Напоминание

"Информационная деятельность человека"


Автор: Деменева Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Первоуральский металлургический колледж"
Населённый пункт: г. Первоуральск
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Тема: "Информационная деятельность человека"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ЕН.02 ИНФОРМАТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ

РАБОТ

для специальностей среднего профессионального образования

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и

электромеханического оборудования (в металлургической области)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

(по отраслям)

15.02.08 Технология машиностроения

15.02.12 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного

оборудования (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

22.02.04 Металловедение и термообработка металлов

22.02.05 Обработка металлов давлением

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Протокол методического совета

от «____» _________2017 г. №___

Составители:

Деменева

Т.В.

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Первоуральский

металлургический колледж».

Методические

указания

для

выполнения

практических

работ являются частью

основной

профессиональной

образовательной

программы

по

специальностям

СПО

13.02.01 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и

электромеханического оборудования (в металлургической области)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

(по отраслям)

15.02.08 Технология машиностроения

15.02.12 Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного

оборудования (по отраслям)

22.02.01 Металлургия черных металлов

22.02.04 Металловедение и термообработка металлов

22.02.05 Обработка металлов давлением

23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

в соответствии с требованиями ФГОС.

Методические

указания

по

выполнению

практических

работ

подготовлены

студентам очной формы обучения.

Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных

результатов,

заявленных

в

ФГОС

СПО,

задачи,

обеспеченность

занятия,

краткие

теоретические

и

учебно-методические

материалы

по

теме,

вопросы

для

закрепления

теоретического материала, задания для практической (лабораторной) работы студентов и

инструкцию по ее выполнению, методику анализа полученных результатов, порядок и

образец отчета о проделанной работе.

Введение

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Методические

указания

по

дисциплине

ОДП.11

Информатика

для

выполнения

практических

работ

созданы

Вам

в

помощь

для

работы

на

занятиях,

подготовки

к

практическим работам, правильного составления отчетов.

Приступая

к

выполнению

практической

работы,

Вы

должны

внимательно

прочитать

цель

и

задачи

занятия,

ознакомиться

с

требованиями

к

уровню

Вашей

подготовки в соответствии с федеральными государственными стандартами, краткими

теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы,

ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Все

задания

к

практической

работеВы

должны

выполнять

в

соответствии

с

инструкцией,

анализировать

полученные

в

ходе

занятия

результаты

по

приведенной

методике.

Отчет о практической работе Вы должны выполнить по приведенному алгоритму,

опираясь на образец.

Наличие

положительной

оценки

по

практическим

работам

необходимо

для

получения зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине

или получения неудовлетворительной оценки за практическую Вы должны найти время

для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у

Вас

возникают

вопросы,

разрешить

которые

самостоятельно

не

удается,

необходимо

обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения

дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или

посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам успехов!!!

Раздел 1 «Информационная деятельность человека»

Тема 1.1 «Основные этапы развития информационного общества. Этапы

развития технических средств и информационных»

Практическая работа №1. Часть 1 «Правовые нормы информационной

деятельности»

Учебная цель: углубить теоретическое знания по изучаемой теме, получить практические

навыки работы с информацией в сети Интернет.

Учебные задачи:

1.

Научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами;

2.

Научиться искать нужную информацию с помощью образовательных ресурсов;

3.

Овладеть методами работы с поисковыми системами.

Задачи практической работы:

1.

Научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами;

2.

Научиться искать нужную информацию с помощью образовательных ресурсов;

3.

Овладеть методами работы с поисковыми системами.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен:

Уметь:

Использовать информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее -

сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

Получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

Знать:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления

информации.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.

Учебно-методическая литература:

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

Цветкова М.С. Информатика. Учебник для студ. образовательных учреждений сред.

проф. образования. – М.: Академия, 2017. – 352с.: ил.

Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для

подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для

профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под

ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и

специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017.

2.

Справочная литература:

Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С., Информатика и ИКТ: практикум

для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей/

под ред. Цветковой М.С. – М., 2014 г.

Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

3.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензированным ПО, на рабочем месте преподавателя;

проектор;

экран;

меловая или маркерная доска;

Компьютеры с лицензированным ПО, по количеству место обучающихся;

Сеть Интернет.

4.

Программное обеспечение:

Microsoft Office: MS Word;

Google Chrome или Mozilla Firefox

5.

