Напоминание

"Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми."


Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: Структурное подразделение им. П. А. Юдина МБДОУ"Детский сад"Лукоморье"
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мордвинкина Елена Владимировна

воспитатель

структурного подразделения

им. П. А.Юдина

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»

городского округа г. Михайловка

Волгоградской обл.

Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных

технологий в работе с детьми.

В

современном

технологичном,

напряжённом

мире,

необходимо

сберечь

здоровье

наших

воспитанников,

как

физическое,

так

и

эмоциональное,

психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть

свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в

прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это

учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо

обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и

вырастить

полноценного

здорового

человека,

развитого

разносторонне.

Детский

возраст

период

в

жизни,

когда

даже

самые

незначительные

отрицательные

переживания

могут

стать

серьезным

травмирующим

фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. При

появлении какого-либо негативного момента ребенок становится особенно

беззащитным

и

его

реакция

на

ситуацию

относится

к

психогенным

нарушениям, возникающим в ответ на события в окружающей среде. Для

преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов

и средств одним из которых является Арт-терапия.

Термин

«арт-терапия»

(буквально

терапия

искусством)

был

введен

А.Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в

санаториях.

По

М.Либману, арт-терапия

это

использование

средств

искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью

изменения структуры его мироощущения. К средствам искусства относятся:

рисование,

лепка,

музыка,

фотография,

кинофильмы,

книги,

актёрское

мастерство, создание историй и многое другое.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства,

настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что

личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими

детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не

принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и

интерес

к

разрушительным

действиям,

выплескиваются

отрицательные

эмоции, и дети становятся спокойнее.

Для

детей

младшего

школьного

возраста

характерна

одна

особенность:

образы художественного творчества отражают все виды подсознательных

процессов

(страхи,

внутренние

конфликты,

психические

травмы,

воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей

могут

возникать

затруднения.

Поэтому

невербальные

средства

зачастую

становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.

Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и

ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях

с другими.

Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические

задачи:

-Воспитательные. Взаимодействие

строится

таким

образом,

чтобы

дети

у ч и л и с ь

ко р р е кт н ому

о б щ е н и ю,

с о п е р е ж и ва н и ю,

б е р е ж н ы м

взаимоотношениям

со

сверстниками

и

взрослыми.

Это

способствует

нравственному

развитию

личности,

обеспечивает

ориентацию

в

системе

моральных

норм,

усвоение

этики

поведения.

Происходит

более

глубокое

понимание

себя,

своего

внутреннего

мира

(мыслей,

чувств,

желаний).

Складываются

открытые,

доверительные,

доброжелательные

отношения

с

педагогом.

-Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который

ранее

мог

быть

деформированным,

улучшается

самооценка,

исчезают

неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с

другими людьми.

-Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что

в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной

теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности

личности

другого

человека,

забота

о

нем,

его

чувствах,

переживаниях.

Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости,

успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

-Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и

индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать

за

ним

в

самостоятельной

деятельности,

лучше

узнать

его

интересы,

ценности,

увидеть

внутренний

мир,

неповторимость,

личностное

своеобразие,

а

также

выявить

проблемы,

подлежащие

специальной

коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных

отношений и реальное положение каждого в коллективе.

-Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной

экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает

успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной

ситуацией.

Дети

учатся

вербализации

эмоциональных

переживаний,

открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост

человека,

обретается

опыт

новых

форм

деятельности,

развиваются

способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Арт-терапия включает множество направлений:

Музыкотерапия- одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи

музыки.

Использование

музыки

может

быть

активным

и

пассивным.

Музыкотерапия

помогает

преодолевать

внутренние

конфликты

и

достичь

внутренней гармонии.

Сказкотерапия-

основной

принцип

сказкотерапии

целостное

развитие

личности ребенка. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и

понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,

порадоваться

за

другого,

а

также

повышает

самооценку

детей,

их

уверенность в себе.

Изотерапия - одно из направлений арт-терапии; развивающая

работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия помогает

ребенку понять самого себя,с вободно выразить свои мысли, освободиться от

переживаний.

Ребенок

дает

выход

своим

чувствам,

желаниям,

мечтам,

выражает различные эмоции.

Цветотерапия - предполагает в первую очередь определение любимого цвета

каждого

ребенка,

а

затем

наполнение

этим

цветом

как

можно

большего

пространства, которое его окружает. Цветотерапия направлена на то, чтобы

вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Игротерапия

-

метод

коррекции

эмоциональных

и

поведенческих

расстройств

у

детей,

в

основу

которого

положен

свойственный

ребенку

способ взаимодействия с окружающим миром — игра.

Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее

приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую

активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых"

или моделируемых в игровом процессе.

Песочная терапия - позволяет реально создавать картину мира в живом

трёхмерном

пространстве.

Ребёнку

предоставляется

возможность

строить

свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.

Игры

с

песком

развивают

мелкую

моторику,

улучшается

память,

воображение, координация.

Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и

не опасны, приемлемы для детей и взрослых!

Арт-терапия

является

средством

свободного

самовыражения

и

самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и

внимания к внутреннему миру человека.

Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой

подготовки

на

это

не

нужно.

Различные

методики

применяются

как

индивидуально, так и в групповой терапии.

В

арт-терапии

множество

различных

методов,

которые

воздействуют

на

состояние

человека,

оказывают

психологическую

помощь.

В

их

основе

находятся

различные

виды

арт-терапии,

связанные

с

творческой

деятельностью.

Каждый

может

выбрать

свой

метод.

Все

они

оказывают

хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.

Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или

просто

хотите

поднять

настроение,

арт-терапия

станет

замечательным

способом в решении ваших проблем.



В раздел образования