Автор: Тюколева Галина Павловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №54
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Педагогический проект "Лаборатория успеха"
Раздел: полное образование
Г.П.Тюколева
Учитель английского языка
МБОУ СОШ №54 г. Воронеж
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛАБОРАТОРИЯ УСПЕХА»
Ключевые слова: образовательная среда, успех и успешность ребенка в школе,
уровень мотивации, воспитательная работа, игровые методики.
Аннотация: Современное образование должно отвечать запросам общества
и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к
человеку - это не только высокое качество образования, а также -
коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера,
умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников
к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию и
воспитанию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая
уступает место развивающей. Анализ и наблюдение за жизнью учеников
школы показывает, что уровень сформированности ключевых компетенций
у
обучающихся
недостаточный, поэтому на первый план выходят воспитание и
развитие личности школьника.
Целью современного образования является не сумма знаний, умений и
навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в
современном
обществе,
самореализация
и
успешная
социальная
адаптация
выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей
для самореализации. С другой стороны, на этом пути много подводных камней,
главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в
духовно-нравственных
ценностях.
Это
может
привести
их
к
неверному
жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в
конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или
рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна
создать
образовательную
среду,
способствующую
развитию,
воспитанию,
социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов
такой среды является создание ситуации успеха не только на уроке, но и во
внеклассной деятельности. Успех ребенка в школе — это залог успеха в жизни,
это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью
показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и
обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот
принцип
стал
основополагающим
в
практической
деятельности
многих
педагогов нашей школы. Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в
котором хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому я в своей работе
реализовала модель воспитательной системы «Лаборатория успеха».
В 2008 году, когда меня в очередной раз назначили классным руководителем 5
класса, я обнаружила серьёзное противоречие: высокий уровень обученности
учащихся
класса
не
соответствовал
уровню
сплочённости
классного
коллектива.
На
основе
данного
противоречия
мною
была
сформулирована
основная
проблема: низкий уровень сплочённости классного коллектива тесно связан:
- с очень низкой активностью учащихся в жизни класса и школы;
- со страхом публичного выступления как перед одноклассниками, так и на
сцене;
- с уровнем воспитанности учащихся;
- с недостаточным уровнем психологической направленности каждого ребёнка
на совместную деятельность;
- с малой долей вовлечения всех родителей в школьную жизнь;
- с трудностями адаптации пятиклассников к обучению.
Гипотеза, позволяющая решить данную проблему, заключалась в устранении
причин, способствующих развитию низкого уровня сплочённости классного
коллектива (перечисленные выше).
Система моей воспитательной работы была выстроена в соответствии с
направлениями
деятельности
школы
при
активном
вовлечении
учащихся
в
деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с
использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой
деятельности.
Ведущей
технологией
являлась
игровая
технология,
которая
позволяла
формировать
принцип
активности
ребёнка.
Эта
технология
предполагает
не
только
личностно-значимую,
но
и
общественно-значимую
организационную
деятельность,
регулирует
сотрудничество
в
коллективе,
с
партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи
участия в игровой деятельности достигается единство в развитии таких сторон
личности,
как
познавательно-мировоззренческой,
эмоционально-волевой,
практически- действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении
учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем,
помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою
индивидуальность,
способствующий
развитию
открытых,
партнерских
взаимоотношений
В ходе реализации данного воспитательного проекта повысилась творческая
активность и творческие способности школьников, формировалась социально-
активная
гражданская
позиция
учащихся,
развивалась
активность
молодого
поколения.
Суть проекта сводится к предоставлению возможности учащимся и целому
коллективу выбрать сферы деятельности, приложить силы и добиться успеха,
реализовав свои потенциалы в различных сферах деятельности.
В
каждом
проводимом
деле
необходимо
обеспечить
возможность
для
проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать
для своих воспитанников ситуацию успеха. Для этого я использую не только
педагогическое
наблюдение,
анкетирование,
диагностики,
но
и
игровые
методики. Объектом изучения для меня являются деловые и межличностные
отношения в классе, особенности развития познавательной сферы учащихся, их
самооценка,
нравственная
направленность
личности
школьников,
работоспособность. Полученные данные я использую в работе с детьми и
родителями, для интеграции воспитательного воздействия различных субъектов
педагогического процесса на класс и отдельных учеников.
В работе с ребятами я стараюсь использовать демократический стиль общения.
Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются:
понимание, честность, ответственность и самостоятельность.
Большую роль в реализации проекта играет проведение классных часов. Мои
классные часы часто проходят в виде игры. Игра – особый вид деятельности,
потому что, во-первых, играть приятно и легко, во-вторых, целевое содержание,
расположенное
в
самой
игре,
придает
весомость
каждому
моменту.
Дети
играют, чтобы играть, получают удовольствие от процесса, а достижение цели
лишь венчает получаемое удовольствие.
В-третьих, любая игра содержит в
себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью
приобщать человека к какому-то ещё неосвоенному виду деятельности. В-
четвёртых,
в
игре
есть
минимальное
количество
правил,
соблюдать
их
нетрудно, а всё остальное - поле для свободного проявления индивидуальности.
В-пятых, игра - самый демократичный вид деятельности, общение равных.
Отмеченные
особенности
придают
игре
особое
педагогическое
значение,
наделяя её чрезвычайной ролью. А.С. Макаренко утверждал, что «Игра имеет
огромное значение в жизни ребёнка, то же значение, какое у взрослого имеет
работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет.»
Педагогическая технология моих игровых методик включает в себя три этапа -
этап подготовки, этап проведения, этап анализа и обобщения.
Создание мною игровых методик предполагает: определение идеи, выбор места
и
сферы
жизни,
определение
сюжета,
выбор
героев,
придумывание
столкновений точек зрения персонажей, обозначение названия игры, разработка
мизансцены и отбор игрового реквизита, вывод из игры и рефлексия.
Созданная мною игра проходит несколько раз практическую проверку, потому
что в её процессе дети каждый раз вносят свои оригинальные детали. Тематика
игр: «Культура моего «Я», «Я – стратег своей жизни», «Я – человек разумный»,
«Я – человек моральный», «Я – человек делающий», «Каким видится моё «Я»,
«Я в обществе», «Я и природа», «Я и искусство», «Я и моя социальная роль»,
«Предметы вокруг меня» и другие.
Формирование принципа активности каждого учащегося и его родителей в
жизни
класса
и
школы,
развитие
опыта
достижения
успеха
в
процессе
совместной деятельности, сотрудничества с окружающими, совершенствование
самоуправления своим поведением - стало целью моей работы с классом. В
соответствии с целью были определены задачи воспитательной работы:
1.
Обеспечить возможности для индивидуальной самореализации ребенка и
презентации им своих успехов в совместной деятельности;
2.
Создать условия для свободного выбора форм, способов самореализации
на основе присвоения общечеловеческих ценностей.
3.
Организовать
о смысление
учащимися
полученного
о п ы т а
результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
4.
Научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и
общечеловеческим ценностям.
5.
Обеспечить единство действий учителей-предметников и родителей для
выработки единых подходов к воспитанию детей.
6.
Сформировать прочные основы нравственного и здорового образа жизни.
7.
Подготовить к социализации, планированию жизнедеятельности после
окончания школы.
8.
Вовлечь
учащихся
в
систему
дополнительного
образования
с
целью
обеспечения самореализации личности;
9.
Воспитать
учеников
в
духе
демократии,
личностного
достоинства,
уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Вся проводимая работа строилась на следующих принципах:
Принцип
гуманистической
направленности
воспитательного
процесса.
Этот
принцип
предполагает
создание
условий,
направленных
на
раскрытие
и
развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Принцип
сотрудничества
и
сотворчества
-
это
необходимое
условие
для
личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед
учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также
реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и
поверить в себя, свои силы.
Принцип доверия и поддержки включает в себя веру в ребёнка, доверие ему,
поддержку его устремлений к самореализации.
Принцип субъективности основывается на помощи ребёнку стать подлинным
субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствует формированию и
обогащению его субъективного опыта.
Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития
позволяет
максимально
эффективно
воплотить
в
реальное
воспитательное
пространство
идею
школы
успеха,
реализовать
на
практике
сочетание:
«успешный ученик – успешный учитель – успешная школа».
Педагогический
замысел
заключается
в
успешности
ребёнка,
в
жизненном
запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:
-
успешность
–
необходимое
условие
психологического
благополучия
школьников, основа их здоровья;
- успешность – включение в творческую деятельность;
- успешность – развитие духовно-нравственной личности;
- успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;
- успешность – результат достижений в различных сферах деятельности.
