Автор: Иванова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы "Детский сад № 16"
Населённый пункт: Городской Округ Город Кострома
Наименование материала: учебно – методическое пособие
Тема: "Мы пешеходы"
Раздел: дошкольное образование
«МЫ - ПЕШЕХОДЫ»
Методическое пособие для воспитателей ДОУ
Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-
транспортный
травматизм.
Как
показывает
анализ
происшествий
с
детьми,
п р о в е д е н н ы й
Го с а в т о и н с п е к ц и е й ,
т р а в м ы
п р о и с х о д я т
и з - з а
беспечности, безответственного отношения со стороны взрослых к их поведению на
улице,
по
неосторожности
детей,
из–за
несоблюдения
или
незнания
правил дорожного
движения.
Самыми
распространенными
ошибками,
которые
совершают
дети, являются:
неожиданный
выход
на
проезжую
часть
в
неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам
светофора,
нарушение
правил
езды
на
велосипедах
и
т.
д.,
беспечность
детей
на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. Чем
раньше
удастся
познакомить
ребенка
с
правилами дорожного
движения,
сформировать
у
него
навыки
культуры
поведения
в
транспорте,
на
улице,
тем
меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге. Также важным
направлением в своей работе считаю работу с родителями, ведь родители — это
наглядный
пример
поведения
на дороге.
Сложно
сформировать
у
детей
основы безопасного поведения на дороге, если родители не знают ПДД или не
выполняю их.
Для
реализации
практических
задач
сохранения здоровья
и
жизни
детей,
предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное
значение
имеет
своевременная
и
качественная
подготовка
ребенка
к
условиям безопасного дорожного движения.
Работ а
по
обучению дошкольников
правилам
дорожного
движения
осуществляется в нашем дошкольном учреждении в соответствие с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного
образования.
Основными
целями
изучения
правил дорожного
движения,
и
поведения
на
улице являются:
•
снижение дорожно-транспортного
травматизма
среди
детей
посредством
повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
• развитие психофизиологических качеств ребенка;
•
формирование
культуры
общественного
поведения
в
процессе
общения
с дорогой.
Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду,
подготовка
к
процессу
обеспечения
личной безопасности (самосохранения) в
условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах - одна из важнейших.
В
детском
саду
ведется
целенаправленная,
систематическая
работа
по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. При обучении детей
придерживаюсь принципов систематичности, последовательности, учета возрастных
и индивидуальных характеристик.
В
группе
оформлен
уголок
по
обучению дошкольников
правилам
дорожного
движения. Это многофункциональный центр, где проводятся занятия дидактические
игры с детьми, совместная и самостоятельная познавательная, коммуникативная,
двигательная деятельность.
Цель и задачи проекта
Цель: создание
условий
для
формирования
у
дошкольников
устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
1 . Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на
дороге.
2. Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения (ПДД).
3
. Применять
разнообразные
формы,
методы
обучения
и
воспитания,
направленные на предупреждение несчастных случаев с людьми на улицах и во
дворах.
4 . Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как
участников дорожного движения, привлекать взрослых к совместной деятельности с
детьми.
«Улица полна неожиданностей»
Цель. Образовательная:
закрепить знания о ПДД, уточнить представления о
дорожных знаках.
Коррекционная: развитие словесно-логического мышления в процессе решения
проблемных ситуаций.
Воспитательная: воспитывать осознанное правильное отношение к правилам
поведения на улице, в транспорте.
Ход НОД
1.
Мотивационный момент. В гости пришёл Светофорик.
- Ребята, какие три сигнала светофора вы знаете? Что обозначает каждый из
них?
- Для чего нужен на дорогах светофор?
- Давайте помигаем глазками, как Светофорик (гимнастический комплекс для
глаз).
2. Повторение. Чтение стихов по ПДД, безопасности на дорогах и улицах
города.
Воспитательно-разъяснительная
беседа
по
содержанию
произведений
(стихов).
Использовать
сборник
произведений:
«Пусть
меня
похвалят».
