Автор: Тяптина Галина Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №278
Населённый пункт: г.Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей
дошкольного возраста.
Речь
–
это
не
только
средство
общения,
но
и
орудие
мышления,
творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это
многообразная деятельность.
Дошкольный
возраст
–
это
период
активного
развития
речи,
а
ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно,
театрализованная
деятельность
одна
из
самых
эффективных
способов
воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип
обучения: учить играя.
Театрализованная
деятельность
направлена
на
развитие
у
ее
участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления,
воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и
навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она
также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует
активную
речь
за
счет
расширение
словарного
запаса,
совершенствует
артикуляционный
аппарат.
Ребенок
усваивает
богатство
родного
языка.
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру
героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально
насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованные
игры
способствуют
усвоению
элементов
речевого
общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Знакомство
с
театром
происходит
в
атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать
детей
театром не сложно.
Знакомство
детей
с
театром
начинается
с
младшего
дошкольного
возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным
играм,
складывающийся
в
процессе
просмотра
небольших
кукольных
спектаклей,
которые
показывают
педагоги,
взяв
за
основу
содержание
знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Самыми
доступными
видами
театра
для
младших
дошкольников
является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти,
формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность,
выразительность,
координацию
движений,
повышает
работоспособность,
тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы
стимулировать
ребенка
надевать
себе
на
пальчики
фигурки
и
пытаться
рассказать
сказки
(разные,
но
обязательно
по
оригинальному
тексту).
Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.
Подражание
движениями
рук,
игры
с
пальцами
стимулируют,
ускоряют
процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует
не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов,
которые
доказали,
что
двигательные
импульсы
пальцев
рук
влияют
на
формирование
«речевых»
зон
и
положительно
действуют
на
всю
кору
головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо
говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К
4-5
годам
происходит
постепенный
переход
ребенка
от
театрализованной
постановки
взрослого
к
самостоятельной
игровой
деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный
театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и
мягкой игрушки.
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия
игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности
и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят
смотреть
картинки
в
книгах,
но
если
картинки
показать
двигающими,
действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и
активно
участвуют
в
театрализованных
играх.
Навыки
кукловождения,
приобретенные
детьми,
позволяют
объединять
в
одной
театрализованной
игре несколько видов театральных кукол различных систем.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более
многоплановыми
характеристиками
героев,
трудными
для
постановки
мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У
детей
вызывает
большой
интерес
изготовление
кукол,
масок,
декораций,
афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок
становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он
придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их
переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные
средства
речи,
различные
интонации
персонажей
и
старается
говорить
правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный
театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в
различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный
запас.
Игра
с
куклами
оказывает
непрямое
и
незаметное
всестороннее
лечебно-воспитательное
воздействие
и
помогает
обрести
чувство
успеха
именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым.
Игра
с
куклой
предоставляет
детям
возможность
полного
раскрытия
индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить
кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает
свои
затаенные
чувства
не
только
словесно,
но
и
выражением
лица,
жестикуляцией.
С
расширением
кругозора
детей,
сценические
представления
усложняются:
увеличивается
число
действующих
лиц,
более
сложными
становятся
сюжеты
спектаклей.
По
мере
увеличения
знаний
о
театре,
продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять
своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности,
соотносить движения с речью.
Вязаный
театр
–
развивает
моторно-двигательную,
зрительную,
слуховую
координацию.
Формирует
творческие
способности,
артистизм.
Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и
глаз,
сопровождать
движения
пальцев
речью.
Выражать
свои
эмоции
посредством мимики и речи.
Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая
слуховое
и
тактильное
восприятие.
Знакомит
с
народным
творчеством.
Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее
терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших
его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с
куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе
с
детьми
с
нарушениями
речи,
неврозами.
Перчаточная
кукла
может
передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в
кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет,
кормить кашей и так далее.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а
еще
и
прекрасное
средство
для
интенсивного
развития
речи
детей,
обогащения словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и
памяти, что является психологической основой правильной речи.
Ну, и конечно, занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших
воспитанников
интересной
и
содержательной,
наполняем
ее
яркими
впечатлениями и радостью
творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в
жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Список литературы
1.
Артемова,
Л.В.
Театрализованные
игры
дошкольников:
кн.
Для
воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. –
127с.
2. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно-
эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. –
128 с.
3.
Ерофеева,
Т.И.
Игра-драматизация
//Воспитание
детей
в
игре
[Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. — М.: Просвещение, 1994. – 128с.
4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие
для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.