Автор: Павлова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №9
Населённый пункт: станица Расшеватская Новоалександровский район Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Воспитательная работа для класса казачьей направленности
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учереждение
«Средняя общеобразовательная школа имени атамана А.В. Репникова
с казачьими классами» ст. Расшеватской
УТВЕРЖДЕНО:
протокол педсовета
от «____» ____________20__г. № ____
Директор МОУ СОШ№9
__________________ Толоконникова Т.В.
Программа воспитательной работы
для класса казачьей направленности
классный руководитель Павловой Т.В.
Срок реализации: 4 года (1- 4 классы)
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Программа воспитательной работы классного руководителя
Павловой Т.В. в классе казачьей направленности (2018/22 учебный год)
Пояснительная записка
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества,
обусловили
создание
и
все
большее
распространение
образовательных
учреждений
казачьей
направленности.
Большое
внимание
уделяется
подрастающему
поколению,
воспитанию
в
духе
казачьих
традиций.
Актуальной
остается
проблема
формирования
национального
этнического
самосознания,
научного,
исторического
мировоззрения
подрастающего
поколения,
которое
может
стать
духовным
стержнем
возрождения
России,
воспитание
любви
к
Отечеству,
своей
малой
Родине,
лучших
гражданских
качеств личности, чувства патриотизма.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в
работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое
ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и
передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает данная
программа. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях
проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе
казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих
ценностей:
Человек – воспитание гуманности.
Семья – первый коллектив ребенка.
Труд – воспитание творчества и потребности в созидании.
Знания – поиск истины.
Культура – воспитание духовности.
Отечество – воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Земля – создание целостного образа мира.
Мир – создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое
воспитательное
мероприятие
должно
быть
разработано
так,
чтобы
затрагивались и духовно-нравственное, и патриотическое, и гражданское, и
художественно-эстетическое, и трудовое воспитание.
С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению
внимания к нравственно-патриотическому, этическому, правовому воспитанию
школьников возникает необходимость в создании данной программы.
Принципы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях
школы;
4. Личностного подхода в воспитании.
Воспитательный процесс направлен:
на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств
личности;
формирование
правильного
отношения
к
окружающему
миру,
природе,
людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Воспитательная работа осуществляется по ряду важнейших направлений:
воспитание познавательных интересов;
развитие сознательной учебной дисциплины;
воспитание отношения к учебе как к главному труду;
воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования.
Структура работы по патриотическому воспитанию
Патриотическое
воспитание
–
это
систематическая
и
целенаправленная
деятельность органов государственной власти и организаций по формированию
у
граждан
высокого
патриотического
сознания,
чувства
верности
своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите Родины.
Направления патриотического воспитания
Военно-патриотическая работа
Изучение
Конституции
Российской
Федерации,
получение
знаний
об
основных правах и обязанностях граждан России , о символах государства —
флаге, гербе России, о флаге и гербе Кубани.
Получение системных знаний по истории казачества в Ставропольском
крае, воссоздающие казачество как целостную, исторически развивающуюся
форму государственной и народной жизни в процессе изучения гуманитарных
учебных предметов, факультативных курсов, посещения музеев и выставок,
подготовки
учебно-исследовательских
проектов,
участия
в
проведении
конкурсов, торжественных и памятных мероприятий, посвященных истории
казачества.
Знакомство
с
героическими
страницами
истории
России
жизнью
замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения
патриотического
долга,
с
обязанностями
гражданина
(в
процессе
бесед,
экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным
местам,
сюжетно-ролевых
игр
гражданского
и
историко-патриотического
содержания, изучения учебных дисциплин).
Получение
знаний
о
роли
казачества
в
истории
края
и
станицы,
проведения военно-спортивных и иных мероприятий.
Участие в подготовке и проведении экскурсий, походов по местам боевой
славы, казачьих ритуалов, мероприятий по увековечиванию памяти казаков,
погибших
при
защите
Отечества,
музеев
казачества,
встреч
с
ветеранами
Великой
Отечественной
Войны,
Вооруженных
сил
РФ,
участниками
вооруженных
конфликтов,
проведении
бесед,
тематических
вечеров,
читательских конференций по военно-патриотической тематике, просмотр и
обсуждение фильмов о подвигах российской армии, защитниках Отечества,
участие в организации игр военно-патриотического содержания, конкурсов и
спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности.