В качестве системообразующих направлений деятельности, где каждый
учащийся
мог
бы
реализовать
себя
в
различных
сферах,
определены
следующие:
1) патриотическое, правовое воспитание;
2) экологическое воспитание, здоровый образ жизни;
3) семейное воспитание, работа с родителями;
4) трудовое воспитание;
5) духовно-нравственное, эстетическое воспитание.
Воспитательные идеи проекта:
1.Развитие у школьников гражданской ответственности.
2.Развитие социальной и познавательной активности.
3.Развитие основ культуры общения и построения межличностных отношений.
4.Воспитание
самостоятельности
и
инициативности,
развитие
творческой
индивидуальности.
Сроки реализации проекта: 1.09.2008 –25.05.2013.
Ожидаемые результаты:
овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им
поможет достичь наибольшего успеха;
обеспечение
благоприятного
нравственно-психологического
климата
в
классном коллективе; достижение целевых установок воспитательной системы
класса,
формирование позитивных отношений учащихся к базовым ценностям
общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
приобретение
школьниками
социальных
знаний, получение
опыта
самостоятельного социального действия;
проявление самостоятельной творческой активности;
самоопределение по выбору профессии;
умение выражать свою гражданскую позицию;
Этапы реализации проекта:
Этапы
проектирования
Проектные
мероприятия
Срок
исполнения
Промежуточный
результат
1 .
Э т а п
приобретения
школьниками
социальных
знаний,
Классные
часы
по
различным
направлениям
( ч е л о в е к ,
с е м ь я ,
Отечество,
природа,
5-6 классы
Приобретение
школьниками
знаний
о
правилах
ведения
социальной
первичного
понимания
социальной
р е а л ь н о с т и
и
повседневной
жизни
мир,
знания,
труд,
культура),
п р о в о д и м ы е
в
т р а д и ц и о н н о й
и
нестандартной
формах;
внедрение
игровой
т е х н о л о г и и
в о
внеурочную
деятельность;
экскурсии,
выходы
в
музеи, театры, кино;
общешкольные
мероприятия
(участие);
ведение
л е т о п и с и
класса;
диагностика класса по
разным методикам;
родительские
собрания
согласно
выбранной
тематике;
вовлечение
учителей-
предметников
в
дела
класса
коммуникации,
п р и н я т ы х
в
обществе
нормах
о т н о ш е н и я
к
д р у г и м
л ю д я м ,
рисках
и
угрозах
нарушения
э т и х
н о рм ,
п р а в и л а х
конструктивной
групповой
работы,
способах
организации
взаимодействия
л ю д е й
и
общностей,
способах
самостоятельного
поиска, нахождения
и
о б р а б о т к и
информации.
2 .
Э т а п
формирования
позитивного
отношения
ш к о л ь н и к а
к
Мероприятия 1 этапа;
участие
и проведение
общешкольных
мероприятий;
участие
в
районных
7-8 классы
Развитие
ценностных
отношений
ш к о л ь н и к а
к
другому
человеку
базовым
ценностям нашего
о б щ е с т в а
и
социальной
р е а л ь н о с т и
в
целом
мероприятиях;
работа
вожатыми
в
классах
начальной
школы;
ш е ф с т в о
н а д
ветеранами ВОВ;
волонтёрская работа
к а к
Т а к о в о м у
(гуманность),
как
Другому
(альтруизм),
как
Иному
(толерантность);
с т р е м л е н и е
к
свободному,
открытому
о б щ е н и ю
в
позитивных
общностях.
3 .
Э т а п
приобретения
школьниками
опыта
самостоятельного
социального
действия
Мероприятия
1
и
2
этапов;
участие, проведение и
организация
общешкольных
мероприятий;
участие в районных и
областных
мероприятиях;
экскурсии
профориентационного
направления
9 класс
Приобретение
учащимися
опыта
самоорганизации
и
организации
совместной
д е я т е л ь н о с т и
с
другими
школьниками;
опыта
управления
коммуникацией
с
другими
школьниками;
опыта
управления
коммуникацией
с
другими людьми и
принятия
на
себя
ответственности
за
н и х ;
о п ы т а
позиционного
самоопределения
в
открытой
общественной
с р е д е ;
о п ы т а
волонтёрской
(добровольческой)
деятельности.
Каждый
год
мною,
родителями,
учителями-предметниками
и
самими
учениками
проводилась
диагностика
уровня
воспитанности
учащихся
«на
входе», согласно которой строилась дальнейшая работа с отдельным ребёнком и
классом в целом.
