Напоминание

Рабочая программа 7–9 класс базового уровня в соответствии с ФГОС ООО


Автор: Катихин Алексей Николаевич
Должность: Учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №45»
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету ИНФОРМАТИКА на ступени основного общего образования 7 – 9 класс базового уровня в соответствии с ФГОС ООО срок реализации 3 года
Тема: Рабочая программа 7–9 класс базового уровня в соответствии с ФГОС ООО
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 45»

ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА

Заместитель директора: Директор МБОУ «СОШ № 45»

_____________ (_____________) __________________( А.П.Лукшин)

Рассмотрена на заседания ШМО приказ № ___________

протокол №________

«___»_________20___г «___»_______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ИНФОРМАТИКА

на ступени основного общего образования

7 - 9 класс базового уровня

в соответствии с ФГОС ООО

срок реализации 3 года

Составители:

Катихин А.Н.

Нет категории

2018

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету Информатика

Предметная область Математика и информатика

Срок реализации: 3 года

Разработана на основе:

федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от

17.12.2010 г. № 1897), с учетом изменений (приказ № 1577 от 31.12.2015 г.)

примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол от 8 апреля

2015 г № 1/15)

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары

примерной программы по учебным предметам. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Семакин И. Г., Залогова Л. А.,

С.В.Русаков, Л.В.Шестакова Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. - М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2013.

федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к

использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год,

учебного плана МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2018-2019 уч.год

годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ № 45» г.Чебоксары на 2018 - 2019 уч. год

Положения

о

Рабочей

программе

по

учебному

предмету

(курсу)

педагога

МБОУ

«СОШ

45»

г.Чебоксары

Учебники (автор, название, издательство, год издания)

Класс

Автор учебника

Название учебника

Издательство

Год

издания

7 класс

Л.Л.Босова,

А.Ю.Босова

Информатика:

учебник для 7 класса

БИНОМ.

Лаборатория знаний,

Москва

2013

8 класс

Л.Л.Босова,

А.Ю.Босова

Информатика:

учебник для 8 класса

БИНОМ.

Лаборатория знаний,

Москва

2013

9 класс

И.Г.Семакин,

Л.А.Залогова,

С.В.Русаков,

Л.В.Шестакова

Информатика:

учебник для 9 класса

БИНОМ.

Лаборатория знаний,

Москва

2013

Класс

Количество часов

в неделю

в год

Резервных часов

7 класс

1

35

1

8 класс

1

35

1

9 класс

2

68

3

Итого

4

138

5

Клас

с

Форма

промежуточной

аттестации

Кол-во

контрольных

работ

Кол-во

лабораторных,

практических работ

Кол-во

экскурсий

7 класс

Тестирование

6

14

0

8 класс

Тестирование

5

0

0

9 класс

Тестирование

6

32

0

Итого

17

46

0

2

Рабочая учебная программа содержит:

содержание учебного предмета, курса

тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение

каждой темы;

планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

график проведения контрольных, практических, лабораторных работ на текущий

учебный год;

Цели рабочей программы:

формированию

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об

информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства,

общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

совершенствованию

общеучебных

и

общекультурных

навыков

работы

с

информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых

знаний,

умений

и

способов

деятельности

в

области

информатики

и

ИКТ;

развитию

навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования,

моделирования, исследовательской деятельности и т д );

воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом

правовых

и

этических

аспектов

ее

распространения,

воспитанию

стремления

к

продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задачи рабочей программы:

сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности,

включающими: целеполагание

как постановку учебной задачи на основе соотнесения

того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение

последовательности

промежуточных

целей

с

учетом

конечного

результата,

разбиение

задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых

для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование -

предвосхищение

результата;

контроль

-

интерпретация

полученного

результата,

его

соотнесение

с

имеющимися

данными

с

целью

установления

соответствия

или

несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и

корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся

того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как

основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной

формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение

строить

разнообразные

информационные

структуры

для

описания

объектов;

умение

«читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать

информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления

информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и

цели моделирования;

сформировать

у

учащихся

основные

универсальные

умения

информационного

характера;

сформировать

у

учащихся

широкий

спектр

умений

и

навыков:

использования

средств

информационных

и

коммуникационных

технологий

для

сбора,

хранения,

преобразования

и

передачи

различных

видов

информации;

овладения

способами

и

методами освоения новых инструментальных средств;

сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы,

первичные

умения

и

навыки

исследовательской

деятельности,

принятия

решений

и

управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

3

сформировать

у

учащихся

умения

и

навыки

продуктивного

взаимодействия

и

сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно

формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения

выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств

ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания

информационных

процессов

в

системах

различной

природы,

а

также

о

методах

и

средствах их автоматизации.

Многие

положения,

развиваемые

информатикой,

рассматриваются

как

основа

создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного

из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с

математикой,

физикой,

химией,

биологией

курс

информатики

закладывает

основы

естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей,

причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие

предметные

знания

и

способы

деятельности

(включая

использование

средств

ИКТ),

освоенные

обучающимися

на

базе

информатики,

находят

применение

как

в

рамках

образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных

жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.

ориентированы

на

формирование

метапредметных

и

личностных

результатов.

На

протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт

формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть

современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость

окружающего

мира.

В

этих

условиях

велика

роль

фундаментального

образования,

обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению

новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к

быстро

наступающим

переменам

в

обществе

требует

развития

разнообразных

форм

мышления,

формирования

у

учащихся

умений

организации

собственной

учебной

деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на

изучении

фундаментальных

основ

информатики,

формировании

информационной

культуры,

развитии

алгоритмического

мышления,

реализовать

в

полной

мере

общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс

информатики

основной

школы

является

частью

непрерывного

курса

информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и

обучение

информатике

в

старших

классах

(на

базовом

или

профильном

уровне).