Активное участие в организации, осуществлении и развитии классного и
школьного самоуправления: участие в принятии решений руководящих органов
образовательного
учреждения;
решение
вопро сов,
связанных
с
самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства.
Осуществление подготовки и проведение в образовательном учреждении
акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам Российской
Федерации, памятным датам в истории .
Гражданское воспитание:
воспитание уважения к закону;
развитие гражданской и социальной ответственности;
воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях
школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.
Данная
концепция
предусматривает
новое
содержание
духовно-
нравственного воспитания:
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие
культуры общения;
развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке,
чувства собственного достоинства;
сознание личностной причастности к миру.
Краеведческое и поисковое.
Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа,
развитие творческой деятельности по её возрождению, сохранению и развитию
через изучение народных обычаев, традиций, ремёсел.
Направления для исследовательской работы:
1.
История казачества
Исторические корни казачества (древняя история казачества)
Казачьи войска России
История казачества родной станицы
Символика и награды казачьих войск
Оружие казачьих войск разных времен
Казаки-герои нашей станиц
Памятные места казачества
Гулькевичское районное и городское казачьи общества
История станицы: «Казачья станица – частица великой Родины»
2.
Казачество и православие
История храма нашей станицы
Православные праздники, почитаемые казаками
3.
Традиции казачества, обычаи, обряды
4.
Казачьи единоборства
5.
Фольклор
Песни, танцы, игры.
Пословицы, поговорки, сказки, легенды, предания и др.
6.
Ремесла Кубанского казачества
7.
Одежда казаков
6.Библиография:
Известные писатели и их произведения о казачестве
Художественные произведения о казаках
Экологическое.
Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных
воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений,
изучение природы родного края.
Экскурсионно-туристическое.
Воспитание потребности в изучении истории родного края, города, района,
изучение шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками
других
городов,
воспитание
грамотного
зрителя,
умеющего
отличить
высокохудожественные
образы
традиционной
и
современной
Российской
культуры от низкопробных.
Духовно-нравственное образование и воспитание (предметное)
Воспитание
патриотических
чувств
через
изучаемые
предметы:
истоки,
окружающий мир, литературное чтение, музыка.
Получение систематических знаний о православии в процессе изучения
курса «Основы православной культуры», проведение олимпиад и конкурсов
православной
направленности,
организации
экскурсионно-паломнических
поездок, трудовых и социально-благотворительных акций.
Получение
системных
представлений
об
исторической
и
современной
деятельности Русской Православной Церкви.
Получение
систематических
знаний
о
глубокой
связи
казачества
и
православия.
Получение опыта общественно значимой деятельности, православного
социального служения посредством участия в общественно полезном труде в
помощь
школе,
станице,
родному
краю,
в
делах
благотворительности,
милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых
существах, природе.
Получение
системных
представлений
о
духовно-нравственных
взаимоотношениях
в
православной
казачьей
семье,
расширение
опыта
позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, ее
христианских
духовных
основах,
о
родителях
и
прародителях,
открытых
семейных
праздников,
выполнения
и
презентации
совместно
с
родителями
творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю
семьи,
воспитывающих
уважение
к
старшему
поколению,
укрепляющих
преемственность между поколениями и т.д.)
Спортивная и культурно-массовая работа
Возрождение и развитие народных спортивных игр, воспитание здорового
спортивного соперничества между детьми и взрослыми:
развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
·воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое
воспитание;
развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.
Получение представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных
возможностях
человеческого
организма,
их
обусловленности
экологическим
качеством окружающей среды (в ходе бесед, просмотра учебных фильмов,
игровых и тренинговых программ, уроков и внеурочной деятельности).
Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни –
проведение
бесед,
тематических
игр,
театрализованных
представлений
для
учащихся
младших
казачьих
классов,
сверстников,
населения.
Просмотр
и
обсуждение фильмов, посвященные разным формам оздоровления.
