Автор: Богатырева Александра Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Веневский центр образования №1"
Населённый пункт: город Венев
Наименование материала: методический материал по анализу урока в начальной школе
Тема: "Анализ урока литературного чтения"
Раздел: начальное образование
Самоанализ урока литературного чтения
Тема: «Басни И.В.Крылова»
Класс: 2а
Учитель: Богатырёва Александра Викторовна
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Место урока по теме: 34 урок. Раздел «Русские писатели».
Представленный урок проводился в рамках «Школьного калейдоскопа
открытых уроков» для учителей начальных классов
Планируя современный урок мы должны знать:
чему учить; ради чего учить; как учить;
на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия;
на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и
сотрудничества;
на современном уроке есть место каждому ученику, потому что
современный урок-залог его успеха в будущем!
Сегодня учитель не столько «источник знаний», сколько «помощник»,
«организатор», «защитник», «эксперт». На современном уроке нельзя
обойтись без новых технологий, способствующих развитию личности
обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого и
запросами общества в целом.
Цели данного урока: продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова,
рассмотреть художественное и идейное своеобразие басен, обобщить
полученные знания по данной теме.
Задачи урока:
- обучающие: выделить важнейшие характеристики басни, доступные для
восприятия младших школьников, вызвать желание читать басни;
продолжить развитие общего и литературного образования обучающихся
через чтение басен.
- развивающие: продолжить работу над развитием логического мышления,
интеллекта, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление
сходства и отличия басен, сказок, стихотворений; развивать умения понимать
иносказательный подтекст басен, их мораль; развивать умение планировать
свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации
- воспитательные: продолжить работу над развитие культуры речи;
продолжить воспитание сотрудничества; способствовать развитию умения
анализировать свои поступки.
Планируемые результаты:
Личностные
-Проявление творческого отношения к процессу обучения.
-Умение
оценивать
себя
и
окружающую
жизнь
при
анализе
образов,
особенностей поведения героев басни.
Познавательные
-Умение находить сходство и различие между героями басни.
-Умение перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных
источников.
-Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке.
- Умение давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Регулятивные
-Умение
ставить
цель
на
основе
соотнесения
того,
что
уже
известно
школьнику и того, что ещё неизвестно.
-Умение составлять совместно с учителем план действий.
-Умение
контролировать
результаты
работы
на
уроке,
обнаруживать
отклонения от образца.
Коммуникативные
-Умение формулировать свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
-Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности
действий
и
результате,
представлять
другим
ход
своей
работы
и
её
результат, слушать мнение других.
Предметные
-Умение правильно, осознанно, выразительно читать, читать по ролям.
-Умение различать речь автора и героев басни.
-Умение использовать в рассуждении термины «басня», «мораль басни»,
«автор».
-Умение выделять признаки басни, сравнивать басню со сказкой.
Оборудование:
Выставка
книг
с
иллюстрациями
к
басням
И.А.Крылова,
портреты
писателей,
презентация
«В
гостиной
дедушки
Крылова»,
проектор,
мультимедийная
приставка,
сигнальные
карточки
трех
цветов
(зеленый,
желтый,
красный)
для
оценки
и
самооценки,
карточки
с
заданиями
по
группам и в парах, костюмы героев для инсценирования басен
Урок актуализации знаний и умений по теме «Басни Ивана Андреевича
Крылова», является обобщающим и систематизирующим знания детей о
басне, как литературном жанре, в ходе которого дети расширят знания о
басне, как особом жанре с ярко выраженной спецификой художественного
видения её автором явлений реальной действительности, усвоят одну из
важнейших жизненных задач- развивать умения анализировать свои
поступки. Урок проводился с использованием технологий системно-
деятельностного подхода, игровых технологий, элементов технологии
развития критического мышления, здоровьесберегающей технологии, что
способствовало вовлечению всех учащихся класса в процесс обучения.
Учащиеся 2а класса хорошо мотивированы, имеют высокий учебный
потенциал. При планировании урока учитывалась способность обучающихся
коллективно слаженно выполнять индивидуальные и групповые задания,
активно взаимодействовать друг с другом.
Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и
обеспечить необходимую мотивацию, т.к необходимо было выбрать среди
всех портретов, портрет писателя, творчеству которого посвящена книжная
выставка и поделиться своими знаниями о нем. Этот вид работы включил
всех учеников в этап актуализации знаний, побуждение интереса к уроку и
самостоятельному определению темы урока. Обучающиеся дают
определение «басни», работая «в парах», выбирают среди пословиц мораль,
вспоминают героев к которым применялась эта мораль и инсценируют
известные им басни. Задание «Грамотеи» было направлено на развитие
умений работать в группах, где формировались коммуникативные умения
сотрудничать, договариваться друг с другом, слушать мнения других, а также
регулятивные: умения действовать по плану, давать оценку своим действиям
и оценивать результат. Предметные умения отрабатывались на этапе
исправления «ошибок художников» «Что перепутал художник?» а также
умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою
точку зрения.
Эмоциональная направленность каждого этапа состоит в организации для
каждого обучающегося «ситуации успеха», мотивирующей его к включению
в дальнейшую познавательную деятельность.
Домашнее задание предполагало интеграцию уроков русского языка и
литературного чтения. Это позволяет объснить самому себе «что я хочу» и
«что я могу».
Урок заканчивается рефлексией, где каждый определил степень своей
успешности выполнения работы, свою позицию и сформулировал свое
отношение к уроку.
В ходе урока планировалось: создать условия для самостоятельной
работы, групповой, работы в парах (образовательная задача), способствовать
развитию логики, навыков исследовательской деятельности, критического
мышления (развивающая задача), прививать самостоятельность, уверенность
в собственных силах, развивать умение рациональному использованию
времени (воспитательная задача). Отбор методов и форм педагогической
работы осуществлялся в соответствии с учебными целями и задачами, что
позволило добиться их полной реализации: дети самостоятельно проводили
исследовательскую деятельности, выдвигали различные гипотезы и
проверяли их на основе ранее полученных знаний. В ходе урока
использовались портреты писателей, мультимедийная презентация,
инсценирование басен учащимися. Контроль ЗУН носил обучающий
характер, осуществлялся посредством коррекции ответов в ходе выполнения
заданий, заполнения таблиц. Учебная деятельность велась в атмосфере
успешного поиска, активного взаимодействия. Ученики проявляли
инициативу, принимали рекомендации педагога, помогали друг другу. Цели и
задачи занятия достигнуты. Результаты учебной работы позитивны. В ходе
проверки результатов групповой и индивидуальной образовательной работы
удалось выявить, что тема усвоена хорошо. Возможность участия каждого
ребенка в освоении новых знаний было реализовано.