Автор: Бабицкая Светлана Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СШ № 15
Населённый пункт: пгт Майский Советско–Гаванский район Хабаровский край
Наименование материала: Проект для родителей "Выходные вместе"
Тема: "Выходные вместе"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная организация средняя
общеобразовательная школа № 15
Проект по родительскому просвещению
семейный клуб
«Выходные вместе!»
на 2016-2021 учебный год
Разработали:
Социальный педагог
Бабицкая С.В.
Майский, 2016
Пояснительная записка
Приметой времени явилось возрастание значимости в глазах населения семейного
досуга.
Туристические
походы,
совершаемые
всеми
членами
семьи,
посещение
учреждений культуры, совместные занятия какими-либо видами деятельности получали
все
большее
распространение.
Семейный
досуг
позволял
скрепить
семью
едиными
занятиями, единым делом. Семейный досуг также играл огромное значение с точки зрения
педагогики, так как он в первую очередь ориентирован на поддержание семьи, скрепление
связей между членами семьи и воспитание детей с устоявшимися устоями внутри семьи.
Если взглянуть под другим углом, семейный досуг оказывает воспитательное и
развивающее действие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к
изучению
богатств
духовной
культуры,
реализует
то
лучшее,
что
собственно
есть
в
человеке,
позволяет
разрешить
собственные
недостатки
при
помощи
творческой
активности.
Проведенное социологическое исследование «Семейный досуг» на начальном этапе
разработки проекта позволило выявить потребности у родителей в проведении досуга с
семьей.
По результатам социологического исследования мы выявили, как положительные,
так и отрицательные качества. К положительным относится то, что респонденты все таки
стремятся
к
досугу
с
семьей,
стараются
разнообразить
свой
семейный
отдых,
с
удовольствием стремятся к общению с близкими, желают поводить больше времени со
своей семьей. Плюс выражается еще и в том, что они действительно хотят добиться в
семейном
досуге
чего-то
большего,
нового,
они
относятся
к
этому
очень
серьезно,
поскольку считают, что без этого семья может разрушиться.
К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на
досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В
современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что
такое семейный досуг и что в него входит. Очевидно, что в современном обществе не
хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности,
которая и включает в себя досуг.
В
практике
школы,
уже
сложилась
система
мероприятий,
направленных
на
сотрудничество с родителями, где приоритетными являются дифференциация, личностно
-
ориентированный
подход
по
отношению
к
семье,
родителям. Объектом
профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное
воспитание.
Данный проект поспособствует вовлечению родителей в совместную деятельность,
ориентированную
на
создание
единого
воспитательного
пространства,
активную
социализацию
обучающихся. Именно семья по праву считается главным фактором и
условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает
зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь
формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные
критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и
основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в
дальнейшем.
Поэтому актуальность создания настоящего проекта заключается в том, чтобы
разработать
семейный
клуб,
целью
которого
будет
организация
различных
форм
семейного досуга.
Целью проекта является повышение семейно - досуговой компетенции родителей
через создание семейного клуба.
Задачи:
·
просвещение семей о возможностях проведения семейного досуга, как дома, так и
вне его;
·
организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
·
формирование
в
семьях
позитивного
отношения
к
активной
общественной
и
социальной деятельности детей;
·
всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
·
оказание психолого-педагогической помощи в осознании собственных, семейных и
социально-средовых
ресурсов,
способствующих
преодолению
внутрисемейных
проблем и проблем взаимоотношения с ребенком (подростком).
Участники проекта: семьи (дети и родители) с 1 по 11 класс.
Этапы и сроки реализации программы
2016-2021 учебный год
Этапы
Содержание
Сроки
I этап
Проблемно-
диагностический
1.Проблемно-
ориентационный анализ
2.Изучение передового
опыта и научно-
теоретической литературы,
разработка психолого-
педагогического,
диагностического и
методического обеспечения;
3.Определение направлений
работы
Август-сентябрь 2016г
II этап
Проективный
Создание проекта
Сентябрь – декабрь 2016
III этап
Деятельностный
Реализация проекта по
направлениям деятельности
Январь 2017 г-май 2021г
IV этап –
Аналитико-рефлексивный
Анализ и обработка данных
соотношение
результатов
с
целью и задачами
Июнь 2021
Формы работы с родителями:
•
консультации, беседы;
•
развлечения, праздники;
•
открытые занятия;
•
дни открытых дверей;
•
родительские собрания;
•
папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
•
обобщение опыта семейного воспитания.
