Авторы: Волгина Елена Александровна, Юрикова Елена Валерьевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 9 с УИОП"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Волгина Елена Александровна,
учитель высшей квалификационной категории,
Юрикова Елена Валерьевна,
учитель
высшей
квалификационной
категории,
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя школа № 9
с углубленным
изучением отдельных предметов»
Организация исследовательской работы в начальной школе
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения
качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать
практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и
адаптации
в
нём.
Для
решения
этой
задачи
необходимо
отойти
от
классического
формирования
знаний,
умений
и
навыков
и
перейти
к
идеологии
развития,
на
основе
личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую
роль
должны
играть
творческие
методы
обучения.
В
арсенале
инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская
творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме (см. Список литературы), мы
пришли к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи
предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в
стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений
и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа,
синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из
важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, определили
для себя следующие цели и задачи.
Цель
работы
–
стимулировать
развитие
интеллектуально-творческого
потенциала
младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и
навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление
с научной картиной мира;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В
своей
работе
приучаем
учеников
к
самому
слову
“исследование”,
“исследуем”.
Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая
основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
1.
Выбор темы.
2.
Постановка цели и задач.
3.
Гипотеза исследования.
4.
Организация исследования.
5.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика
исследовательской
работы
в
начальной
школе
заключается
в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное
для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить
уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего
ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не
связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Даем, им возможность
сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа
стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми
делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием
растений,
погодными
явлениями,
помогают
подбирать
информацию
для
теоретического
обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются
очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
В
комплекте
учебников
«Планета
знаний»
проектная
деятельность
выступает
как
основная форма организации внеурочной деятельности школьников. В учебниках разных
предметов представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
Включать школьников в эту деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Вначале –
доступные
творческие
задания,
а
уже
в
3-4
классах
учащиеся
с
большим
интересом
выполняют довольно сложные проекты, которые нацелены на решение проблем. Например:
«Всегда ли полезно полезное ископаемое нефть», «Как тебе живется планета Земля?», «Нужно
ли современному человеку знать старинные меры?», «Нужно ли младшему школьнику знать
экономику?» и другие. Постепенно проектная деятельность увлекает учащихся, их интересует
не только сам процесс выполнения проекта: ребята активно участвуют в обсуждении и выборе
тем, в постановке целей и задач, распределяют роли и обязанности в групповых проектах,
составляют план работы. К концу первого года обучения дети получают определенные навыки
проектной деятельности и соответственно, увеличивается количество ребят готовых защищать
свои работы.
Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив
ответить на следующие вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким предметам у меня самые хорошие отметки?
- О чём хотелось бы узнать как можно больше?
- Чем я мог бы гордиться?
Ответив
на
эти
вопросы,
ребенок
может
получить
совет
учителя,
какую
тему
исследования можно выбрать.
Тема может быть:
- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
- экспериментальной;
- изобретательской;
- теоретической.
Исследовательская
деятельность
заставляет
и
приучает
детей
работать
с
книгой,
газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и,
основываясь на мнении коллег, знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не
хотят
читать
не
только
дополнительную
литературу
по
предметам,
но
и
увлекательные
произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет
заменяет
друзей,
улицу
и
даже
реальный
мир.
Своей
работой
стараемся
направить
деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному:
одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам,
другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в
“помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Дима, я знаю, что ты очень
хорошо владеешь компьютером. Я нигде не могу найти материал о… (тема), посмотри в
Интернете
и
т.д.”
Ребенок,
чувствуя
свою
значимость,
старается
помочь
учителю
и
вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно
выясняется,
что
нужно
провести
анкетирование,
опрос
или
эксперимент,
подобрать
фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на
классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.
Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети
должны получить положительный результат.
Вообще для получения положительного результата детской исследовательской работы
учителю
необходимо
дать
позитивный
настрой
и
показать
перспективу
(стимулировать)
учащимся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих
учеников. Проведя анкетирование в своем классе, узнали, что ребята хотят хорошо учиться,
стать известными, знаменитыми, что-то изобрести или сочинить, хотят как-то прославиться,
чтобы о них и их достижениях знали хотя бы в нашей школе. На таких желаниях легко
строить работу учителю, если он правильно преподнесет детям цель и задачи исследования и
простимулирует (пока на словах) положительный результат.
