Автор: Хон Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Нижнеомский детский сад № 1
Населённый пункт: с. Нижняя Омка, Омская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Осень"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Нижнеомский детский сад №1»
Конспект по образовательной области
«Развитие речи»
по теме: «Осень»
(подготовительная группа группа)
Воспитатель:
Хон Ольга Александровна
2018 г.
НОД «Осень»
Цель: закрепление знаний детей об осени и осенних явлениях.
Задачи:
- закрепить знания детей об осени;
- развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;
- воспитывать интерес к изменениям в природе.
Предварительная работа: рассматривание картин об осени, беседы об
осени; разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени; рисование осени в
свободной деятельности;наблюдение за осенней природой на прогулках.
Материалы: ноутбук, письмо, картинки листьев, мяч.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я обнаружила письмо, но
не стала его открывать. Давай вместе откроем и посмотрим, что же в нём
написано. «Здравствуйте, ребята! Очень хочу знать, что такое осень.
Расскажите мне пожалуйста об этом времени года. Незнайка».
(На экране монитора появляется Незнайка).
А вот и сам Незнайка. И лицо у него невеселое… Ну что, ребята,
расскажем Незнайке всё, что мы знаем об этом замечательном времени года?
Дети: Да, расскажем!
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы умеете и любите разгадывать
загадки. Давайте это пакажем нашему гостю.
Летит, рычит, пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
Надо мною, над тобою пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез. (туча)
Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет.
И никуда я не иду, покуда он идет. (дождь)
Листья желтые летят, падают, кружатся
И под ноги просто так как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто… (листопад)
Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадки. А когда бывает
ветер, туча, дождь, листопад?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Конечно осенью. Какие осенние месяцы вы знаете?
( ответы детей)
Дети: Осенние месяцы - Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Воспитатель: Какой месяц обозначает начало осени?
Дети: (Начало осени обозначает сентябрь)
Воспитатель: Как можно назвать осень в сентябре?
Дети: Ранняя осень.
Воспитатель: А что происходит с природой в сентябре?
Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, воздух чист,
летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает
трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам
бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи,
поспевают клюква.
Воспитатель: Какой месяц обозначает середину осени?
Дети: Месяц октябрь. Середина осени называется золотой.
Воспитатель: Какая погода в октябре?
Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает
листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют,
цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые
исчезли, солнце светит редко.
Воспитатель: Как можно назвать осень в ноябре?
Дети: Поздняя осень.
Воспитатель: Что вы можете сказать о ноябрьской природе?
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые,
травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со
снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и
покрываются инеем.
Игра «Погода осенью»
Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь -
дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно – ясная
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно говорите о погоде. С
давних времен люди сочиняли пословицы, поговорки, приметы про
осень.Давайте и мы с вами вспомним их, а Незнайка будет вас внимательно
слушать и запоминать.
Дети:
Пословицы:
1.
Коли ясно, то и осень прекрасна.
2.
Осень идет, и дождь за собой ведет.
3.
Красна весна цветами, а осень пирогами.
4.
От осени к лету, поворота нету.
5.
Лето со снопами, осень с пирогами.
6.
Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.
Приметы:
1.
Осенью паутина на ясную погоду.
2.
Гром в сентябре - теплая осень.
3.
Много желудя на дубе - к лютой зиме.
4.
Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
5.
Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
6.
Если снег выпадает днем, то стает, если ночью - будет лежать
прочно.
7.
Когда гусь улетает, снег выпадает.
Воспитатель: Ребята, мне понравились ваши ответы, вы назвали много
интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки
остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Воспитатель: А как вы считаете, для чего деревья сбрасывают листву?
Дети: (Чтобы не замерзнуть, сохранить свою жизненную силу, дать
почве полезные вещества, укрыть насекомых, чтоб ветки не сломались от
снега).
Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас с вами превратимся в
осенние листочки. (физминутка)
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер – полетели,
Мы летели и летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (выполняют движения по тексту).
Воспитатель: Ой, как много на ковре листочков! Давайте поиграем в
игру, которая называется «Назови правильно». Я буду показывать лист, а вы
называть с какого он дерева. Если я неправильно назову лист, вы исправьте.
(Показ листьев - дети говорят название дерева).
Воспитатель: Очень хорошо, умеете определять деревья. Дети, а что
было бы, если к нам совсем не пришла осень?
Дети: Никогда бы не было коротких дней, не смогли надеть осеннюю
одежду, не увидели золотую листву, не было бы листопада, не успели бы
улететь птицы на юг, не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда,
насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли, не убирали
бы богатый урожай в огородах, не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель: Из ваших ответо видно, что осень вам нравиться, а какие
красивые слова вы могли бы сказать про осень. Давайте поиграем в игру
«Осенние слова». Кому достанется мяч, тот скажет слово об осени.
Дети: Осень золотая, осень лучезарная, осень пышная, раскошная,
щедрая, прекрасная, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая,
долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, хорошая,
дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая,
очаровательная, тихая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Вы очень внимательны. Ребята,
посмотрите! У Незнайки появилась улыбка на лице. А раз он улыбается,
значит ему понравились ваши знания об осени. Он радуется, что узнал от вас
об этом удивительном времени года. В следующий раз он обязательно придет
к нам снова, чтобы узнать что-нибудь новое. А мы обязательно ему поможем.
(Дети прощаются с персонажем)
Итог занятия: педагог предлагает рассказать детям о том, что они
сегодня делали, какие игры им понравились. Кто занимался лучше всех, а
кому нужно быть активнее и внимательнее.