Ожидаемые результаты:
Проект организации семейного досуга предполагает проведение ряда массовых культурно-
досуговых мероприятий, для семей с детьми разных возрастных групп.
Критерии оценки
ожидаемых результатов
Прогнозируемая
тенденция
Качественные
и количественные
показатели
Качество результатов
проведенных мероприятий
Повышение активности
участия семей с детьми в
различных мероприятиях.
Количество семей, принявших
участие в мероприятиях
проекта.
Выработка практических
умений у семьи в
организации совместной
культурно-досуговой
деятельности.
Увеличение объема
мероприятий,
ориентированных на
семейное проведение досуга
Создание условий и
возможностей участия в
социокультурной жизни
города для семей с детьми
Внедрение в практику
активных форм совместного
семейного досуга.
Расширение форм семейного
досуга
Повышение уровня и качества
жизни семей с детьми
Создание условий для
формирования гражданских
инициатив
Будет сформирован
положительный имидж
организаторов и партнеров
проекта. Путем
проведения широкой
информационной
компании в рамках
реализации проекта будет
получен положительный
общественный резонанс о
деятельности
организаторов и партнеров
проекта.
По итогам реализации
проекта возникнут новые
Количество социально
значимых инициатив,
возникших в ходе реализации
проекта.
Активность участия
социальных партнеров
в совместной деятельности
Социально значимая
направленность проекта,
пропаганда национальных и
семейных традиций,
способствующих ценностно-
ориентационному единству
семьи.
инициативы по
организации семейного
досуга
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети:
•воспитание чувства гордости за свою семью;
•расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и
дедушек.
•
П о н и ма н и е
д е т ь м и
з н ач и м о с т и
с е м ь и
в
ж и з н и
ка ж д о го
ч е л о в е ка .
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Родители:
• повышение педагогической культуры родителей;
• установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
План мероприятий семейного клуба «Выходные вместе»
на 2016-2021 учебный год
№
п/п
Содержание работы
Сроки
Ответственные
Совершенствование нормативно-правовой базы школы в сфере семейного воспитания
учащихся и педагогического просвещения родителей (законных представителей)
1
Р а з р а б от ка
п р о е кт а
с
р о д и т е л я м и
(законными
представителями)
учащихся,
плана основных мероприятий по реализации
про е кт а
с
род ит е л ями
( з а ко н н ы м и
представителями);
А в г у с т
–
сентябрь 2016
Бабицкая С.В.
Классные
руководители
2
Изучение
ст атей
Конституции
РФ ,
Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах
ребёнка, постановлений правительства РФ,
касающихся семейного воспитания
А в г у с т
–
сентябрь 2016
Бабицкая С.В.
Классные
руководители
Организация диагностической работы по изучению семей
1
Анкетирование и тестирование учащихся
по темам:
«Я и моя семья»,
«Кинетический рисунок семьи»,
«Анализ тревожности»)
Октябрь 2016
Классные
руководители
2
Анкетирование и тестирование родителей:
опросник «Удовлетворённость родителями
(законными
представителями)
качеством
образования и воспитания»
Октябрь 2016
Бабицкая С.В.
3
О п р о с ы
р о д и т е л е й ,
экспресс-диагностика;
самоанализ педагогов по теме “Работа с
родителями”
Ноябрь 2016
Классные
руководители
Организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных
представителей)
1
Создание системы массовых мероприятий с
родителями (законными представителями)
Ноябрь 2016
Бабицкая С.В.
классные
руководители
2
Выявление и использование в практической
деятельности позитивного опыта семейного
воспитания
Ноябрь-декабрь
2016
Бабицкая С.В.
классные
руководители
3
Работа по организации совместной
общественно значимой деятельности и
досуга родителей и учащихся:
Акции «Помоги малютке»
Акция «Подари вторую жизнь»
Акция «Мардарин»
Акция « Добрые дела»
Акция «Ветеран живет рядом»
Акция «Свеча памяти»
Акция «Белый голубь»
Январь 2017-май
2021
ежегодно
Родительская
общественность
Классные
руководители
Учителя-
предметники
Социальный
педагог
Учащиеся с 1-11
класс
Акция «Чистый берег»
Благотворительные концерты
- участие в реализации социально-
значимых проектов в школе
ежегодно
4
Оказание помощи родителям (законным
представителям), в формировании
нравственного образа жизни семьи, в
профилактике и диагностике зависимостей, в
предупреждении других негативных
проявлений у детей и подростков:
Игра-практикум «Школа-семья»
Круглый стол «Эмоциональное состояние
ребенка: что это такое?»
