Напоминание

"Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста"


Авторы: Иваненко Светлана Анатольевна, Цепляева Алла Андреевна
Должность: студентки
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика сквернословия у детей дошкольного возраста.

Российское образование сегодня испытывает трудности в воспитании

культуры личности ребенка. Использование ненормативной лексики можно

услышать повсюду: в семье, на улице и даже в учреждениях образования.

Некоторые специалисты утверждают, что сквернословие уже стало частью

«народной культуры». На наш взгляд, именно лояльное отношение социума и

пример

взрослых

позволяют

детям

использовать

сквернословие.

Так,

например, бранные слова можно уже услышать не только от школьника, но и

от

воспитанника

детского

сада.

Особенную

тревогу

вызывает

то,

что

современные дети не испытывают негативного отношения к нецензурной

речи: выражаются сами и свободно общаются с теми, кто сквернословит в их

присутствии. Нецензурная лексика входит в быт семьи и школы, разрушает

внутренний мира человека [8].

Проблему сквернословия изучали такие ученые-лингвисты, как: Б.Л.

Борухов, В.Д. Девкин, В.И. Жельвис, М.М. Маковский, Е.А. Попова, К.Ф.

Седов, В.И. Шаховский, М.Н. Эпштейн и другие.

С.И.

Ожегов

в

своем

толковом

словаре

определяет

термин

«сквернословие»

как

речь,

наполненную

скверными,

непристойными

словами [7]. Стоит обратить внимание на то, что сквернословие исторически

возникло как защитное средство против эмоциональных потрясений. Так же

использование

нецензурных

выражений

в

лексике

обусловлено

такими

целями, как оскорбить, опорочить; унизить, продемонстрировать неприятие

социальных

запретов,

сигнализировать

о

собственной

принадлежности

к

определенной социальной группе; табу и так далее [3].

Злословие и бранные слова широко распространены в детской среде, в

том числе и у дошкольников.

Каждый

ребёнок

в

трёхлетнем

возрасте

похож

на

губку,

которая

поглощает

всю

информацию,

которая

его

окружает,

сквернословие

не

является

исключением.

Источники

могут

быть

разные:

интернет,

телевидение, речь взрослых и родителей, детский сад.

Осваивая родной язык, ребенок слышит и повторяет разные слова, в

том числе и нецензурные. Оградить от них ребёнка просто невозможно.

Каждый ребёнок в трёхлетнем возрасте похож на губку, которая поглощает

всю

информацию,

которая

его

окружает,

сквернословие

не

является

исключением. Источники могут быть разные: интернет, телевидение, речь

взрослых и родителей, детский сад [2].

Произнося такие слова, ребенок замечает особую реакцию на них со

стороны взрослых и это вызывает у него интерес к этим словам. Дошкольник

начинает экспериментировать с нецензурными выражениями. В 4 - 5 лет дети

уже осознанно используют матерные слова. Если родитель будет правильно

себя вести, то интерес к таким выражениям у ребенка со временем угаснет.

Ребёнок понимает, что это слова «плохие», произносить их нельзя. Однако у

некоторых дошкольников бранные слова и выражения в речи закрепляются.

Это

обязательно

происходит,

если

в

семье

так

выражаться

считается

нормальным и матерные слова произносятся родителями не реже, а порой и

чаще, других. Бывает и так, что сквернословить начинает ребёнок, который

не слышит мата в семье и ближайшем окружении. Такое поведение может

иметь

целью

«проверить

на

прочность»

взрослого,

определить

экспериментальным путём границы дозволенного, досадить воспитателю или

родителям, эпатировать окружающих, показаться взрослее. К тому же у детей

легко возникает эффект «заражения» [5]. Взрослые порой ломают голову,

откуда

в

речи

маленького

ребенка

берутся

такие

грубые

слова.

Многие

родители утверждают, что не произносят бранные слова в присутствии детей,

но это не так. Чаще всего это происходит непроизвольно, а как известно, дети

зеркало

родителей.

Дети

копируют

взрослых,

поэтому

используют

нецензурные слова в своей речи. К ним относятся не только бранные слова,

но и жаргонные, которые звучат грубо, оскорбительно и неуважительно.

Как и взрослые, дети используют сквернословие в качестве средства

вербальной агрессии. Ведь выражение «бранные слова» буквально означает

«слова, произносимые в брани» то есть в сражении, в битве.

В

качестве

заменителей

сквернословия

дети

издавна

используют

дразнилки:

от

более-менее

безобидных,

известных

детям

нескольких

поколений [1].

Несмотря на большую актуальность, проблема сквернословия у детей

не

находит

переосмысления

в

педагогической

науке:

недостаточно

просветительской

и

методической

литературы

по

указанной

проблеме,

отсутствуют

специальные

программы

по

воспитательной

работе,

направленные на профилактику нецензурной брани, которые должны быть

построены

по

принципу

преемственности

от

дошкольного

к

старшему

подростковому

возрасту.

