Автор: Горошко Ирина Борисовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: СОШ №2
Населённый пункт: город Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Физика 10 – 11 класс (1 час в неделю)"
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Нерюнгри им М. К. Аммосова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ФИЗИКА»
ДЛЯ 10-11(12) КЛАССОВ
Количество часов: 105ч.
Составитель: Горошко И.Б., учитель физики
Нерюнгри
2018
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая
программа
по
физик
е
адресована
обучающимся
10-11
общеобразовательных
классов и разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федерального
компонента
государственного
стандарта
основного
общего
образования
(приказ
МОиН
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
(полного) общего образования от 05.03.2004 г. № 1089)
Примерной программы общего образования по
физике, рекомендованной МОиН, 2005г.;
Образовательной программы среднего общего
образования (в том числе учебного плана) СОШ№2.
Программа:
(Министерство
образования
РФ,
2004 год, «Содержание общего образования»), примерная программа «Физика. 10 – 11 классы»
М.: Дрофа, 2012. Программой предусмотрено изучение физики в 10 - 11 классах по три часа в
неделю, адаптирована под учебный план, рассчитанный на два часа в неделю.
Цели и ценности рабочей программы
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
освоение
знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики,
оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания
природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения
разнообразных
физических
явлений
и
свойств
веществ;
практического
использования
физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования
достижений
физики
на
благо
развития
человеческой
цивилизации;
необходимости
сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению
оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-
этической
оценке
использования
научных
достижений,
чувства
ответственности
за
защиту
окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач
повседневной
жизни,
обеспечения
безопасности
собственной
жизни,
рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
В
результате
обучения
программа
предусматривает
формирование
у
школьников
общеучебных
умений
и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
Приоритетами
для
школьного
курса
физики
на
этапе
среднего
(полного)
образования являются:
Познавательная деятельность:
использование
для
познания
окружающего
мира
различных
естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства,
законы, теории;
овладение
адекватными
способами
решения
теоретических
и
экспериментальных
задач;
приобретение
опыта
выдвижения
гипотез
для
объяснения
известных
фактов
и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения
собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение
навыками
контроля
и
оценки
своей
деятельности,
умением
предвидеть
возможные результаты своих действий:
организация
учебной
деятельности:
постановка
цели,
планирование,
определение
оптимального соотношения цели и средств.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного
предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она
раскрывает
роль
науки
в
экономическом
и
культурном
развитии
общества,
способствует
формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ
научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется
не передаче суммы
готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке
проблем,
требующих
от
учащихся
самостоятельной
деятельности
по
их
разрешению.
Ознакомление
школьников
с
методами
научного
познания
проводится
при
изучении
всех
разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы
научного познания»
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она
вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получить объективные знания
об окружающем мире.
Знание
физических
законов
необходимо
для
изучения
химии,
биологии,
физической
географии, технологии, ОБЖ.
Курс
физики
в
программе
структурируется
на
основе
физических
теорий:
механика,
молекулярная
физика,
электродинамика,
электромагнитные
колебания
и
волны,
квантовая
физика.
Особенностью предмета «Физика» является и тот факт, что овладение основными физическими
понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в
современной жизни.
Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план 10-11классов СОШ№2 составлен на основе Базисного учебного плана для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004г. (с изменениями, внесёнными
приказами
МОиН
РФ от 20.08.2008 №241,
от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от
01.02.2012 №74).
Раздел учебного плана
Количество часов в неделю
10А
11А
11Б
12А
Обязательная (инвариантная) часть
1
1
1
1
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
0
0
0
0
Итого количество часов в неделю
1
1
1
1
Итого количество часов в год
35
35
35
35
Итого количество часов в 10-12
классах
140
Раздел 4. Содержание учебного предмета
Физика и методы научного познания
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от
других
методов
познания.
Роль
эксперимента
и
теории
в
процессе
познания
природы.
Моделирование
физических
явлений
и
процессов.
Научные
гипотезы.
Физические
законы.