Основные качества оценивания:
1.
Гуманность в отношении к окружающим
2.
Вежливость
3.
Духовность (стремление к прекрасному и возвышенному)
4.
Трудолюбие
5.
Физическая культура
6.
Бережливость
7.
Честность
8.
Активность
9.
Любознательность
10. Дисциплинированность
Система оценивания качеств: 5 – качество проявляется, 4 – качество
больше
проявляется,
чем
не
проявляется,
3
–
качество
меньше
проявляется, чем не проявляется, 2 – качество не проявляется.
Уровень воспитанности учащихся в 5 классе:
№
Ф.И.
ученика
(-
Качества, их оценки
Общий
п/п
цы)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
уровень
восп-ти
1.
А.Роман
3
4
4
2
3
4
4
3
5
3
3,5
2.
А. Юлия
4
4
4
3
4
4
4
3
3
3
3,6
3.
А. Евгений
2
2
3
2
5
3
5
2
4
4
3,2
4.
А. Юлия
4
4
4
3
3
4
4
3
3
4
3,6
5.
Б. Александр
4
4
3
3
4
3
4
3
3
4
3,5
6.
В. Никита
3
3
3
2
4
2
2
3
2
3
2,7
7.
Г.Татьяна
4
5
4
5
4
5
5
3
4
5
4,4
8.
Г. Павел
4
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3,2
9.
Д. Екатерина
3
4
3
3
3
4
3
3
4
3
3,3
10.
З. Артём
2
2
3
3
3
2
3
2
2
3
2,5
11.
К. Евгения
4
5
4
4
4
4
4
3
4
5
4,1
12.
К. Людмила
4
4
5
4
3
4
4
3
5
4
4,0
13.
Л.Юлия
4
4
4
5
4
5
4
4
4
5
4,3
14.
Л. Денис
3
2
2
3
4
3
2
2
3
2
2,6
15.
М. Валерия
4
5
4
4
4
5
4
4
3
4
4,1
16.
Н. Анастасия
4
4
3
3
4
3
4
4
3
3
3,5
17.
Н. Дарья
3
4
4
3
3
3
4
3
3
4
3,4
18.
П. Анастасия
4
3
4
4
3
5
4
5
3
4
3,9
19.
П.Елизавета
4
4
3
2
2
3
3
2
3
4
3,0
20.
С. Валерия
3
3
3
3
3
3
3
2
3
3
2,9
21.
С.Сергей
3
3
3
2
4
2
3
2
3
3
2,8
22.
С.Илья
4
4
3
3
4
3
4
3
3
4
3,5
23.
С.Вероника
4
4
4
3
3
3
4
3
5
4
3,7
24.
Ф. Глеб
3
3
3
2
4
2
3
2
2
3
2,7
25.
Ф. Диана
4
4
4
3
4
3
4
3
4
4
3,7
26.
Х. Артём
2
2
3
2
4
2
2
2
3
2
2,4
27.
Ш. Анжела
4
4
4
4
3
4
3
4
3
4
3,7
28.
Ю. Дмитрий
3
3
4
3
4
3
3
3
3
4
3,3
3,4
6
3,5
7
3,5
3,
5
3,6
3,3
5
3,5
3
2,9
2
3,3
2
3,6
Уровень воспитанности учащихся в 6 классе:
№
п/п
Ф.И.
ученика
(-
цы)
Качества, их оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий
уровень
восп-ти
1.
А. Роман
3
4
4
3
4
4
4
3
5
4
3,8
2.
А. Юлия
4
4
4
4
4
4
4
3
4
3
3,8
3.
А.Евгений
3
3
3
3
5
3
5
2
4
4
3,5
4.
А. Юлия
4
4
4
3
4
4
4
4
4
4
3,9
5.
Б. Александр
4
4
4
4
4
3
4
4
3
4
3,8
6.
В. Никита
3
3
3
3
4
3
3
3
2
3
3,0
7.
Г. Татьяна
4
5
4
5
4
5
5
4
4
5
4,5
8.
Г.Павел
4
4
3
3
4
3
3
4
4
3
3,5
9.
Д. Екатерина
4
4
4
3
4
4
3
3
4
3
3,6
10.
З. Артём
3
2
4
3
4
3
3
2
2
3
2,9
11.
К. Евгения
4
5
4
4
4
5
4
4
4
5
4,3
12.
