Автор: Чемпосова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №173
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Комплекс пальчиковых гимнастик ."
Раздел: дошкольное образование
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик
Разработала: Чемпосова Юлия Викторовна
Предлагаемые
упражнения
способствуют
развитию
мелкой
моторики,
синхронизации
работы
полушарий
головного
мозга.
Пальчиковые
гимнастики,
очень
нравятся дошкольникам. К тому же в игровой форме дети могут закреплять знания об
окружающем
мире.
В
упражнениях
комплекса
используется
точечный
массаж,
позволяющий активизировать внимание, память
Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
«моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,
поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.
гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
каждый палец зажимаем в кулачке
Пальчиковая гимнастика
Осень
Осень, осень,трем ладошки друг о друга
Приходи!
зажимаем кулаки по очереди
Осень, осень,трем ладошки друг о друга
Погляди!
ладони на щеки
Листья желтые кружатся,
плавное движение ладонями
Тихо на землю ложатся.
ладони гладят по коленям
Солнце нас уже не греет,
сжимаем и разжимаем кулаки по очереди
Ветер дует все сильнее,
синхронно наклоняем руки в разные стороны
К югу полетели птицы,
«птица» из двух скрещенных рук
Дождик к нам в окно стучится.
барабанить пальцами тo по одной, то по другой
ладони
Шапки, куртки надеваем
имитируем
И ботинки обуваем топаем ногами
Знаем месяцы:
ладони стучат по коленям
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.
кулак, ребро, ладонь
Урожай
Овощи растут на грядке.
скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать
пальцы
Посчитай их по порядку:
соединить по очереди пальцы на двух руках
Капуста, перец, огурец,
кулак, ребро, ладонь
Я сегодня молодец.
гладим себя по груди
На грядке овощи растут,
скрестить пальцы на двух руках, по очереди поднимать
пальцы
Что же мы увидим тут?
соединить по очереди пальцы на двух руках
Картофель, помидор, морковь,
кулак, ребро, ладонь
Мы себя похвалим вновь.
гладим себя по груди
Грибы да ягоды
Я в лесу нашел грибок.
Я сорвать его не смог:
ладонь одной руки лежит на кулаке другой (меняем)
Дождь грибочек поливал,
пальцы ласково глядят по щекам
И грибочек подрастал.
руки сцепляем пальцами, постепенно увеличивая круг
называем грибы
Ягодка росла в лесу.
Я домой ее несу.
кулак одной руки лежит на ладони другой (меняем)
Солнце ягодку согрело,
пальцы ласково гладят по щекам
Наша ягодка поспела.
делаем круги, соединяя по очереди все пальцы с большим,
одновременно на двух руках
называем ягоды
Зима
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.
ладошкой массажируем кончик носа
Снег,
плавные движения ладонями
Сугробы,
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу – вперед!
одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте,
кулак (меняем)
Теплые штаны наденем,
ладонями проводим по ногам
Шапку, шубу, валенки.
ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами
Руки в варежках согреем
круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони
И завяжем шарфики.
ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи
Зимний месяц называй!
ладони стучат по коленям
Декабрь, Январь, Февраль.
кулак, ребро, ладонь
«Новый год»
Наступает Новый год!
хлопаем в ладоши
Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу
Висят на елке шарики,
поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики.
Вот сверкают льдинки,
сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки.легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет,
пальцы шагают по коленям или по полу
Всем подарки он несет.
трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать:
хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая
— кулаком, а затем меняем
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.
по очереди массажируем каждый палец
Где вы, рыбки?
Рыбки, рыбки, где вы, где?
Рыбки плавают в воде.
Вы плывете, рыбки, сами?
Машете вы плавниками.
Что блестит, как жар горя?
На вашем теле чешуя.
Рыбки, рыбки, вы не спите.
Вы плывите! Вы плывите!
Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб.
По
сигналy
взрослого
замирают,
приняв
определенную
позу,
которая
заранее
оговаривается.
Рыбка – присесть.
Ночь – закрывают глаза, две сложенные руки вперед.
Червячок – руки, сложенные вместе, вверх.
