Автор: Честников Олег Юрьевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ – В(с)ОШ № 1
Населённый пункт: г. Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа по факультативному курсу "Физика в задачах" 7 кл
Раздел: полное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативный курс
«ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Честников Олег Юрьевич
учитель первой квалификационной категории
2018г.
Пояснительная записка
Программа факультатива по физике «Физика в задачах» направлена на
дополнительное изучение, основного курса предмета, способствует углубле-
нию уровня знаний у учащихся, их систематизации.
Факультативный курс проводится для оказания помощи обучающемуся
подготовиться к ГИА, объективно оценить свои знания по предмету,
Основные цели курса:
Привитие интереса к физике через решение задач. Расширение получен-
ных в основном курсе знаний и умений. Формирование представлений о,
приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи курса:
Развить физическую интуицию, выработав определенную технику, что-
бы быстро улавливать физическое содержание задачи. Способствовать разви-
тию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельно-
сти, формированию современного понимания науки. Способствовать интел-
лектуальному развитию учащихся.
Описание места учебного курса в учебном плане
Факультативный курс по физике в 7 классе проводится во II полугодии
учебного года. Курс рассчитан на 1 час в неделю, 18 учебных часов.
Основное содержание обучения
Введение
Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. Эксперименталь-
ные, вычислительные и графические задачи.
Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Междуна-
родная система единиц.
Взаимодействие тел
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Пря-
молинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного
движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Графики зави-
симости пути и скорости от времени. Измерение скорости равномерного дви-
жения. Средняя скорость движения. Явление инерции. Масса тела. Плотность
вещества.
Методы
измерения
массы
и
плотности.
Взаимодействие
тел.
Сила. Правило сложения сил, направленных вдоль одной прямой. Сила упру-
гости. Зависимость силы упругости от деформации пружины. Методы изме-
рения
силы. Сила
тяжести.
Всемирное
тяготение. Вес
тела.
Невесомость.
Сила
трения.
Момент
силы.
Условия
равновесия
рычага. Центр
тяжести
тела. Условия равновесия тел.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей
силы и площади опоры. Атмосферное давление. Обнаружение атмосферного
давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Мето-
ды измерения давления. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания
тел.
Работа. Мощность. Энергия.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимо-
действующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые меха-
низмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, рабо-
ты и мощности.
Итоговое повторение.
Решение задач по пройденным темам.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения данного курса, обучающиеся должны уметь использо-
вать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсед-
невной жизни:
для объяснения физических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
обладать специальными компетенциями:
давать сущностную характеристику изучаемым законам, явлениям;
выявлять связи и зависимости между изучаемыми явлениями;
обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологическими:
умение при помощи реальных объектов и информационных технологий само-
стоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по за-
данной теме;
способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с понима-
нием и по существу.
Коммуникативными:
умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим
мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную
работу на основе взаимопомощи и уважения;
умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процес-
се коммуникации.
Учебно-познавательными:
умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить
цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути ре-
шения этих задач;
умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего
места, режима работы, порядка и способов умственной деятельности;
умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и
синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа,
речи, формулирование выводов, решение задач;
умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: орга-
низация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Введение
3
2
Взаимодействие тел
5
3
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.
4
4
Работа. Мощность. Энергия.
4
5
Итоговое повторение
2
Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во ча-
сов
Дата
Введение
1
Виды задач и их классификация. Алгоритмы реше-
ния задач.
1
2
Экспериментальные, вычислительные и графиче-
ские задачи. Классификация задач по уровню слож-
ности.
1
3
Система СИ. Единицы измерения физических ве-
личин. Точность и погрешности их измерений.
1
Взаимодействие тел
4
Решение задач на среднюю скорость
1
5
Решение задач на механическое движение
1
6
Решение задач на массу и плотность
1
7
Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
1
8
Решение задач на силу
1
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
9
Решение задач на давление твердых тел
1
10
Решение задач на давление в жидкостях
1
11
Решение задач на архимедову силу
1
12
Решение задач на плавание тел
1
Работа. Мощность. Энергия.
13
Решение задач на работу
1
14
Решение задач на мощность
1
15
Решение качественных задач на простые механиз-
мы
1
16
КПД простых механизмов.
1
Итоговое повторение
17
Итоговое повторение
1
18
Итоговое повторение
1
Список учебно-методической литературы
Рымкевич А.П. “Задачник”, М.: “Дрофа”, 2013 г.
Перышкин А.В. «Сборник задач по физике» 7-9 кл. Экзамен 2007 г
Марон, Марон, Позойский: Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 клас-
сы.М.: Дрофа, 2014
Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Про-
свещение”, 2016 г
Е.Г. Московкина, В.А. Волков Сборник задач по физике. 7-9 классы. ВАКО
2017г