К. Людмила
4
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4,2
13.
Л. Юлия
4
5
4
5
4
5
5
4
4
5
4,5
14.
Л. Денис
3
3
3
3
4
3
3
2
3
3
3,0
15.
М. Валерия
4
5
4
4
4
5
4
4
4
4
4,2
16.
Н. Анастасия
4
4
4
4
4
4
4
4
4
3
3,9
17.
Н. Дарья
4
4
4
3
3
4
4
4
3
4
3,7
18.
Н. Дмитрий
4
4
4
4
3
5
4
5
4
4
4,1
19.
П. Елизавета
4
4
3
3
3
3
3
3
3
4
3,3
20.
С. Валерия
3
4
4
3
3
4
4
3
3
3
3,4
21.
С. Сергей
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3,1
22.
С. Вероника
4
4
4
4
4
4
4
4
5
4
4,1
23.
Ф. Глеб
3
3
3
3
4
3
3
3
3
3
3,1
24.
Ф. Диана
4
4
4
4
4
4
4
4
4
5
4,1
25.
Х. Артём
3
2
3
2
4
3
3
2
3
2
2,7
26.
Ш. Анжела
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4,1
27.
Ю. Дмитрий
4
4
4
4
4
4
3
3
3
4
3,7
3,6
6
3,8
5
3,7
4
3,
7
3,8
8
3,8
3,7
4
3,4
3,6
2
3,7
Уровень воспитанности в 7 классе:
№
п/п
Ф.И.
ученика
(-цы)
Качества, их оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий
уровень
восп-ти
1.
А. Роман
3
4
4
4
4
5
4
3
5
4
4,0
2.
А. Юлия
4
4
4
4
5
4
4
4
4
3
4,0
3.
А. Евгений
3
3
3
3
5
4
5
3
4
4
3,7
4.
Б. Анастасия
3
4
4
3
4
4
3
3
3
4
3,5
5.
Б. Александр
4
5
4
4
4
4
4
4
4
4
4,1
6.
Б. Алексей
4
4
4
4
5
4
4
4
3
4
4,0
7.
В. Никита
3
4
3
3
4
4
3
3
3
3
3,3
8.
Г. Татьяна
5
5
4
5
4
5
5
4
5
5
4,7
9.
Г. Павел
4
4
4
3
4
4
3
4
4
3
3,7
10.
Д. Екатерина
4
4
4
4
4
4
3
4
4
3
3,8
11.
З. Артём
3
3
4
3
4
3
3
3
3
3
3,2
12.
К. Евгения
5
5
5
4
4
5
5
4
4
5
4,6
13.
К. Людмила
4
5
5
4
4
4
4
4
5
5
4,4
14.
Л. Юлия
4
5
4
5
4
5
5
4
5
5
4,6
15.
Л. Денис
3
4
3
3
5
4
3
3
3
3
3,4
16.
М. Валерия
5
5
4
4
4
5
5
4
4
4
4,4
17.
Н. Анастасия
4
4
4
5
4
4
4
4
4
4
4,1
18.
Н. Дарья
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4,0
19.
Н. Дмитрий
4
5
4
4
4
5
4
5
4
4
4,3
20.
С. Валерия
4
4
4
3
3
4
4
5
4
3
3,8
21.
С. Сергей
3
3
4
3
4
4
4
4
3
3
3,5
22.
С. Андрей
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4,0
23.
С. Вероника
5
4
4
5
4
4
4
4
5
5
4,4
24.
Ф. Глеб
3
4
3
3
4
4
3
3
4
4
3,5
25.
Ф. Диана
5
4
4
5
4
4
5
4
4
5
4,4
26.
Х. Артём
3
3
3
3
4
3
4
2
3
2
3,0
27.
Ш. Анжела
4
5
4
4
4
5
4
5
4
4
4,3
28.
Ю. Дмитрий
4
4
4
4
5
4
4
3
4
4
4,0
29.
Я. Валерия
3
4
3
3
4
4
3
3
3
3
3,3
3,8
2
4,1
3
3,8
6
3,7
9
4,1
3
4,1
7
3,9
3
3,7
2
3,8
9
3,8
2
Уровень воспитанности в 8 классе:
№
п/п
Ф.И..
ученика
(-
цы)
Качества, их оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий
уровень
восп-ти
1.
А. Роман
4
4
4
4
4
5
4
4
5
4
4,2
2.