Букет цветов
Посадили зернышко,
ведущий кладет в ладони всем детям «зернышко»
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети – свети!
кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Зернышко, расти – расти!
ладони вместе, руки двигаются вверх
Появляются листочки,
ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим
пальцем на двух руках одновременно
Распускаются цветочки.
кисти сжимаем и разжимаем по очереди
Пальчиковая гимнастика «Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук.
Наши ушки слышат стук.
возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза
Вот ладошечки шуршат,
потирание ладоней друг о друга
Наши пальчики трещат.
потирание кулачков друг о друга
Теперь в ладоши громко бей,
хлопки
А теперь ты их согрей.
ладони на щеки
К путешествию готовы?
кулаки на коленях
Да!
руки вверх, ладони раскрыть
В путь отправимся мы снова:
вращательные движения кистями
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
руки вытянуты в стороны, ладони напряжены
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне. ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз
Едет поезд,
ребром ладони двигаем по коленям или по столу
Колеса стучат.
кулачки стучат по коленям или по столу
С поезда много веселых ребят (зверят).
подушечками пальцев поочередно нажимаем на
колени или на стол
Перечислить имена детей (зверей). Дети повторяют и хлопают ладонями по коленям или
по столу.
Пальчиковая гимнастика «В гости к кошке»
Позвала нас в гости кошка,
ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке.
пальцы «шагают» по коленям или по столу
Топ-топ,
ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг,
кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики,
ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик.
кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Видим дерево высокое,
наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое.
волнообразные движения кистями
Топ-топ,
ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг,
кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики,
ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик.
кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Птицы песенки поют
ладони перекрестно — «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют,
пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают.
ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ,
ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг,
кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики,
ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик.
кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Это дом,
«крыша»
А в нем окошко.
«окно»
Нас встречают кот и кошка.хлопаем в ладоши
Топ-топ,
ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг,
кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики,
ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик.
кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Мы немножко погостим
руки «здороваются»
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ,
ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг,
кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики,
ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик.
кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Слова для упражнения с шумовыми инструментами
Чики-чи, чики-чи.
Кто же это так стучит?
левая ладонь накрывает правый кулак и наоборот
Крепко глазки закрываем,
дети закрывают глаза ладонями
Кто это стучит — узнаем.
ведущий кладет перед кем-то бубен (барабан, молоточек)
Ведущий отстукивает ритм, ребенок повторяет.
Магазин одежды
Открываем магазин, соединить ладони, круговые движения в противоположные стороны
Протираем пыль с витрин.
ладонь 1 руки массажирует тыльную сторону другой и
наоборот
В магазин заходят люди,
подушечки 4 пальцев одной руки двигаются по тыльной
стороне другой
Продавать одежду будем.
костяшки сжатых в кулак пальцев двигать вверх- вниз по
ладони другой руки
дети называют различную одежду
Магазин теперь закроем,
фаланги сжатых в кулак пальцев вращать по центру другой
ладони
Каждый пальчик мы помоем.
массаж каждого пальца между фалангами
указательного и среднего пальцев другой руки
Потрудились мы на «пять» – потираем ладони
Пальцы могут отдыхать.
поглаживаем каждый палец
Найди животных
Мы тихонько в лес зайдем. пальцы шагают по столу (коленям)
Что же мы увидим в нем?
одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо (меняем)
Там деревья подрастают,
К солнцу ветки направляют.
одна рука «растет» через отверстие, образованное
пальцами другой руки (и наоборот)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука – ребро, вторая рука – кулак (и наоборот)
дети по очереди называют диких животных
По деревне мы шагаем,
пальцы шагают по столу (коленям)
Видим будки и сараи.
одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука – ребро, вторая рука – кулак (и наоборот)
дети по очереди называют домашних животных
В жарких странах оказались,
пальцы шагают по столу (коленям)
Очень долго удивлялись.
одна ладонь закрывает глаз, вторая – ухо (меняем)
Тики-ти, тики-ти,
два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза – кулаками
Животных мы хотим найти.
