Напоминание

"Одаренные дети. Методы, приемы реализации личностного потенциала на уроках"


Автор: Зиновьева Елена Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25"
Населённый пункт: поселок Лоза, Сергиево–Посадский район,, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Одаренные дети. Методы, приемы реализации личностного потенциала на уроках"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

Одаренные дети. Методы, приемы

реализации личностного потенциала на

уроках

Учитель Зиновьева Е.В.

2018-2019 учебный год

Модернизация российской системы образовании, требования к уровню подготовки

выпускников школы в условиях компетентного подхода, научно-технический прогресс и

быстро

меняющиеся

условия

общественной

жизни,

предъявляемые

человеку

новые

требования, выполнить которое под силу только творческой, способной к самореализации

и

самосовершенствованию,

обусловило

необходимость

формирования

и

развития

интеллектуального

и духовного

потенциала

нации.

Проблема

выявления

и

развития

одаренных,

креативных,

проявляющих

способности

в

той

или

иной

области

детей

приобретает особую актуальность. Создание условий, обеспечивающих реализацию их

потенциальных

возможностей,

является

одной

из

приоритетных

социальных

задач

современной школы.

Данный социальный заказ направил нашу педагогическую деятельность в русло

активной работы с детьми названной категории.

Но, организуя работу с одарёнными детьми, мы выявили противоречия.

в системе образования:

традиционная педагогика не ориентирована на работу с одарёнными детьми;

условия

массовой

общеобразовательной

школы

значительно

затрудняют

работу со способными детьми;

наличие

в

классе

детей

с

разными

социальными

и

интеллектуальными

уровнем, у многих учащихся нет мотивации к учению, познанию и развитию.

Концепция работы с одарёнными детьми

Как отмечают специалисты, одарённость – это системное развивающееся в течение

жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более

высоких

(незаурядных,

необычных)

результатов

в

одном

или

нескольких

видах

деятельности по сравнению с другими людьми (Рабочая концепция одарённости). Таким

образом,

одарённый

ребёнок

это

ребёнок,

который

выделяется

яркими

иногда

выдающимися

достижениями

или

имеет

внутренние

предпосылки

для

таких

предпосылок (задача педагога – увидеть эти предпосылки). Конечно, оценка конкретного

ребёнка как одарённого в значительной мере условна.

На

наш

взгляд, одарённость

стечение

трёх

характеристик:

интеллектуальных

способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Таланты

рождаются не часто, а гениев за всю историю человечества насчитывается не более 400.

Ученые

сегодня

единодушны

в

том, что каждый

человек

владеет

огромным

множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Поэтому говоря о

системе работы с одарёнными детьми, верю: назначение каждого педагога – увидеть и

развить

эти

задатки,

превратить

их

в способности (индивидуальные

особенности

личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью) и даже –

в талант

(выдающиеся

способности,

высокая

степень

одарённости

в

какой-либо

деятельности). Работать надо со всеми детьми, максимально развивая их умения, навыки,

познавательные способности. Думаю, что именно это имел в виду психолог и писатель

Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».

Оценка конкретного ребёнка как одарённого, на наш взгляд, в значительной мере

условна. Самые замечательные способности детей не являются прямым показателем его

достижений в будущем. Признаки одарённости, проявляемые в детские годы, могут или

постепенно, или весьма быстро исчезнуть. Это очень важно учитывать при организации

работы с одарёнными детьми. В связи с этим в практической работе вместо понятия

«одарённый» используем понятие «признаки одарённости» или «ребёнок с признаками

одарённости»[

Процесс

выявления

способностей

детей

достаточно

сложный.

При

организации

работы с одарёнными детьми в условиях нашей общеобразовательной школы речь идёт о

создании такой среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления

творческой

активности

как

одарённых

детей

и

детей

с

повышенной

готовностью

к

обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости. Теоретический подход к

решению данной проблемы строится на следующих положениях концепции развивающего

образования:

на

смену

«субъект-объектной»

логике

воздействия

на

ученика

приходит

логика сотрудничества, содействия, когда учитель и ученик не противостоят друг

другу, а выступают как партнёры совместного развития;

ученик

становится

субъектом

своего

собственного

р а з в и т и я ,

рассматривается как самоценная личность, а учитель ценится за то, что он может

организовать процесс саморазвития и ученика, и самого себя;

стереотипное воспроизведение учениками стандартного минимума готовых

истин

меняется

на

проектирование

и

организацию

образовательной

среды,

способствующих

раскрытию

природных

данных

учащихся,

саморазвитию

их

познавательных, эмоциональных, эмоциональных и духовных способностей;

требование

соответствия

образовательных

технологий

природным

закономерностям развития личности ученика.

Встреча с одарёнными учениками является для педагога своеобразным экзаменом в

профессиональном,

личностном

отношениях,

что

даёт

возможность

пережить

«точку

роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. Поэтому

работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к

личности

педагога:

желание

работать

нестандартно,

наличие

поисковой

активности,

любознательности; знание психологии одарённых, способных детей..

Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными

детьми:

развитие

у

одаренных

детей

каче ственно

высокого

у р о в н я

мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире

социальных отношений;

формирование

духовного

потенциала

личности,

направленного

на

творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

утверждение здорового образа жизни школьника;

развитие

научно-исследовательских

навыков

и

творческих

способностей

одарённых детей.

Методы и средства обучения

Мудрые изречения Декарта: «Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше

размышлять, чем заучивать» и Луи Паскаля: «Доводы, до которых человек додумался

сам, убеждают больше, чем те, которые пришли в голову другим»– побудительный

мотив

наших

поисков.

Используем

технологии,

методы,

формы

и

приёмы,

способствующие

формированию инициативности, самостоятельности

мышления,

умения анализировать, делать

выводы

и

обобщения:

проблемные,

поисковые,

эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной,

индивидуальной

и

групповой

работы.

Они

эффективны

для

развития

творческого

мышления

и

многих

важных

качеств

личности

(познавательной

мотивации,

настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и

способности к сотрудничеству и др.).

Основная задача учителя на основе диалога и совместного поиска помочь своему

подопечному

выработать

наиболее

эффективную

стратегию

индивидуального

роста,

опираясь на развитие его способностей к самоопределению и самореализации на основе

индивидуализации

и

дифференциации

(обучение

по

индивидуальным

программам,

использование индивидуальных заданий и т.п.).

Ведущим принципом наших взаимоотношений с учениками является доверие, что

позволяет увлечь ребят новыми технологиями, методами и формами организации учебной

деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности и

развить свои творческие способности. Это возможно, на наш взгляд, если каждый ученик

будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом

уроке

будет

создана

ситуация

успеха.

Поскольку

все

учащиеся

в

ситуации

успеха

испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной

работой, то мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной

позиции

в

учении.

Тогда

и

возникнет

мотивация

к

обучению,

к

познанию,

самосовершенствованию не только у одарённого в той или иной области школьника, но и

у не проявившего пока никаких способностей. Поэтому в основе нашей педагогической

деятельности

личностно

ориентированный и системно-деятельностный подходы,

которые

способствуют раскрытию в

каждом

школьнике творческого

потенциала и

развитию его потребностей и способностей.

Стараемся создать благоприятные условия для развития личностного потенциала

учащихся, учитывая индивидуальные особенности характера, восприятия, мотивации к

учению, осуществляя межпредметные связи, дифференциацию, системно-деятельностный

подход.

Один из путей формирования одарённой, творческой, мотивированной на развитие

личности – системная исследовательская работа.

Опыт познавательной деятельности на каждом уроке и во внеурочной деятельности

усваивается моими учениками посредством исследовательской работы, в ходе которой

решаются и проблемы дискуссионные, нуждающиеся в исследовании.

Этапы исследования на уроках и во внеурочной деятельности:

Определение области исследования. Определение целей и задач работы.

Сбор информации. Текстуальные исследования. Подбор иллюстративных

материалов.

Систематизация материалов, определение структуры отчётной работы.

Оформление результатов исследования.

Как

справедливо

заметили

В.Франкл, «Смысл

нельзя

дать,

его

нужно

найти» и А.Сент-Дьердьи, «Исследовать

значит

видеть

то,

что

видели

все,

и

думать так, как не думал никто».

Поэтому делаю всё, чтобы на моих уроках самые обычные, традиционные приемы

работы приобретали поисковый характер:

Предоставляю

ребятам

возможность

раскрыть

своё

«Я»

и

на

занятиях

по

краеведению.

Конечно, больших открытий на уроках или занятиях кружка, или факультатива не

сделаешь. Но желание ребят исследовать те или иные проблемы, решать посильные и

интересные

им

задачи

помогает

нам,

педагогам,

воспитать

в

детях

грамотного

и

вдумчивого читателя. Жажда исследования обращает школьников к научным источникам,

справочникам,

требует

самостоятельности

в

подборе

и

анализе

разнообразных

материалов.

Таким

образом,

создаются

благоприятные

условия

для

формирования

познавательной активности личности.

Главное заключается в том, что на поставленные вопросы ученик отвечает сам,

осуществляя основные этапы исследования:

наблюдение и изучение фактов;

выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

выдвижение гипотез;

установление связей изучаемого явления с другими;

формирование решения;

проверка;

определение

значения

полученных

знаний,

их

возможного

и

необходимого применения.

Школьники

учатся

планировать

свою

учебную

деятельность,

оценивать,

корректировать её.

Такая форма обучения позволяет одарённым детям, продолжая учиться вместе с

одноклассниками, качественно углублять свои знания, выявлять свои ресурсы в области,

соответствующей содержанию своей одарённости.

Вся учебная работа на занятиях организуется так, чтобы школьники осознавали, что

они учатся сами, а учитель лишь помогает им в этом. Главная цель заключается в развитии

познавательных

интересов,

интеллектуальных,

творческих

и

коммуникативных

способностей

учащихся,

определяющих

формирование

компетентной

личности,

способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно

представляющей

свои

потенциальные

возможности,

ресурсы

и

способы

реализации

выбранного жизненного пути.



В раздел образования