Напоминание

"Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы"


Автор: Галимова Гузель Гарифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Ермекеево
Населённый пункт: с.Ермекеево
Наименование материала: доклад
Тема: "Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

Реализация Концепции

преподавания русского языка и литературы

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Ермекеево

Галимова Г.Г.

I. Общие положения

Настоящая

Концепция

представляет

собой

систему

взглядов

на

основные

проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития

системы

преподавания

русского

языка

и

литературы

в

организациях,

реализующих

основные

общеобразовательные

программы

(далее

-

образовательные организации), в Российской Федерации.

II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"

в современной системе образования

Русский

язык

как

государственный

язык

Российской

Федерации

является

стержнем,

вокруг

которого

формируется

российская

идентичность,

гражданское,

культурное,

образовательное

пространство

страны,

а

также

фактором

личной

свободы

гражданина,

обеспечивающим

возможность

его

самореализации

в

условиях

многонационального

и

поликультурного

государства.

В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык

является языком межнационального общения, языком культуры, образования и

науки.

Владение

русским

языком,

в

том

числе

языковыми

средствами,

обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является

конкурентным

преимуществом

гражданина

при

получении

высшего

образования и построении профессиональной траектории.

Изучение

русского

языка

и

литературы

играет

ведущую

роль

в

процессах

воспитания

личности,

развития

ее

нравственных

качеств

и

творческих

способностей,

в

приобщении

к

отечественной

и

зарубежной

культуре,

в

сохранении

и

развитии

национальных

традиций

и

историче ской

преемственности поколений.

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования

российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия

на

эстетические

чувства

воспитывает

в

человеке

патриотизм,

чувства

исторической

памяти,

принадлежности

к

культуре,

народу

и

всему

человечеству.

На

основе

понимания

особенностей

литературы

как

вида

искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций

литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.

В

условиях

многонационального

государства

необходимо

также

изучение

выдающихся

произведений

литературы

народов

Российской

Федерации

в

переводах на русский язык.

III. Цели и задачи Концепции

Целью

настоящей

Концепции

является

обеспечение

высокого

качества

изучения

и

преподавания

русского

языка

и

литературы

в

образовательных

организациях

в

соответствии

с

меняющимися

запросами

населения

и

перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачами

развития

системы

изучения

и

преподавания

русского

языка

и

литературы

в

образовательных

организациях

в

Российской

Федерации

являются:

1.Модернизация содержания образовательных программ русского языка и

литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их

преемственности),

соответствующих

учебных

изданий,

а

также

технологий и методик преподавания русского языка и литературы;

2.Повышение

качества

работы

преподавателей

русского

языка

и

литературы;

3.Развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для

реализации образовательных программ, в том числе для электронного

обучения,

инструментов

деятельности

обучающихся

и

педагогических

работников;

4.Популяризация русского языка и литературы.

IV. Проблемы изучения русского языка и литературы

Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в

образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические

комплексы,

научно-педагогические

школы

и

образовательные

практики)

представляют

собой

важнейший

потенциал

российской

системы

общего

образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том

числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера,

а также кадровые проблемы.

1. Проблемы мотивационного характера

В

настоящее

время

заметно

снижение

мотивации

обучающихся

к

чтению.

Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело

дети

и

подростки

(электронные

носители

с

возможностями

нелинейного

представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов,

возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об

особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов,

уменьшение

их

объема

и

изменение

структуры

наряду

с

целым

рядом

социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный,

линейно

разворачивающийся

книжный

текст

большого

объема

все

труднее

воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится

серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой,

на

которой

расцветает

имитационная

читательская

деятельность

(чтение

кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).

Во

многих

случаях

у

обучающегося

оказывается

несформированной

заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и

мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня

невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид

искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями,

выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах

массовой информации.

Фактически

литературное

образование

столкнулось

сегодня

с

серьезным

вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков

к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к

знакомству

как

с

русской

классикой,

так

и

с

наиболее

значительными

произведениями современной литературы.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает

формирование

коммуникативных

компетенций

обучающихся.

Многие

выпускники

образовательных

организаций

недостаточно

владеют

навыками

устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого

этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается

изолированным

от

умения

применять

эти

знания

в

практической

речевой

деятельности.

В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с

учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня

владения

русским

языком

для

организации

углубленного

изучения

(профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского

языка

в

условиях

многоязычия.

Кроме

того,

не

оптимально

соотношение

теоретических

и

прикладных

элементов

содержания

учебного

предмета

"Русский язык".

В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется

знакомству

с

историко-культурной

информацией

о

произведении,

авторе

и

литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.

При

этом

недостаточно

внимания

уделяется

способности

понимать

художественный текст.

Анализ

образовательной

практики

показывает,

что

изучаемые

в

рамках

образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту

обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения

художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории.

Кроме

того,

наблюдается

несоответствие

речевого

опыта

современных

обучающихся и языка как классических, так и современных литературных

произведений.