одна рука – ребро, вторая рука – кулак (и наоборот)
дети по очереди называют животных жарких стран
Точка внимания
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут,
пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут.
то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать.
нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять
руки)
Помассировать по кругу,
круговые движения указательным пальцем одной руки по
центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку.
легко пошевелить пальцами
Давим,
крепко сжать кулаки
Тянем,напряженно вытянуть пальцы
Отдыхаем.
расслабить кисть
Мы внимательными станем!
скрестить руки на груди
Внимательный мишка
По полянке мишка шел
пальцы одной руки шагают по ладони другой
И в бочонке мед нашел.
царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой
Лапкой мед он доставал,
надавливание на центр ладони указательным пальцем другой
руки
Язычком его лизал.
круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой
руки
Нету меда!
крепко зажать кулаки
Где же мед?
выпрямить напряженные пальцы
Ищет мишка — не найдет. ладони на щеках, качаем головой
Hyжнo обязательно
Мишке быть внимательным.
указательными пальцами обеих рук стучим по коленям
в ритме фразы
Это звери
У зверей четыре лапы.
поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках
Когти могут поцарапать.
пальцы двигаются как коготки
Не лицо у них, а морда.
соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди
разъединять пальцы, опуская их вниз
Хвост, усы, а носик мокрый.
волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые
движения пальцем по кончику носа
И, конечно, ушки
растираем ладонями уши
Только на макушке.
массажируем две точки на темени
Точечный массаж
На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном.
массажируем точку между бровей
Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит.
массажируем точки на висках
Упражнение перед психомышечным расслаблением
Уже круг, шире круг.
Видим руки. Нету рук.
Упражненье начинаем,
Руки выше поднимаем.
Кулачки зажали. Тихо посчитали:
1, 2, 3, 4, 5. Ручки могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Оказались за рулем —
Мы машину вдаль ведем.
Крепко руль держали. Ехали — устали.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
На корабль мы попали,
Волны сильно нас качали.
Чтоб случайно не упасть,
Ноги нужно напрягать.
1, 2, 3, 4, 5. Ноги могут отдыхать.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Вот мы на велосипеде
Едем, едем, едем, едем.
Все проехали дороги,
Отдыхают наши ноги.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Набежала черная туча —
Мы глаза зажмурим лучше.
Все лицо мы напрягаем,
Теперь спокойно отдыхаем.
Улыбнулись, рассердились,
Очень сильно удивились.
Дождь пошел и сильный ветер —
Задрожали наши дети.
Все наше тело в напряженье,
Очень трудно без движенья.
1, 2, 3, 4, 5. Теперь мы можем отдыхать.
Всем, конечно, очень нравится
Лечь, глаза закрыть, расслабиться.
Психомышечное расслабление «Цветные краски»
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.
В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в
тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот
коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий
мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать
всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать
подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно,
помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и
ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.
Мишка Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой — узнай.
задания подбираются в зависимости от цели и темы занятия
Массаж ладоней
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Ласковое солнышко
Набежали на небо темные тучки и закрыли солнышко. Сразу стало холодно. Замерзают
пальчики, руки, ноги. Мы стали как льдинки. Но вот из-за тучки показался солнечный луч.
Он погладил нас по носику, но щечкам. И они согрелись. И вдруг выглянуло все солнце.
Оно было большое, желтое и очень-очень теплое. Солнышко растопило все льдинки. Оно
обогрело нас, каждый наш пальчик стал теплым. Согрелись и стали теплыми руки.
Согрелись и стали теплыми ноги. Потеплели плечи, грудка, живот. Мы стали спокойными,
добрыми, ласковыми, как солнышко. Мы успокаиваемся, дышим ровно, глубоко. Вдох —
выдох. Мы теперь спокойные. Руки и ноги нас слушаются. Мы можем управлять собой.
Солнышко пощекотало нас, и мы улыбнулись, открыли глаза, потянулись. Повернулись на
бок. Встали.
Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас.
массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами.
массажируем точки на висках
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.
«Как у нас семья большая»
Как у нас семья большая
Да весёлая.
