Автор: Гиззатуллин Тагир Радикович
Должность: учитель турецкого языка
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия–интернат №4"
Населённый пункт: Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Из опыта работы с одаренными детьми по преподаванию турецкого языка"
Раздел: полное образование
Из опыта работы с одаренными детьми
по преподаванию турецкого языка
Т.Р.Гиззатуллин
Директор МАОУ «Гимназия-интернат №4»,
учитель турецкого языка
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого
человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми,
одаренными
и
высокомотивированными
детьми
становится
крайне
необходимой. Олимпиады – одна из самых распространённых форм работы с
одарёнными
учащимися.
Олимпиады
по
иностранным
языкам
в
нашей
республике проводятся давно и регулярно. Особо хотелось бы отметить роль
олимпиад в изучении редких иностранных языков.
Будучи преподавателем турецкого языка, могу сказать, что различные
соревнования
и
конкурсы
по
иностранным
языкам
помогают
повысить
познавательный
интерес
обучающихся
к
изучению
языка,
литературы
и
культуры другого народа, выявляют и развивают интеллектуальные, языковые
способности,
расширяют
лингвострановедческий
кругозор
обучающихся,
учат
мыслить
творчески, нестандартно. Особое значение в этом в этом
процессе
имеют
олимпиады,
которые
мотивируют
обучающихся
к
углубленному изучению языка и создают ситуацию успеха для дальнейшего
развития.
В этой статье я хотел бы поделиться опытом работы и некоторыми
наблюдениями,
возникшими
после
анализа
состояния
олимпиадного
движения за последние годы. Речь пойдет об олимпиаде по турецкому языку.
Статья будет актуальна для всех педагогов и руководителей, так или иначе
задействованных в организации подготовки обучающихся к олимпиадам по
редким языкам.
В нашей республике олимпиада по турецкому языку проводится с 2006
года и проходит в три этапа: школьный, муниципальный и республиканский.
Уже многие годы гимназия-интернат №4 Кировского района г.Казани
занимает лидирующие позиции по результатам олимпиады по турецкому
языку.
Около
30%
всех
призеров
и
победителей
муниципального
и
республиканского заключительного этапа являются нашими воспитанниками.
Нашими, потому что это результат комплексного, совместного труда всех
преподавателей турецкого языка Гимназии-интернат №4.
Приведу
данные
по
результатам
участия
обучающихся
Гимназии-
интернат
№4
на
заключительном
этапе
Республиканской
олимпиады
школьников по турецкому языку.
Количество призеров и победителей
заключительного этапа РОШ по турецкому языку
Общее
количество
участников
Всего
ОУ Казани
Гимназия-
интернат №4
2015-2016 уч.год
85
39
22
13
2016-2017 уч.год
70
26
18
11
2017-2018 уч.год
68
31
25
13
При подготовки к олимпиадам для каждого ученика должна быть
выработана
траектория
движения
к
успеху,
содержащая
системную,
последовательную и многогранную работу. В чем заключается наша система
подготовки учащихся к олимпиадам?
1.
Качество
и
количество
уроков
турецкого
языка.
Учителя
турецкого языка используют современные методы, технологии и средства
обучения. Обучение в сотрудничестве, развитие критического и креативного
мышления, решение кейсов и проектов, безусловно, вносит огромный вклад в
повышение
уровня
владения
языком.
Кроме
того
изучение
иностранных
языков
на
высоком
уровне
является
одним
из
приоритетов
гимназии
и
поэтому
количество
уроков
турецкого
языка
повышается
за
счет
дополнительных образовательных услуг и внеклассной работы.
2.
Плановая работа по подготовке к олимпиадам. Еженедельно в
течение учебного года проводятся олимпиадные занятия, каждые каникулы
организуются профсмены и учебно-тренировочные сборы, в том числе на
базе Республиканского олимпиадного центра. При подготовке в гимназии
каждый
учитель
работает
со
всей
группой
олимпиадников
по
индивидуальным
направлениям,
в
которых
он
является
наиболее
компетентным, таким как грамматика, лексический запас, разговорная речь,
культурно-исторические особенности Турции, письменные навыки.