В

настоящей

программе

учтено,

что

сегодня,

в

соответствии

с

Федеральным

государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы

должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее,

в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки

и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики

основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у

учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые

структурированы

по

ключевым

задачам

общего

образования,

отражающим

индивидуальные,

общественные

и

государственные

потребности.

Они

включают

предметные, метапредметные и личностные результаты.

4

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и

способы

деятельности

(включая

использование

средств

информационных

и

коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и

формируются

там,

также

они

значимы

и

для

формирования

качеств

личности,

т.

е.

становятся метапредметными и личностными.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит

основой

разработки

контрольных

измерительных

материалов

основного

общего

образования по информатике.

7 класс

Личностные образовательные результаты:

приобретение опыта использования электронных средств в учебной и

практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению

персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению

обучения с использованием ИКТ;

рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с

изобретением компьютера;

организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью

типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

получение опыта использования методов и средств информатики для исследования

и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду,

обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа

ситуации, планирования деятельности и др.;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при

выполнении учебных проектов;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением

методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти,

необходимого

для

хранения

информации,

скорости

обработки

и

передачи

информации и пр.);

построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;

решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств

информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,

свидетельств очевидцев, интервью;

следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;

юридические

аспекты

и

проблемы

использования

ИКТ

в

учебном

процессе,

трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

получение представления о возможностях получения и передачи информации с

помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче

информации по телекоммуникационным каналам.

5

в сфере трудовой деятельности:

понимание

принципов

действия

различных

средств

информатизации,

их

возможностей и технических и экономических ограничений;

рациональное использование

технических средств информационных технологий

для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель,

принтер,

цифровой

проектор,

диктофон

и

др.),

усовершенствование

навыков,

полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;

знакомство с основными программными средствами персонального компьютера –

инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд,

система отказов);

умение тестировать используемое оборудование и программные средства;

использование

диалоговой

компьютерной

программы

управления

файлами

для

определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и

каталогов;

приближенное определение пропускной способности используемого канала связи

путем прямых измерений и экспериментов;

создание

и

редактирование

рисунков,

чертежей,

слайдов

презентаций,

усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах

основной школы;

использование

инструментов

презентационной

графики

при

подготовке

и

проведении устных сообщений.

в сфере эстетической деятельности:

знакомство

с

эстетически-значимыми

компьютерными

моделями

из

различных

образовательных областей и средствами их создания.

в сфере охраны здоровья:

соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими

средствами информационных технологий.

8 класс

Личностные образовательные результаты:

владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе

моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;

умение

создавать

и

поддерживать

индивидуальную

информационную

среду,

обеспечивать

защиту

значимой

информации

и

личную

информационную

безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей

информационной среды;

приобретение

опыта

использования

информационных

ресурсов

общества

и

электронных средств связи в учебной и практической деятельности;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при

выполнении учебных проектов;

повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению

обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

владение

основными

общеучебными

умениями

информационного

характера:

анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и

др.;

получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;

формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при

исследовании различных объектов, явлений и процессов;

6

владение

навыками

постановки

задачи

на

основе

известной

и

усвоенной

информации и того, что еще неизвестно;

планирование

деятельности:

определение

последовательности

промежуточных

целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности

действий;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением

методов информатики и средств ИКТ.

умение

выбирать

источники

информации,

необходимые

для

решения

задачи

(средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет и др.).

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,

определение

внешней

и

внутренней

формы

представления

информации,

отвечающей

данной

задаче

автоматической

обработки

информации

(таблицы,

схемы, диаграммы, списки и др.);

преобразование

информации

из

одной

формы

представления

в

другую

без

потери ее смысла и полноты;

оценка

информации

с

позиции

интерпретации

ее

свойств

человеком

или

автоматизированной

системой

(достоверность,

объективность,

полнота,

актуальность и т.п.);

решение

задач

из

разных

сфер

человеческой

деятельности

с

применением

средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности

окружающего мира и определяющего компонента современной информационной

цивилизации;

оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации,

свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от

некорректной;

авторское

право

и

интеллектуальная

собственность;

юридические

аспекты

и

проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

осознание

основных

психологических

особенностей

восприятия

информации

человеком;

получение представления о возможностях получения и передачи информации с

помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;

овладение

навыками

использования

основных

средств

телекоммуникаций,

форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ

навигации

(браузеров)

и

поисковых

программ,

осуществления

передачи

информации по электронной почте и др.;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче

информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

понимание

принципов

действия

различных

средств

информатизации,

их

возможностей и технических и экономических ограничений;

выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

использование

текстовых

редакторов

для

создания

и

оформления

текстовых

документов

(форматирование,

сохранение,

копирование

фрагментов

и

пр.),

усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;

решение задач вычислительного характера путем использования существующих

программных средств (электронные таблицы);

7

использование

инструментов

визуализации

для

наглядного

представления

числовых данных и динамики их изменения;

приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в

том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью

возможностей

средств

информационных

технологий

(графических,

цветовых,

звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на

здоровье

человека,

владение

профилактическими

мерами

при

работе

с

этими

средствами;

соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими

средствами информационных технологий.

9 класс

Личностные образовательные результаты:

владение

навыками

анализа

и

критичной

оценки

получаемой

информации

с

позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной

ответственности за качество окружающей информационной среды;

умение

создавать

и

поддерживать

индивидуальную

информационную

среду,

обеспечивать

защиту

значимой

информации

и

личную

информационную

безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей

информационной среды;

приобретение

опыта

использования

информационных

ресурсов

общества

и

электронных

средств

связи

в

учебной

и

практической

деятельности;

освоение

типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при

выполнении учебных проектов.

