Автор: Барминова Оксана Николаевна
Должность: педагог – организатор
Учебное заведение: ГБПОУ НО "Нижегородский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Социальное проектирование как форма внеаудиторной деятельности студента
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические рекомендации
для студентов
по выполнению социального проектирования.
Н.Новгород
2018 г.
Уважаемый студент!
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед
тобой задачу в ходе образовательного процесса формировать не только
профессиональные, но и общие компетенции.
Одним из направлений становления твоей активной гражданской позиции
является включение в социально значимую проектировочную деятельность.
В процессе обучения работа по социальному пректированию ведётся по
следующим направлениям: «Мы против курения», «Мы против наркотиков»,
«Милосердие», «Наставничество».
В ходе выполнения всех направлений социального проекта формируются
общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных) и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
При выполнении социальных проектов формируются следующие
приоритетные общие компетенции:
«Мы против курения», «Мы против наркотиков»
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и
спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей.
«Милосердие»
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
«Наставничество»
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знай, успешность того или иного проекта зависит как от индивидуальной
или общественной потребности в организации определённой деятельности,
так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей,
получающих пользу от реализации проекта.
Содержание
I Понятие проекта.
II Основные требования к проекту.
1.
Ограниченность (по временя, целям и задачам, результатам и т.д.)
2.
Целостность.
3.
Последовательность и связанность.
4.
Объективность и обоснованность.
5.
Компетентность авторов и участников.
6.
Жизнеспособность.
7.
Оформление проекта.
III Основные разделы текста проекта.
1.
Паспорт проекта.
2.
Постановка проблемы.
3.
Цель проекта.
4.
Задачи проекта.
5.
Механизм реализации.
6.
Ожидаемые результаты.
7.
Критерии оценки проекта.
I Понятие проекта.
Проект – представляет собой описание конкретной ситуации, которая
должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации.
Проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная,
конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Проект, как правило, включает:
1.
Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с
аналогами, указание сферы применения, функционального назначения,
выявления конкретной, локальной и решаемой проблемы).
2.
Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и
достижимых задая.
3.
Управленческо – кадровый аспект (механизм управления,
квалификация персонала).
4.
Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы,
организационная структура, план конкретных действий).
5.
Характеристика и способ оценки планируемых результатов.
6.
Бюджет. Материально – техническое обеспечение.
II Основные требования к проекту.
1.
Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) –
это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его
реализации по четко определенным этапам на основании
обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
этапы и конкретные сроки их реализации;
четкие и измеряемые задачи;
конкретные измеряемые результаты;
планы и графики выполнения работ;
конкретное качество и качество ресурсов, необходимых для
реализации.
2.
Целостность – общий смысл проекта очевиден и ясен. Каждая его
часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3.
Последовательность и связанность – логика построения частей,
которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи
напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается
на описание ресурсов и сочетается с планом.
4.
Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея
проекта, подход к решению проблемы появились не случайным
образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению
ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.
5.
Компетентность авторов и участников– адекватное выражение
осведомленности авторов в проблематике, средствах и
возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями,
механизмами, формами и методами реализации проекта.
6.
Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в
дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он
может быть продолжен.
7.
Оформление
Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
Титульная страница содержит название проекта, данные об
авторе, принадлежность к учреждению и организации, год и
место составления.
Проект имеет оглавление с указанием разделов и номеров
страниц.
Если в проекте были использованы цытаты, то есть сноски на
источники, если авторы использовали литературу – в конце
приложен список с указанием автора, названия книг,
издательства, места издания и года издания.
Каждая глава должна быть отпечатана с новой страницы,
главы были бы разделены на смысловые абзацы.
Проекты в печатном виде оформляются в формате А4, шрифт
Times New Roman, размер шрифта №14, межстрочный
интервал 1,5.
Электронный вариант проекта прилагается на диске или флэш
– карте.
III Основные разделы текста проекта.
1.
Паспорт проекта.
Название проекта
Студенческая группа
Руководитель проекта
Участники проекта
География проекта
Сроки выполнения
2.
Постановка проблемы.
Раздел «постановка проблемы» можно считать качественно
прописанным, если он:
Описывает, почему возникла необходимость выполнения проекта;
Ясно, какие обстоятельства побудили написать проект;
Проблема выглядит значимой в целом для общества;
Исполнитель является компетентным для реализации проекта;
Проект поддерживается статистическими и аналитическими
данными;
Проблема сформулирована с точки зрения того, чьими нуждами
служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;
Нет голословных утверждений, минимум наукообразных и
специальных терминов, интересно для чтения и кратко;
Четко определен способ решения проблемы.
3.
Цель проекта.
Основные требования к формулировке цели таковы:
Достижимость в рамках этого проекта.
Безусловность, так как для проектной деятельности изучение
возможных условий должно быть завершено до начала работ;
Предусматривание итогового результата проекта;
Соответствие компетенции, подготовленности к организационным
условиям реализации проекта.