А. Юлия
4
5
4
4
5
4
4
4
4
5
4,3
3.
Б. Анастасия
4
4
4
4
4
5
3
4
4
4
4,0
4.
Б. Александр
4
5
4
4
4
5
4
4
4
5
4,3
5.
Б. Алексей
4
4
4
4
5
4
4
4
3
5
4,1
6.
В.Никита
3
4
4
3
5
4
4
3
3
4
3,7
7.
Г. Татьяна
5
5
5
5
4
5
5
4
5
5
4,8
8.
Г. Павел
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4,0
9.
Д.Екатерина
4
4
4
4
4
4
4
5
4
3
4,0
10.
З. Артём
3
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3,6
11.
К. Евгения
5
5
5
4
4
5
5
4
5
5
4,7
12.
К. Людмила
5
5
5
4
4
5
4
5
5
5
4,7
13.
Л. Юлия
5
5
5
5
4
5
5
4
5
5
4,8
14.
Л. Денис
4
4
4
3
5
4
4
3
3
3
3,7
15.
М. Валерия
5
5
5
5
4
5
5
4
4
5
4,7
16.
Н. Анастасия
4
5
4
5
4
4
4
5
4
4
4,3
17.
Н. Дарья
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4
4,2
18.
Н. Дмитрий
4
5
4
5
4
5
4
5
4
4
4,4
19.
С. Валерия
4
4
4
4
4
4
4
5
4
4
4,1
20.
С. Андрей
4
5
4
4
4
4
4
5
4
4
4,2
21.
С. Вероника
5
4
5
5
4
5
4
5
5
5
4,7
22.
Ф. Глеб
4
4
3
3
5
4
4
3
4
4
3,8
23.
Ф. Диана
5
5
4
5
4
5
5
4
4
5
4,6
24.
Х. Виктория
5
5
5
4
4
4
5
4
4
5
4,5
25.
Х. Артём
3
3
3
3
4
4
4
3
3
2
3,2
26.
Ш. Анжела
5
5
5
5
4
5
4
5
4
4
4,6
27.
Ю. Дмитрий
4
5
4
4
5
4
4
4
4
4
4,2
28.
Я. Валерия
3
4
4
3
5
4
4
3
3
4
3,7
4,3
5
4,3
5
4,2
1
4,
1
4.2
5
4,2
5
4,1
7
4,1
4,0
4.2
1
Уровень воспитанности в 9 классе:
№
п/п
Ф.И. ученика (-
цы)
Качества, их оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Общий
уровень
восп-ти
1.
А.Роман
4
4
4
4
5
5
5
5
5
4
4,5
2.
А. Юлия
5
5
4
4
5
5
5
5
5
5
4,8
3.
Б. Анастасия
4
4
4
4
4
5
4
5
4
4
4,2
4.
Б. Александр
4
5
5
5
5
4
5
4
4
5
4,6
5.
Б. Алексей
4
5
4
4
5
4
4
4
5
5
4,4
6.
В. Никита
4
4
4
4
5
4
4
4
4
4
4,1
7.
Г. Татьяна
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
8.
Г. Павел
5
4
5
5
4
4
5
4
5
4
4,5
9.
Д. Екатерина
4
4
4
5
5
5
5
5
4
3
4,4
10.
К. Евгения
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
11.
К. Людмила
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
12.
Л. Юлия
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
13.
Л. Денис
4
4
4
4
5
4
4
4
5
3
4,1
14.
М. Валерия
5
5
5
5
5
5
5
5
4
5
4,9
15.
Н. Анастасия
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
4,9
16.
Н. Дарья
4
5
4
5
5
4
4
5
4
4
4,4
17.
С. Валерия
5
4
5
4
4
5
5
5
4
4
4,5
18.
С.Андрей
5
5
5
4
4
5
5
5
5
5
4,8
19.
С. Вероника
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
20.
Ф. Диана
5
5
4
5
5
5
5
5
5
5
4,9
21.
Х. Виктория
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
22.
Х.Артём
4
4
4
3
5
4
4
4
4
3
3,9
23.
Ш. Анжела
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5,0
24.
Ю. Дмитрий
5
5
4
5
5
5
5
5
5
5
4,9
25.
Я. Валерия
4
5
5
5
5
4
4
5
4
4
4,5
4,6
4,6
8
4,5
6
4,
6
4,8
4
4,6
8
4,7
2
4,7
6
4,6
4
4,4
4
Сравнительный анализ диагностики уровня воспитанности учащихся с 5 по 9
класс показывает, что наблюдается положительная динамика по всем критериям
оценивания.