Метапредметные образовательные результаты:

представление знаково-символических моделей на формальных языках;

планирование

деятельности:

определение

последовательности

промежуточных

целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности

действий;

контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;

коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план

действий;

получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;

формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при

исследовании различных объектов, явлений и процессов;

владение

навыками

постановки

задачи

на

основе

известной

и

усвоенной

информации и того, что еще неизвестно;

владение

основными

общеучебными

умениями

информационного

характера:

анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и

др.;

умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением

методов информатики и средств ИКТ;

умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при

выполнении учебных проектов.

Предметные образовательные результаты:

8

в сфере познавательной деятельности:

освоение основных понятий и методов информатики;

выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью,

определение

внешней

и

внутренней

формы

представления

информации,

отвечающей

данной

задаче

автоматической

обработки

информации

(таблицы,

схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);

развитие

представлений

об

информационных

моделях

и

важности

их

использования в современном информационном обществе;

построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с

использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и

пр.);

оценивание

адекватности

построенной

модели

объекту-оригиналу

и

целям

моделирования;

осуществление

компьютерного

эксперимента

для

изучения

построенных

моделей;

построение

модели

задачи

(выделение

исходных

данных,

результатов,

выявление соотношений между ними);

выбор

программных

средств,

предназначенных

для

работы

с

информацией

данного вида и адекватности поставленной задачи;

освоение основных конструкций процедурного языка программирования;

освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных

алгоритмов;

использование

основных

алгоритмических

конструкций

для

построения

алгоритма,

проверки

его

правильности

путем

тестирования

и/или

анализа

хода

выполнения,

нахождение

и

исправление

типовых

ошибок

с

использованием современных программных средств;

вычисление

логических

выражений,

записанных

на

изучаемом

языке

программирования;

построение

таблиц

истинности

и

упрощение

сложных

высказываний с помощью законов алгебры логики;

решение

задач

из

разных

сфер

человеческой

деятельности

с

применением

средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

авторское

право

и

интеллектуальная

собственность;

юридические

аспекты

и

проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.

в сфере коммуникативной деятельности:

осознание

основных

психологических

особенностей

восприятия

информации

человеком;

соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче

информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

понимание

принципов

действия

различных

средств

информатизации,

их

возможностей и технических и экономических ограничений;

выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

использование

текстовых

редакторов

для

создания

и

оформления

текстовых

документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);

решение задач вычислительного характера путем использования существующих

программных средств (электронные таблицы);

создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций;

использование

инструментов

презентационной

графики

при

подготовке

и

проведении устных сообщений;

использование

инструментов

визуализации

для

наглядного

представления

числовых данных и динамики их изменения;

9

создание и наполнение собственных баз данных;

приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в

том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью

возможностей

средств

информационных

технологий

(графических,

цветовых,

звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на

здоровье

человека,

владение

профилактическими

мерами

при

работе

с

этими

средствами;

соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими

средствами информационных технологий.

10

Содержание учебного предмета

7 класс

1. Информация и информационные процессы (9 часов)

Информация.

Информационный

процесс.

Субъективные

характеристики

информации,

зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации:

важность,

своевременность,

достоверность,

актуальность

и

т.п.

Представление

информации.

Формы

представления

информации.

Язык

как

способ

представления

информации:

естественные

и

формальные

языки.

Алфавит,

мощность

алфавита.

Кодирование

информации.

Универсальность

дискретного

(цифрового,

в

том

числе

двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода.

Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер

(длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и

недостатки

такого

подхода.

Другие

подходы

к

измерению

количества

информации.

Единицы

измерения

количества

информации.

Основные

виды

информационных

процессов:

хранение,

передача

и

обработка

информации.

Примеры

информационных

процессов

в

системах

различной

природы;

их

роль

в

современном

мире.

Хранение

информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память).

Качественные и количественные характеристики современных носителей информации:

объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Хранилища

информации.

Сетевое

хранение

информации.

Передача

информации.

Источник,

информационный

канал,

приёмник

информации.

Обработка

информации.

Обработка,

связанная

с

получением

новой

информации.

Обработка,

связанная

с

изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные

компоненты

персонального

компьютера

(процессор,

оперативная

и

долговременная

память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики

(по

состоянию

на

текущий

период

времени).

Состав

и

функции

программного

обеспечения:

системное

программное

обеспечение,

прикладное

программное

обеспечение,

системы

программирования.

Компьютерные

вирусы.

Антивирусная

профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы

файлов.

Каталог

(директория).

Файловая

система.

Графический

пользовательский

интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными

информационными

объектами

в

наглядно-графической

форме:

создание,

именование,

сохранение,

удаление

объектов,

организация

их

семейств.

Архивирование

и

разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной

эксплуатации компьютера.

11

3. Обработка графической информации (4 часа)

Формирование изображения на экране монитора.

Компьютерное представление

цвета.

Компьютерная

графика

(растровая,

векторная).

Интерфейс

графических

редакторов. Форматы графических файлов.

4. Обработка текстовой информации (9 часов)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ).

Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование

текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый

документ

списков,

таблиц,

диаграмм,

формул

и

графических

объектов.

Гипертекст.

Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над

документом.

Примечания.

Запись

и

выделение

изменений.

Форматирование

страниц

документа.

Ориентация,

размеры

страницы,

величина

полей.

Нумерация

страниц.

Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты

распознавания

текстов

и

компьютерного

перевода.

Компьютерное

представление

текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена

информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о

стандарте Юникод.

5. Мультимедиа (5 часов)

Понятие

технологии

мультимедиа

и

области

её

применения.

