Автор: Мордвинкина Елена Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: Структурное подразделение им. П. А. Юдина МБДОУ"Детский сад"Лукоморье"
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: "Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных технологий в работе с детьми."
Раздел: дошкольное образование
Мордвинкина Елена Владимировна
воспитатель
структурного подразделения
им. П. А.Юдина
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье»
городского округа г. Михайловка
Волгоградской обл.
Арт-терапия - одна из форм здоровьесберегающих инновационных
технологий в работе с детьми.
В
современном
технологичном,
напряжённом
мире,
необходимо
сберечь
здоровье
наших
воспитанников,
как
физическое,
так
и
эмоциональное,
психическое. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть
свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в
прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это
учитывать. Мир ребенка — сложный многогранный мир, с которым надо
обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость и
вырастить
полноценного
здорового
человека,
развитого
разносторонне.
Детский
возраст
–
период
в
жизни,
когда
даже
самые
незначительные
отрицательные
переживания
могут
стать
серьезным
травмирующим
фактором, и в ликвидации его возникают определенные сложности. При
появлении какого-либо негативного момента ребенок становится особенно
беззащитным
и
его
реакция
на
ситуацию
относится
к
психогенным
нарушениям, возникающим в ответ на события в окружающей среде. Для
преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов
и средств одним из которых является Арт-терапия.
Термин
«арт-терапия»
(буквально
–
терапия
искусством)
был
введен
А.Хиллом при описании собственной работы с туберкулезными больными в
санаториях.
По
М.Либману, арт-терапия
–
это
использование
средств
искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью
изменения структуры его мироощущения. К средствам искусства относятся:
рисование,
лепка,
музыка,
фотография,
кинофильмы,
книги,
актёрское
мастерство, создание историй и многое другое.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства,
настроения в процессе творчества. Работа выстраивается таким образом, что
личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими
детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения.
Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, либо не
принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и
интерес
к
разрушительным
действиям,
выплескиваются
отрицательные
эмоции, и дети становятся спокойнее.
Для
детей
младшего
школьного
возраста
характерна
одна
особенность:
образы художественного творчества отражают все виды подсознательных
процессов
(страхи,
внутренние
конфликты,
психические
травмы,
воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей
могут
возникать
затруднения.
Поэтому
невербальные
средства
зачастую
становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний.
Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и
ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях
с другими.
Арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие педагогические
задачи:
-Воспитательные. Взаимодействие
строится
таким
образом,
чтобы
дети
у ч и л и с ь
ко р р е кт н ому
о б щ е н и ю,
с о п е р е ж и ва н и ю,
б е р е ж н ы м
взаимоотношениям
со
сверстниками
и
взрослыми.
Это
способствует
нравственному
развитию
личности,
обеспечивает
ориентацию
в
системе
моральных
норм,
усвоение
этики
поведения.
Происходит
более
глубокое
понимание
себя,
своего
внутреннего
мира
(мыслей,
чувств,
желаний).
Складываются
открытые,
доверительные,
доброжелательные
отношения
с
педагогом.
-Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который
ранее
мог
быть
деформированным,
улучшается
самооценка,
исчезают
неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с
другими людьми.
-Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что
в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной
теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности
личности
другого
человека,
забота
о
нем,
его
чувствах,
переживаниях.
Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости,
успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
-Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и
индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать
за
ним
в
самостоятельной
деятельности,
лучше
узнать
его
интересы,
ценности,
увидеть
внутренний
мир,
неповторимость,
личностное
своеобразие,
а
также
выявить
проблемы,
подлежащие
специальной
коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных
отношений и реальное положение каждого в коллективе.
-Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной
экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает
успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной
ситуацией.
Дети
учатся
вербализации
эмоциональных
переживаний,
открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост
человека,
обретается
опыт
новых
форм
деятельности,
развиваются
способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Арт-терапия включает множество направлений:
Музыкотерапия- одно из направлений арт-терапии, реализуется при помощи
музыки.
Использование
музыки
может
быть
активным
и
пассивным.
Музыкотерапия
помогает
преодолевать
внутренние
конфликты
и
достичь
внутренней гармонии.
Сказкотерапия-
основной
принцип
сказкотерапии
–
целостное
развитие
личности ребенка. Сказка позволяет развить у детей умение чувствовать и
понимать другого, воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать,
порадоваться
за
другого,
а
также
повышает
самооценку
детей,
их
уверенность в себе.
Изотерапия - одно из направлений арт-терапии; развивающая
работа с
использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия помогает
ребенку понять самого себя,с вободно выразить свои мысли, освободиться от
переживаний.
Ребенок
дает
выход
своим
чувствам,
желаниям,
мечтам,
выражает различные эмоции.
Цветотерапия - предполагает в первую очередь определение любимого цвета
каждого
ребенка,
а
затем
наполнение
этим
цветом
как
можно
большего
пространства, которое его окружает. Цветотерапия направлена на то, чтобы
вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.
Игротерапия
-
метод
коррекции
эмоциональных
и
поведенческих
расстройств
у
детей,
в
основу
которого
положен
свойственный
ребенку
способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее
приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую
активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, "отыгрываемых"
или моделируемых в игровом процессе.
Песочная терапия - позволяет реально создавать картину мира в живом
трёхмерном
пространстве.
Ребёнку
предоставляется
возможность
строить
свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая себя его творцом.
Игры
с
песком
развивают
мелкую
моторику,
улучшается
память,
воображение, координация.
Арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний, безболезненны и
не опасны, приемлемы для детей и взрослых!
Арт-терапия
является
средством
свободного
самовыражения
и
самопознания. Она предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и
внимания к внутреннему миру человека.
Начать занятия арт-терапией можно в любой момент, так как особой
подготовки
на
это
не
нужно.
Различные
методики
применяются
как
индивидуально, так и в групповой терапии.
В
арт-терапии
множество
различных
методов,
которые
воздействуют
на
состояние
человека,
оказывают
психологическую
помощь.
В
их
основе
находятся
различные
виды
арт-терапии,
связанные
с
творческой
деятельностью.
Каждый
может
выбрать
свой
метод.
Все
они
оказывают
хорошую помощь и при этом не требуют серьезных материальных затрат.
Если вы не можете справиться с агрессией или гневом, впали в уныние или
просто
хотите
поднять
настроение,
арт-терапия
станет
замечательным
способом в решении ваших проблем.