Физические
теории. Границы
применимости
физических
законов
и
теорий.
Принцип
соответствия. Основные элементы физической картины мира.
Механика
Механическое
движение
и
его
виды.
Относительность
механического
движения.
Прямолинейное
равноускоренное
движение.
Принцип
относительности
Галилея.
Законы
динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике.
Предсказательная сила законов
классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных
тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации:
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Условия равновесия тел.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы:
Измерение ускорения свободного падения.
Исследование движения тела под действием постоянной силы.
Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.
Исследование упругого и неупругого столкновений тел.
Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и
упругости.
Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.
Молекулярная физика
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные
доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового
движения
частиц
вещества. Модель
идеального
газа.
Давление
газа.
Уравнение
состояния
идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые
двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации:
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы:
Измерение влажности воздуха.
Измерение удельной теплоты плавления льда.
Измерение поверхностного натяжения жидкости.
Электродинамика
Элементарный
электрический
заряд.
Закон
сохранения
электрического
заряда.
Электрическое
поле.
Электрический
ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока.
Плазма.
Действие
магнитного
поля
на
движущиеся
заряженные
частицы.
Явление
электромагнитной
индукции.
Взаимосвязь
электрического
и
магнитного
полей.
Свободные
электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных
излучений и их практические применения.
Законы распространения света. Оптические приборы.
Демонстрации:
Электрометр.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Энергия заряженного конденсатора.
Электроизмерительные приборы.
Магнитное взаимодействие токов.
Отклонение электронного пучка магнитным полем.
Магнитная запись звука.
Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Генератор переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция света.
Дифракция света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Прямолинейное распространение, отражение и преломление света.
Оптические приборы
Лабораторные работы:
Измерение электрического сопротивления с помощью омметра.
Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Измерение элементарного заряда.
Измерение магнитной индукции.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
Измерение показателя преломления стекла.
Квантовая физика и элементы астрофизики
Гипотеза
Планка
о
квантах.
Фотоэффект.
Фотон. Гипотеза
де
Бройля
о
волновых
свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная
энергетика.
Влияние
ионизирующей
радиации
на
живые
организмы. Доза
излучения.
Закон
радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.
Солнечная
система.
Звезды
и
источники
их
энергии.
Галактика.
Пространственные
масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции
Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
Раздел 5. Тематическое планирование
10 класс
Тема, раздел
Количест
во часов
Контроль
ные работы
Лаборатор
ные работы
Введение, Механика
5
0
1
Динамика
3
0
0
Законы сохранения в механике
3
1
1
Молекулярная физика
7
1
1
Термодинамика
3
0
0
Основы электродинамики
13
1
0
Резерв
1
0
0
ИТОГО:
35
3
3
11 класс
Тема, раздел
Количество
часов
Контрольные
работы
Лабораторные
работы
Магнитное поле.
6
1
1
Электромагнитные колебания.
5
1
0
Электромагнитные волны
3
1
0
Световые волны
8
1
2
Элементы теории относительности
1
0
0
Излучение и спектры
1
0
0
Световые кванты
1
0
0
Атомная физика. Физика атомного ядра
3
0
0
Астрономия. Значение физики для
объяснения мира и развития
производительных сил общества
6
1
0
Резерв
1
0
0
ИТОГО:
35
5
3
12 класс
Тема, раздел
Количество
часов
Контрольные
работы
Лабораторные
работы
Повторение
2
0
0
Элементы теории относительности
3
0
0
Излучение и спектры
4
0
1
Световые кванты
2
0
0
Атомная физика
5
1
0
Физика атомного ядра. Элементарные
частицы
12
1
0
Астрономия.
5
0
0
Резерв
2
0
0
ИТОГО:
35
2
1
В
процессе
обучения
используются виды
контроля:
вводный,
текущий,
тематический,
итоговый, комплексный:
Класс
Количество учебных часов, на
которое рассчитана рабочая
программа
в том числе
количество часов для
проведения контрольных
работ
Лабораторных работ
10А
35
3
2
11А
35
5
3
11Б
35
5
3
12А
35
2
1
Итого
140
15
11
Календарно-тематическое планирование уроков - приложение1.