Рабочая тетрадь (в клетку 48 листов), ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической

работы

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых

понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после

выхода

в

1984

году

книги

Громова

Г.Р.

«Национальные

информационные

ресурсы:

проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме», –

такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М.

Каныгиным.

Таким

образом,

информационные

ресурсы

это

знания,

подготовленные

для

целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и

широком смысле слова.

ИРО

в

узком

смысле

слова

это

знания,

уже

готовые

для

целесообразного

социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные

знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и

включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в

материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас,

источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно

новым.

Оно

еще

только

начинает

входить

в

жизнь

современного

общества,

хотя

в

последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе,

но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является

глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо

важная роль информации и научных знаний.

Для

классификации

информационных

ресурсов

могут

быть

использованы

следующие их наиболее важные параметры:

тематика хранящейся в них информации;

форма

собственности

государственная

(федеральная,

субъекта

федерации,

муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;

принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,

архивной, научно-технической;

источник

информации

официальная

информация,

публикации

в

СМИ,

статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

назначение

и

характер

использования

информации

массовое

региональное,

ведомственное;

форма

представления

информации

текстовая,

цифровая,

графическая,

мультимедийная;

вид носителя информации – бумажный, электронный.

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую,

графическую

и

мультимедийную

информацию,

а

также

исполняемые

программы

(дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в

процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной

области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и

о бъ е к т этих

ресурсов.

Классификацию

субъектов

информационной

деятельности

произведем следующим образом:

субъект,

создающий

объекты

(все

пользователи

образовательной

системы

-

преподаватель, студент);

субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с

объектами других субъектов (администраторы сети);

субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

учебные

материалы

(электронные

учебники,

учебные

пособия,

рефераты,

дипломы),

учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы);

научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы,

лекции);

системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний);

электронные полнотекстовые библиотеки;

электронные периодические издания сферы образования;

электронные

оглавления

и

аннотации

статей

периодических

изданий

сферы

образования;

электронные архивы выпусков.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.

К чему можно отнести системы тестирования и электронные учебники

2.

Как можно классифицировать субъекты информационной деятельности

3.

Что такое информационные ресурсы

4.

Что такое образовательные информационные ресурсы

Задания для практического занятия:

1.

Изучить теоретический материал по теме занятия;

2.

Выполнить задания к практической работе;

3.

В рабочей тетради написать вывод о проделанной работе.

Ход выполнения практической работы

1.

Выполните задание №1, для этого:

Загрузите Интернет.

В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

Перечислите,

какие

разделы

включают

в

себя

образовательные

ресурсы

сети

Интернет.

Охарактеризуйте любые три из найденных образовательных ресурсов.

2.

Выполните задание № 2, для этого:

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на

следующие вопросы:

Вопрос

Ответ

1.

Что такое «Международная система единиц СИ»

2.

Какие 14 комбинаций на клавиатуре, о которых мало кто

знает

3.

Что делать, если ПК не видит флешку

4.

Для чего нужна кнопка Windows на клавиатуре?

5.

Какие самые популярные бесплатные антивирусные

программы?

6.

Как найти цитату, в которой пропущено слово?

7.

В каком году был выпущен первый персональный

компьютер?

8.

В какой области использовалась ЭВМ Марк-1?

3.

Ответьте на вопросы:

1. Что Вы понимаете под

информационными ресурсами?

2. Перечислите параметры для

классификации информационных

ресурсов.

3. Что понимают под образовательными

информационными ресурсами?

4. Что можно отнести к образовательным

электронным ресурсам?

Методика анализа результатов, полученных в ходе выполнения практической

работы

Итоговая оценка выводится по результатам проверки каждой практической работы

работы, критериями оценивания которых являются следующие показатели:

1.

Соблюдение сроков сдачи практической работы (1-5 баллов).

2.

Все задания практической работы выполнены корректно (1-5 баллов);

3.

Правильность выполнения отчета по практической работе (1-5 баллов);

4.

Обучающийся

демонстрирует

теоретические

знания

по

изучаемой

теме

(1-5

баллов);

5.

Обучающийся демонстрирует навыки работы с информацией в сети Интернет (1-.5

баллов);

6.

Обучающийся

демонстрирует

навыки

работы

в

прикладных

программах

(1-5

баллов).