(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)
Два у лавки стоят,
(загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят,
(загнуть указательные пальцы на обеих руках)
Два Степана у сметаны объедаются.
(загнуть средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются.
(загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются.
(загнуть мизинцы)
«Пальчики засыпают»
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
(поочерёдно загибают пальчики)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочерёдно разгибают пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«Есть игрушки у меня»
Есть игрушки у меня:
(хлопают
в
ладоши
и
ударяют
кулачками
друг
о
друга
попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе?
Как узнать?
Помогите сосчитать!
(хлопают
в
ладоши
и
ударяют
кулачками
друг
о
друга
попеременно)
«Осенние листья»
Раз, два, три,
Четыре, пять,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«шагают» по столу средними и указательными пальчиками)
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
(плавные волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(спокойно укладывают ладони на стол)
«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(удары
по
столу
пальчиками
обеих
рук.
Левая
начинает
с
мизинца, правая – с большого пальца)
Вышел дождик погулять.
(беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шёл неспешно, по привычке,
А куда ему спешить?
(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по
столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!»
(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
(часто и ритмично бьют в ладоши)
Ох!
(один хлопок)
И ушёл. Газон засох.
(ритмичные хлопки по столу)
«Компот»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот!
(левую
ладошку
держат
«ковшиком»,
указательным
пальцем
правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
(опять «варят» и «мешают»)
«Овощи»
У Лариски – А у Вовки –
Две редиски. Две морковки.
У Алёшки – Да ещё у Петьки –
Две картошки. Две хвостатых
У Серёжки сорванца – редьки.
Два зелёных огурца.
«Однажды хозяйка с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
(шагают пальчиками по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
(попеременные удары кулачками и ладонями)
Картошка? Капуста? Морковка?
Горох? Петрушка иль свёкла?
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
(стучат ребром каждой ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свёклу.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
(ладони складывают крест-накрест на столе)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свёкла.
(загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках)
Ох!
(хлопок)
И суп овощной оказался неплох!
(показывают, как едят суп)
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
(пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших)
В лес идём мы погулять.
(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
(загибают пальчики, начиная с большого)
«Грибы»
Топ-топ – пять шагов,
(дети «шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов.
Мухомор красный –
Гриб опасный.
(сгибают и разгибают кулачки)
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!
(на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику,
начиная с большого)
«Алёнка»
Алёнка-маленка
Шустра, быстра:
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
(загибают пальчики по одному)
Везде поспела.
В охотку ей дело.
(хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза)
«Наша квартира»
В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего
10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик5 тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)
«Гномики-прачки»
Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)
«Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на
каждое
название
обуви
загибают
по
одному
пальчику,
начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают
на
обеих
руках
пальчики
по
одному,
начиная
с
больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки под
щёку)
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились,
(ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали и резвились.
(ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
(дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук
по столу)
Дал большущие пакеты,
(«рисуют» руками большой круг)
В них же – вкусные предметы:
(ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого)
«Подарки»
Дед Мороз принёс подарки:
(шагают пальчиками по столу)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
(на
каждое
название
подарка
загибают
по
одному
пальчику
сначала на правой, потом на левой руке)
«Ёлочка»
Перед нами ёлочка
(пальцы
рук
переплетены,
из
больших
пальцев
–
верхушка
«ёлочки»)
Шишечки, иголочки.
(кулачки; указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики,
(«шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки,
(«ушки»
из
указательного
и
среднего
пальцев;
обе
ладони
сложены, пальцы сжаты)
Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный
пальцы стоят на столе)
«Пирог»
Падал снег на пирог.
(дети два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)
Ручейком пирог утёк.
(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)
Пирожки себе пеки
Не из снега – из муки.
(опять показывают, как пекут пирог)
«Сидит белка на тележке»
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке-сестричке, Мишке толстопятому,
Воробью, синичке, Заиньке усатому.
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
«Бурёнушка»
Дай молочка, Бурёнушка,
Хоть капельку – на донышке.
(показывают, как доят корову)
Ждут меня котятки,
Малые ребятки.
