Автор: Гордиенко Ирина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "СШ №24"
Населённый пункт: посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая система Марии Монтессори
Раздел: дошкольное образование
1
Педагогическая система Марии Монтессори
История возникновения Монтессори-педагогики
Мария Монтессори (1870-1952), - известный во всем мире итальянский
педагог-гуманист.
Итальянка по происхождению, первая женщина в Италии, получившая врачебный
диплом, совершенствовавшая свое образование во Франции, имевшая многолетние
дружеские связи в Индии, закончившая свой жизненный путь в Голландии. Как
много событий вместили годы ее жизни, сколько ею было сделано в разных областях
человеческих знаний - философии, антропософии, психологии, педагогике. Однако
все же именно педагогическая система Монтессори, в которой нашли отражение все
грани таланта и особенности ее жизненного пути, принесла ей известность и
получила широкое распространение в мире.
Уникальная авторская методика в первые была применена в начале XX века в
Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании де-
тей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка,
была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.
Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и раз-
вивающем образовании малышей.
Интересным был её путь в педагогику.
Биография Марии Монтессори (1870-1952)
Родилась в Италии 31 августа 1870 году в городе Кьяровалле. Отец — важный чи-
новник — противился учебе дочери, а мать всегда поддерживала стремление Марии
к образованию.
Девочка была одаренной, училась легко, особенно любила математику. 12-летняя
Мария поступила в мужскую техническую школу, сломав все стереотипы, и закончи-
ла ее с блеском.
В 1890 г. Мария решила стать врачом, и, продолжая идти против течения, сломала
еще один стереотип: стала первой девушкой-студенткой медфакультета римского
университета. А в 1896 г. — она уже врач.
Закончив
медицинское
образование
и
получив
формальное
разрешение
заниматься
врачебной
практикой,
Мария
Монтессори
стала
первой
женщиной-
врачом
в
Италии.
Сегодня
это
обстоятельство
-
предмет
гордости
итальянцев,
признающих заслуги своей соотечественницы и даже поместивших ее изображение
на банкноте в тысячу итальянских лир. Однако в то время, когда юная итальянка
стояла в начале своего пути, это не давало ей особых привилегий, а, наоборот, было
связано со значительными сложностями.
Монтессори долгое время не могла найти работу в Риме. Известные и менее
известные клиники отказывали ей в должности, поскольку присутствие женщины-
врача казалось чем-то если не неприличным, то во всяком случае неуместным.
Открыто высказывались сомнения относительно того, что женщина может работать
успешно на этом чисто мужском поприще.
С большим трудом Монтессори нашла место в клинике для душевнобольных
детей. При этом ей было сказано, что здесь она не сможет принести вреда своей
работой,
поскольку
никто
не
знает,
что,
собственно,
надлежит
делать
с
этими
2
детьми.
Мария начала работу с наблюдения за больными. Этот опыт помог ей понять
особенности детской психики. Ее удивляло, что дети, обделенные заботой и лаской,
лишенные родителей, часто голодные, не утрачивали интереса к игре. Но даже
самых простых игрушек у этих детей не было. Для своих игр дети скатывали из
оставшегося хлебного мякиша шарики и различные фигурки и играли с ними на
полу.
Только
наигравшись
вдоволь,
они
съедали
основательно
перепачканные
хлебные кусочки. Мария Монтессори поняла, какое значение имеет для детей игра -
это удивительное саморазвивающее занятие.
Стремление
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
она
называла
их
«гуманными тенденциями» и считала естественными человеческими качествами,
свойственными
каждому
ребенку
с
рождения,
а
не
достижения
«правильного»
воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение
внутренних
потребностей,
тенденций
развития
и
создание
условий,
способствующих их удовлетворению.
Свой
педагогический
метод,
основанный
на
активном
наблюдении,
Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори,
ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем
была
испробована
автором
при
воспитании
детей,
не
имевших
ограничений
жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников.
Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям
оно
применялось,
так
как
задачей
воспитателя
было
максимальное
раскрытие
потенциальных возможностей личности.
Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала
создать свои методы развития и воспитания детей.
Впервые
система,
созданная
Монтессори,
была
использована
в
«Доме
ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария
методом
проб
и
ошибок
постепенно
разработала
сенсорные
материалы,
вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во
многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во
многих русских городах были открыты детские сады Монтессори.
Татьяна
Львовна
Толстая,
дочь
писателя
Л.
Н.
Толстого,
разделяла
педагогические воззрения Монтессори и заказывала у нее отдельные упражнения,
активно использовала их для занятий с детьми в Ясной Поляне.
С 1911 года в Петербурге работала педагог Юлия Фаусек, также применявшая
метод Марии Монтессори. Она опубликовала несколько книг на русском языке, в
которых предложила интересные варианты использования, развития и адаптации
упражнений Монтессори, особенно в области освоения родного языка, школьных
навыков, разработала пособия для школьников для работы по системе Монтессори.