Раздел 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса» - перечень средств, обеспечивающих результативность
преподавания физики (приложение2)
Раздел
7. Планируемые
результаты
изучения
учебного
предмета»,
где
отражены
планируемые результаты изучения учебного предмета на базовом уровне
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
смысл
понятий:
физическое
явление,
гипотеза,
закон,
теория,
вещество,
взаимодействие,
электромагнитное
поле,
волна,
фотон,
атом,
атомное
ядро,
ионизирующие
излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила,
импульс, работа,
механическая
энергия,
внутренняя
энергия,
абсолютная
температура,
средняя
кинетическая
энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения
энергии,
импульса
и
электрического
заряда,
термодинамики,
электромагнитной
индукции,
фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие
физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных
тел
и
искусственных
спутников
Земли;
свойства
газов,
жидкостей
и
твердых
тел;
электромагнитную
индукцию,
распространение
электромагнитных
волн;
волновые
свойства
света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных
данных; приводить
примеры,
показывающие,
что:
наблюдения
и
эксперимент
являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные
факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний:
законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных
излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной
энергетики, лазеров;
воспринимать
и
на
основе
полученных
знаний
самостоятельно
оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни:
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
процессе
использования
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов,
средств
радио-
и
телекоммуникационной
связи.;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей
среды;
рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Раздел 8. Система оценивания результатов освоения предметных умений и навыков»
Для оценивания знаний, умений и навыков учащихся используется традиционная пятибалльная
система.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка
«5»
ставится
в
том
случае,
если
учащийся
показывает
верное
понимание
физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает
точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное
определение
физических
величин,
их
единиц
и
способов
измерения;
правильно
выполняет
чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми
примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу
на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения
знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более
двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка
«3»
ставится,
если
учащийся
правильно
понимает
физическую
сущность
рассматриваемых
явлений
и
закономерностей,
но
в
ответе
имеются
отдельные
пробелы
в
усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием
готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых
формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в
соответствии
с
требованиями
программы
и
допустил
больше
ошибок
и
недочетов,
чем
необходимо для оценки « 3 ».
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более
одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или
допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов; не более одной грубой и одной
негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов;
при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3»
или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой
последовательности
проведения
опытов
и
измерений;
самостоятельно
и
рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах,
обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил
безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи,
графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-
три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и
измерения были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части
работы
не
позволяет
сделать
правильных
выводов;
если
опыты,
измерения,
вычисления,
наблюдения проводились неправильно.
Перечень ошибок
Ошибка считается грубой, если учащийся:
1)
не знает определений основных понятий, законов, правил, основных положений
теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, их единиц;
2)
не умеет выделить в ответе главное;
3)
не умеет применять знания для решения задач и объяснения физических явлений;
неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает
приемов 136
решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, неправильно понимает условие
задачи или истолковывает решение;
4)
не умеет читать и строить графики и принципиальные схемы;
5)
не умеет подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести
опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
6)
не умеет определять показание измерительного прибора;
7)
нарушает требования правил безопасности труда при выполнении эксперимента.
К негрубым ошибкам относятся:
1)
неточности
формулировок,
определений,
понятий,
законов,
теорий,
вызванные
неполнотой
охвата
основных
признаков
определяемого
понятия,
ошибки,
вызванные
несоблюдением условий проведения опыта или измерений;
2)
ошибки
в
условных
обозначениях
на
принципиальных
схемах,
неточности
чертежей, графиков, схем;
3)
пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
4)
нерациональный выбор хода решения.
Недочетами считаются:
1)
нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений,
преобразований при решении задач;
2)
арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают
реальность полученного результата;
3)
отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
4)
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
5)
орфографические и пунктуационные ошибки.