельная работа. Часть времени индивидуальной работы я
уделяю наблюдению за работой учеников. Убедившись, что все работают,
перехожу к включённому контролю: определяю степень самостоятельности
учащихся, смотрю, как осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь (при
работе в парах или группах), останавливаюсь рядом с работающей группой
или парой, наблюдаю, направляю деятельность, даю советы. Во время
самостоятельной работы, когда каждый работает индивидуально, обязательно
подхожу к учащимся, у которых есть затруднения. Если есть необходимость,
оказываю помощь. Помогаю и другим учащимся, если вижу, что ребёнок не
может с чем-то справиться сам, и его работа остановилась на каком-то этапе.
Здесь всё индивидуально: кому – намёк, кому – вопрос, кому - напоминание
правила, кому – указание на ошибку.
Стараюсь создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому
в классе.
Переход к изучению нового материала осуществляю после овладения
учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.
Для этого использую различные формы занятий: работа в группах, работа
в парах, индивидуальные внеурочные дополнительные занятия,
индивидуализированное консультирование и помощь на уроке и во
внеурочное время.
Основное условие моей деятельности: систематическая работа по
предупреждению и ликвидации «пробелов» знаний путём организации
дополнительных индивидуализированных консультаций и занятий. Для этого
учащимся в начале учебного года объявляется, в какие дни можно подходить
к учителю для консультаций, дополнительных занятий, если в этом есть
необходимость. Надо заметить, что такая необходимость бывает едва ли не у
каждого ученика на том или ином этапе обучения.
Считаю, что, если у ребёнка затруднения и он обращается за помощью,
то помочь ему просто необходимо. Если не оказать помощь ребёнку, когда он
ещё стремится разобраться в сути того или иного вопроса, понять его
досконально, то у него просто «опустятся руки», и он в дальнейшем не
предпримет никаких усилий для того, чтобы наверстать упущенное, а ведь
где-то в отдельных случаях достаточно один раз подсказать, разъяснить суть
того или иного вопроса, и дальше ребёнок научится понимать и разбираться в
материале, внимательно прослушав разъяснение учителя. Такие занятия
помогают мне повысить интерес к предмету, создают большие возможности
для решения воспитательных задач и развития настойчивости, инициативы, а
также приносят пользу мне, как учителю. Ясно, как важно для успешной
работы преподавателя доверие, дружелюбное отношение учащихся. Чем
скорее мы сблизимся с учащимися, тем успешнее пойдёт учебная и
воспитательная работа. Система моей внеклассной работы содействует
такому сближению. Эти внеурочные консультации и занятия дают
возможность мне, учителю, осуществить индивидуальный подход к
учащимся. Работая с отдельным учеником, я раскрываю его личностные,
индивидуальные особенности, затем, конечно, учитываю их в процессе
обучения.
Применение элементов технологии индивидуализации и личностно
ориентированного подхода позволяет мне:
создать психолого-педагогические условия не только для развития всех,
но и для каждого ребёнка в отдельности;
сохранить и развить индивидуальность ребёнка, его потенциальные
способности;
содействовать выполнению учебных программ каждым учащимся;
улучшить учебную мотивацию и развить познавательный интерес;
формировать личностные качества: самостоятельность, трудолюбие,
творчество.
Личностно-ориентированный подход в обучении помогает охватить
практически всех детей, организовать учебный процесс, посильный для всех,
развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка,
помочь личности самоопределиться и самореализоваться.