Напоминание

"Моя малая Родина"


Автор: Смирнова Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы "Детский сад № 16"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: учебно – методическое пособие
Тема: "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическое пособие

«Моя малая Родина»

Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру

культуры

и

общечеловеческих

ценностей.

В

этом

возрасте

начинает

формироваться

чувство

патриотизма:

любовь

и

привязанность

к

своей

Родине,

преданность

ей,

ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.

Базовым

этапом

формирования

у

детей

любви

к

Родине

является

накопление

ими

социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры,

развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и

любви

к

своей

семье,

детскому

саду,

интереса

и

уважения

к

труду,

формирование

бережного отношения к природе родного края.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о

том,

что

им

близко

и

дорого.

Научить

чувствовать

красоту

родной

земли,

красоту

человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что

окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный

возраст-

это

важнейший

период

становления

личности,

когда

закладываются

предпосылки

гражданских

качеств,

развиваются

представления

о

человеке,

обществе,

культуре.

Очень

важно

привить

детям

чувство

любви

и

привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край- это

часть нашей великой страны, и в нём

наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей

страны.

Эти

особенности

позволяют

формировать

с

детских

лет

представление

о

специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое

и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе.

С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека.

Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство

любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким

людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и

ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед

собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие

впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,

они играют огромную роль в становлении личности.

В

произведениях

устного

народного

творчества

заключена

особая

воспитательная

ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д.

Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно

быть

народным»

Он

ввёл

в

русскую

педагогическую

литературу

термин

«народная

педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа,

богатый

материал

для

воспитания

любви

к

Родине.

В

воспитательной

работе

используются пословицы и поговорки:

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Цель: создания условия для развития познавательной активности детей по формированию

знаний о своей Родине, стране.

Задачи:

Образовательные:

добиться

усвоения

знаний

детей

о

нашей

стране;

обогатить

и

активизировать словарь по теме.

Развивающие: обеспечить развитие умения отвечать на вопросы воспитателя; отгадывать

загадки.

Воспитательные: способствовать развитию любви к своей стране, Родине.

Виды

деятельности:

игровая,

коммуникативная,

двигательная,

во сприятие

художественной литературы.

Материалы

и

оборудование:

игрушка

колобок,

карта

нашей

страны

или

глобус,

фотографии города.

Ход проведения:

1. Вводная часть.

Мотивация детей.

Звучит песенка колобка, и из-за елки появляется игрушка – колобок, здоровается с детьми.

Воспитатель обращается к игрушке: «Здравствуй, колобок, ты откуда к нам пришел и

почему такой грустный?»

Колобок: Я пришел из леса и не знаю, где находится мой дом? А вы ребята знаете?

Воспитатель: Колобок, мы тебе постараемся помочь.

2. Основная часть.

Воспитатель читает стихотворение «Родина»:

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Тополь толстый у ворот,

У реки береза-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной кубанский двор,

Или степь от маков красная

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(З. Александрова)

Воспитатель:

- О чем говорится в этом стихотворении?

Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.

Воспитатель: правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как вы понимаете

слово Родина, и что она для вас значит?

Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад,

куда мы приходим каждый день.

Воспитатель: нашу страну можно найти на карте или глобусе (рассматривание глобуса).

Родина – это наш город, где мы с вами живем.

Воспитатель: А теперь колобок отгадай загадки вместе с детьми:

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь?

(Родина)

Люблю поле и березки,

И скамейку под окном,

Заскучаю — вытру слезки,

Вспоминая о родном.

Никуда я не уеду,

Буду здесь работать, жить,

Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

(Родина)

Воспитатель: правильно ребята, это Родина. Колобок, а ты знаешь, как называется страна,

в которой мы живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В ней

много рек и озер, гор, красивых городов, лесов, животных. Колобок, а ты знаешь, как

называется наша область, в которой мы живем?

Колобок: Нет.

Дети: Костромская.

Воспитатель: Правильно ребята, назовите главный город нашей области.

Дети: Кострома.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы назвали нашему гостю нашу малую Родину. Это город

Кострома.

Воспитатель: Колобок, ты запомнил, как называется наша страна?

Колобок: Да запомнил, Россия.

Воспитатель: А как называется наш город?

Колобок: Кострома.

Воспитатель: Ребята, а что-то наш гость опять заскучал, давайте его развеселим.

Игра «Корзинка»

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что

так

много

фруктов

в

саду

уродилось!

(подняться

на

носочки,

показать

руками

большой круг)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем фотографии Колобку нашего города:

Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем какие мы знаем пословицы и поговорки о

Родине:

Своя земля и в горсти мила.

На чужбине родная землица во сне снится.

Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

На чужой стороне и кости по родине плачут.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Колобок: Мне очень понравились наши пословицы и поговорки, ребята.

Дети: Поиграй с нами Колобок.

Подвижная игра «Карусель».

Воспитатель: Все дети любят кататься на карусели, и тебе понравится Колобок.

По сигналу они громко произносят:

«Еле-еле, еле-еле.

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом

Все бегом, бегом, бегом».

В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно

ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на

ходьбу, говоря:

«Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два!

Вот и кончилась игра!».

Движение карусели замедляется, дети опускают руки.

Воспитатель: Колобок, ты узнал, где мы живем? Как называется наша Родина?

Колобок: Да, ребята спасибо.

Воспитатель: А сейчас колобок мы тебя угостим вкусным печеньем.

3. Рефлексия.

Воспитатель: Дети, подумайте, пожалуйста, и скажите: какими мы сегодня были?

Дети: Добрыми и веселыми.



В раздел образования