В
дневниковых
записях
Фаусек,
датированных
1941
годом,
сделанных
в
блокадном
Ленинграде,
есть
фрагменты,
подтверждающие
наблюдения
Марии
Монтессори,
которые
описывают
удивительную
способность
детей
к
самоконцентрации.
Ребята,
посещавшие
Монтессори-группу,
могли
часами
заниматься упражнениями, забывая о чувстве голода.
Юлия Фаусек обучала по системе Монтессори около 30 лет, несмотря на
3
правительственные
постановления
1936
года,
которые
признавали
педагогику
Монтессори «не нашей» и значительно ограничивали ее распространение. Имя
Марии
Монтессори
с
тех
пор
длительное
время
не
называлось,
отрицались
предложенные
ею
принципы
воспитания.
Однако
упражнения,
разработанные
Монтессори, использовались, особенно в лечебной педагогике. И сегодня в каждом
логопедическом
и
почти
в
каждом
обычном
детском
саду
можно
встретить
отдельные
упражнения,
впервые
предложенные
для
воспитания
детей
Марией
Монтессори.
Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Монтессори - педагогика является альтернативной системой непрерывного об-
разования детей в возрасте от 3 до 12 лет. Уже на протяжении почти 100 лет ее
успешно применяют в практической работе с детьми воспитатели и учителя всего
мира, в том числе Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Ита-
лии, Канады, США, Франции, Швейцарии, Японии.
На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востре-
бованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это
свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно. В на-
стоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучаю-
щих детей по методике Монтессори.
В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.
Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоя-
тельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей
основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств
(зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет еди-
ных требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном тем-
пе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой,
ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изу-
ченное.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!».
Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент,
создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться
этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой инди-
видуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.
Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и откры-
тыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как
свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори
Методика основана на следующих положениях:
•
Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторич-
на. Он помощник, а не наставник.
•
Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
4
•
Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, стар-
шие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а млад-
шие тянутся за старшими.
•
Дети принимают самостоятельные решения.
•
Занятия проходят в специально подготовленной среде.
•
Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
•
Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении,
чувствах.
•
Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не
идем против них.
•
Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.
•
Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспи-
танию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Задача воспитателя в системе Монтессори — развитие детей, помощь в организа-
ции их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно
столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.
Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать ин-
дивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический
материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.
Роль взрослого в методике Монтессори.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в про-
цессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои зна-
ния, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.
Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребен-
ка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более
сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.
Как выглядит работа взрослого на занятиях?
Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает
себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то
взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как пра-
вильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только
по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показа-
ли, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материа-
ла. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творче-
ской активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предо-
ставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание мо-
жет сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.
Развивающая среда
— важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функциониро-
вать как система.
5
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир во-
круг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, поню-
хать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстрак-
цию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе
Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить
нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию. В специаль-
но подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Развивающая среда разделена на 5 зон:
1.Практическая зона - Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с по-
мощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нуж-
но в повседневной жизни.
2.Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия
органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
3.Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел,
сложения, вычитания, умножения, деления.
4.Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства
с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
5.Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением
роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии,
физики, астрономии.
Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, кото-
рые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые мож-
но переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на
полу, где им удобно.
Дидактический материал
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде
всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специаль-
ные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик,
ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические
монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, фор-
мочки-вкладыши и прочее.
Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в
себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлени-
ях. Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели:
прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (рассте-
гивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вто-
рая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений,
утончение слуха).
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей,
Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошиб-
6
ку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать
ошибки.
Помимо сказанного, сама обстановка и доступность абсолютно всех пособий побу-
ждает детей искать ключи к окружающему миру.
Основные правила пользования монтессори-материалами
•
Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне
глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
•
Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как
понято их использование.
•
Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
1.
выбор материала;
2.
подготовка материала и рабочего места;
3.
выполнение действий;
4.
контроль ошибок;
5.
завершение работы, возвращение материала на исходное место.
•
Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на
коврике или столе в определенном порядке.
•
На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
•
При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как пока-
зал учитель, но и применяя накопленные знания.
•
Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по
дизайну и использованию.
•
Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и
только после этого он может взять следующее пособие.
•
Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться.
Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой дру-
гого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания) или выби-
рает какой-то другой материал.
В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр,
основанных на общении и умении сотрудничать.
Недостатки системы М. Монтессори
Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
1.
Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и прак-
тических навыков.
2.
В системе нет ролевых и подвижных игр.
3.
Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то
время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два
последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно со-
здают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
4.
После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к
соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Гордиенко И.И. Педагог дополнительного образования МБОУ
«СШ №24» посёлок Снежногорск, Норильск, Красноярский край