Звук

и

видео

как

составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты

слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного

представления мультимедийных данных.

6. Итоговое повторение (1 час)

8 класс

1. Математические основы информатики (13 часов)

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной

системами

счисления,

запись

в

них

целых

десятичных

чисел

от

0

до

1024.

Перевод

небольших

целых

чисел

из

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной

системы

счисления

в

десятичную.

Двоичная

арифметика.

Логика

высказываний

(элементы

алгебры

логики).

Логические

значения,

операции

(логическое

отрицание,

логическое

умножение,

логическое

сложение),

выражения, таблицы истинности.

2. Основы алгоритмизации (10 часов)

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя

при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись

алгоритма на алгоритмическом языке.

Непосредственное и программное управление

исполнителем.

Линейные

программы.

Алгоритмические

конструкции,

связанные

с

проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин:

12

целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы.

Алгоритм

работы

с

величинами

план

целенаправленных

действий

по

проведению

вычислений

при

заданных

начальных

данных

с

использованием

промежуточных

результатов.

3. Начала программирования (11 часов)

Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура

программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод,

вывод, присваивание, ветвление, цикл). Программирование линейных, разветвляющихся и

циклических алгоритмов. Решение задач по разработке и выполнению программ в среде

программирования Паскаль.

4. Итоговое повторение (1 час)

9 класс

1. Управление и алгоритмы (11 часов)

Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства.

Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя,

режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный

алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная

методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление

линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление

алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов

(процедур, подпрограмм). Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению

алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического

поля квадратами или линией типа «меандр»)

2. Введение в программирование (18 часов)

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и

вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация.

Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила

записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов.

Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов/

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи,

формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль;

ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных,

ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

3. Задачник-практикум (33 часа)

Форматирование текстов. Работа со шрифтами. Работа с таблицами и описками. Работа с

графикой. Печать документов. Гипертекстовые ссылки. Реляционные (табличные)

структуры данных. Заполнение и редактирование БД. Проектирование и нормализация БД.

13

Структура ЭТ. Адресация формул. Блоки. Относительная и абсолютная адресация.

Стандартные функции. Условная функция и логические выражения. Контрольная работа

по теме «Электронные таблицы». Системы счисления. Перевод десятичных чисел в другие

системы счисления. Системы счисления, используемые в компьютере. Арифметика в

позиционных системах счисления. Контрольная работа по теме «Системы счисления»

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; работа со

шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер

обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками;

вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и

стилями, включение в текст гиперссылок; создание изображения в среде графического

редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов

манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); работа с

готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;

формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины,

операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска;

сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы

данных; ввод, удаление и добавление записей; работа с готовой электронной таблицей:

просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для

решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических

функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка

строк). Использование встроенных графических средств.

4. Информационные технологии и общество (3 часа)

Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.

Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.

Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности,

этические и правовые нормы в информационной сфере.

5. Итоговое повторение (3 часа)

14

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование 7 класс

Наименование

раздела

Сроки

Наименование тем

Всего

часов

В том числе на

Лабораторные и

практические

работы

Контрольные

работы

Информация и информационные

процессы

Сентябрь

Цели

изучения

курса

информатики

и

ИКТ.

Техника

безопасности и организация рабочего места.

1

Сентябрь

Информация и её свойства

1

Сентябрь

Информационные процессы. Обработка информации

1

Сентябрь

Информационные

процессы.

Хранение

и

передача

информации

1

Октябрь

Всемирная паутина как информационное хранилище

1

Октябрь

Представление информации

1

Октябрь

Двоичное кодирование

1

Ноябрь

Единицы измерения информации

1

Октябрь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Информация

и

информационные

п р о ц е с с ы » .

Контрольная работа

1

1

Ноябрь

Основные компоненты компьютера и их функции

1

Ноябрь

Персональный компьютер

1

Ноябрь

Программное

обеспечение

компьютера.

Системное

программное обеспечение

1

Декабрь

Системы программирования и прикладное программное

обеспечение

1

Декабрь

Файлы и файловые структуры

1

Декабрь

Пользовательский интерфейс

1

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Декабрь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Компьютер как универсальное устройство для работы с

информацией». Контрольная работа

1

1

Декабрь

Формирование изображения на экране компьютера

1

1

Январь

Компьютерная графика

1

1

Январь

Создание графических изображений

1

1

16

Обработка графической информации

Январь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Обработка графической информации». Контрольная

работа

1

1

Обработка текстовой информации

Февраль

Текстовые документы и технологии их создания

1

1

Февраль

Создание текстовых документов на компьютере

1

1

Февраль

Прямое форматирование

1

1

Февраль

Стилевое форматирование

1

1

Март

Визуализация информации в текстовых документах

1

1

Март

Распознавание

текста

и

системы

компьютерного

перевода

1

1

Март

Оценка

количественных

параметров

текстовых

документов

1

1

Апрель

Оформление реферата История вычислительной техники

1

1

Март

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Обработка

текстовой

информации».

Контрольная

работа

1

1

Апрель

Технология мультимедиа.

1

1

Апрель

Компьютерные презентации

1

1

Май

Создание мультимедийной презентации

1

1

Май

Обобщение и систематизация основных понятий главы

«Мультимедиа». Контрольная работа

1

1

17

Мультимедиа

Апрель

Промежуточная аттестация

1

1

Итоговое

повторение

Май

Итоговое повторение за курс 7 класса

1

Итого:

35

14

6

Тематическое планирование 8 класс

Наименование

раздела

Сроки

Наименование тем

Всего

часов

В том числе на

Лабораторные и

практические

работы

Контрольные

работы

Сентябрь

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника

безопасности и организация рабочего места.

