Напоминание

Профилактическая работа как одно из направлений психолого–педагогического сопровождения обучающихся


Автор: Чернова Галина Федоровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: СОШ №2
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: Профилактическая работа как одно из направлений психолого–педагогического сопровождения обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОЛОГО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Чернова Г.Ф., социальный педагог

СОШ№2 г. Нерюнгри

Приоритетной

целью

образования

является

обеспечение

высокого

качества российского образования, которое не сводится только к обученности

школьников,

набору

знаний

и

навыков,

но

связывается

с

воспитанием,

понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как

«здоровье»,

«социа льно е

благополучие»,

« с а м о р е а л и з а ц и я » ,

«защищенность».

Соответственно

сфера

ответственности

системы психолого-

педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач

преодоления трудностей в обучении, но должна включать в себя задачи

обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья,

защиты прав детей и подростков.

Важнейшим

направлением

психолого

-

педагогического

сопровождения развития обучающихся является сохранение и укрепление

здоровья детей через формирование установок на здоровый образ жизни;

развитие

навыков

саморегуляции

и

управления

стрессом;

профилактика

табакокурения, алкоголизма и наркомании, преступлений и безнадзорности,

школьного и дорожного травматизма.

Согласно

плану

воспитательной

работы

на

учебный

год,

в

соответствии со ст. Федерального закона от 24.09.1999 №120-ФЗ «Об основах

с и с т е м ы

п р о ф и л а кт и к и

б е з н а д з о р н о с т и

и

п р а в о н а р у ш е н и й

несовершеннолетних»,

в

рамках

реализации

задачи

по

формированию

нравственных

качеств

у

обучающихся

и

в

целях

предупреждения

и

профилактики

правонарушений

и

употребления

ПАВ

среди

детей

и

подростков в школе осуществляется следующая деятельность:

Оформление

необходимых

нормативных

документов

на

обучающихся,

состоящих на внутришкольном учете и на учетах КДН, ОДН.

Отслеживание занятости обучающихся, состоящих на учетах в свободное

время,

в

период

каникул,

привлечение

их

к

занятиям

в

коллективах

дополнительного образования, спортивных секциях. Дети «группы риска»

активно

участвуют

в

районных

мероприятиях

профилактической

направленности «911», «Зарница», «Юная Россия», «Моя республика» и

т.д. В них ребята чувствуют себя успешными, сильными, ловкими и

смелыми. Команда всегда занимает призовые места.

Профилактическая

деятельность,

прежде

всего,

направлена

на

выявление

и

предупреждение

правонарушений

и

преступлений

среди

несовершеннолетних. С этой целью в школе проводятся как спортивные, так

и культурно-массовые мероприятия с участием родителей и общественности.

В 2013 году в школе создан пост по формированию здорового образа

жизни, где стоят подростки, замеченные в употребление алкоголя, ПАВ,

табакокурении,

с

которыми

проводится

профилактическая

работа

по

индивидуальному

маршруту;

действует

правовой

клуб

«ЛЕКС»,

задача

которого формирование правовой культуры и ЗОЖ среди обучающихся.

Школа

активно

сотрудничает

с

профилактическими

учреждениями

района:

ФСКН,

Наркологическим

диспансером,

ОДН,

ГИБДД,

центром

«Здоровье», филиалом ГУ «Центр психолого-педагогической помощи РС(Я)»

в

МО

«Нерюнгринский

район»,

подростковым

клубом

«Экстрим»,

Православным

храмом

Казанской

иконы

Божьей

Матери.

Совместно

проведенные мероприятия, такие как: «Марафон Здоровья» (сентябрь 2014),

круглые столы «Курение и дети» (ноябрь 2015), «Наркотики и подростки»

(декабрь 2015), декада «Территория безопасности» (ноябрь 2016), деловая

игра

«Путешествие

по

стране

Здоровья»

(февраль

2016),

тематическая

линейка

«Наше

здоровье

в

наших

руках»

(апрель

2016),

общешкольные

родительские собрания «Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в

условиях семьи и школы», «Совместное планирование летней занятости с

целью оздоровления и профилактики правонарушений среди обучающихся»,

серия часов общения «Жизненные ориентиры», «Уроки доброты» (в течение

года) - позволяют формировать здоровый образ жизни в среде обучающихся и

родителей, а также негативное отношение к вредным привычкам.

По инициативе родителей

в 2015 году был создан «Родительский

патруль», в который вошли педагоги школы, члены родительского комитета и

социальные

партнеры.

Они

осуществляют

рейды

по

неблагополучным

семьям школы и по микрорайону (как соблюдается Закон о нахождении

несовершеннолетнего дома после 22.00).

Еженедельно по пятницам в школе организуется день профилактики

совместно

с

инспектором

ОДН

и

школьной

социальной

службой.

Рассматриваются следующие вопросы: пропуски занятий по неуважительной

причине, плохое поведение; а раз в месяц проходит Совет профилактики по

предупреждению неуспеваемости обучающихся.

В

течение

года

социально-психологической

службой

были

разработаны и успешно реализуются следующие программы:

1.

Программа

по

предупреждению

безнадзорности,

преступности

и

правонарушений

несовершеннолетних

«Дороги,

которые

мы

выбираем…».

2.

Программа

«Профилактика

асоциального

поведения

и

негативных

зависимостей среди обучающихся».

3.

Программа

социально-психологического

сопровождения

обучающихся

«группы риска».

4.

Программа профилактики аутоагрессивного поведения в школе.

Положительная

динамика

в

совершении

правонарушений

обучающимися

школы

позволяет

сделать

вывод,

что

в

школе

ведется

планомерная и систематизированная работа по профилактике.

Учебный год

Правонарушения

(количество)

2014-2015

6

2015-2016

8

2016-2017

5

2017-2018

4

Таким

образом,

современные

подходы

к

построению

эффективных

профилактических программ утверждают необходимость не только давать

обучающимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья,

но

формировать

навыки

здорового

жизненного

стиля.

Необходимым

условием

эффективности

обучения

здоровому

образу

жизни

является

совместная работа школы, родителей и социальных партнеров.

Построение

эффективной

системы профилактики

позволит

решать

проблемы

воспитания

детей

внутри

образовательной

среды

учреждения,

избежать

необоснованной

переадресации

проблемы

ребенка

внешним

службам, сократить число детей, состоящих на учетах ОДН и КДНиЗП.



В раздел образования