Полученная сумма баллов переводиться в «5» балльную шкалу:

Оценка: «5» отлично - 26 - 30 баллов

«4» хорошо - 20 - 24 баллов

«3» удовлетворительно - 15 – 19 баллов

«2» неудовлетворительно ≤ 14 баллов

Раздел 1 «Информационная деятельность человека»

Тема 1.2 «Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в

информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное

правительство»

Практическая работа №1. Часть 2 «Правовые нормы информационной

деятельности»

Учебная цель: изучение основных законодательных актов Российской Федерации в

сфере информационной деятельности.

Учебные задачи:

1.

Узнать

виды

правовой

ответственности,

при

использовании

программного

обеспечения.

2.

Научиться различать программные продукты по их правовому статусу;

3.

Научиться рассчитывать экономический эффект от внедрения вычислительной и

организационной техники.

Задачи практической работы:

1.

Узнать

виды

правовой

ответственности,

при

использовании

программного

обеспечения.

2.

Научиться различать программные продукты по их правовому статусу;

3.

Научиться рассчитывать экономический эффект от внедрения вычислительной и

организационной техники.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС:

Студент должен:

Уметь:

Получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

Выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать

Знать:

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления

информации;

методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1.

Учебно-методическая литература:

Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.

Цветкова М.С. Информатика. Учебник для студ. образовательных учреждений сред.

проф. образования. – М.: Академия, 2017. – 352с.: ил.

Малясова С. В., Демьяненко С. В., Цветкова М.С. Информатика: Пособие для

подготовки к ЕГЭ /Под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Учебник. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Гаврилова С.А., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для

профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под

ред. М.С. Цветковой. – М.: 2017.

Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика: Практикум для профессий и

специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. – М.: 2017.

2.

Справочная литература:

Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о

защите информации».

Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С., Информатика и ИКТ: практикум

для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей/

под ред. Цветковой М.С. – М., 2014 г.

Новожилов Е.О., Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.

3.

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензированным ПО, на рабочем месте преподавателя;

проектор;

экран;

меловая или маркерная доска;

Компьютеры с лицензированным ПО, по количеству место обучающихся;

Сеть Интернет.

4.

Программное обеспечение:

Microsoft Office: MS Word;

Google Chrome или Mozilla Firefox

5.

Рабочая тетрадь (в клетку 48 листов), ручка.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической

работы

Правовое регулирование

Принимая

во

внимание,

что

информация

практически

ничем

не

отличается

от

другого объекта собственности, например, машины, дома, мебели и прочих материальных

продуктов,

следует

говорить

о

наличии

подобных

же

прав

собственности

и

на

информационные продукты. Право собственности состоит из трех важных компонентов:

права распоряжения, права владения и права пользования.

Право распоряжения состоит в том, что только субъект-владелец информации

имеет право определять, кому эта информация может быть предоставлена.

Право

владения должно

обеспечивать

субъекту-владельцу

информации

хранение информации в неизменном виде. Никто, кроме него, не может ее

изменять.

Право пользования предоставляет субъекту-владельцу информации право ее

использования только в своих интересах.

Таким образом, любой субъект-пользователь обязан приобрести эти права, прежде

чем воспользоваться интересующим его информационным продуктом. Это право должно

регулироваться

и

охраняться

государственной

инфраструктурой

и

соответствующими

законами. Как и для любого объекта собственности, такая инфраструктура состоит из

цепочки:

законодательная

власть

(законы)

->

судебная

власть

(суд)

->

—»

исполнительная власть (наказание).

Любой

закон

о

праве

собственности

должен

регулировать

отношения

между

субъектом-владельцем и субъектом-пользователем. Такие законы должны защищать как

права собственника, так и права законных владельцев, которые приобрели информа-

ционный продукт законным путем. Защита информационной собственности проявляется в

том, что имеется правовой механизм защиты информации от разглашения, утечки, несанк-

ционированного

доступа

и

обработки,

в

частности

копирования,

модификации

и

уничтожения.

В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких как: «Об

информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных

правах», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране

топологий интегральных схем» и т. д.