(делают «мордочки» из пальчиков)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
(снова доят)
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт
рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница,
(грозят пальчиком)
Мы тебя хотим поймать.
(медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(сложенными
вместе
ладонями
изображают,
как
плывёт
рыбка)
Крошку хлебную взяла.
(делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(снова «плывут»)
«Каша»
Каша в поле росла,
(дети подняли руки, шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла.
(«идут пальчиками по столу)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Всем дадим по ложке!
(разжимают кулачки)
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
(дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас,
(показывают 10 пальцев)
А он один.
(показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
(загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура.
(бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!!
(сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!!
(«бегут» пальцами по столу)
«Машина каша»
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
(сгибают и разгибают кулачки)
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
(загибают по одному пальчику)
Всю посуду заняла,
Всё до крошки раздала.
(сгибают и разгибают кулачки)
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт там лапу.
(загибают по одному пальчику)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
(хлопки ладонями)
«Где обедал воробей?»
Где обедал, воробей?
(машут перекрещёнными ладошками)
В зоопарке у зверей!
(ладошки изображают раскрывающуюся пасть)
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
(на каждое название животного загибают по одному пальчику
сначала на левой, затем на правой руке)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
(изображают раскрывающуюся пасть животного)
«Птички»
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
(загибают по одному пальчику на обеих руках)
Эта птичка – злой орлан.
(машут сложенными накрест ладонями)
Птички, птички, по домам.
(машут обеими руками, как крыльями)
«Сорока – белобока»
Сорока-белобока Сорока-белобока
Кашку варила, Кашку варила,
Детишек кормила. Детишек кормила
Этому дала, Этому не дала:
Этому дала, Ты воды не носил,
Этому дала, Дров не рубил,
Этому дала, Каши не варил -
Этому дала. Тебе ничего нет!
«Уточка»
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.
(«идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь)
Вела детей за собою,
И малого, и большого,
(загибают безымянный палец, мизинец)
И самого любимого.
(загибают указательный палец)
«Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)
Всем хватило зёрнышек.
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
«Ласточка»
Ласточка, ласточка, - За морем бывала,
Милая касаточка, Весну добывала.
Ты где была? Несу, несу
Ты с чем пришла? Весну-красну.
(на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с
одним пальчиком, начиная с указательного,- сначала на правой,
потом на левой руке)
«Дрозд-дроздок»
Дружок ты мой, дрозд,
(машут сложенными ладонями, как крыльями)
В крапинку хвост,
Носик – остренький,
Бочок – пёстренький,
Перья – тонкие,
Песни – звонкие.
(загибают
по
одному
пальчику
на
обеих
руках,
начиная
с
большого)
Весной распеваются,
Зимой забываются.
(машут сложенными ладонями, как крыльями)
«Что принёс нам почтальон?»
Что принёс нам почтальон?
(сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он.
(«шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли – две кассеты
И письмо от тёти Вали,
Чтоб её приезда ждали.
(на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная
с большого)
«Повар»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
(ребром ладони стучат по столу)
Повар леща берёт
И опускает в компот.
Бросает в котёл поленья,
В печку кладёт варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьёт поварёшкой.
Сахар сыплет в бульон.
(загибают пальчики, начиная с большого)
И очень доволен он!
(разводят руками)
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два,
Три – красавица НЕВА,
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ,
Пять – гуляю по САДОВОЙ,
Шесть – к ИСААКИЮ схожу
И на купол погляжу.
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД.
Как красив его наряд!
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы,
Были там, наверно, вы.
Девять – повстречался мне
МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне.
Десять – из-за поворота
Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА.
(на каждое название загибают по одному пальцу)
«Весна»
Иди, весна, иди, красна,
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок,
Яблоки душистые,
Груши золотистые,
Большой урожай в наш край.
(загибают по одному пальчику с мизинца)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель.
(Ритмично,
на
каждый
слог
стучат
по
столу
подушечками
пальцев, начиная с большого)
«В школу»
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Но свой садик не забуду!
(грозят указательным пальчиком)