1

Сентябрь

Общие сведения о системах счисления.

1

Сентябрь

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

1

Сентябрь

Входной контроль. Восьмеричная и шестнадцатеричная

системы счисления. Компьютерные системы счисления.

1

1

Октябрь

Правило перевода целых десятичных чисел в систему

счисления с основанием q.

1

Октябрь

Представление целых чисел.

1

Октябрь

Представление вещественных чисел.

1

Октябрь

Высказывание. Логические операции.

1

Ноябрь

Построение таблиц истинности для логических

выражений.

1

Ноябрь

Свойства логических операций.

1

18

Математические основы информатики

Ноябрь

Решение логических задач.

1

Ноябрь

Логические элементы.

1

Декабрь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Математические основы информатики». Контрольная

работа.

1

1

Основы алгоритмизации

Декабрь

Алгоритмы и исполнители.

1

Декабрь

Способы записи алгоритмов.

1

Декабрь

Объекты алгоритмов.

1

Январь

Алгоритмическая конструкция «следование».

1

Январь

Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная

форма ветвления.

1

Январь

Сокращенная формула ветвления.

1

Февраль

Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с

заданным условием продолжения работы.

1

Февраль

Цикл с заданным условием окончания работы.

1

Февраль

Цикл с заданным числом повторений.

1

Февраль

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Основы алгоритмизации». Контрольная работа.

1

1

Март

Общие сведения о языке программирования Паскаль.

1

Март

Организация ввода и вывода данных.

1

Март

Программирование линейных алгоритмов.

1

19

Начала программирования

Апрель

Программирование разветвляющихся алгоритмов.

Условный оператор.

1

Апрель

Составной оператор. Многообразие способов записи

ветвлений.

1

Апрель

Программирование циклов с заданным условием

продолжения работы.

1

Май

Программирование циклов с заданным условием

окончания работы.

1

Май

Программирование циклов с заданным числом

повторений.

1

Май

Различные варианты программирования циклического

алгоритма.

1

Май

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Начала программирования». Контрольная работа

1

1

Апрель

Промежуточная аттестация

1

1

Итоговое

повторение

Май

Итоговое повторение за курс 8 класса

1

Итого:

35

0

5

Тематическое планирование 9 класс

Наименование

раздела

Сроки

Наименование тем

Всего

часов

В том числе на

Лабораторные и

практические

работы

Контрольные

работы

Сентябрь

Управление и кибернетика

1

Сентябрь

Управление с обратной связью

1

Сентябрь

Определение и свойство алгоритма

1

Сентябрь

Входной контроль. Графический учебный исполнитель

1

1

Сентябрь

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

2

2

Сентябрь

Циклические алгоритмы

2

2

20

Управление и алгоритмы

Октябрь

Ветвление и последовательная детализация алгоритма

2

2

Октябрь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Управление и алгоритмы». Контрольная работа

1

1

Введение в программирование

Октябрь

Что такое программирование. Алгоритмы работы с

величинами

1

Октябрь

Линейные вычислительные алгоритмы

2

Октябрь,

ноябрь

Знакомство с языком Паскаль

2

Ноябрь

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Программирование ветвлений на Паскале.

Программирование диалога с компьютером.

2

Ноябрь

Программирование циклов

2

Ноябрь

Алгоритм Евклида

1

Ноябрь

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале

2

Ноябрь

Одна задача обработки массива

2

Декабрь

Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива

1

Декабрь

Сортировка массива

2

Декабрь

Обобщение и систематизация основных понятий темы

«Введение в программирование». Контрольная работа

1

1

Декабрь

Форматирование текстов. Работа со шрифтами

3

3

Декабрь,

январь

Работа с таблицами и списками

2

2

Январь

Работа с графикой

1

1

Январь

Печать документов

1

1

Январь

Гипертекстовые ссылки

1

1

21

Задачник-практикум

Январь

Реляционные (табличные) структуры данных

1

1

Февраль

Заполнение и редактирование БД

3

3

Февраль

Проектирование и нормализация БД

3

3

Февраль

Структура ЭТ. Адресация формул

1

1

Февраль

Блоки. Относительная и абсолютная адресация

1

1

Март

Стандартные функции

3

3

Март

Условная функция и логические выражения

3

3

Март

Контрольная работа по теме «Электронные таблицы»

1

1

Март

Системы счисления

1

Март, апрель

Перевод десятичных чисел в другие системы счисления

3

Апрель

Промежуточная аттестация

1

1

Апрель

Системы счисления, используемые в компьютере

2

Апрель

Арифметика в позиционных системах счисления

1

Апрель

Контрольная работа по теме «Системы счисления»

1

1

Информационн

ые технологии

и общество

Апрель

Предыстория информатики. История ЭВМ. История

программного обеспечения и ИКТ.

1

Май

Информационные ресурсы современного общества.

Проблемы формирования информационного общества

1

Май

Информационная безопасность

1

Итоговое

повторение

Май

Повторение. Основные понятия курса

2

Май

Итоговое повторение за курс 9 класса

1

Итого:

68

29

6

22

Планируемые

результаты

изучения

информатики

7 класс

Раздел 1. Информация и информационные процессы.

Обучающийся научится:

декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;

оперировать единицами измерения количества информации;

оценивать

количественные

параметры

информационных

объектов

и

процессов

(объём

памяти,

необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

перекодировать

информацию

из

одной

пространственно-графической

или

знаково-символической

формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой

информации;

составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность:

углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из

основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;

научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;

научиться

оценивать

информационный

объём

сообщения,

записанного

символами

произвольного

алфавита

познакомиться

с

тем,

как

информация

представляется

в

компьютере,

в

том

числе

с

двоичным

кодированием текстов, графических изображений, звука;

научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных

по тем или иным запросам.

познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника,

сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Обучающийся научится:

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;

подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;

оперировать объектами файловой системы;

Обучающийся получит возможность:

научиться

систематизировать

знания

о

принципах

организации

файловой

системы,

основных

возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного

пространства;

научиться

систематизировать

знания

о

назначении

и

функциях

программного

обеспечения

компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение

средств информационных технологий;

закрепить

представления

о

требованиях

техники

безопасности,

гигиены,

эргономики

и

ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Раздел 3. Обработка графической информации.

23

Обучающийся научится:

применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;

научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными

фрагментами.

Раздел 4. Обработка текстовой информации.

Обучающийся научится:

применять основные правила создания текстовых документов;

использовать

средства

автоматизации

информационной

деятельности

при

создании

текстовых

документов;

применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на

русском и иностранном языках;

выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;

использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение

величины шрифта) текстов;

создавать и форматировать списки;

создавать формулы;

создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Обучающийся получит возможность:

создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;

осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового

процессора;

оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и

цвету, к выравниванию текста.

Раздел 5. Мультимедиа.

Обучающийся научится:

использовать основные принципы создания презентаций в редакторах презентаций;

создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;

создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

Обучающийся получит возможность:

научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды

которой содержат тексты, звуки, графические изображения;

демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

24

8 класс

Раздел 1. Математические основы информатики

Обучающийся научится:

- переводить числа из одной системы счисления в другую и знать правила арифметических действий

сложения, вычитания, умножения

- выполнять логические операции (таблицы истинности) И, ИЛИ, НЕ

- правилам нахождения значений логического выражения

- правилам построения таблиц истинности

- применять законы логики

Обучающийся получит возможность:

- записывать десятичное число в любой системе счисления, выполнять обратный перевод;

- составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;

- определять значение логического выражения;

- строить таблицы истинности;

- решать логические задачи с использованием знаний алгебры логики.

Раздел 2. Основы алгоритмизации

Обучающийся научится:

- составлять алгоритмические конструкции по блок-схемам и будет знать, к какой задаче

предназначен данный алгоритм;

- выполнять технологию пошагового выполнения алгоритма;

Обучающийся получит возможность:

- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

-

строить

цепочки

команд,

дающих

нужный

результат

при

конкретных

исходных

данных

для

исполнителя арифметических действий;

-

строить

цепочки

команд,

дающих

нужный

результат

при

конкретных

исходных

данных

для

исполнителя, преобразующего строки символов;

- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

Раздел 3. Начала программирования

Обучающийся научится:

- составлять этапы решения задачи на компьютере.

- основным командам языка Паскаль (ввод, вывод, ветвление, циклы);

- правилам построения арифметических, строковых и логических выражений;

25

- применять технологию разработки программ, содержащих оператор/операторы ветвления (решение

линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием

логических операций.

Обучающийся получит возможность:

- определять алгоритм по готовой программе, для решения какой задачи он предназначена;

- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и

логических выражений;

- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления и цикла.

9 класс

Раздел 1. Управление и алгоритмы

Выпускник научится:

1. понимать, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;

2. сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной

связи в этой схеме;

3. понимать, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

4. определять, в чем состоят основные свойства алгоритма;

5. способам записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;

6. основным алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;

7. определять назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных

алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.

Выпускник получит возможность научиться:

1. при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;

2. пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом

языке;

3. выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;

4. составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных

исполнителей;

5. выделять подзадачи;

6. определять и использовать вспомогательные алгоритмы.

Раздел 2. Введение в программирование

Выпускник научится:

1. основным видам и типам величин;

2. определять назначение языков программирования;

3. понимать, что такое трансляция;

4. определять назначение систем программирования;

26

5. правилам оформления программы на Паскале;

6. правилам представления данных и операторов на Паскале;

7. устанавливать последовательность выполнения программы в системе программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

1. работать с готовой программой на Паскале;

2. составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;

3. составлять несложные программы обработки одномерных массивов;

4. отлаживать, и исполнять программы в системе программирования.

Раздел 3. Задачник-практикум

Выпускник научится:

1.

способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки,

текстовые файлы);

2.

определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

3.

основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографи-

ческий контроль, поиск и замена, работа с файлами).

4.

способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, коди-

ровке цвета, видеопамяти;

5.

понимать какие существуют области применения компьютерной графики;

6.

определять назначение графических редакторов;

7.

определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового

типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ласти-

ка и пр.

8.

понимать, что такое база данных, СУБД, информационная система;

9.

понимать, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и

форматы полей;

10. формировать структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;

11. понимать, что такое логическая величина, логическое выражение;

12. понимать, что такое логические операции, как они выполняются.

13. понимать, что такое электронная таблица и табличный процессор;

14. основным информационным единицам электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки

и способы их идентификации;

15. определять какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор

работает с формулами;

16. основным функциям (математические, статистические), используемые при записи формул в

ЭТ;

17. графическим возможностям табличного процессора..

Выпускник получит возможность научиться:

1.

набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

27

2.

выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

3.

сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

4.

строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

5.

сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

6.

открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

7.

организовывать поиск информации в БД;

8.

редактировать содержимое полей БД;

9.

сортировать записи в БД по ключу;

10. добавлять и удалять записи в БД;

11. создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.

12. открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;

13. редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;

14. выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление,

вставка, сортировка;

15. получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;

16. создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Раздел 4. Информационные технологии и общество

Выпускник научится:

1. основным этапам развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;

2. основным этапам развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;

3. определять, в чем состоит проблема безопасности информации;

4. понимать какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.

Выпускник получит возможность научиться:

регулировать

свою

информационную

деятельность

в

соответствие

с

этическими

и

правовыми

нормами общества.

