Автор: Попович Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОБОУ "Центр адаптированного обучения"
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по учебному предмету "Чтение" в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему: "Львиная доля. Дагестанская сказка"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по чтению (3 класс 8 вида)
Тема: «Львиная доля» Дагестанская сказка.
Цель:
1. Продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного,
выразительного, осмысленного, беглого); учить умению оценивать поступки
героев.
2. Развивать: - умение самостоятельно работать с текстом;
- читательское умение предопределять содержание;
- речь учащихся;
- умение сравнивать, выделять главное.
3. Воспитывать: -культуру восприятия нанайской народной сказки на основе
древних представлений человека об окружающем мире;
- нравственные качества личности ребёнка;
- создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Индивидуальная самостоятельная работа – выборочное чтение, нахождение
глаголов, формулирование вывода, домашнее задание (придумай своё
продолжение сказки).
Фронтальная работа – подводящий диалог, словарная работа.
Методы и приемы: Наглядные: демонстрационные и раздаточные карточки.
Словесные: художественное слово, подводящий диалог, вопросы для
актуализации знаний, вопросы уточняющего характера, проблемные
вопросы, одобрение ответов учащихся.
Практические: задания поискового характера, задания обобщающего
характера, сотрудничество.
Оборудование: Демонстрационный материал: карточки со словами.
Содержание урока
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
(Направлен на подготовку обучающихся к работе)
Учитель: Доброе утро, ребята. Сейчас 1 урок, а значит у нас урок чтения.
Давайте вспомним, что мы с вами делаем на уроке чтения:
(на доске записи)
1. Читаем (как?)
2. Думаем
3. Рассуждаем
4. Отвечаем (как? полным ответом)
II Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам:
Какую сказку читали на прошлом уроке? ( Алмазный топор)
Скажите. Что делал бедняк на берегу реки? ( рубил дрова)
Что случилось с топором бедняка? ( упал в реку)
Кто пришел на помощь бедняка? (старик)
Прочтите описание старика. ( Ученик. Читает на стр.105)
Сколько раз старик нырял в реку? (3)
Какие топоры он доставал и какой забрал старик.
Прочитайте и скажите, как отнесся к богатству бедняка богач? 9 ( стр. 106 )
Какой топор хотел получить богач? ( алмазный)
Чем закончилась эта сказка? Прочтите.
III. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой «Львиная
доля», узнаем почему она так называется, кто главные герои этой сказки.
- Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?
Ученики только предполагают, что это может быть авторская сказка, а может
быть народная.
Учитель: Чтобы узнать точно, мы должны познакомиться с эти
произведением.
IV. Изучение нового материала.
1) Подготовка к восприятию сказки. Учитель читает сказку.
Проверка первичного восприятия.
-С чего начинается наша сказка, прочтите?
- Какие действующие лица противопоставляются в сказке? Назовите их.
Учащиеся высказывают и аргументируют свою точку зрения.
Словарная работа:
наутек
рассвирепел
поохотился
- Как вы понимаете значение первого слова?
- А что вы думаете о значении второго слова?
-Кто мне скажет, что обозначает последнее слова?
А теперь откройте свои словарики и давайте запишем их значения к себе в
тетрадь.
V.Физминутка.
На болоте две лягушки, две зелёные подружки
Рано утром умывались, полотенцем растирались;
Ножками потопали, лапками похлопали.
Вправо, влево наклонились и обратно возвратились.
Вот здоровья в чём секрет! Всем друзьям – физкультпривет!
VI. Закрепление ранее изученного.
1. Чтение сказки по цепочке. (читают все учащиеся)
2.Игра «Отгадай произведение».
3.
Учитель: следующая игра называется «Отгадай произведение». Я вам
приготовила карточки с отрывками из произведений изученного раздела.
Сейчас я раздам каждому ряду, а вы объединитесь в группы, прочитаете
отрывок, найдёте подходящее название произведения, записанные на доске
и назовёте автора, данного произведения.
Карточка 1.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин)
Карточка 2.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, рак и щука» И. А.
Крылов)
Карточка 3.
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не
слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и
невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обед за печкой.
(«Старый дед и внучек» Л. Н. Толстой)
4.
Игра «Доскажи словечко».
Учитель : А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».
Слово спряталось куда-то.
Слово спряталось и ждёт:
Пусть найдут меня ребята,
Ну и кто меня найдёт?
Учитель: Готовы, ребята? Начинаем…
- Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою … (пряжу)
- Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 …(года)
- Он рыбачил 30 лет и 3 года и не слыхивал, чтобы рыба …(говорила)
- Отпусти ты , старче, меня в море! Дорогой за себя дам …(откуп)
- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно ,…(старче)
- Воротился старик ко старухе, у старухи новое …(корыто)
- Впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои …(сани)
- не посмел я взять с неё выкуп; так и пустил в синее…( море)
- не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою …(дворянкой)
Учитель: Молодцы, ребята!
X. Подведение итога урока.
Что вам больше всего понравилось на уроке?
С какой сказкой познакомились на уроке?
Какое настроение у вас было до урока, а какое сейчас?
XІ. Выставление и комментирование оценок.
ІX. Домашнее задание.
Прочитать сказку и ответить на вопросы после сказки на страницах 108 – 109.