Авторы: Киселева Татьяна Александровна, Аннухина Оксана Владимировна
Должность: учитель математики, учитель математики
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия"
Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка внеурочного занятия
Тема: Решение логических задач
Раздел: среднее образование
Внеурочное занятие.
Тема: Решение логических задач.
Учащиеся 7- 8 классов.
Учителя: Аннухина О. В., Киселева Т.А.
Цель:
- формирование умений решать логические задачи методом таблиц и графов;
Задачи:
- развивать умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
-формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения
задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Технологическая карта занятия.
№
Этап
занятия
Деятель
ность
учителя
Деятельн
ость
ученика
Формируемые УУД
Познавате
льные
Регулятив
ные
Коммуникат
ивные
Личностны
е
1
2
5
6
8
9
10
11
1
Организац
ионно-
мотивацио
нный
Приветст
вие
учащихся
;
проверка
учителем
готовнос
ти детей
к
занятию,
организа
ция
внимания
;
Интрига.
Слушают
учителя,
настраива
ются на
работу
Осознанно
е и
произвольн
ое
построение
речевого
высказыва
ния
Прогнозир
ование
своей
деятельнос
ти
Умение
слушать и
вступать в
диалог
Умение
выделять
нравственны
й аспект
поведения
2
Разминка
Организа
ция игры
–
разминки
.
Решают
задачи,
которые
помогут
сформули
ровать
тему и
цель
занятия.
Поиск
способа
решения
задачи.
Формулиро
вание
темы.
Постановк
а цели,
учебной
задачи.
Умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли,
слушать и
вступать в
диалог
Смыслообра
зование
3
Работа в
группе по
решению
логически
х задач с
Вместе с
ученикам
и
определя
ет цель
Учащиеся
решают
логическу
ю задачу:
1 группа –
Структури
рование
знаний.
Анализ
объектов.
Целеполага
ние.
Умение
распределя
ть
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
Продуктивно
Ориентация
в
межличност
ных
отношениях
созданием
мини -
проекта к
задаче.
работы.
Составля
ет план
работы
над мини
-
проектом
.
Выступае
т в роли
консульта
нта.
методом
таблиц, 2
группа – с
помощью
графов.
Оформля
ют
решение
задачи как
мини –
проект.
обязанност
и в группе.
Планирова
ние своей
деятельнос
ти для
решения
поставленн
ой задачи и
контроль
полученног
о
результата.
общаться и
взаимодейств
овать с
одноклассник
ами в
совместной
деятельности.
4
Защита
мини -
проекта
Коммент
ирует,
направля
ет работу
учащихся
.
Представ
ители
группы
защищаю
т проект.
Выражать
смысл
ситуации
различным
и
средствами
.
Регулирова
ть весь
процесс
выполнени
я учебной
задачи.
С
достаточной
полнотой и
точностью
выражать
свои мысли в
соответствии
с задачами.
Формирован
ие навыков
сопоставлен
ия,
сравнения.
5
Самооценк
а
Слушает,
комменти
рует
учащихся
.
Оцениваю
т себя,
свою
работу в
группе,
работу
других
ребят в
группе.
Записыва
ют
результат
ы
самооцен
ки в лист
самооцен
ки.
Адекватно
оценивать
свои
достижени
я,
осознавать
возникающ
ие
трудности,
искать их
причины и
пути
преодолени
я.
Развивать
умение
использовать
языковые
средства.
Ход занятия.
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационно
– мотивационный
Прочитайте высказывание
Б. Шоу
"Если у двух человек есть по одному
яблоку, и они обмениваются ими, у
каждого из них окажется по одному
яблоку. Но если у двух человек есть
по одной идее и они обмениваются
ими, у каждого будет по две идеи" (Б.
Слушают, настраиваются на
работу.
Шоу).
Я надеюсь, что сегодня вы проявите
активность и последуете совету
Б.Шоу - делиться идеями, по
способам решения логических задач и
принимать активное участие,
анализируя ответы.
