Автор: Галимова Гузель Гарифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Ермекеево
Населённый пункт: с.Ермекеево
Наименование материала: доклад
Тема: "Реализация Концепции преподавания русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Доклад
Реализация Концепции
преподавания русского языка и литературы
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с. Ермекеево
Галимова Г.Г.
I. Общие положения
Настоящая
Концепция
представляет
собой
систему
взглядов
на
основные
проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития
системы
преподавания
русского
языка
и
литературы
в
организациях,
реализующих
основные
общеобразовательные
программы
(далее
-
образовательные организации), в Российской Федерации.
II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература"
в современной системе образования
Русский
язык
как
государственный
язык
Российской
Федерации
является
стержнем,
вокруг
которого
формируется
российская
идентичность,
гражданское,
культурное,
образовательное
пространство
страны,
а
также
фактором
личной
свободы
гражданина,
обеспечивающим
возможность
его
самореализации
в
условиях
многонационального
и
поликультурного
государства.
В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык
является языком межнационального общения, языком культуры, образования и
науки.
Владение
русским
языком,
в
том
числе
языковыми
средствами,
обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является
конкурентным
преимуществом
гражданина
при
получении
высшего
образования и построении профессиональной траектории.
Изучение
русского
языка
и
литературы
играет
ведущую
роль
в
процессах
воспитания
личности,
развития
ее
нравственных
качеств
и
творческих
способностей,
в
приобщении
к
отечественной
и
зарубежной
культуре,
в
сохранении
и
развитии
национальных
традиций
и
историче ской
преемственности поколений.
Литература - это культурный символ России, высшая форма существования
российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия
на
эстетические
чувства
воспитывает
в
человеке
патриотизм,
чувства
исторической
памяти,
принадлежности
к
культуре,
народу
и
всему
человечеству.
На
основе
понимания
особенностей
литературы
как
вида
искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций
литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.
В
условиях
многонационального
государства
необходимо
также
изучение
выдающихся
произведений
литературы
народов
Российской
Федерации
в
переводах на русский язык.
III. Цели и задачи Концепции
Целью
настоящей
Концепции
является
обеспечение
высокого
качества
изучения
и
преподавания
русского
языка
и
литературы
в
образовательных
организациях
в
соответствии
с
меняющимися
запросами
населения
и
перспективными задачами развития российского общества и экономики.
Задачами
развития
системы
изучения
и
преподавания
русского
языка
и
литературы
в
образовательных
организациях
в
Российской
Федерации
являются:
1.Модернизация содержания образовательных программ русского языка и
литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их
преемственности),
соответствующих
учебных
изданий,
а
также
технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
2.Повышение
качества
работы
преподавателей
русского
языка
и
литературы;
3.Развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для
реализации образовательных программ, в том числе для электронного
обучения,
инструментов
деятельности
обучающихся
и
педагогических
работников;
4.Популяризация русского языка и литературы.
IV. Проблемы изучения русского языка и литературы
Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в
образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические
комплексы,
научно-педагогические
школы
и
образовательные
практики)
представляют
собой
важнейший
потенциал
российской
системы
общего
образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том
числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера,
а также кадровые проблемы.
1. Проблемы мотивационного характера
В
настоящее
время
заметно
снижение
мотивации
обучающихся
к
чтению.
Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело
дети
и
подростки
(электронные
носители
с
возможностями
нелинейного
представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов,
возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об
особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов,
уменьшение
их
объема
и
изменение
структуры
наряду
с
целым
рядом
социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный,
линейно
разворачивающийся
книжный
текст
большого
объема
все
труднее
воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится
серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой,
на
которой
расцветает
имитационная
читательская
деятельность
(чтение
кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).
Во
многих
случаях
у
обучающегося
оказывается
несформированной
заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и
мировой литературы, который предлагает ему программа.
Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня
невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид
искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями,
выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах
массовой информации.
Фактически
литературное
образование
столкнулось
сегодня
с
серьезным
вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков
к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к
знакомству
как
с
русской
классикой,
так
и
с
наиболее
значительными
произведениями современной литературы.
2. Проблемы содержательного характера
Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает
формирование
коммуникативных
компетенций
обучающихся.
Многие
выпускники
образовательных
организаций
недостаточно
владеют
навыками
устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого
этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается
изолированным
от
умения
применять
эти
знания
в
практической
речевой
деятельности.
В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня
владения
русским
языком
для
организации
углубленного
изучения
(профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского
языка
в
условиях
многоязычия.
Кроме
того,
не
оптимально
соотношение
теоретических
и
прикладных
элементов
содержания
учебного
предмета
"Русский язык".
В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется
знакомству
с
историко-культурной
информацией
о
произведении,
авторе
и
литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения.
При
этом
недостаточно
внимания
уделяется
способности
понимать
художественный текст.
Анализ
образовательной
практики
показывает,
что
изучаемые
в
рамках
образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту
обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения
художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории.
Кроме
того,
наблюдается
несоответствие
речевого
опыта
современных
обучающихся и языка как классических, так и современных литературных
произведений.
