Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: СОШ №2
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Профилактическая работа как одно из направлений психолого–педагогического сопровождения обучающихся
Раздел: среднее образование
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Чернова Г.Ф., социальный педагог
СОШ№2 г. Нерюнгри
Приоритетной
целью
образования
является
обеспечение
высокого
качества российского образования, которое не сводится только к обученности
школьников,
набору
знаний
и
навыков,
но
связывается
с
воспитанием,
понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как
«здоровье»,
«социа льно е
благополучие»,
« с а м о р е а л и з а ц и я » ,
«защищенность».
Соответственно
сфера
ответственности
системы психолого-
педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач
преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи
обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья,
защиты прав детей и подростков.
Важнейшим
направлением
психолого
-
педагогического
сопровождения развития обучающихся является сохранение и укрепление
здоровья детей через формирование установок на здоровый образ жизни;
развитие
навыков
саморегуляции
и
управления
стрессом;
профилактика
табакокурения, алкоголизма и наркомании, преступлений и безнадзорности,
школьного и дорожного травматизма.
Согласно
плану
воспитательной
работы
на
учебный
год,
в
соответствии со ст. Федерального закона от 24.09.1999 №120-ФЗ «Об основах
с и с т е м ы
п р о ф и л а кт и к и
б е з н а д з о р н о с т и
и
п р а в о н а р у ш е н и й
несовершеннолетних»,
в
рамках
реализации
задачи
по
формированию
нравственных
качеств
у
обучающихся
и
в
целях
предупреждения
и
профилактики
правонарушений
и
употребления
ПАВ
среди
детей
и
подростков в школе осуществляется следующая деятельность:
Оформление
необходимых
нормативных
документов
на
обучающихся,
состоящих на внутришкольном учете и на учетах КДН, ОДН.
Отслеживание занятости обучающихся, состоящих на учетах в свободное
время,
в
период
каникул,
привлечение
их
к
занятиям
в
коллективах
дополнительного образования, спортивных секциях. Дети «группы риска»
активно
участвуют
в
районных
мероприятиях
профилактической
направленности «911», «Зарница», «Юная Россия», «Моя республика» и
т.д. В них ребята чувствуют себя успешными, сильными, ловкими и
смелыми. Команда всегда занимает призовые места.
Профилактическая
деятельность,
прежде
всего,
направлена
на
выявление
и
предупреждение
правонарушений
и
преступлений
среди
несовершеннолетних. С этой целью в школе проводятся как спортивные, так
и культурно-массовые мероприятия с участием родителей и общественности.
В 2013 году в школе создан пост по формированию здорового образа
жизни, где стоят подростки, замеченные в употребление алкоголя, ПАВ,
табакокурении,
с
которыми
проводится
профилактическая
работа
по
индивидуальному
маршруту;
действует
правовой
клуб
«ЛЕКС»,
задача
которого формирование правовой культуры и ЗОЖ среди обучающихся.
Школа
активно
сотрудничает
с
профилактическими
учреждениями
района:
ФСКН,
Наркологическим
диспансером,
ОДН,
ГИБДД,
центром
«Здоровье», филиалом ГУ «Центр психолого-педагогической помощи РС(Я)»
в
МО
«Нерюнгринский
район»,
подростковым
клубом
«Экстрим»,
Православным
храмом
Казанской
иконы
Божьей
Матери.
Совместно
проведенные мероприятия, такие как: «Марафон Здоровья» (сентябрь 2014),
круглые столы «Курение и дети» (ноябрь 2015), «Наркотики и подростки»
(декабрь 2015), декада «Территория безопасности» (ноябрь 2016), деловая
игра
«Путешествие
по
стране
Здоровья»
(февраль
2016),
тематическая
линейка
«Наше
здоровье
в
наших
руках»
(апрель
2016),
общешкольные
родительские собрания «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в
условиях семьи и школы», «Совместное планирование летней занятости с
целью оздоровления и профилактики правонарушений среди обучающихся»,
серия часов общения «Жизненные ориентиры», «Уроки доброты» (в течение
года) - позволяют формировать здоровый образ жизни в среде обучающихся и
родителей, а также негативное отношение к вредным привычкам.
По инициативе родителей
в 2015 году был создан «Родительский
патруль», в который вошли педагоги школы, члены родительского комитета и
социальные
партнеры.
Они
осуществляют
рейды
по
неблагополучным
семьям школы и по микрорайону (как соблюдается Закон о нахождении
несовершеннолетнего дома после 22.00).
Еженедельно по пятницам в школе организуется день профилактики
совместно
с
инспектором
ОДН
и
школьной
социальной
службой.
Рассматриваются следующие вопросы: пропуски занятий по неуважительной
причине, плохое поведение; а раз в месяц проходит Совет профилактики по
предупреждению неуспеваемости обучающихся.
В
течение
года
социально-психологической
службой
были
разработаны и успешно реализуются следующие программы:
1.
Программа
по
предупреждению
безнадзорности,
преступности
и
правонарушений
несовершеннолетних
«Дороги,
которые
мы
выбираем…».
2.
Программа
«Профилактика
асоциального
поведения
и
негативных
зависимостей среди обучающихся».
3.
Программа
социально-психологического
сопровождения
обучающихся
«группы риска».
4.
Программа профилактики аутоагрессивного поведения в школе.
Положительная
динамика
в
совершении
правонарушений
обучающимися
школы
позволяет
сделать
вывод,
что
в
школе
ведется
планомерная и систематизированная работа по профилактике.
Учебный год
Правонарушения
(количество)
2014-2015
6
2015-2016
8
2016-2017
5
2017-2018
4
Таким
образом,
современные
подходы
к
построению
эффективных
профилактических программ утверждают необходимость не только давать
обучающимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья,
но
формировать
навыки
здорового
жизненного
стиля.
Необходимым
условием
эффективности
обучения
здоровому
образу
жизни
является
совместная работа школы, родителей и социальных партнеров.
Построение
эффективной
системы профилактики
позволит
решать
проблемы
воспитания
детей
внутри
образовательной
среды
учреждения,
избежать
необоснованной
переадресации
проблемы
ребенка
внешним
службам, сократить число детей, состоящих на учетах ОДН и КДНиЗП.