Закон

Российской

Федерации

«Об

информации,

информатизации

и

защите

информации»

является

базовым

юридическим

документом,

открывающим

путь

к

принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития

информационного общества. С его помощью частично удается решить вопросы правового

урегулирования

ряда

проблем:

защиты

прав

и

свобод

личности

от

угроз

и

ущерба,

связанных с искажением, порчей и уничтожением «персональной» информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

общие положения;

информационные ресурсы;

пользование информационными ресурсами;

информатизация,

информационные

системы,

технологии

и

сред ства

их

обеспечения;

защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и

информатизации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный

обмен,

предотвращает

бесхозяйственное

отношение

к

информационным

ресурсам

и

информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридиче ских и

физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы

организации

информационных

ресурсов,

определяются

правовые

положения

по

их

использованию. Информационные ресурсы предлагается рассматривать в двух аспектах:

как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

как

интеллектуальный

продукт,

на

который

распространяются

право

интеллектуальной собственности и авторское право.

Чрезвычайно важно и актуально принятие таких правовых актов, которые смогли бы

обеспечить:

охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и

услуг;

защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных

продуктов;

правовую основу функционирования и применения информационных систем,

Интернета, телекоммуникационных технологий.

Информационная безопасность для различных пользователей компьютерных систем

Определим несколько видов деятельности, например:

решение

прикладных

задач,

где

отражается

специфика

деятельности

конкретного пользователя-специалиста;

решение управленческих задач, что характерно для любой компании;

оказание информационных услуг в специализированной компании, например

информационном центре, библиотеке и т. п.;

коммерческая деятельность;

банковская деятельность.

Методы защиты информации

При разработке методов защиты информации в информационной среде следует

учесть следующие важные факторы и условия:

расширение областей использования компьютеров и увеличение темпа роста

компьютерного парка (то есть проблема защиты информации должна решаться на уровне

технических средств);

высокая

степень

концентрации

информации

в

центрах

ее

обработки

и,

как

следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного

пользования;

расширение

доступа

пользователя

к

мировым

информационным

ресурсам

(современные

системы

обработки

данных

могут

обслуживать

неограниченное

число

абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);

усложнение

программного

обеспечения

вычислительного

про цесса

на

компьютере, так как современные компьютеры могут работать:

в мультипрограммном режиме, когда одновременно решается несколько задач;

в

мультипроцессорном

режиме,

когда

одна

задача

решается

несколькими

параллельно работающими процессорами;

в

режиме

разделения

времени,

когда

один

и

тот

же

компьютер

может

одновременно обслуживать большое количество абонентов.

К традиционным

методам

защиты

от

преднамеренных

информационных

угроз

относятся: ограничение доступа к информации, шифрование (криптография) информации,

контроль доступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:

на уровне среды обитания человека, то есть путем создания искусственной

преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных

пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения;

на уровне защиты компьютерных систем, например, с помощью разделения

информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и орга-

низации

доступа

к

ней

лиц

в

соответствии

с

их

функциональными

обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь

имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к

которой он допущен.

Шифрование

(криптография)

информации заключает ся

в

п р еобразовании

(кодировании)

слов,

букв,

слогов,

цифр

с

помощью

специальных

алгоритмов.

Для

ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс — декодирование.

Шифрование обеспечивает существенное повышение безопасности передачи данных в

сети, а также данных, хранящихся на удаленных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппаратура закрыта и в местах

доступа к ней установлены датчики, которые срабатывают при вскрытии аппаратуры.

Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств,

изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т.

п.

Законодательные меры заключаются в исполнении существующих в стране законов,

постановлений, инструкций, регулирующих юридическую ответственность должностных

лиц — пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию

доверенной им информации.

При

выборе

методов

защиты

информации

для

конкретной

компьютерной

сети

необходим тщательный анализ всех возможных способов несанкционированного доступа

к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечивающих

необходимую защиту, то есть осуществляется разработка политики безопасности.

Политика безопасности — это совокупность технических, программных и

организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных

информационных угроз.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с помощью специальных

программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и

ценной компьютерной информации является кражей интеллектуальной собственности.

Защищаемые

программы

подвергаются

предварительной

обработке,

приводящей

исполняемый код программы в состояние, препятствующее его выполнению на «чужих»

компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка компьютера по

его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения

несанкционированного доступа к информации в локальной сети вводят систему разграни-

чения доступа как на аппаратном, так и на программном уровнях. В качестве аппаратного

средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый,

например, в разъем принтера.

Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные

средства

(программы-анализаторы),

предусматривающие

разграничение

доступа,

самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распро-

страненными средствами защиты информации.

