Напоминание

Педагогическая система Марии Монтессори


Автор: Гордиенко Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СШ №24"
Населённый пункт: посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая система Марии Монтессори
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Педагогическая система Марии Монтессори

История возникновения Монтессори-педагогики

Мария Монтессори (1870-1952), - известный во всем мире итальянский

педагог-гуманист.

Итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный

диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние

дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как

много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях

человеческих знаний - философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако

все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все

грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и

получила широкое распространение в мире.

Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в

Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании де-

тей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка,

была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и раз-

вивающем образовании малышей.

Интересным был её путь в педагогику.

Биография Марии Монтессори (1870-1952)

Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чи-

новник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии

к образованию.

Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя

Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончи-

ла ее с блеском.

В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала

еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского

университета. А в 1896 г. — она уже врач.

Закончив

медицинское

образование

и

получив

формальное

разрешение

заниматься

врачебной

практикой,

Мария

Монтессори

стала

первой

женщиной-

врачом

в

Италии.

Сегодня

это

обстоятельство

-

предмет

гордости

итальянцев,

признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение

на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка

стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было

связано со значительными сложностями.

Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее

известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-

врача казалось чем-то если не неприличным, то во всяком случае неуместным.

Открыто высказывались сомнения относительно того, что женщина может работать

успешно на этом чисто мужском поприще.

С большим трудом Монтессори нашла место в клинике для душевнобольных

детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей

работой,

поскольку

никто

не

знает,

что,

собственно,

надлежит

делать

с

этими

2

детьми.

Мария начала работу с наблюдения за больными. Этот опыт помог ей понять

особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской,

лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже

самых простых игрушек у этих детей не было. Для своих игр дети скатывали из

оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на

полу.

Только

наигравшись

вдоволь,

они

съедали

основательно

перепачканные

хлебные кусочки. Мария Монтессори поняла, какое значение имеет для детей игра -

это удивительное саморазвивающее занятие.

Стремление

к

саморазвитию

и

самосовершенствованию

она

называла

их

«гуманными тенденциями» и считала естественными человеческими качествами,

свойственными

каждому

ребенку

с

рождения,

а

не

достижения

«правильного»

воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение

внутренних

потребностей,

тенденций

развития

и

создание

условий,

способствующих их удовлетворению.

Свой

педагогический

метод,

основанный

на

активном

наблюдении,

Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори,

ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем

была

испробована

автором

при

воспитании

детей,

не

имевших

ограничений

жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников.

Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям

оно

применялось,

так

как

задачей

воспитателя

было

максимальное

раскрытие

потенциальных возможностей личности.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала

создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые

система,

созданная

Монтессори,

была

использована

в

«Доме

ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария

методом

проб

и

ошибок

постепенно

разработала

сенсорные

материалы,

вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во

многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во

многих русских городах были открыты детские сады Монтессори.

Татьяна

Львовна

Толстая,

дочь

писателя

Л.

Н.

Толстого,

разделяла

педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения,

активно использовала их для занятий с детьми в Ясной Поляне.

С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая

метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в

которых предложила интересные варианты использования, развития и адаптации

упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных

навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори.

В

дневниковых

записях

Фаусек,

датированных

1941

годом,

сделанных

в

блокадном

Ленинграде,

есть

фрагменты,

подтверждающие

наблюдения

Марии

Монтессори,

которые

описывают

удивительную

способность

детей

к

самоконцентрации.

Ребята,

посещавшие

Монтессори-группу,

могли

часами

заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.

Юлия Фаусек обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на

3

правительственные

постановления

1936

года,

которые

признавали

педагогику

Монтессори «не нашей» и значительно ограничивали ее распространение. Имя

Марии

Монтессори

с

тех

пор

длительное

время

не

называлось,

отрицались

предложенные

ею

принципы

воспитания.

Однако

упражнения,

разработанные

Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом

логопедическом

и

почти

в

каждом

обычном

детском

саду

можно

встретить

отдельные

упражнения,

впервые

предложенные

для

воспитания

детей

Марией

Монтессори.

Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного об-

разования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении почти 100 лет ее

успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего

мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Ита-

лии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востре-

бованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это

свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. В на-

стоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучаю-

щих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоя-

тельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей

основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств

(зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет еди-

ных требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном тем-

пе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой,

ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изу-

ченное.

Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».

Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент,

создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться

этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой инди-

видуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и откры-

тыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как

свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.

Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторич-

на. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

4

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, стар-

шие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а млад-

шие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении,

чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не

идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспи-

танию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организа-

ции их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно

столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать ин-

дивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический

материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в про-

цессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои зна-

ния, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребен-

ка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более

сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает

себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то

взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как пра-

вильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только

по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показа-

ли, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материа-

ла. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творче-

ской активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предо-

ставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание мо-

жет сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

Развивающая среда

— важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функциониро-

вать как система.

5

У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир во-

круг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, поню-

хать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстрак-

цию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе

Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить

нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. В специаль-

но подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.

Развивающая среда разделена на 5 зон:

1.Практическая зона - Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с по-

мощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нуж-

но в повседневной жизни.

2.Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия

органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

3.Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел,

сложения, вычитания, умножения, деления.

4.Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства

с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

5.Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением

роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии,

физики, астрономии.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, кото-

рые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые мож-

но переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на

полу, где им удобно.

Дидактический материал

Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде

всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специаль-

ные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик,

ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические

монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, фор-

мочки-вкладыши и прочее.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в

себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлени-

ях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели:

прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (рассте-

гивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вто-

рая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений,

утончение слуха).

Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей,

Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошиб-

6

ку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать

ошибки.

Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побу-

ждает детей искать ключи к окружающему миру.

Основные правила пользования монтессори-материалами

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне

глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как

понято их использование.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

1.

выбор материала;

2.

подготовка материала и рабочего места;

3.

выполнение действий;

4.

контроль ошибок;

5.

завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на

коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как пока-

зал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по

дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и

только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться.

Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой дру-

гого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выби-

рает какой-то другой материал.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр,

основанных на общении и умении сотрудничать.

Недостатки системы М. Монтессори

Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

1.

Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и прак-

тических навыков.

2.

В системе нет ролевых и подвижных игр.

3.

Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то

время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два

последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно со-

здают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4.

После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к

соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Гордиенко И.И. Педагог дополнительного образования МБОУ

«СШ №24» посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край



В раздел образования