Автор: Зиновьева Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25"
Населённый пункт: поселок Лоза, Сергиево–Посадский район,, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети. Методы, приемы реализации личностного потенциала на уроках"
Раздел: среднее образование
Тема:
Одаренные дети. Методы, приемы
реализации личностного потенциала на
уроках
Учитель Зиновьева Е.В.
2018-2019 учебный год
Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки
выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и
быстро
меняющиеся
условия
общественной
жизни,
предъявляемые
человеку
новые
требования, выполнить которое под силу только творческой, способной к самореализации
и
самосовершенствованию,
обусловило
необходимость
формирования
и
развития
интеллектуального
и духовного
потенциала
нации.
Проблема
выявления
и
развития
одаренных,
креативных,
проявляющих
способности
в
той
или
иной
области
детей
приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их
потенциальных
возможностей,
является
одной
из
приоритетных
социальных
задач
современной школы.
Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло
активной работы с детьми названной категории.
Но, организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия.
в системе образования:
традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;
условия
массовой
общеобразовательной
школы
значительно
затрудняют
работу со способными детьми;
наличие
в
классе
детей
с
разными
социальными
и
интеллектуальными
уровнем, у многих учащихся нет мотивации к учению, познанию и развитию.
Концепция работы с одарёнными детьми
Как отмечают специалисты, одарённость – это системное развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких
(незаурядных,
необычных)
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности по сравнению с другими людьми (Рабочая концепция одарённости). Таким
образом,
одарённый
ребёнок
–
это
ребёнок,
который
выделяется
яркими
иногда
выдающимися
достижениями
или
имеет
внутренние
предпосылки
для
таких
предпосылок (задача педагога – увидеть эти предпосылки). Конечно, оценка конкретного
ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
На
наш
взгляд, одарённость –
стечение
трёх
характеристик:
интеллектуальных
способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таланты
рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества насчитывается не более 400.
Ученые
сегодня
единодушны
в
том, что каждый
человек
владеет
огромным
множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Поэтому говоря о
системе работы с одарёнными детьми, верю: назначение каждого педагога – увидеть и
развить
эти
задатки,
превратить
их
в способности (индивидуальные
особенности
личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью) и даже –
в талант
(выдающиеся
способности,
высокая
степень
одарённости
в
какой-либо
деятельности). Работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умения, навыки,
познавательные способности. Думаю, что именно это имел в виду психолог и писатель
Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
Оценка конкретного ребёнка как одарённого, на наш взгляд, в значительной мере
условна. Самые замечательные способности детей не являются прямым показателем его
достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детские годы, могут или
постепенно, или весьма быстро исчезнуть. Это очень важно учитывать при организации
работы с одарёнными детьми. В связи с этим в практической работе вместо понятия
«одарённый» используем понятие «признаки одарённости» или «ребёнок с признаками
одарённости»[
Процесс
выявления
способностей
детей
достаточно
сложный.
При
организации
работы с одарёнными детьми в условиях нашей общеобразовательной школы речь идёт о
создании такой среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления
творческой
активности
как
одарённых
детей
и
детей
с
повышенной
готовностью
к
обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости. Теоретический подход к
решению данной проблемы строится на следующих положениях концепции развивающего
образования:
на
смену
«субъект-объектной»
логике
воздействия
на
ученика
приходит
логика сотрудничества, содействия, когда учитель и ученик не противостоят друг
другу, а выступают как партнёры совместного развития;
ученик
становится
субъектом
своего
собственного
р а з в и т и я ,
рассматривается как самоценная личность, а учитель ценится за то, что он может
организовать процесс саморазвития и ученика, и самого себя;
стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума готовых
истин
меняется
на
проектирование
и
организацию
образовательной
среды,
способствующих
раскрытию
природных
данных
учащихся,
саморазвитию
их
познавательных, эмоциональных, эмоциональных и духовных способностей;
требование
соответствия
образовательных
технологий
природным
закономерностям развития личности ученика.
Встреча с одарёнными учениками является для педагога своеобразным экзаменом в
профессиональном,
личностном
отношениях,
что
даёт
возможность
пережить
«точку
роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому
работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к
личности
педагога:
желание
работать
нестандартно,
наличие
поисковой
активности,
любознательности; знание психологии одарённых, способных детей..
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными
детьми:
развитие
у
одаренных
детей
каче ственно
высокого
у р о в н я
мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире
социальных отношений;
формирование
духовного
потенциала
личности,
направленного
на
творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
утверждение здорового образа жизни школьника;
развитие
научно-исследовательских
навыков
и
творческих
способностей
одарённых детей.
