Напоминание

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста


Автор: Тяптина Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театрализованная деятельность как средство развития речи детей

дошкольного возраста.

Речь

это

не

только

средство

общения,

но

и

орудие

мышления,

творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это

многообразная деятельность.

Дошкольный

возраст

это

период

активного

развития

речи,

а

ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно,

театрализованная

деятельность

одна

из

самых

эффективных

способов

воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип

обучения: учить играя.

Театрализованная

деятельность

направлена

на

развитие

у

ее

участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления,

воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и

навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она

также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует

активную

речь

за

счет

расширение

словарного

запаса,

совершенствует

артикуляционный

аппарат.

Ребенок

усваивает

богатство

родного

языка.

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру

героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально

насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и

последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Театрализованные

игры

способствуют

усвоению

элементов

речевого

общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Знакомство

с

театром

происходит

в

атмосфере

волшебства,

праздничности,

приподнятого

настроения,

поэтому

заинтересовать

детей

театром не сложно.

Знакомство

детей

с

театром

начинается

с

младшего

дошкольного

возраста.

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным

играм,

складывающийся

в

процессе

просмотра

небольших

кукольных

спектаклей,

которые

показывают

педагоги,

взяв

за

основу

содержание

знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

Самыми

доступными

видами

театра

для

младших

дошкольников

является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти,

формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность,

выразительность,

координацию

движений,

повышает

работоспособность,

тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы

стимулировать

ребенка

надевать

себе

на

пальчики

фигурки

и

пытаться

рассказать

сказки

(разные,

но

обязательно

по

оригинальному

тексту).

Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Подражание

движениями

рук,

игры

с

пальцами

стимулируют,

ускоряют

процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует

не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,

которые

доказали,

что

двигательные

импульсы

пальцев

рук

влияют

на

формирование

«речевых»

зон

и

положительно

действуют

на

всю

кору

головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо

говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.

К

4-5

годам

происходит

постепенный

переход

ребенка

от

театрализованной

постановки

взрослого

к

самостоятельной

игровой

деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный

театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и

мягкой игрушки.

Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия

игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности

и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят

смотреть

картинки

в

книгах,

но

если

картинки

показать

двигающими,

действующими, они получат еще большее удовольствие.

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и

активно

участвуют

в

театрализованных

играх.

Навыки

кукловождения,

приобретенные

детьми,

позволяют

объединять

в

одной

театрализованной

игре несколько видов театральных кукол различных систем.

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более

многоплановыми

характеристиками

героев,

трудными

для

постановки

мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У

детей

вызывает

большой

интерес

изготовление

кукол,

масок,

декораций,

афиш и других атрибутов.

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок

становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он

придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их

переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные

средства

речи,

различные

интонации

персонажей

и

старается

говорить

правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный

театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в

различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный

запас.

Игра

с

куклами

оказывает

непрямое

и

незаметное

всестороннее

лечебно-воспитательное

воздействие

и

помогает

обрести

чувство

успеха

именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.

Игра

с

куклой

предоставляет

детям

возможность

полного

раскрытия

индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить

кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает

свои

затаенные

чувства

не

только

словесно,

но

и

выражением

лица,

жестикуляцией.

С

расширением

кругозора

детей,

сценические

представления

усложняются:

увеличивается

число

действующих

лиц,

более

сложными

становятся

сюжеты

спектаклей.

По

мере

увеличения

знаний

о

театре,

продолжается знакомство детей с его разными видами.

Вот некоторые примеры.

Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять

своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности,

соотносить движения с речью.

Вязаный

театр

развивает

моторно-двигательную,

зрительную,

слуховую

координацию.

Формирует

творческие

способности,

артистизм.

Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и

глаз,

сопровождать

движения

пальцев

речью.

Выражать

свои

эмоции

посредством мимики и речи.

Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая

слуховое

и

тактильное

восприятие.

Знакомит

с

народным

творчеством.

Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее

терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших

его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с

куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе

с

детьми

с

нарушениями

речи,

неврозами.

Перчаточная

кукла

может

передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в

кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет,

кормить кашей и так далее.

Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а

еще

и

прекрасное

средство

для

интенсивного

развития

речи

детей,

обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и

памяти, что является психологической основой правильной речи.

Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших

воспитанников

интересной

и

содержательной,

наполняем

ее

яркими

впечатлениями и радостью

творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в

жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.

Список литературы

1.

Артемова,

Л.В.

Театрализованные

игры

дошкольников:

кн.

Для

воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. –

127с.

2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-

эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –

128 с.

3.

Ерофеева,

Т.И.

Игра-драматизация

//Воспитание

детей

в

игре

[Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.

4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.



В раздел образования