Так же мною проводились:
1.
Мониторинг
психологической
направленности
личности
и
классного
коллектива
по
методике
«Выявление
мотивов
участия
учащихся
в
делах
классного и общешкольного коллектива» ( автор О.В.Лишин)
1) по окончанию 5 класса:
Общественно полезная значимость
Личная выгода
Интерес к общению
Значимость для коллектива
Интерес к содержанию деятельности
Обязательность как принуждение
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Девочки
Мальчики
2) по окончанию 8 класса:
Общественно полезная значимость
Личная выгода
Интерес к общению
Значимость для коллектива
Интерес к содержанию деятельности
Обязательность как принуждение
0
2
4
6
8
10
12
14
16
18
20
Девочки
Мальчики
Вывод психологической направленности личности и классного коллектива по
методике О.В. Лишина
Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить
ведущие мотивы участия школьников. По сравнению с 5 классом в 8 классе
выросли
показатели
по
всем
блокам,
кроме
блока
«Личная
выгода»,
где
показатель снизился. Это свидетельствует о повышении уровня сплочённости
классного коллектива и причастности каждого к общему делу. Полученные
данные
позволяют
корректировать
мою
дальнейшую
деятельность
по
отношению к каждому ученику и классному коллективу в целом.
2. Изучение мотивации одобрения (вариант шкалы Д.Крауна и Д.Мерлоу)
Уровень мотивации одобрения – стремление заслужить одобрение значимых
окружающих людей гораздо меньше определяет успех в делах и свершениях, но
он существенно влияет на качество взаимоотношений с другими людьми.
Определить
уровень
мотивации
одобрения
подростков
в
классе
помогла
методика Д.Крауна и Д.Мерлоу, шкала которой состоит из 19 суждений, на
которые возможны 2 варианта ответов («да» или «нет»), общая сумма которых
говорит о выраженности мотивации одобрения в классе.
Результаты изучения:
1) по окончанию 1 полугодия 7 класса (29 человек):
Суждения
Да
Нет
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в
библиотеку.
19
10
Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в
беде.
29
0
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
20
9
Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
21
8
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
26
3
Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был
уверен в своих силах.
8
21
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
7
22
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
20
9
Был
случай,
когда
я
придумал
вескую
причину,
чтобы
оправдаться.
7
21
Случалось, я пользовался оплошностью человека.
9
20
Иногда
вместо
того,
чтобы
простить
человека,
я
стараюсь
отплатить ему тем же.
9
20
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
6
23
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят
оказать услугу.
19
10
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение,
противоположное моему.
15
14
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что
с собой взять.
14
15
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
9
20
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с
просьбой.
14
15
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили
по заслугам.
8
21
Я никогда с улыбкой не говорил
неприятных вещей.
24
5
2) по окончанию 1 полугодия 9 класса (25 человек):
Суждения
Да
Нет
Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть её в
библиотеку.
19
6
Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в
беде.
25
0
Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
25
0
Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
24
1
Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
22
3
Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был
уверен в своих силах.
2
23
Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
5
20
Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
21
4
Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.
3
22
Случалось, я пользовался оплошностью человека.
5
20
Иногда
вместо
того,
чтобы
простить
человека,
я
стараюсь
отплатить ему тем же.
3
22
Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
2
23
У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят
оказать услугу.
20
5
У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение,
противоположное моему.
20
5
Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с
собой взять.
18
7
Были случаи, когда я завидовал удаче других.
5
20
Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с
просьбой.
4
21
Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили
по заслугам.
4
21
Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
24
1
По данным из таблиц следует вывод, что уровень мотивации одобрения ко 2
полугодию 9 класса существенно возрос. Так, например, по сравнению с 7
классом в 9 нет учащихся, которые испытывают колебания, когда кому-нибудь
нужно помочь в беде, или тех, кто не следит за своим внешним видом.
Итак,
«Лаборатория
успеха»
сработала,
сформировался
коллектив
класса,
который стал достаточно сплочённым.
Возросла активность учащихся в жизни класса и школы, они являлись и
участниками,
и
организаторами
проводимых
мероприятий.
Все
учащиеся
класса
получали
дополнительное
образование,
посещали
кружки,
секции,
театральные
студии,
языковые
школы.
Родители
поняли
главное
–
нужно
использовать все возможные бесплатные и платные возможности для развития
своих детей.
