Автор: Смирнова Татьяна Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы "Детский сад № 16"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: учебно – методическое пособие
Тема: "Моя малая Родина"
Раздел: дошкольное образование
Методическое пособие
«Моя малая Родина»
Дошкольное детство - период начальной социализации ребенка, приобщение к миру
культуры
и
общечеловеческих
ценностей.
В
этом
возрасте
начинает
формироваться
чувство
патриотизма:
любовь
и
привязанность
к
своей
Родине,
преданность
ей,
ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь ее богатства.
Базовым
этапом
формирования
у
детей
любви
к
Родине
является
накопление
ими
социального опыта жизни в своем городе, поселке, приобщение к миру его культуры,
развитие интереса к народным традициям и промыслам, воспитание привязанности и
любви
к
своей
семье,
детскому
саду,
интереса
и
уважения
к
труду,
формирование
бережного отношения к природе родного края.
Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о
том,
что
им
близко
и
дорого.
Научить
чувствовать
красоту
родной
земли,
красоту
человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что
окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.
Дошкольный
возраст-
это
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
развиваются
представления
о
человеке,
обществе,
культуре.
Очень
важно
привить
детям
чувство
любви
и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Родной край- это
часть нашей великой страны, и в нём
наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей
страны.
Эти
особенности
позволяют
формировать
с
детских
лет
представление
о
специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое
и настоящее.
Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе.
С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека.
Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство
любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким
людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и
ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед
собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие
впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие,
они играют огромную роль в становлении личности.
В
произведениях
устного
народного
творчества
заключена
особая
воспитательная
ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д.
Ушинский подчёркивал, что… «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно
быть
народным»
Он
ввёл
в
русскую
педагогическую
литературу
термин
«народная
педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа,
богатый
материал
для
воспитания
любви
к
Родине.
В
воспитательной
работе
используются пословицы и поговорки:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: создания условия для развития познавательной активности детей по формированию
знаний о своей Родине, стране.
Задачи:
Образовательные:
добиться
усвоения
знаний
детей
о
нашей
стране;
обогатить
и
активизировать словарь по теме.
Развивающие: обеспечить развитие умения отвечать на вопросы воспитателя; отгадывать
загадки.
Воспитательные: способствовать развитию любви к своей стране, Родине.
Виды
деятельности:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
во сприятие
художественной литературы.
Материалы
и
оборудование:
игрушка
–
колобок,
карта
нашей
страны
или
глобус,
фотографии города.
Ход проведения:
1. Вводная часть.
Мотивация детей.
Звучит песенка колобка, и из-за елки появляется игрушка – колобок, здоровается с детьми.
Воспитатель обращается к игрушке: «Здравствуй, колобок, ты откуда к нам пришел и
почему такой грустный?»
Колобок: Я пришел из леса и не знаю, где находится мой дом? А вы ребята знаете?
Воспитатель: Колобок, мы тебе постараемся помочь.
2. Основная часть.
Воспитатель читает стихотворение «Родина»:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Тополь толстый у ворот,
У реки береза-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной кубанский двор,
Или степь от маков красная
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)
Воспитатель:
- О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: Это стихотворение о Родине, о доме.
Воспитатель: правильно, это стихотворение так и называется «Родина». Как вы понимаете
слово Родина, и что она для вас значит?
Дети: Родина – это дом, где мы живем, где живут наши папа и мама. Это наш детский сад,
куда мы приходим каждый день.
Воспитатель: нашу страну можно найти на карте или глобусе (рассматривание глобуса).
Родина – это наш город, где мы с вами живем.
Воспитатель: А теперь колобок отгадай загадки вместе с детьми:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
(Родина)
Люблю поле и березки,
И скамейку под окном,
Заскучаю — вытру слезки,
Вспоминая о родном.
Никуда я не уеду,
Буду здесь работать, жить,
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья?
(Родина)
Воспитатель: правильно ребята, это Родина. Колобок, а ты знаешь, как называется страна,
в которой мы живем?
Дети: Россия.
Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В ней
много рек и озер, гор, красивых городов, лесов, животных. Колобок, а ты знаешь, как
называется наша область, в которой мы живем?
Колобок: Нет.
Дети: Костромская.
Воспитатель: Правильно ребята, назовите главный город нашей области.
Дети: Кострома.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы назвали нашему гостю нашу малую Родину. Это город
Кострома.
Воспитатель: Колобок, ты запомнил, как называется наша страна?
Колобок: Да запомнил, Россия.
Воспитатель: А как называется наш город?
Колобок: Кострома.
Воспитатель: Ребята, а что-то наш гость опять заскучал, давайте его развеселим.
Игра «Корзинка»
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла, и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что
так
много
фруктов
в
саду
уродилось!
(подняться
на
носочки,
показать
руками
большой круг)
Воспитатель: Ребята, давайте покажем фотографии Колобку нашего города:
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем какие мы знаем пословицы и поговорки о
Родине:
Своя земля и в горсти мила.
На чужбине родная землица во сне снится.
Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
На чужой стороне и кости по родине плачут.
Родина - мать, умей за нее постоять.
Колобок: Мне очень понравились наши пословицы и поговорки, ребята.
Дети: Поиграй с нами Колобок.
Подвижная игра «Карусель».
Воспитатель: Все дети любят кататься на карусели, и тебе понравится Колобок.
По сигналу они громко произносят:
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно
ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на
ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки.
Воспитатель: Колобок, ты узнал, где мы живем? Как называется наша Родина?
Колобок: Да, ребята спасибо.
Воспитатель: А сейчас колобок мы тебя угостим вкусным печеньем.
3. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, подумайте, пожалуйста, и скажите: какими мы сегодня были?
Дети: Добрыми и веселыми.