В

образовательных

программах

по

литературе

уделяется

недостаточное

внимание

произведениям

о

жизни

и

проблемах

современных

детей

и

подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со

сверстниками

и

взрослыми

важен

для

воспитания

и

интеллектуального

развития обучающегося.

Содержание

учебного

предмета

"Литература"

не

в

полной

мере

отражает

этнокультурные

особенности

и

традиции

народов

Российской

Федерации.

Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не

предполагают

изучение

произведений,

созданных

на

языках

народов

Российской Федерации и переведенных на русский язык.

3. Проблемы методического характера

Учебные

предметы

"Русский

язык"

и

"Литература"

направлены

на

формирование разных компетенций и предполагают различные методические

подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем

федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего

образования

установлены

единые

требования

к

результатам

освоения

предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на

углубленном уровне.

Неравный

уровень

владения

обучающимися

русским

языком

делает

необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик

преподавания

русского

языка

и

других

учебных

предметов

в

условиях

многоязычия.

Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса

современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития

современных информационно-коммуникационных технологий).

Образовательными организациями недостаточно используется потенциал

учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и

др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и

воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных

образовательной программой.

4. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего

образования

целесообразно

разделить

и

детализировать

требования

к

предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и

"Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.

В

федеральных

государственных

образовательных

стандартах

начального

общего и основного общего образования также необходимо детализировать

указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления

нормативных

и

рекомендательных

списков

литературных

произведений

с

опорой

на

действующие

примерные

основные

общеобразовательные

программы.

В

целях

повышения

интереса

обучающихся

к

чтению

важно

привести

содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических

комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с

возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том

числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного

обучения).

Необходимо создание:

- учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на

основе

дифференциации

и

индивидуализации,

ориентированных

на

оптимальное

сочетание

обязательного

и

вариативного

компонентов

образовательных

программ,

предполагающих

приоритетное

развитие

самостоятельной творческой работы обучающихся;

- хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала

и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии,

вопросы и задания;

-

современных

словарей

разных

типов,

прошедших

обязательную

профессиональную экспертизу.

Государственные

программы

должны

способствовать

объединению

усилий

образовательных

организаций,

средств

массовой

информации,

музеев,

библиотек,

театров,

системы

книгоиздания

и

книгораспространения,

направленных на поддержку чтения.

Целесообразно

продолжить

совершенствование

контрольных

измерительных

материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и

"Литература".

Для реализации концепции по общим направлениям в школе особое внимание

следует уделить выбору УМК и индивидуальным особенностям обучающихся.

2. Русский язык

Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим

изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом

состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время

распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного

предмета, считать оптимальным.

Освоение учебного предмета должно предусматривать:

- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном

явлении, его устройстве, функционировании и развитии;

- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение,

письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах

общения;

- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;

- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными

предметами (иностранными языками, литературой и др.);

- использование текстов разных функциональных типов (художественных,

нехудожественных);

- состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных,

гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;

- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов

(включая печатные и электронные словари, переводчики, программы

орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания

текста и устного ввода).

Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных

предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной

лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать

оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.

Таким образом, для реализации концепции на базе школы необходимо

совершенствовать освоение учебного предмета:

1.Использование на уроках различных словарей.

2.Особое внимание уделять урокам развития речи.

3.Систематическое проведение и участие обучающихся во внеклассных

мероприятиях.

4.Проведение комбинированных и бинарных уроков.

5.Использование презентаций на уроках.

Ввиду вышесказанного, Министром Образования О. Васильевой предложено

ввести в образовательный процесс устный экзамен по русскому языку, чтобы

проверить владение обучающимися не только письменной, но и устной речью.

3. Литература

Необходимо:

- усилить компонент, направленный на формирование читательских

компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный

текст;

- учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при

формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в

него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков,

произведений авторов из числа народов Российской Федерации);

- определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного

времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение

учебного предмета.

Для реализации концепции на базе школы необходимо совершенствовать

знания обучающихся используя следующие приемы:

1.Приемы формирования навыка чтения:

1.Чтение слоговых таблиц

2.Речевые разминки

3.Чтение фраз с различной смысловой интонацией

4.Чтение в парах

5.Работа со скороговорками

2.Приемы формирования начитанности:

1.Ведение читательских дневников

2.Изготовление книжек – малышек

3.Проведение викторин

4.Инсценировка произведений

Последней новостью в плане реализации Концепции явилось заявление главы

Рособрнадзора Сергея Кравцова на заседании в Минобрнауки, посвященном

формированию единой системы оценки качества школьного образования:

«Разрабатывается новая модель экзамена по литературе, когда мы хотим

отказаться от заданий, где пишется правильный ответ. Фактически полностью

перейти к творческим заданиям, которые максимально оценивают творческие

способности школьника.

VI. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и

преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать

разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является

включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых

федеральных и региональных программ и программ развития отдельных

образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального,

региональных и муниципальных бюджетов.



В раздел образования