Приобретение
навыков
и
умений
по
военно-физической
подготовке
и
спортивному
совершенствованию,
овладевают
казачьими
видами
спорта
в
процессе проведения занятий по физической и военной подготовке, участия в
деятельности
казачьих
военно-патриотических
клубов,
спортивных
секций,
спортивных мероприятий, походов, казачьих лагерей.
Участие
в
проведении
спартакиад,
эстафет
и
туристических
слетов,
походов
по
родному
краю.
Проведение
краеведческой,
поисковой,
экологической
работы
в
местных
и
дальних
туристических
походах
и
экскурсиях, путешествиях и экспедициях.
Составление правильного режима занятий физической культурой, спортом,
туризмом;
рациона
здорового
питания,
режима
дня,
учебы
и
отдыха.
Ознакомление
со
способами
оказания
первой
доврачебной
помощи
пострадавшим.
Получение
представления
о
возможном
негативном
влиянии
компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед
со
священниками,
педагогами,
школьными
психологами,
медицинскими
работниками, родителями).
Приобретение навыков противостояния негативному влиянию сверстников
и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек, зависимости от
психоактивных
веществ
(научиться
говорить
«нет»)
(в
ходе
дискуссий,
тренингов, ролевых игр, обсуждения видеосюжетов и др.).
Получение
представления
об
эстетических
идеалах
и
художественных
ценностях православия, казачества, культур народов России.
Видение и понимание прекрасного в окружающем мире, природе родного
края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском
и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную
погоду (в ходе изучения художественных произведений, просмотра учебных
фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, изучения городских
и сельских ландшафтах, экскурсий).
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством,
этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта (в процессе
бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов,
фестивалей,
праздников,
экскурсий,
путешествий,
туристско-краеведческих
экспедиций,
изучения
учебных
дисциплин,
на
факультативных
занятиях,
в
рамках кружковой работы и внеурочной деятельности).
Знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за
их работой, участие в беседах, написание сочинений «Красивые и некрасивые
поступки»,
«Чем
красив
казак?»
и
др.,
обсуждение
прочитанных
книг,
художественных
фильмов,
телевизионных
передач,
компьютерных
игр
на
предмет их этического и эстетического содержания.
Получение
опыта
самореализации
в
различных
видах
творческой
деятельности, развитие умения выражать себя в доступных видах и формах
художественного творчества.
Участие
вместе
с
родителями
в
проведении
выставок
семейного
художественного творчества, реализации культурно-досуговых программ.
Эстетическое воспитание:
развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
развитие способности к художественному мышлению;
развитие индивидуальных задатков и способностей;.
Трудовое воспитание:
воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни;
развитие потребности в творческом труде;
воспитание
социально-значимой
целеустремленности
в
трудовых
отношениях;
развитие навыков самообслуживания;
формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Привитие трудовых навыков каждому ребёнку, воспитание потребности
заботиться о чистоте, порядке дома, в классе, в школе, привитие принятых в
обществе трудовых норм.
Развитию
трудовых
навыков
подчинена
работа
кружков,
дежурство
по
уборке классной комнаты, трудовые десанты по уборке территории школы,
работа на пришкольном участке.
Связь семьи и школы
Школа является ведущей и направляющей организацией по отношению к
семье. Она определяет и направляет воспитательную политику. Семья должна
выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к
педагогическому процессу, знакомить с результатами учебно-воспитательного
процесса.
Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей
через духовное возрождение семьи, изучение родословной, истории семьи.
Микросоциум
В
целях
повышения
уровня
воспитательной
работы
предусмотрено
сот рудниче ство
и взаимодействие
с
ветеранами
войны
и
труда,
священнослужителями
Свято-Троицкого
храма
ст.Расшеватской,
родителями
учащихся.
Совместная
работа
школы
с семьей, казачьими обществами и другими
социальными
партнёрами
по
воспитанию
учащихся классов
казачьей
направленности разработана на основе Концепции модернизации российского
образования, которая
подчеркивает исключительную роль семьи в решении
задач воспитания.