В

качестве

физической

защиты компьютерных

систем

используется

специальная

аппаратура,

позволяющая

выявить

устройства

промышленного

шпионажа,

исключить

запись или ретрансляцию излучений компьютера, а также речевых и других несущих

информацию

сигналов.

Это

позволяет

предотвратить

утечку

информативных

электромагнитных сигналов за пределы охраняемой территории. Наиболее эффективным

средством

защиты

информации

в

каналах

связи

является

применение

специальных

протоколов и криптографии (шифрования).

Для

защиты

информации

от

случайных

информационных

угроз, например,

в

компьютерных системах, применяются средства повышения надежности аппаратуры:

повышение

надежности

работы

электронных

и

механических

узлов

и

элементов;

структурная

избыточность

дублирование

или

утроение

элементов,

устройств, подсистем;

функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение

сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния

на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего

элемента.

С каждым годом количество угроз информационной безопасности компьютерных

систем и способов их реализации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь

являются

недостатки

современных

информационных

технологий

и

постоянно

возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены

усилия

многочисленных

разработчиков

программных

и

аппаратных

методов

защиты

информации в компьютерных системах.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1.

Какова сфера действия закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных

технологиях и о защите информации»?

2.

Кто может быть обладателем информации? Каковы его права и обязанности?

3.

Доступ к какой информации не может быть ограничен?

4.

Доступ к какой информации может быть ограничен

5.

Что включает в себя понятие «защита информации»?

6.

Какие виды ответственности предусмотрены за нарушение требований данного

закона?

Задания для практического занятия:

1.

Изучите текст Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных

технологиях и о защите информации».

2.

Выполнить задания на практическую работу.

3.

Оформите отчет и представьте преподавателю.

Ход выполнения практической работы

1.

Задание №1. Найти в сети Интернет закон РФ «Об информации, информатизации и

защите информации» и выделить определения понятий: Информационные технологии,

Информационно-телекоммуникационная

сеть,

До ступ

к

и н ф о рма ц и и ,

Конфиденциальность

информации,

Электронное

сообщение,

Документированная

информация

2.

Задание №2. На основании предложенных данных рассчитать трудовые, стоимостные

показатели,

а

также

срок

окупаемости

затрат.

Исходные

данные

представлены

в

таблицах 1 и 2

Таблица 1 - Затраты на создание проекта:

п/

п

Наименование затрат

Сумма, руб.

1

Лицензия на использование программного обеспечения

30000,00

2

Стоимость оборудования

825000,00

3

Фонд премий сотрудникам, участвующим в проекте

100000,00

ИТОГО:

?

Таблица 2 - Затраты за год:

Базисный период

- трудовые затраты

- стоимостные затраты

7500 чел./час

650000 руб.

Отчетный период

- трудовые затраты

- стоимостные затраты

3000 чел./час

300000 руб.

Заполните таблицу 3

Таблица 3 – Расчет абсолютных и относительных показателей

Затраты

Абсолютные

цели затрат

Относительны

е цели затрат

Базисна

я

Проектна

я

Изменения

Трудоемкость

7500

3000

?

?

?

Стоимость

650000

300000

?

?

?

Значения ячеек, где стоят «?» рассчитать:

Изменения = Базисная – Проектная

Абсолютные цели затрат = Изменения

Относительные цели затрат = Проектная / Базисная

Вычислите, сколько лет потребуется на окупаемость проекта:

Срок окупаемости = Итого затрат на создание проекта / Изменения (стоимость)

Методика анализа результатов, полученных в ходе выполнения практической

работы

Итоговая оценка выводится по результатам проверки каждой практической работы,

критериями оценивания которых являются следующие показатели:

1.

Соблюдение сроков сдачи практической работы (1-5 баллов).

2.

Все задания практической работы выполнены корректно (1-5 баллов);

3.

Правильность выполнения отчета по практической работе (1-5 баллов);

4.

Обучающийся

демонстрирует

теоретические

знания

по

изучаемой

теме

(1-5

баллов);

5.

Обучающийся демонстрирует навыки работы с информацией в сети Интернет (1-.5

баллов);

6.

Обучающийся

демонстрирует

навыки

работы

в

прикладных

программах

(1-5

баллов).

Полученная сумма баллов переводиться в «5» балльную шкалу:

Оценка: «5» отлично - 26 - 30 баллов

«4» хорошо - 20 - 24 баллов

«3» удовлетворительно - 15 – 19 баллов

«2» неудовлетворительно ≤ 14 баллов



В раздел образования