4.
Задачи проекта.
Задача – это частная цель или мини-цель. Это конкретизация общей
цели, шаг на пути её достижения. Слово «задача» означает также
«поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным
данным с соблюдением условий, наконец «успех, счастье, удача».
Задача в проекте – это конкретная часть цели (пункт), которую
предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете,
чтобы достичь цели проекта.
5.
Механизм реализации проекта.
Текстовая информация (схема) работы по проекту и план действий
являются базовыми понятиями в технологии разработки механизма
реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано,
кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда
и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.
Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:
Полная ясность, в каких направлениях будет работать проект;
Четкость структурирования проекта на части и видение их
взаимосвязей;
Доступное описание основных мероприятий и причин выбора
именно этих форм работы;
Из раздела понятно как, с кем. Когда и где будет проходить и
реализовываться проект;
Естественность логической цепочки: проблема ---- цель ----
задача ----- метод;
Нет ненужных описаний, приложений.
Мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
I этап:
Подготовительный
(сбор участников
проекта, разработка плана
мероприятий/написание сценария)
II этап:
Основной
(смотр агитбригад, выход в
школы, детские дома, интернаты/ дома
инвалидов и т.д.)
III этап:
Заключительный
(подведение итогов,
оформление социального проекта,
поощрение участников)
6.
Ожидаемые результаты.
1.
Повышение социальной активности, их готовность принять личное
практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном
сообществе.
2.
Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы и
принять предложения по улучшению социальной ситуации.
3.
Реальный вклад в изменение социальной ситуации в местном
сообществе.
4.
Повышение уровня общей культуры личности.
5.
Наличие у членов проектных групп сформированных навыков
коллективной работы по подготовке и реализации собственными
силами реального социального полезного дела.
6.
Изменение общественного мнения, увеличение числа жителей,
готовых лично включиться в практическую деятельность по
улучшению социальной ситуации в местном сообществе.
7. Критерии оценки.
7.1 Критерии оценки теоретической части проекта:
№п/п
Критерии оценки
Баллы
Максимальный
балл
1
Чёткость и логическая обоснованность
в постановке целей, задач проекта.
3
2
Практическая направленность проекта.
3
3
Полнота освещения темы проекта.
3
4
Самостоятельность суждений, оценок и
выводов.
3
5
Наличие отзывов (благодарственных
писем, грамот и т.д.), полученных в
рамках реализации социального
проекта.
3
6
Стиль, язык изложения материала.
3
7
Грамотное и аккуратное оформление
проекта в соответствии с
методическими рекомендациями.
3
8
Наличие фотоотчета.
3
ВСЕГО:
24
Проект полностью отвечает данному критерию оценки (100%) – 3 балла
Проект имеет незначительные недочёты по данному критерию оценки (70 - 80%) – 2 балла
Проект имеет значительные недочеты по данному критерию оценки (40 – 50%) – 1 балл
Проект не соответствует данному критерию оценки (ниже 30%) – 0 баллов
7.2 Критерии оценки практической части проекта:
№
п/
п
Направления социального
проектирования
Критерии
оценки
Балл
Максимальный
балл
1.
Движение «Мы против
курения!»
Движение «Мы против
наркотиков!»
(выступление агитбригад)
Полнота и
оригинальность
раскрытия темы
до 5
до 20
Культура
представления
до 3
Многообразие
выразительных
средств
до 5
Артистизм,
яркость и
эмоциональность
подачи
до 4
Контакт с залом
до 3
2.
Движение «Милосердие»
Движение «Наставничество»
(защита социального проекта )
Полнота и
оригинальность
раскрытия темы
до 5
до 20
Культура
представления
до 3
Использование
выразительных
средств
(компьютерная
презентация,
буклеты и др.)
до 5
Яркость и
эмоциональность
подачи
до 4
Контакт с залом
до 3
Практическая часть проекта имеет от 18 до 20 баллов – 3 балла
Практическая часть проекта имеет от 15 до 17 баллов – 2 балла
Практическая часть проекта имеет от 10 до 14 баллов – 1 балл
Практическая часть проекта имеет менее 10 баллов – 0 баллов
7.3 Сумма баллов за теоретическую и практическую часть социального
проекта является критерием при распределении призовых мест.
Итоговая сумма баллов по социальному проекту от 40 – до 44 баллов – I место
Итоговая сумма баллов по социальному проекту от 30 – до 39 баллов – II место
Итоговая сумма баллов по социальному проекту от 20 – до 29 баллов – III место
Методическая литература:
1. Социальное проектирование. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004.
2. Арт – Профи Форум (Ярмарка выставка социальных проектов). – г. Н.Новгород: Изд-во ООО «Педагогические
технологии», 2004г.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., исп. и доп. – М.: АРКТИ 2012г.