Успешное
решение
задач
воспитания
учащихся
классов
казачьей
направленности возможно только при условии взаимодействия семьи, школы,
общественности.
Сотрудничество
всех
этих
структур
становится
все
более
актуальным и востребованным.
Цель
программы: вовлечение
семьи,
казачьих
обществ
и
других
социальных партнёров в единое образовательно-воспитательное пространство в
классах
казачьей
направленности.
Создание
благоприятных
условий
для
обеспечения взаимопонимания школы, семьи и общественности в развитии
личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его
индивидуальности, творческого потенциала.
Задачи:
1. Просветительская
–
научить
родителей
видеть
и
понимать
изменения,
происходящие с детьми, обучающимися в классах казачьей направленности.
2. Консультативная
–
совместный
психолого-педагогический
поиск
методов
эффективного воздействия на воспитанника класса казачьей направленности в
процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная – привлечение семьи, представителей казачьих обществ,
других
социальных
партнёров
к
проведению
мероприятий
по
духовно-
нравственному
воспитанию
учащихся
на
примере
культуры
и
традиций
кубанского казачества.
Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса
в классах казачьей направленности.
3. Совместная
работа
школы,
семьи
по
обеспечению
учащихся
классов
казачьей направленности казачьей формой.
4. Совместная работа с классами казачьей направленности по фольклорному и
иному направлениям.
5. Совместная деятельность родителей, педагогического коллектива, казачьих
обществ по:
умственному развитию
воспитанию нравственной культуры
воспитанию этнической культуры
воспитанию физической культуры и здорового образа жизни
воспитанию трудолюбия.
Организация ученического самоуправления.
Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической
задачей.
Только
ученическое
самоуправление
может
дать
ученику
самостоятельное правильное поведение. Во главе ученического самоуправления
стоит ученический комитет, сформированный на выборной основе из учащихся.
Но значимость классного руководителя со временем не уменьшается.
Функции классного руководителя:
организовывает деятельность в классе;
заботится о развитии и здоровье ребенка;
помогает в решении проблем.
Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию
личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.
Классный руководитель постоянно совершенствует свои умения, знания,
навыки, овладевает современными методами воспитания детей.
Содержание образования и воспитания
в классах казачьей направленности
Данная
программа
способствует
формированию
у
школьников
эмоционально-положительного
отношения
к
казачеству,
гордости
за
принадлежность
к
нему,
готовности
продолжать
его
традиции.
Эта
идея
представляется нам основной в системе казачьего воспитания.
1 класс:
«Моя семья»: исследование своей семьи, кто в семье является казаком, как
зовут, какие они по характеру, их любимые занятия и увлечения.
«Семейные
традиции»:
семейные
традиции,
связанные
с
казачьими
праздниками, обычаями.
«Знакомство со школой»: связь с историей казачества, связь школьных и
казачьих традиций.
«Родной город (станица, хутор)»: улица, на которой я живу, главный город
края, основание родного города (станицы, хутора), связь истории родной улицы
с историей казачества.
«Достопримечательности»:
достопримечательности
родного
города
(станицы, хутора), связанные с историей казачества.
«Труд людей моей местности»: труд казаков.
2 класс:
«Гимн. Герб. Флаг»: изучение гимна, флага, герба Ставропольского края,
своего района, исследование, как они соотносятся с историей казачества.
«Животные
Ставропольского
края»:
значение
животных
для
казачьих
семей, конь – верный друг казака.
«Труд и быт жителей Кубани»: труд знаменитых казаков своего района в
различное
время
года,
трудовые
династии,
строительство
жилищ
казаками,
особенности их строения, православные храмы, традиционные православные
праздники,
почитаемые
казаками,
промыслы
и
ремесла,
которыми
владеют
казаки, живущие в районе, кубанская кухня, традиционная в казачьих семьях.
«Семья»: уклад казачьей семьи, Расшеватский говор, семейные казачьи
традиции.
«Населенные
пункты»:
названиястаницы,
улиц,
связь
их
с
историей
и
бытом казачества.
3 класс:
«Красота
окружающего
мира»:
казачья
тематика
в
произведениях
талантливых людей.
«Лента времени»: исторические события, связанные с жизнью казаков на
Ставрополье..