Организация исследования включает в себя следующие этапы.
1.
Подумать самостоятельно
Что я об этом знаю?
Какие мысли я могу высказать про это?
Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?
2.
Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.
Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.
3.
Спросить у других людей.
Запиши интересную информацию, полученную от других людей.
4.
Просмотреть телематериалы.
Запиши то необычное, что узнал из фильмов.
5.
Использовать Интернет.
Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.
6.
Понаблюдать.
Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты
и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.
7.
Провести эксперимент.
Запиши план и результаты эксперимента.
В качестве примеров рассмотрим организацию исследовательской работы по русскому
языку и окружающему миру.
Итак, первая работа, выполнена учеником 1 класса «От пера до шариковой ручки».
Целью
его
работы
было найти материал по данной теме, провести ряд опытов по
использованию различных предметов на письме, доказать, что шариковая ручка в наше время
самый нужный предмет, который помогает людям.
Мальчик
решил
узнать
ответы
на
интересующие
его
вопросы:
когда
появились
шариковые ручки и чем раньше писали люди, какими ручками лучше пользоваться.
Вместе с родителями наметил следующие этапы работы:
I этап – найти материал по данному вопросу в школьной и городских библиотеках.
II этап – изучить этот материал.
III этап – посмотреть интересующую меня информацию в Интернете.
IV этап – провести опыты.
V этап – собрать коллекцию ручек.
Исследовательская работа помогла ребенку ответить на вопросы. Из энциклопедий,
художественной литературы, мультфильмов мальчик узнал, чем и как раньше писали люди,
когда появился первый алфавит, первый карандаш, кем была изобретена шариковая ручка. Под
руководством
родителей
пробовал
писать
различными
предметами:
гвоздиком,
гусиным
пером, пером с наконечником, шариковой ручкой. Писал молоком, лимонным соком. В конце
работы сделал вывод, что в наше время шариковая ручка предмет необходимый и если бы её
не
изобрели,
то
у
людей
бы
возникало
много
трудностей
при
передаче
письменной
информации.
Исследовательская
работа
«Всегда
ли
полезно,
полезное
ископаемое
нефть?»
посвящена изучению проблем, которые оказывают влияние на экологическое состояние нашей
планеты.
Начало
работы
посвящено
постановке
проблемы.
После
исторических
фактов
применения
нефти
нашими
предками,
даются
положительные
характеристики
нефти,
доказывается
ее
необходимость
в
современном
мире.
Исследователь
рассказывает
об
«огненных» и не «огненных» профессиях нефти. Один из разделов посвящен влиянию нефти
на
окружающую
среду.
Затем
идет
описание
и
фотоотчет
о
проведенном
эксперименте,
который доказывает отрицательное влияние нефти на рост растений.
Любая исследовательская работа должна быть представлена к защите. Для этого нужна
подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и
родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает
мультимедийное
сопровождение,
в
котором
стоит
отразить
основные
моменты
работы
ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи
и школы.
Творческий
характер
исследовательской
деятельности
учащихся
определяет
гуманизацию
учебного
процесса
через
усиление
творческих,
нравственных,
социальных
основ, что способствует развитию личности младшего школьника.
Как показывает практика работы, многие дети «загораются» поиском, творчеством и не
ограничиваются работой в рамках класса, школы. Они являются участниками и лауреатами
городских, региональных, федеральных конкурсов ученических исследовательских работ.
Список литературы.
1.
Андреев В.И. Исследовательский метод обучения. - М., 1986.
2.
Бабанский
Ю.К.
Методы
обучения
в
современной
общеобразовательной
школе.
М:
Просвещение, 1985.
3.
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения
школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
4.
Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. - М., 1983.
5.
Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: АПН РСФСР, 1963.
6.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
7.
Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе // Начальная школа.
1993. № 12.
8.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
9.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
10. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
11. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.