В
образовательных
программах
по
литературе
уделяется
недостаточное
внимание
произведениям
о
жизни
и
проблемах
современных
детей
и
подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со
сверстниками
и
взрослыми
важен
для
воспитания
и
интеллектуального
развития обучающегося.
Содержание
учебного
предмета
"Литература"
не
в
полной
мере
отражает
этнокультурные
особенности
и
традиции
народов
Российской
Федерации.
Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не
предполагают
изучение
произведений,
созданных
на
языках
народов
Российской Федерации и переведенных на русский язык.
3. Проблемы методического характера
Учебные
предметы
"Русский
язык"
и
"Литература"
направлены
на
формирование разных компетенций и предполагают различные методические
подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем
федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования
установлены
единые
требования
к
результатам
освоения
предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на
углубленном уровне.
Неравный
уровень
владения
обучающимися
русским
языком
делает
необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик
преподавания
русского
языка
и
других
учебных
предметов
в
условиях
многоязычия.
Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса
современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития
современных информационно-коммуникационных технологий).
Образовательными организациями недостаточно используется потенциал
учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и
др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и
воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных
образовательной программой.
4. Основные направления реализации Концепции
1. Общие направления
В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования
целесообразно
разделить
и
детализировать
требования
к
предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и
"Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.
В
федеральных
государственных
образовательных
стандартах
начального
общего и основного общего образования также необходимо детализировать
указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления
нормативных
и
рекомендательных
списков
литературных
произведений
с
опорой
на
действующие
примерные
основные
общеобразовательные
программы.
В
целях
повышения
интереса
обучающихся
к
чтению
важно
привести
содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических
комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с
возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том
числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного
обучения).
Необходимо создание:
- учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на
основе
дифференциации
и
индивидуализации,
ориентированных
на
оптимальное
сочетание
обязательного
и
вариативного
компонентов
образовательных
программ,
предполагающих
приоритетное
развитие
самостоятельной творческой работы обучающихся;
- хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала
и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии,
вопросы и задания;
-
современных
словарей
разных
типов,
прошедших
обязательную
профессиональную экспертизу.
Государственные
программы
должны
способствовать
объединению
усилий
образовательных
организаций,
средств
массовой
информации,
музеев,
библиотек,
театров,
системы
книгоиздания
и
книгораспространения,
направленных на поддержку чтения.
Целесообразно
продолжить
совершенствование
контрольных
измерительных
материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и
"Литература".
Для реализации концепции по общим направлениям в школе особое внимание
следует уделить выбору УМК и индивидуальным особенностям обучающихся.
2. Русский язык
Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим
изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом
состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время
распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного
предмета, считать оптимальным.
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
- усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном
явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
- овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение,
письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах
общения;
- формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
- формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными
предметами (иностранными языками, литературой и др.);
- использование текстов разных функциональных типов (художественных,
нехудожественных);
- состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных,
гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
- использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов
(включая печатные и электронные словари, переводчики, программы
орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания
текста и устного ввода).
Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных
предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной
лингвистики и теории межкультурной коммуникации.
Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать
оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.
Таким образом, для реализации концепции на базе школы необходимо
совершенствовать освоение учебного предмета:
1.Использование на уроках различных словарей.
2.Особое внимание уделять урокам развития речи.
3.Систематическое проведение и участие обучающихся во внеклассных
мероприятиях.
4.Проведение комбинированных и бинарных уроков.
5.Использование презентаций на уроках.
Ввиду вышесказанного, Министром Образования О. Васильевой предложено
ввести в образовательный процесс устный экзамен по русскому языку, чтобы
проверить владение обучающимися не только письменной, но и устной речью.
3. Литература
Необходимо:
- усилить компонент, направленный на формирование читательских
компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный
текст;
- учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при
формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в
него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков,
произведений авторов из числа народов Российской Федерации);
- определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного
времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение
учебного предмета.
Для реализации концепции на базе школы необходимо совершенствовать
знания обучающихся используя следующие приемы:
1.Приемы формирования навыка чтения:
1.Чтение слоговых таблиц
2.Речевые разминки
3.Чтение фраз с различной смысловой интонацией
4.Чтение в парах
5.Работа со скороговорками
2.Приемы формирования начитанности:
1.Ведение читательских дневников
2.Изготовление книжек – малышек
3.Проведение викторин
4.Инсценировка произведений
Последней новостью в плане реализации Концепции явилось заявление главы
Рособрнадзора Сергея Кравцова на заседании в Минобрнауки, посвященном
формированию единой системы оценки качества школьного образования:
«Разрабатывается новая модель экзамена по литературе, когда мы хотим
отказаться от заданий, где пишется правильный ответ. Фактически полностью
перейти к творческим заданиям, которые максимально оценивают творческие
способности школьника.
VI. Реализация Концепции
Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и
преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать
разработке и апробации механизмов развития филологического образования.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является
включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых
федеральных и региональных программ и программ развития отдельных
образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального,
региональных и муниципальных бюджетов.