Методы и средства обучения
Мудрые изречения Декарта: «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше
размышлять, чем заучивать» и Луи Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался
сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»– побудительный
мотив
наших
поисков.
Используем
технологии,
методы,
формы
и
приёмы,
способствующие
формированию инициативности, самостоятельности
мышления,
умения анализировать, делать
выводы
и
обобщения:
проблемные,
поисковые,
эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной,
индивидуальной
и
групповой
работы.
Они
эффективны
для
развития
творческого
мышления
и
многих
важных
качеств
личности
(познавательной
мотивации,
настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и
способности к сотрудничеству и др.).
Основная задача учителя на основе диалога и совместного поиска помочь своему
подопечному
выработать
наиболее
эффективную
стратегию
индивидуального
роста,
опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самореализации на основе
индивидуализации
и
дифференциации
(обучение
по
индивидуальным
программам,
использование индивидуальных заданий и т.п.).
Ведущим принципом наших взаимоотношений с учениками является доверие, что
позволяет увлечь ребят новыми технологиями, методами и формами организации учебной
деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности и
развить свои творческие способности. Это возможно, на наш взгляд, если каждый ученик
будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом
уроке
будет
создана
ситуация
успеха.
Поскольку
все
учащиеся
в
ситуации
успеха
испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной
работой, то мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной
позиции
в
учении.
Тогда
и
возникнет
мотивация
к
обучению,
к
познанию,
самосовершенствованию не только у одарённого в той или иной области школьника, но и
у не проявившего пока никаких способностей. Поэтому в основе нашей педагогической
деятельности
–личностно
ориентированный и системно-деятельностный подходы,
которые
способствуют раскрытию в
каждом
школьнике творческого
потенциала и
развитию его потребностей и способностей.
Стараемся создать благоприятные условия для развития личностного потенциала
учащихся, учитывая индивидуальные особенности характера, восприятия, мотивации к
учению, осуществляя межпредметные связи, дифференциацию, системно-деятельностный
подход.
Один из путей формирования одарённой, творческой, мотивированной на развитие
личности – системная исследовательская работа.
Опыт познавательной деятельности на каждом уроке и во внеурочной деятельности
усваивается моими учениками посредством исследовательской работы, в ходе которой
решаются и проблемы дискуссионные, нуждающиеся в исследовании.
Этапы исследования на уроках и во внеурочной деятельности:
Определение области исследования. Определение целей и задач работы.
Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных
материалов.
Систематизация материалов, определение структуры отчётной работы.
Оформление результатов исследования.
Как
справедливо
заметили
В.Франкл, «Смысл
нельзя
дать,
его
нужно
найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать
–
значит
видеть
то,
что
видели
все,
и
думать так, как не думал никто».
Поэтому делаю всё, чтобы на моих уроках самые обычные, традиционные приемы
работы приобретали поисковый характер:
Предоставляю
ребятам
возможность
раскрыть
своё
«Я»
и
на
занятиях
по
краеведению.
Конечно, больших открытий на уроках или занятиях кружка, или факультатива не
сделаешь. Но желание ребят исследовать те или иные проблемы, решать посильные и
интересные
им
задачи
помогает
нам,
педагогам,
воспитать
в
детях
грамотного
и
вдумчивого читателя. Жажда исследования обращает школьников к научным источникам,
справочникам,
требует
самостоятельности
в
подборе
и
анализе
разнообразных
материалов.
Таким
образом,
создаются
благоприятные
условия
для
формирования
познавательной активности личности.
Главное заключается в том, что на поставленные вопросы ученик отвечает сам,
осуществляя основные этапы исследования:
наблюдение и изучение фактов;
выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;
выдвижение гипотез;
установление связей изучаемого явления с другими;
формирование решения;
проверка;
определение
значения
полученных
знаний,
их
возможного
и
необходимого применения.
Школьники
учатся
планировать
свою
учебную
деятельность,
оценивать,
корректировать её.
Такая форма обучения позволяет одарённым детям, продолжая учиться вместе с
одноклассниками, качественно углублять свои знания, выявлять свои ресурсы в области,
соответствующей содержанию своей одарённости.
Вся учебная работа на занятиях организуется так, чтобы школьники осознавали, что
они учатся сами, а учитель лишь помогает им в этом. Главная цель заключается в развитии
познавательных
интересов,
интеллектуальных,
творческих
и
коммуникативных
способностей
учащихся,
определяющих
формирование
компетентной
личности,
способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно
представляющей
свои
потенциальные
возможности,
ресурсы
и
способы
реализации
выбранного жизненного пути.