постоянно
Родительская
общественность
Классные
руководители
Социальный
педагог
5
Педагогическое просвещение
родителей:
-
просмотр фильмов:
« Семья наш дом родной»,
« Цените семью»,
« Проведи время с пользой».
- обзор книг для родителей
«Родитель наш»,
«Досуг с ребенком» ,
«Наше здоровье».
- технологии по проведению досуга с
родителями.
- разработки мероприятий родителями
Январь 2017-май
2021
Родительская
общественность
Классные
руководители
Учителя-
предметники
Социальный
педагог
6
Психологическое просвещение
беседы – темы:
«Воспитание ребенка»,
« Качество проведение досуга»,
« Интересы семьи»,
« Как занять и родителей и детей».
-лекции–темы:
«Досуг ребенка в начальной школе»,
«Взаимодействие родителей и
детей»,
« Моя семья- моя радость»
«Досуг как средство воспитания».
-тренинги – темы:
« Мир семьи»,
« Единое целое»
«Мы вместе»
Январь 2017-май
2021
Родительская
общественность
Классные
руководители
Учителя-
предметники
Социальный
педагог
7
Обучение родителей подготовке и
проведению мероприятий:
-конкурсов
-вечеров
-праздник у ребенка
-праздник на природе
- день рождения
- русские народные игры на свежем
воздухе
- эстафеты
-проведение пиар-акции
Январь 2017-май
2021
Родительская
общественность
Классные
руководители,
учитель физической
культуры
Участие родительской общественности в досуговых мероприятия
1
Организация семейных конкурсов:
«Лучшая семья года»
«Вместе дружная семья»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
«Дети наше счастье»
«Семейное древо»
«Моя родословная», «Семейные традиции»
«Одетые в гранит и бронзу» (предки
ветераны ВОВ)
«Профессии моих родителей»
«Счастливый выходной день»
«Моя семья – моё богатство»
Конкурс фото и сочинений «Летний отдых
с семьёй»
Ежегодно
Октябрь
Декабрь
Январь
Март
Март
Февраль
Ноябрь
Октябрь
Октябрь
Сентябрь
Родительская
общественность
Классные
руководители
Учащиеся 1-11
классов
2
Участие в общешкольных мероприятиях:
-День знаний
-Турслет
-Новогодние утренники и вечера
- Рождественские посиделки
-Патриотический месячник
-Фестиваль «Песни опаленные войной»
-Митинг 9 мая
-выставка «Мир семейных увлечений»
-День семьи
-Семейный поход
-Субботники
-День Матери
Сентябрь
Сентябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Май
Май
Октябрь
Сентябрь-
октябрь
Постоянно
ноябрь
Родительская
общественность
Классные
руководители
Учащиеся 1-11
классов
3
Выездные досуговые мероприятия:
- п.Тумнин
-профориентационные (Вузы и Сузы
Хабаровского края)
- «Города Хабаровского и Приморского
края»
- «Города России»
- Турбазы
ежегодно
Родители
Учащиеся
Классные
руководители
Проведение индивидуальных и групповых консультаций
1
«Школьная тревожность и ее преодоление»
Сентябрь 2017
Социальный
педагог
Классные
руководители
2
«Компьютер и дети: будьте осторожны»
Декабрь 2017
Социальный
педагог
Классные
руководители
3
«Организация свободного времени
подростка» Труд и отдых в период
летних каникул»
Май 2017
Социальный
педагог
Классные
руководители
4
«Досуг ребенка как общение»
Октябрь 2018
Социальный
педагог
Классные
руководители
5
«Влияние досуга на социальное и
личностное развитие школьника»
Декабрь 2018
Социальный
педагог
Классные
руководители
6
«Ребенок и родитель: выходной день»
Март 2018
Социальный
педагог
Классные
руководители
7
«Ребенок и родитель: время на каникулах»
Май 2018
Социальный
педагог
Классные
руководители