«Основание
городов
и
станиц»:
образование
городов
и
станиц,
особенности
казачьих
поселений,
православные
храмы,
история
которых
связана с казачеством.
«С верою в сердце»: значение веры для казака, устройство православного
храма, правила поведения в храме.
«История Кубани в символах»: значение символики для казака.
«Твоя
родословная»:
составление
родословной,
определение
казачьих
корней.
«Ты
и
твое
имя»:
изучение
своего
имени,
православные
святые
–
покровители имени, именины.
«Из истории кубанских фамилий»: казачьи фамилии, распространенные
фамилии твоей местности, связь истории казачества с фамилией твоего рода.
«Кто ленится, тот не ценится»: значение труда для казаков, казачьи сказки,
сказы и др., связанные с трудом казака.
«Кубанские умельцы»: промыслы и ремесла, распространенные в казачьих
семьях.
«Народные обычаи и традиции»: традиции и обычаи, распространенные в
казачьих семьях.
«Казачий фольклор»: фольклор, кубанский диалект, казачьи игры.
4 класс:
«История в архитектуре»: отличие уклада казачьего жилища.
«Вещи
рассказывают
о
прошлом»: вещи,
рассказывающие
о
быте
и
истории казаков.
«Народные
ремесла»: казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего
района.
«Одежда казаков »: отличительные особенности казачьей формы, одежды
казачки, современная одежда казаков.
«Как изучают историю Кубани»: современные исследования жизни казаков
на Кубани.
«Обычаи
и
праздники
народов,
живущих
на
Ставрополье
»: традиции
казаков..
Педагогические технологии, используемые при реализации программы:
Проектно-исследовательская деятельность.
Коллективное творческое дело.
Деятельностный подход в обучении.
Педагогика сотрудничества.
Технология проблемного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Предполагаемые результаты реализации программы
Основные цели и задачи программы:
ф о р м и р о в а н и е
ц е н н о с т н ы х
о р и е н т а ц и й
ч е р е з
о р г а н и з а ц и и
жизнедеятельности казачьего класса;
знакомство с историей станицы , со своей родословной;
формирование положительного отношения к казачьим традициям;
воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение прошлого и
настоящего малой Родины, истории и традиции казачества;
воспитание
личности:
мыслящей,
творческой,
духовной,
гуманной,
свободной, любящей свою Родину;
возрождение
казачества,
упрочение
единства
и
дружбы
народов,
проживающих на территории Новоалександровского района и ст. Расшеватской.
Ожидаемые результаты реализации программы:
активная жизненная позиция;
знание истории, традиций и обычаев кубанских казаков;
знание истории района и города Гулькевичи;
развитие патриотизма, любви к малой Родине;
умение вести исследовательскую работу.
По
каждому
из
направлений
учебно-воспитательной
работы
в
классах
казачьей
направленности
должны
быть
предусмотрены
и
достигнуты
следующие результаты.
