Напоминание

"Анализ урока литературного чтения"


Автор: Богатырева Александра Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Веневский центр образования №1"
Населённый пункт: город Венев
Наименование материала: методический материал по анализу урока в начальной школе
Тема: "Анализ урока литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Самоанализ урока литературного чтения

Тема: «Басни И.В.Крылова»

Класс: 2а

Учитель: Богатырёва Александра Викторовна

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Место урока по теме: 34 урок. Раздел «Русские писатели».

Представленный урок проводился в рамках «Школьного калейдоскопа

открытых уроков» для учителей начальных классов

Планируя современный урок мы должны знать:

чему учить; ради чего учить; как учить;

на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия;

на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и

сотрудничества;

на современном уроке есть место каждому ученику, потому что

современный урок-залог его успеха в будущем!

Сегодня учитель не столько «источник знаний», сколько «помощник»,

«организатор», «защитник», «эксперт». На современном уроке нельзя

обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности

обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и

запросами общества в целом.

Цели данного урока: продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова,

рассмотреть художественное и идейное своеобразие басен, обобщить

полученные знания по данной теме.

Задачи урока:

- обучающие: выделить важнейшие характеристики басни, доступные для

восприятия младших школьников, вызвать желание читать басни;

продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся

через чтение басен.

- развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления,

интеллекта, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление

сходства и отличия басен, сказок, стихотворений; развивать умения понимать

иносказательный подтекст басен, их мораль; развивать умение планировать

свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации

- воспитательные: продолжить работу над развитие культуры речи;

продолжить воспитание сотрудничества; способствовать развитию умения

анализировать свои поступки.

Планируемые результаты:

Личностные

-Проявление творческого отношения к процессу обучения.

-Умение

оценивать

себя

и

окружающую

жизнь

при

анализе

образов,

особенностей поведения героев басни.

Познавательные

-Умение находить сходство и различие между героями басни.

-Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных

источников.

-Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке.

- Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Регулятивные

-Умение

ставить

цель

на

основе

соотнесения

того,

что

уже

известно

школьнику и того, что ещё неизвестно.

-Умение составлять совместно с учителем план действий.

-Умение

контролировать

результаты

работы

на

уроке,

обнаруживать

отклонения от образца.

Коммуникативные

-Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою

точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

-Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности

действий

и

результате,

представлять

другим

ход

своей

работы

и

её

результат, слушать мнение других.

Предметные

-Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.

-Умение различать речь автора и героев басни.

-Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни»,

«автор».

-Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.

Оборудование:

Выставка

книг

с

иллюстрациями

к

басням

И.А.Крылова,

портреты

писателей,

презентация

«В

гостиной

дедушки

Крылова»,

проектор,

мультимедийная

приставка,

сигнальные

карточки

трех

цветов

(зеленый,

желтый,

красный)

для

оценки

и

самооценки,

карточки

с

заданиями

по

группам и в парах, костюмы героев для инсценирования басен

Урок актуализации знаний и умений по теме «Басни Ивана Андреевича

Крылова», является обобщающим и систематизирующим знания детей о

басне, как литературном жанре, в ходе которого дети расширят знания о

басне, как особом жанре с ярко выраженной спецификой художественного

видения её автором явлений реальной действительности, усвоят одну из

важнейших жизненных задач- развивать умения анализировать свои

поступки. Урок проводился с использованием технологий системно-

деятельностного подхода, игровых технологий, элементов технологии

развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, что

способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения.

Учащиеся 2а класса хорошо мотивированы, имеют высокий учебный

потенциал. При планировании урока учитывалась способность обучающихся

коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания,

активно взаимодействовать друг с другом.

Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и

обеспечить необходимую мотивацию, т.к необходимо было выбрать среди

всех портретов, портрет писателя, творчеству которого посвящена книжная

выставка и поделиться своими знаниями о нем. Этот вид работы включил

всех учеников в этап актуализации знаний, побуждение интереса к уроку и

самостоятельному определению темы урока. Обучающиеся дают

определение «басни», работая «в парах», выбирают среди пословиц мораль,

вспоминают героев к которым применялась эта мораль и инсценируют

известные им басни. Задание «Грамотеи» было направлено на развитие

умений работать в группах, где формировались коммуникативные умения

сотрудничать, договариваться друг с другом, слушать мнения других, а также

регулятивные: умения действовать по плану, давать оценку своим действиям

и оценивать результат. Предметные умения отрабатывались на этапе

исправления «ошибок художников» «Что перепутал художник?» а также

умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою

точку зрения.

Эмоциональная направленность каждого этапа состоит в организации для

каждого обучающегося «ситуации успеха», мотивирующей его к включению

в дальнейшую познавательную деятельность.

Домашнее задание предполагало интеграцию уроков русского языка и

литературного чтения. Это позволяет объснить самому себе «что я хочу» и

«что я могу».

Урок заканчивается рефлексией, где каждый определил степень своей

успешности выполнения работы, свою позицию и сформулировал свое

отношение к уроку.

В ходе урока планировалось: создать условия для самостоятельной

работы, групповой, работы в парах (образовательная задача), способствовать

развитию логики, навыков исследовательской деятельности, критического

мышления (развивающая задача), прививать самостоятельность, уверенность

в собственных силах, развивать умение рациональному использованию

времени (воспитательная задача). Отбор методов и форм педагогической

работы осуществлялся в соответствии с учебными целями и задачами, что

позволило добиться их полной реализации: дети самостоятельно проводили

исследовательскую деятельности, выдвигали различные гипотезы и

проверяли их на основе ранее полученных знаний. В ходе урока

использовались портреты писателей, мультимедийная презентация,

инсценирование басен учащимися. Контроль ЗУН носил обучающий

характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения

заданий, заполнения таблиц. Учебная деятельность велась в атмосфере

успешного поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли

инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу. Цели и

задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе

проверки результатов групповой и индивидуальной образовательной работы

удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия каждого

ребенка в освоении новых знаний было реализовано.



В раздел образования