Напоминание

"Работа с одарёнными детьми"


Автор: Чубарова Лариса Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Глуховский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош
Населённый пункт: с Глуховка Гавриловский район Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми"
Раздел: среднее образование





Назад




Чубарова Лариса Александровна

учитель русского языка и литературы

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.

Бернард Шоу

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие

личности

ученика.

Современное

образование

отказывается

от

традиционного

представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки

ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Современное

образование

призвано

обеспечить

систематическое

развитие,

заложенных

природой

возможностей

и

задатков

личности,

их

совершенствование

и

реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических

исследований

последних

десятилетий,

которые

убедительно

доказали

необходимость

создания условий для развития одаренных обучающихся, самореализация которых не

может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения.

Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими достижениями (или

имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в каком-либо виде деятельности.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников.

Как

правило,

таких

детей

отличает

высокая

любознательность,

исследовательская

активность,

исключительная

успешность

обучения.

Эти

черты

связаны

с

высокой

скоростью переработки и усвоения информации. В каждом классе есть учащиеся, которые

мыслят нестандартно, чьи способности на порядок выше. Как правило, эти учащиеся не

могут не вызвать со стороны учителя повышенного внимания. Самое главное – выявить

таких детей, а затем уже сделать всё возможное для того, чтобы развить их способности.

Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого

подхода, особой системы обучения. В силу личностных особенностей такие дети наиболее

чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Следует помнить, что

как бы ни был одарен ребенок, с ним надо заниматься. Важно приучить к усидчивости,

приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит

давления, притеснений, окриков. Необходима огромная загрузка ребенка, его следует

приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Именно

в

творчестве,

находится

источник

самореализации

и

саморазвития

личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные

связи,

выявлять

противоречия,

находить

их

оптимальное

решение,

прогнозировать

возможные последствия реализации таких решений. Творческая самостоятельная работа,

позволяющая

учащимся

использовать,

проявлять

и

развивать

свои

индивидуальные

способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном

процессе.

Кроме

того,

организация

творческой

работы

способствует

разрешению

противоречий

между

потребностью

учащихся

в

самореализации

и

педагогическим

воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не

натаскивает,

а

создаёт

благоприятные

условия

для

развития

школьника

в

процессе

обучения,

нацеливает

на

активное

познание

окружающего

мира,

позволяет

самостоятельно

осваивать

новые

знания.

Каждый

нормальный

ребенок

стремиться

к

творческой

деятельности.

При

наличии

соответствующей

системы

творческих

работ

можно

не

только

формировать

навыки

связной

речи,

но

и

развивать

творческие

способности учащихся. В работе с одаренными учениками творческие задания должны

занимать ведущее место.

«Урок

это

зеркало

общей

и

педагогической

культуры

учителя,

мерило

его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный

педагог В.А.Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и

учесть при этом новые требования ФГОС?

Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы он способствовал

развитию творческого начала ребенка, процессу его самореализации. Учитель должен

способствовать тому, чтобы ученик раскрывался постепенно, как цветок. При этом педагог

обязан

быть

личностью.

О.В.

Касперская

утверждает,

что

учитель

становится

для

учащегося авторитетом только тогда, когда сам является интересной, увлеченной своей

работой

личностью.

Это

предполагает

знание,

педагогом

принципов

развивающего

обучения, включая владение специальными умениями применения дифференцированных

программ для одаренных детей, а также владение эффективными формами и способами

работы

на

уроке

(групповые

формы

работы,

исследовательские

проекты).

В

целях

поддержки

интереса

к

предметам

и

развития

природных

задатков

на

уроках

надо

использовать

творческие

задания,

применять

элементы

игры

«Умники

и

умницы»,

выполнять олимпиадные задания.

Педагогическое сопровождение одаренных учащихся начинается на уроке. Методы

и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами со

всеми учащимися в классе и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Развитие

исследовательских

умений

и

творческой

активности

проходит

в

форме

реферативной

работы,

лингвистической

задачи

и

творческого

зачета.

Для

развития

интеллектуальных

способностей

учащихся

используются

тематические

и

проблемные

мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах и т.п. На первом уроке русского языка

в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему:“Что такое язык? Из чего он

состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания

изучают

эти

языковые

единицы?