Военно-патриотическая работа:
устойчивое
духовно-нравственное отношение к России, казачеству, своему
народу,
краю,
отечественному
культурно-историческому
наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам:
русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов
государства, Ставропольского края, основных прав и обязанностей граждан
России;
готовность
(знание,
основные
умения
и
начальный
опыт)
к
казачьему
воинскому, социальному, трудовому служению;
осознание
защиты
Отечества
как
священной
обязанности
казака
и
конституционного долга гражданина;
знание
национальных
героев,
важнейших
событий
истории
России
и
Ставрополья,
понимание
места
и
роли
России
в
современных
мировых
процессах;
знание государственных праздников, их истории и значения для общества;
сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям
(семья,
школа,
казачье
общество,
сообщество
сельского
поселения,
определение своего места и роли в этих сообществах;
умение
самостоятельно
разрабатывать,
согласовывать
со
сверстниками,
педагогами, родителями, старшими казаками и выполнять правила поведения в
семье, школьном и казачьем коллективах;
Духовно-нравственное образование и воспитание:
укорененность в православной традиции, вере и любви к Богу, казачеству и
ближним;
осознание
своей
причастности
к
Русской
Православной
Церкви,
знание
церковной
традиции,
благоговейное
отношение
к
святыням
Русской
Православной Церкви;
сформированность
нравственного
самосознания
(понятия
о
добре
и
зле,
правде и лжи), усвоение таких качеств, как добросовестность, справедливость,
верность, долг, честь, благожелательность;
наличие
навыков
добродетельной
жизни
(христианского
благочестия),
развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие,
целомудрие и др.; хранение чести и гражданского достоинства;
опыт
противостояния
злу,
различения
греха
непослушания,
обидчивости,
зависти, лени и др.);
сформированность эстетических чувств, умения видеть красоту Божьего мира,
красоту и внутренний смысл православного Богослужения;
сформированность
целостной
картины
мира
на
основе
христианских
ценностей,
правильного
понимания
соотношения
знания
и
веры,
науки
и
религии, из значения для жизни человека;
готовность
к
самоограничению
для
достижения
православных
казачьих
идеалов;
стремление
вырабатывать
и
осуществлять
личную
программу
самовоспитания;
понимание
и
сознательное
принятие
православных
казачьих
норм
взаимоотношений в семье; осознание семьи как малой Церкви, ее значения для
жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;
умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить честью казака,
честью своей семьи, кадетского школы; понимание отношений ответственной
зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в
коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные,
искренние
отношения,
основанные
на
христианских
нормах;
стремление
к
честности
и
скромности,
красоте
и
благородству
во
взаимоотношениях;
представление о дружбе и любви;
уважительное отношение к другим религиям;
Спортивная и культурно-массовая работа:
знание
единства
и
взаимовлияния
различных
видов
здоровья
человека:
физического,
физиологического,
психического,
социально-психологического,
духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними
факторами;
осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного
образа жизни;
знание и усвоение основных вариантов здорового образа жизни;
опыт здоровьесберегающей деятельности;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека,
его образования, труда и творчества, всестороннего развития личности;
знание
и
выполнение
санитарно-гигиенических
правил,
соблюдение
здоровьесберегающего режима дня;
умение
рационально
организовать
физическую
и
интеллектуальную
деятельность, оптимально сочетать труд и отдых, различные виды активности в
целях
укрепления
физического,
духовного
и
социально-психологического
здоровья;
резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков,
наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение
к
лицам
и
организациям,
пропагандирующим
курение
и
пьянство,
распространяющим наркотики и другие ПАВ;
опыт противодействия негативным факторам, способствующим ухудшению
здоровья.
способность видеть и ценить прекрасное в природе, труде, служении, быту,
спорте и творчестве людей, общественной жизни;
понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
опыт
эстетических
переживаний,
наблюдений
эстетических
объектов
в
природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому
себе;
интерес
к
занятиям
творческого
характера,
различным
видам
искусства,
художественной самодеятельности;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение
выражать себя в доступных видах творчества.
Литература:
1. Примерная
программа
духовно-нравственного
развития,
воспитания
и
социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. М., 2011.
2. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) / Автор – состав.
С.А. Цабыбин. Волгоград, 2006.
3. Воспитательный
процесс:
изучение
эффективности.
Методические
рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2001.
4. Воспитать человека. Сборник нормативно-правовых, научно-методических,
организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М., 2002.
5. Газман
О.С.,
Иванов
А.В.
Содержание
деятельности
и
опыт
работы
освобожденного классного руководителя (воспитателя). М., 1992.
6. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. М., 2004.
7.
Работа
классного
руководителя.
Методическое
пособие
/
Под
ред.
Е.А.
Слепенковой. М., 2006.
8. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы
управления. М., 2001.
9. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М., 2000.
10.
Социальная
компетентность
классного
руководителя:
режиссура
совместных действий. / Под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. М., 2006.
11. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория методика, технология. М.,
1991.
12. Бондарь Н.И. Возродятся ли казачьи «потешные полки?» Казачьи вести,
1992. № 16..
13. Капица О.И.Детский фольклор. Песни. Потехи. Дразнилки. Сказки. Игры.
14.
Подосинникова
Н.В.
Казачья
школа:
готовить
защитника
Родины.
Учитель.1996. № 2.