2. Разминка
Ученикам предлагаются решить
несколько задач.
1.Вы опередили лыжника, который
находился на второй позиции. Какое
место теперь Вы занимаете?
(Второе.)
2. У мальчика есть две монеты. В
сумме они составляют 3 рубля. Одна
из них - не 1 рубль. Что это монеты?
(1 и 2 рубля)
3. Что становится больше, если его
поставить вверх ногами? (Это могут
быть дроби, степени или просто
число 6)
4. Один человек написал о себе:
«...пальцев у меня двадцать пять на
одной руке, столько же на другой, да
на ногах десять...» Что он забыл?
(Двоеточие после слова
«двадцать».)
5. Хозяйке необходимо испечь 6
пирожков. Как ей справиться за 15
минут, если на сковороде помещается
только 4 пирожка, а с каждой стороны
пирожок должен печься 5 минут?
(Кладем 4 пирожка – пять минут;
2 пирожка переворачиваем, 2
снимаем, кладем 2 новых, еще не
обжаренных, – пять минут;
2 пирожка снимаем, 2
переворачиваем, кладем 2
недожаренных с первой партии –
пять минут)
- Ребята, задачи какого типа вы сейчас
решали?
- Что вы использовали для решения
этих задач?
- Чему будет посвящено наше
занятие?
- Всегда ли на уроке математики для
решения задач вы используете только
один способ решения?
- А как вы думаете, для решения
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя.
Формулируют тему занятия,
ставят цели и задачи.
логических задач существует только
один способ?
- Чему вы научитесь на этом занятии?
3.
Работа в группе
по решению
логических задач
с созданием мини
- проекта к задаче.
Каждой группе учащихся
предлагается задача для решения.
Задача:
В авиационном подразделении
служат Потапов, Щедрин, Семенов,
Коновалов и Самойлов. Их
специальности (они перечислены не в
том же порядке, что и фамилии):
пилот, штурман, бортмеханик, радист
и синоптик. Об этих людях известно
следующее:
- Щедрин и Коновалов не умеют
управлять самолетом.
- Потапов и Коновалов готовятся
стать штурманами.
- Щедрин и Самойлов живут в одном
доме с радистом.
- Семенов был в доме отдыха вместе
со Щедриным и сыном синоптика.
- Потапов и Щедрин в свободное
время любят играть в шахматы с
бортмехаником.
- Коновалов, Семенов и синоптик
увлекаются боксом.
- Радист боксом не увлекается.
По какой специальности служит
каждый?
(Ответ: Потапов – радист,
Щедрин – штурман, Семёнов –
пилот, Коновалов – бортмеханик,
Самойлов – синоптик).
1 группа (7 класс) решает задачу с
помощью таблицы.
2 группа (8 класс) решает задачу с
помощью графа.
Составляем план работы над мини-
проектом вместе с учащимися.
Учитель предлагает выбрать
руководителя группы,
распределить обязанности для
успешной работы.
Учитель выступает в роли
консультанта.
Отвечают на вопросы учителя.
Составляют план работы
группы вместе с учителем.
Составляют план работы по
решению задачи, решают
задачу, оформляют мини-
проект.
4. Защита мини-
проектов
Слушаем ответы учащихся,
исправляем ошибки.
Учащиеся защищают мини-
проекты.
Группа учащихся 8 класса
знакомит семиклассников с
понятием графа и его
применением для решения
логических задач.
5. Самооценка
Учащиеся оценивают свою
работу в группе, работу
группы.
Записывают результат
оценивания в лист самооценки.
От каждой группы выступает
по одному учащемуся со своей
самооценкой.
6. Рефлексия
-Какие методы для решения
логических задач вы
использовали?
- Какой метод вам понравился
больше?
Вернёмся к эпиграфу нашего
занятия.
- Как вы считаете, произошёл у вас
сегодня обмен идеями?
Дети отвечают на вопросы
учителя.
7. Домашнее
задание
Из предложенных задач выберите
одну и решите её дома двумя
способами.