28

Календарно-тематическое планирование

Предмет Информатика; Класс 7; Уровень Базовый;

Количество часов в неделю 1; Всего за год 35;

Раздел 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

урока

Планируемая

дата урока

Тема урока

Количеств

о часов

Примечание

(корректировка)

1

Цели

изучения

курса

информатики

и

И К Т.

Те х н и к а

б е з о п а с н о с т и

и

организация рабочего места.

1

2

Информация и её свойства

1

3

Информационные процессы. Обработка

информации

1

4

Информационные

процессы.

Хранение

и передача информации

1

5

В с е м и р н а я

п а у т и н а

к а к

информационное хранилище

1

6

Представление информации

1

7

Двоичное кодирование

1

8

Единицы измерения информации

1

9

Обобщение и систематизация основных

п о н я т и й

т е м ы

« И н ф о рм а ц и я

и

и н ф о р м а ц и о н н ы е

п р о ц е с с ы » .

Контрольная работа

1

Раздел 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7

29

часов)

10

Основные компоненты компьютера и их

функции

1

11

Персональный компьютер.

1

12

Программное обеспечение компьютера.

Системное программное обеспечение

1

13

С и с т е м ы

п р о г р а м м и р о в а н и я

и

прикладное программное обеспечение

1

14

Файлы и файловые структуры

1

15

Пользовательский интерфейс

1

16

Обобщение и систематизация основных

понятий

темы

«Компь ютер

к а к

универсальное устройство для работы с

информацией». Контрольная работа

1

Раздел 3. Обработка графической информации (4 часа)

17

Формирование изображения на экране

компьютера

1

18

Компьютерная графика

1

19

Создание графических изображений

1

20

Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Обработка графической

информации». Контрольная работа

1

Раздел 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

21

Текстовые документы и технологии их

создания

1

22

Создание

текстовых

документов

на

компьютере

1

23

Прямое форматирование

1

24

Стилевое форматирование

1

25

Визуализация информации в текстовых

документах

1

26

Распознавание

текста

и

системы

компьютерного перевода

1

27

Оценка

количественных

параметров

текстовых документов

1

28

Оформление

ре ферат а.

И с т о р и я

вычислительной техники

1

29

Обобщение и систематизация основных

понятий

темы

«Обработка

текстовой

информации». Контрольная работа

1

Раздел 5. Мультимедиа (5 часов)

30

Технология мультимедиа.

1

31

Компьютерные презентации

1

32

Создание мультимедийной презентации

1

33

Обобщение и систематизация основных

понятий

главы

« Мул ьт и м е д и а » .

Контрольная работа

1

34

Промежуточная аттестация.

1

30

Раздел 6. Итоговое повторение (1 час)

35

Итоговое повторение за курс 7 класса

1

Предмет Информатика; Класс 8 , Уровень Базовый;

Количество часов в неделю 1; Всего за год 35;

урока

Планируемая

дата урока

Тема урока

Количество

часов

Примечание

(корректировка)

Раздел 1. Математические основы информатики (13 часов)

1

Цели изучения курса информатики

и ИКТ. Техника безопасности и

организация рабочего места.

1

2

Общие сведения о системах

счисления.

1

3

Двоичная система счисления.

Двоичная арифметика.

1

4

Входной контроль. Восьмеричная и

шестнадцатеричная системы

счисления. Компьютерные системы

счисления.

1

5

Правило перевода целых

десятичных чисел в систему

счисления с основанием q.

1

6

Представление целых чисел.

1

7

Представление вещественных

чисел.

1

8

Высказывание. Логические

операции.

1

9

Построение таблиц истинности для

логических выражений.

1

10

Свойства логических операций.

1

11

Решение логических задач.

1

12

Логические элементы.

1

31

13

Обобщение и систематизация

основных понятий темы

«Математические основы

информатики». Контрольная

работа.

1

Раздел 2. Основы алгоритмизации (10 часов)

14

Алгоритмы и исполнители.

1

15

Способы записи алгоритмов.

1

16

Объекты алгоритмов.

1

17

Алгоритмическая конструкция

«следование».

1

18

Алгоритмическая конструкция

«ветвление». Полная форма

ветвления.

1

19

Сокращенная формула ветвления.

1

20

Алгоритмическая конструкция

«повторение». Цикл с заданным

условием продолжения работы.

1

21

Цикл с заданным условием

окончания работы.

1

22

Цикл с заданным числом

повторений.

1

23

Обобщение и систематизация

основных понятий темы «Основы

алгоритмизации». Контрольная

работа.

1

Раздел 3. Начала программирования (11 часов)

24

Общие сведения о языке

программирования Паскаль.

1

25

Организация ввода и вывода

данных.

1

26

Программирование линейных

алгоритмов.

1

27

Программирование

разветвляющихся алгоритмов.

Условный оператор.

1

28

Составной оператор. Многообразие

способов записи ветвлений.

1

29

Программирование циклов с

заданным условием продолжения

работы.

1

30

Программирование циклов с

заданным условием окончания

работы.

1

31

Программирование циклов с

заданным числом повторений.

1

32

Различные варианты

программирования циклического

алгоритма.

1

32

33

Обобщение и систематизация

основных понятий темы «Начала

программирования». Контрольная

работа

1

34

Промежуточная аттестация.