Сама

разработка

программ

профилактики

нецензурной брани должна опираться на целостный анализ причин, степени,

а

также

факторов

распространения

сквернословия

среди

самих

воспитанников, так и в пространстве воспитания.

Важным

является

и

вопрос

выявления

внутренних

и

внешних

движущих

сил

распространения

сквернословия.

Главным

здесь

является

возможность

определения

степени

влияния

социально-экономических

показателей,

так

называемых

стратифицирующих

факторов:

места

проживания,

профессионального

статуса

родителей,

уровня

материальной

обеспеченности семьи [6].

Основным содержанием профилактической и воспитательной работы

по

профилактике

нецензурной

брани

должно

стать

предупреждение

отклоняющегося

поведения;

формирование

осмысленного

бытия

и

конструктивного

общения;

навыков

позитивной

жизнедеятельности,

самоконтроля,

воспитание

чувства

собственного

достоинства

и

эмоционального неприятия сквернословия, формирование моды на чистую,

красивую

и

достойную

речь

как

непременный

атрибут

успешного,

состоявшегося человека [4].

Для преодоления сквернословия у дошкольников необходимо:

в

своей

речи

нужно

стараться

придерживаться

только

нормативной лексики и ни при каких условиях не употреблять матерные

выражения;

терпеливо,

последовательно

и

настойчиво

помогать

детям

избавляться

от

бранных,

ругательных

слов

при

выражении

мыслей

и

переживаний;

нужно

помогать

усваивать

образцы,

«штампы»

вежливого,

культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

доходчиво,

наглядно

и

убедительно

показывать,

как

можно

выражать свои негативные чувства красиво, без использования мата;

на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует

на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

нужно убеждать детей, что к сквернословию прибегают люди,

которым нечего сказать обычными словами;

пытаться

формировать

непривлекательный

образ

человека,

употребляющего

к

месту

и

не

к

месту

бранные

слова,

нецензурные

выражения;

подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо

воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие

не позволило многим достичь успеха в жизни. Подкрепить это конкретными

примерами;

формировать непринятие сквернословия как способа выражения

мыслей и чувств;

проводить специальные тренировочные упражнения для детей,

чья речь засорена косноязычными штампами;

включать

выработку

правильных

форм

общения

в

решение

других коррекционных задач, в частности преодоления пагубной привычки к

курению.

Проблема

сквернословия

преодолима.

Необходимо

лишь

вместе

с

родителями

бороться

со

сквернословием

дошкольников.

Ве сти

целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости и

вульгарности у детей, используя все благовидные способы.

Что делать взрослым, если ваш ребенок употребляет бранные слова?

1.

Нужно ясно дать понять ребенку, что это слово вам не нравится.

Объясните, что слово, которое было употреблено вашим ребенком обидело

вас, вам стало стыдно, это слово сделало вам больно.

2.

Скажите вашему ребенку, чтобы он никогда не произносил это

плохое слово ни в чей адрес. Объясните ему, что только плохие дети говорят

такие слова. На подростка ваши увещевания могут сразу не подействовать.

Но он все равно вас услышал, просто действуют на него ваши слова не сразу.

3.

Если при вас нецензурно выражаются друзья ваших детей, то

нужно

четко

высказать

вашу

позицию:

«В

нашем

доме

таких

слов

не

употребляют!». Когда гости уйдут, обязательно обсудите эту ситуацию со

своим ребенком. Если в доме не матерятся, то со временем бранные слова

уйдут из речи ребенка. Главное - внушить ему, что близкие люди мат не

употребляют и болезненно на него реагируют, когда слышат из его уст.

Мы по праву можем гордиться нашим языком, который является одним

из

самых

богатых,

красивых

и

выразительных

зыков

мира.

Проблема

сквернословия

бич

современности,

причем

не

каждого

человека

в

отдельности, а всех людей в целом. Ведь если каждый человек не задумается

об этом, не поборет своего равнодушия к окружающим, то общество будет

обречено на полное моральное разложение.

Литература:

1.

Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного

возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. Спб.: Речь,

2008.

2.

Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

3.

Желъвис

В.И.

Поле

брани:

сквернословие

как

социальная

проблема в языках и культурах мира: монография. М.: Ладомир, 2001.

4.

Караковский В.А. Школа будущего – это школа воспитания //

Воспитательная работа в школе. 2007. № 1. С. 5–8.

5.

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. Ярославль:

Академия развития, 2000.

6.

Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008.

С. 136.

7.

Ожегов

С.И.

Толковый

словарь

русского

языка.

М.:

Мир

и

Образование, Оникс, 2011. С. 736.

8.

Херсонский Б. Поле брани / Б. Херсонский // Новый мир. 2009. №

5. С. 148-15.



В раздел образования