3.
Внеклассные
мероприятия,
конкурсы
и
проекты.
Повысить
интерес к языку и углубить знания помогают конкурсы по чтению книг,
созданию видеофильмов, исполнению песен и стихотворений, театральных
постановок, походы и экскурсии, летние языковые лагеря и т.д. Олимпиадная
подготовка в данном случае заключается не только в участии в данных
мероприятиях, но и в привлечении олимпиадников к их организации.
4.
Самоподготовка.
Это
индивидуальные,
самостоятельные
занятия,
которые
включают
в
себя
чтение
художественной
литературы,
поиск
информации,
знакомство
с
интернет-ресурсами
на
турецком
языке
по
рекомендации курирующего учителя.
Конечно, хотелось бы отметить проблемы и сложности, с которыми мы
сталкиваемся при подготовке и проведении олимпиад:
1.
Усложняет
подготовку
к
олимпиадам
отсутствие
достаточного
количества методической и учебной литературы, сборников тестов и книг для
чтения. Это связано, в первую очередь, с отсутствием российских изданий и
нацеленностью
институтов
востоковедения
только
на
работу
и
обучение
студентов высших учебных заведений. На данный момент мы пользуемся
сборниками и литературой зарубежного издательства, а также накопленной за
последние годы базой вопросов и заданий.
2. При анализе результатов заключительного этапа республиканской
олимпиады, можно заметить, что участники турецкого происхождения (когда
оба родителя или один из родителей турецкой национальности) занимают
большую часть призовых мест. Данный факт снижает мотивацию учащихся
других национальностей участвовать в олимпиаде. Мы предлагали разделить
данные категории участников на подгруппы: ученики-носители турецкого
языка
и
ученики,
изучающие
язык
как
иностранный.
Министерство
образования и науки РТ нас, к сожалению, в этом вопросе не поддержало.
3.
Еще
одним
фактором,
замедляющим
развитие
олимпиадного
движения,
является
отсутствие
Всероссийской
олимпиады
по
турецкому
языку, а также каких-либо других соревнований, конкурсов или фестивалей
по восточным языкам в Республике Татарстан. Данные мероприятия могли
бы
расширить
географию
участников
и
повысить
интерес
к
изучению
восточных языков в России.
Таким
образом,
для
решения
данных
вопросов,
в
ближайшей
перспективе
мы,
как
полилингвальная
гимназия-интернат,
ставим
перед
собой следующие задачи:
1. Наладить тесный контакт с Республиканским олимпиадным центром
для организации конкурсов, олимпиад и мероприятий по турецкому языку на
уровне республики.
2.
Выйти
на
руководство
Института
международный
отношений,
истории
и
востоковедения
с
предложением
организовать
Всероссийскую
олимпиаду школьников и студентов по восточным языкам на базе КФУ.
3. Определить базовые школы изучения восточных языков для тесного
взаимодействия и сотрудничества с КФУ. Инициировать создание УМК по
турецкому языку, с дальнейшим включением его в Федеральный перечень
учебников, утвержденный Министерством образования РФ. Это необходимо
сделать для полноправного преподавания турецкого языка в качестве второго
иностранного языка в общеобразовательных учреждениях (реализация ФГОС
ООО в части преподавания второго иностранного языка).
4. На встречах с представителями КФУ, тематических конференциях и
семинарах продвигать идею о необходимости включения турецкого языка в
перечень дисциплин, сдаваемых в формате ЕГЭ.
В
заключении
хотелось
бы
отметить,
что
в
Республике
Татарстан
накоплен значительный опыт преподавания, наработана методическая база, а
также
есть
спрос
на
изучение
турецкого
языка.
Этот
опыт,
безусловно,
требует внимания и поддержки со стороны Министерств образования РТ и
РФ и высших учебных заведений России.