Автор: Микова Ирина Николаевна
Должность: педагог организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО " Центр развития творчества"
Населённый пункт: город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно–нравственно воспитание посредствам исполнения художественного произведения"
Раздел: дополнительное образование
Статья: «Духовно-нравственное воспитание посредством
исполнения художественного произведения»
Автор статьи: Микова Ирина Николаевна, педагог-организатор
МБОУ ЦРТДЮ г. Черногорска.
Духовно-нравственное
становление
нового
поколения,
подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни -
важнейшее условие для развития России.
Среди
воспитательных
задач,
которые
стоят
перед
учреждением дополнительного образования детей, было, есть и
остаётся задача духовно-нравственного воспитания. Духовно-
нравственное воспитание - основа формирования культурной
личности,
способной
к
саморазвитию,
адаптации
к
окружающей действительности, умеющей совершенствовать
и
позитивно
реализовывать
свой творческий
потенциал
в
интересах своей личности и общества в целом
Духовно-нравственное
воспитание невозможно представить
без
поэзии
и
литературы.
Исполнение
стихов
в ы со кох у д ожес т в е н н ы х
п р о и з в ед е н и й
с п о с о б с т в у е т
формированию
гармоничной, активной,
творческой
личности,
сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и
физическое совершенство.
Стать личностью, не зная традиций и обычаев, истории и
культуры своего народа, края, где ты родился и вырос на
сегодняшний
день
невозможно.
Проанализировав
проблему
духовной нравственности и становления личности, я сделала
для себя вывод, что начинать следует с изучения своих корней.
Только хорошо зная культуру своего народа, понимаешь её
место в культуре страны в целом.
Решению
вышеперечисленных
задач
подчинена
вся
воспитательная система МБОУ Центра развития творчества
детей и юношества города Черногорска.
В
рамках
воспитательной
работы
Центра
ежегодно
проходят городские конкурсы чтецов различной тематики и
направленности:
- 2012 год «Тебе, Хакассия, я посвящаю…»;
-2013 год «Мой прекрасный, дивный край!»;
-2014 год « Очаг культуры негасимый - Хакасская земля»;
- 2015 год « И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское
слово!».
Данные мероприятия
позволяют
раскрыть
уровень
исполнительского
мастерства
художественных
произведений
различных авторов.
По своей форме художественно – выразительное чтение -
репродуктивная деятельность. Оно имеет большое отношение
к творчеству, в процессе которого создается что- то новое.
Художественное
чтение
-
искусство
синтетическое
и
исполнительское,
в
его
основе
лежит
литературное
произведение, находящееся на стыке литературы и театра,
выявляющее
свое
отношение
к
героям
и
событиям
происходящего.
Чтец
рассказывает произведение
так, как
будто сам являлся свидетелем всего изображенного автором .
Литературный
материал
предстает
перед
исполнителем,
прежде всего, как языковая действительность.
Сущность
эстетического
всегда
проявляется
в
нерасторжимом, взаимообусловленном
единстве
трех
сфер:
произведение
искусства,
автор,
создающий
предмет
восприятия
и
субъект,
воспринимающий
его (
читатель,
слушатель,
зритель).
Чтобы,
оказать
воздействие
на
слушателя, чтец должен, работая над произведением, пройти
по определенному лабиринту, созданного автором, чтобы верно
оценить
его.
Важно
чтецу
проникнуть
в
подтекст
произведения ( его внутренний смысл), а также в надтекст( в
то понимание, на которое рассчитывает автор) и интертекст(
предполагает
высокий
культурный
уровень
и
уровень
исполнительского мастерства ). Это позволяет полностью
погрузиться в процесс происходящего.
Таким образом, при разучивании произведений следует
применять способы, позволяющие целенаправленно руководить
сенсорной
ориентировкой
детей,
их
эмоциональным
восприятием,
иметь
свои
вкусы
и
интересы,
ценить их
внутренний мир и право на свободу выбора, поскольку «всё
подлинное в человеке может быть только свободным, идущим
изнутри».
Что есть духовность?
Синтез совершенства,
Стремленье к новой высоте.
Духовность-это творчество начало.
Полет души. Что ввысь устремлена.
В которой звонкой песней зазвучала.
Космической гармонии струна.
Таким-образом,
духовно-нравственное
воспитание
в
системе
дополнительного
образования
детей . Позволяет
воспитать духовно-нравственную личность, умеющую видеть,
понимать,
созидать
и создавать
прекрасное. Добиваться
больших результатов. Становиться успешным и полноправным
гражданином своей страны.