На классных часах, экскурсиях учащиеся расширили свой кругозор,
приобрели
положительный
опыт
общения
друг
с
другом,
было
расширено
представление учащихся о мире профессий, их профессиональной ориентации с
учётом
своих
возможностей.
Обеспечены
условия
для
индивидуальной
самореализации
ребенка
и
презентации
им
своих
успехов
в
совместной
деятельности; было организовано осмысление учащимися полученного опыта
результативной,
успешной
совместной
и
индивидуальной
деятельности;
обеспечено
единство
действий
учителей-предметников
и
родителей
для
выработки единых подходов к воспитанию детей и сформированы прочные
основы нравственного и здорового образа жизни. Результаты превзошли мои
ожидания!
Мои
ребята
стали
активными
участниками
и
ведущими
всех
общешкольных
мероприятий.
Они
приняли
участие
в
конкурсе
«Самый
классный классный» вместе со мной в 2013 году. В 10-11 классе мне было легко
работать. Внеурочная познавательная деятельность была организована в форме
факультативов,
кружков,
познавательных
экскурсий,
олимпиад,
викторин,
а
проблемно-ценностное общение было организовано в форме этических бесед,
дебатов,
тематических
диспутов
и
проблемно-ценностных
дискуссий.
Организаторами являлись сами ученики, а я выступала в роли консультанта.
Понравилось всем!
Сегодняшние мои обучающиеся уже перешли в восьмой класс. Подход,
при
котором
внеурочная
деятельность
учащихся
сведена
к
проведению
мероприятий
- фактически отделяет ребенка от его естественного развития,
приобретаемого опыта общения в школе, семье, со сверстниками, обществе, от
его социального и информационного окружения, что, в итоге, ведет к его
отчуждению, изоляции от нормальной жизни, протекающей в русле детской
субкультуры и отделяет его не только от мира взрослых, но и от приобретения
навыков
коммуникаций
с
детьми
более
старшего
возраста
и
молодежью.
Воспитание и образование в школе должно идти только через организацию
совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, детей и
социума,
подразумевающей
приобретение
и
передачу
опыта
ценностного
общения:
с
обществом,
с
другими
людьми,
со
сверстниками.
При
этом
воспитание должно охватывать все виды учебной и внеурочной деятельности.
Так ставится вопрос в новом ФГОС, где внеурочной деятельности школьников
уделено особое внимание и подтверждается, что формирование и развитие
личности во многом обязаны организации именно подобной деятельности с
учащимися
[2, c.3].
Социальное направление внеурочной деятельности по
ФГОС в основной школе – это посильное и добровольное участие детей в
улучшении общественных отношений и складывающейся в социуме ситуации.
Организация
внеурочной
деятельности
школьников
позволяет
организовать
содержательный досуг детей, расширить их кругозор, связать теоретические и
практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.
Литература
1.
Гузеев
В.В.
«Метод
проектов»
как
частный
случай
интегральной
технологии обучения // Директор школы. • 1995.-№6.
2.
Енин А.В., Золотарев А.В. Внеурочная деятельность. ФГОС: «Химия»
теории
и
практики
воспитания.
Научно-практическое
пособие.-
Воронеж,
ВОИПК и ПРО.
3.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 5-9 классы. 2 издание. М.:
ВАКО, 2008.
4.
Дереклеева
Н.И;
Родительские
собрания
1-11
классы.
М.:
Вербум-М,
2000.
5.
Новиков
А.М.,
Новиков
Д.А.
Образовательный
проект
(методология
образовательной деятельности). - М.: «Эгвес», 2004.
6.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования/Под ред. Е.С. Полат. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
7.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000
8.
Организация проектной деятельности в школе: система работы/авт.-сост.
С.Г. Щербакова и др.-Волгоград: Учитель,2009.
9.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004.-№ 1.
10.
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные
языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.
11.
Программа
повышения
проектной
культуры
ру ко вод и т е л е й
образовательных
учреждений:
Серия
«Библиотека
Федеральной
программы
развития образования» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003.
12.
Современные педагогические и информационные технологии в системе
образования:
Учебное
пособие
/
Е.
С.
Полат
,
М.
Ю.
Бухаркина,
—
М.:
Издательский центр «Академия», 2007.
13.
Щуркова
Н.Е.
Классное
руководство:
игровые
методики.
–
М.:
Педагогическое общество России, 2002.