Идет

индивидуальная

работа,

потом

обсуждение

в

группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов. В

конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”,

на котором рассмотрим слово в рамках всех разделов лингвистики, т. е. произведём все

виды

разборов.

В

начале

изучения

раздела

“Морфология”

возможно

составление

сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю

такие вопросы: почему части речи выполняют разные роли в предложении? Почему

ученые

разделили

все

слова

на

части

речи?

Вопросы

такого

характера

помогут

не

повторить (на что обычно нацелены заключительные уроки), а обобщить, сопоставить,

выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.

Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама

собой, но для

достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент

проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение

привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо

продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему

урока

в

виде

темы,

цели

или

вопроса.

Это

можно

сделать

двумя

способами:

«с

затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают

задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога

учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы

урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух

фактов,

мнений,

предположений.

В

процессе

сравнения

учитель

должен

добиться

осознания

учениками

несовпадения,

противоречия,

которое

должно

вызвать

у

них

удивление

и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Так на уроке

литературы важно не только изучение текста конкретного произведения, а проблемы,

которые

ставит

автор

перед

читателями.

При

изучении

в

5-ом

классе

произведения

К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» необходимо правильно сформулировать тему урока. Это

сделают сами учащиеся, если учитель продумает и поставит перед ними проблемный

вопрос. А что такое добро? А как это показано в произведении? Когда проблема урока

будет

сформулирована,

начнется

основная

его

часть

-

коммуникация.

На

этом

этапе

предполагается самостоятельная работа учащихся.

При подготовке к уроку учитель

должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку

направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать

применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации

ранее полученных знаний путем мозгового штурма или

выполнения ряда заданий по

изученному

материалу,

составление

плана

с

использование

элементов

технологии

проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности,

возможных

источников

информации.

Ребята,

поработав

со

справочной

литературой,

интернет-ресурсами, текстом сказки «Теплый хлеб», решат эту проблему и достигнут

цели. Сами.

Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод

по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому

при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники

получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не

будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть

наблюдение

ситуации,

в

которой

проявляется

нужное

знание.

Например,

на

уроках

русского

языка,

увидев

закономерность

написания

орфограммы,

ученики

могут

сами

сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть

работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести

признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей

оценки и т. п. А в качестве домашнего задания предлагаю семиклассникам составить

схему самим, объединив знания правописания частицы не с разными частями речи. В –

третьих,

необходимо

спроектировать

диалог

по

поиску

решения

проблемы.

Можно

предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает

цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых

запрограммирован

в

самом

вопросе.

Такой

диалог

способствует

развитию

логики.

Побуждающий

диалог

состоит

из

ряда

вопросов,

на

которые

возможны

разные

правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.

Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и

т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или

его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в

диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

Знания не даются в готовом виде. Широко использую блоки, составление схем,

составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением

грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий

одновременно, что стимулирует мышление. На уроках литературы нужно задавать только

интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем

от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая

фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов.

Тема,

предложенная

учителем,

может

корректироваться,

дополняться.

Выбор

лучших

планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения

работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных

выражений?

Предоставлять

возможность

выбора

форм

отчетности

учебной

работы:

письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на

уроках

литературы,

могут

быть

следующими:

обнаружение

своих

личностных

характеристик

в

персонаже,

выбор

нравственной,

научной,

эстетической

позиции;

придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет,

иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить

себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер,

справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль

лидера:

руководителя,

контролёра,

критика.

Направить

его

выбор

может

и

учитель.

Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки,

веры

в

свои

возможности,

личной

независимости

в

высказываниях,

инициативы.

Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы.

Тогда дети будут учиться образцовым ответам, решениям. Применение разноуровневого

обучения

позволит

каждому

ребёнку

впитать

необходимый

и

посильный

объём

информации.

Рассмотренные

выше

методы

и

приёмы

обучения

нацеливают

деятельность

каждого

учителя

на

поддержку

познавательного

интереса

своих

учеников,

формирование

потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к

перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.



В раздел образования