1

Раздел 4. Итоговое повторение (1 час)

35

Итоговое повторение за курс 8

класса

1

Предмет Информатика и ИКТ; Класс 9; Уровень Базовый;

Количество часов в неделю 2; Всего за год 68;

Раздел 1. Управление и алгоритмы (11 часов)

урока

Планируемая

дата урока

Тема урока

Количество

часов

Примечание

(корректировка)

1

Управление и кибернетика

1

2

Управление с обратной связью

1

3

Определение и свойства алгоритма

1

4

Входной контроль. Графический

учебный исполнитель

1

5,6

Вспомогательные алгоритмы и

подпрограммы

2

7,8

Циклические алгоритмы

2

9,10

Ветвление и последовательная

детализация алгоритма

2

11

Обобщение и систематизация основных

понятий темы "Управление и

алгоритмы". Контрольная работа

1

Раздел 2. Введение в программирование (18 часов)

12

Что такое программирование.

Алгоритмы работы с величинами

1

13,14

Линейные вычислительные алгоритмы

2

15,16

Знакомство с языком Паскаль

2

17,18

Алгоритмы с ветвящейся структурой.

Программирование ветвлений на

Паскале. Программирование диалога с

компьютером.

2

19,20

Программирование циклов

2

21

Алгоритм Евклида

1

22,23

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале

2

24,25

Одна задача обработки массива

2

26

Поиск наибольшего и наименьшего

элементов массива

1

27,28

Сортировка массива

2

29

Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Введение в

1

33

программирование». Контрольная

работа

Раздел 3. Задачник-практикум (33 часа)

30,31,32

Форматирование текстов. Работа со

шрифтами

3

33,34

Работа с таблицами и списками

2

35

Работа с графикой

1

36

Печать документов

1

37

Гипертекстовые ссылки

1

38

Реляционные (табличные) структуры

данных

1

39,40,41

Заполнение и редактирование БД

3

42,43,44

Проектирование и нормализация БД

3

45

Структура ЭТ. Адресация формул

1

46

Блоки. Относительная и абсолютная

адресация

1

47,48,49

Стандартные функции

3

50,51,52

Условная функция и логические

выражения

3

53

Контрольная работа по теме

«Электронные таблицы»

1

54

Системы счисления

1

55,56,57

Перевод десятичных чисел в другие

системы счисления

3

58

Промежуточная аттестация

1

59,60

Системы счисления, используемые в

компьютере

2

61

Арифметика в позиционных системах

счисления

1

62

Контрольная работа по теме «Системы

счисления»

1

Раздел 4. Информационные технологии и общество (3 часа)

63

Предыстория информатики. История

ЭВМ. История программного

обеспечения и ИКТ.

1

64

Информационные ресурсы

современного общества. Проблемы

формирования информационного

общества

1

65

Информационная безопасность

1

Раздел 5. Информационные технологии и общество (3 часа)

66,67

Повторение. Основные понятия курса

2

68

Итоговое повторение за курс 9 класса

1

34

График проведения контрольных, в том числе и административных,

лабораторных, практических работ, экскурсий, сдача нормативов и т.д.

35

36

Класс

Вид контроля

Номер

урока

в КТП

Дата

фактического

проведения

Примечание

(корректировка)

7

класс

Контрольная работа № 1

(Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Информация и

информационные процессы»)

9

Контрольная работа № 2

(Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Компьютер как

универсальное устройство для работы с

информацией»)

16

Контрольная работа № 3

(Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Обработка графической

информации»)

20

Контрольная работа № 4

(Обобщение и систематизация основных

понятий темы «Обработка текстовой

информации»)

29

Контрольная работа № 5

(Обобщение и систематизация основных

понятий главы «Мультимедиа»)

33

Практическая работа № 1

(Формирование изображения на экране

компьютера)

17

Практическая работа № 2

(Компьютерная графика)

18

Практическая работа № 3

(Создание графических изображений)

19

Практическая работа № 4

(Текстовые документы и технологии их

создания)

21

Практическая работа № 5

(Создание текстовых документов на

компьютере)

22

Практическая работа № 6

(Прямое форматирование)

23

Практическая работа № 7

(Стилевое форматирование)

24

Практическая работа № 8

(Визуализация информации в текстовых

документах)

25

Практическая работа № 9

(Распознавание текста и системы

компьютерного перевода)

26

Практическая работа № 10

(Оценка количественных параметров

текстовых документов)

27

Практическая работа № 11

(Оформление реферата. История

вычислительной техники)

28

Практическая работа № 12

(Технология мультимедиа)

30

Практическая работа № 13

(Компьютерные презентации)

31

Практическая работа № 14

( Создание мультимедийной

презентации)

32

37

Класс

Вид контроля

Номер

урока

в КТП

Дата

фактического

проведения

Примечание

(корректировка)

8 класс

Контрольная работа № 1

(Входной контроль.

Восьмеричная и

шестнадцатеричная системы

счисления. Компьютерные

системы счисления)

4

Контрольная работа № 2

(Обобщение и систематизация

основных понятий темы

«Математические основы

информатики»)

13

Контрольная работа № 3

(Обобщение и систематизация

основных понятий темы

«Основы алгоритмизации»)

23

Контрольная работа № 4

(Обобщение и систематизация

основных понятий темы «Начала

программирования»)

33

Контрольная работа № 5

(Промежуточная аттестация)

34

Класс

Вид контроля

Номер

урока

в КТП

Дата

фактического

проведения

Примечание

(корректировка)

Контрольная работа № 1

(Входной контроль. Графический

учебный исполнитель)

4

Контрольная работа № 2

(Обобщение и систематизация

основных понятий темы "Управление

и алгоритмы")

11

Контрольная работа № 3

(Обобщение и систематизация

основных понятий темы «Введение в

программирование»)

29

Контрольная работа № 4

(Контрольная работа по теме

«Электронные таблицы»)

53

Контрольная работа № 5

(Контрольная работа по теме

«Системы счисления»)

62

Контрольная работа № 6

(Промежуточная аттестация)

58

Практическая работа №1

(Вспомогательные алгоритмы и

подпрограммы)

5

Практическая работа №2

(Вспомогательные алгоритмы и

6



В раздел образования