Е.
Горбачёнок. Книга о правильном поведении для маленьких.
3.
Новый
материал.
Сообщение
темы
занятия
через
сказочно-игровую
проблемную ситуацию.
Используется
серия
картинок
–
дидактических
карточек
(5
–
6
штук):
«Дорожная азбука», где герои в образе зверюшек попадают в различные неприятные
и опасные ситуации на дорогах и улицах города. Дети в процессе беседы должны
рассмотреть
картинки,
проанализировать
их
содержание,
выявить
причину
возникновения той или иной проблемной ситуации. Например, почему Светофорик
рассердился на Незнайку? Чего так сильно испугался водитель – жираф?...
4. Физкультурная пауза: «Машины».
По улице нашей
Машины, машины:
Машины – малютки, большие машины.
Спешат легковые, фырчат грузовые.
Торопятся,
мчатся,
как
будто
живые…(дети
имитируют
соответствующие
движения).
Эй, машины, полный ход,
Я примерный пешеход,
Торопиться не люблю, всем дорогу уступлю (маршируют).
5. Закрепление. Дидактическая игра: «Что можно - что нельзя?», «Опасно –
безопасно». Дети ловят мячик в том случае, если возникла положительная ситуация,
в
отрицательном
случае
отбрасывают
мяч
от
себя.
Например,
улицу
нужно
переходить на красный сигнал светофора (дети отбрасывают мяч от себя)…
Дидактическая игра: «Выбери нужную картинку» (дети выбирают картинку по
словесному описанию).
6.Домашнее задание.
- Вы, ребята, так понравились Светофорику как примерные пешеходы. Дома на
память Светофорику можно изготовить аппликацию или поделку из пластилина:
«Светофор».
7. Итог занятия.
- Для чего к нам сегодня в гости приходил Светофорик? (ответы детей).
«Пешеходы»
Программные задачи.
1.
Продолжать учить лепить фигуру человека скульптурным способом (из одного
куска пластилина), передавая относительную величину частей тела человека.
Учить передавать несложные движения фигуры человека.
2.
Закрепить ПДД.
Материал: подставки – пешеходные дорожки, пластилин, стеки.
Методические приёмы.
1.
Мотивационный
момент.
Физкультурная
разминка:
«Мы
–
пешеходы».
Закрепить знания о ПДД.
2.
Рассматривание фигуры человека. Беседа.
3.
Уточнить форму частей человека.
4.
Уточнить последовательность и приёмы лепки.
5.
Показ приёма лепки ребёнком.
6.
Физкультурная пауза: «Светофор».
7.
Лепка фигуры человека.
8.
Итог. Выставка поделок на подставке – пешеходной дорожке. Обобщающая
беседа.
Целевые прогулки.
1.
Переход
Цель. Систематизировать и уточнить следующие знания детей: чтобы перейти
на
другую
сторону
улицы,
имеются
определенные
места
и
называются
они
пешеходными переходами. Их обозначают белыми прерывистыми линиями. Обычно
на специальных стойках устанавливаются дорожные знаки «Пешеходный переход».
При
переходе
улицы
не
следует
торопиться.
Прежде
чем
перейти
улицу,
необходимо убедиться в полной безопасности. Сходя с тротуара, нужно посмотреть
налево, в случае приближения транспорта пропустить его и только после этого
начинать переходить улицу. Дойдя до середины улицы, посмотреть направо и, если
нет близко машин, закончить переход.
Переходить
улицу
нужно
спокойным
твердым
шагом.
Пешеход
не
должен
переходить улицу перед близко идущим транспортом.
Ход прогулки
Воспитатель идет вместе с детьми по улице, обращает внимание на знак
«Пешеходный переход». Задает детям вопросы:
Где разрешается переходить улицу?
Как определить, где находится пешеходный переход?
Какой формы знак «Пешеходный переход»?
Как нужно переходить улицу?
В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переход улицы?
2.
Перекресток
Цель. Познакомить детей с понятием «перекресток». Перекресток — место, где
пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их
пересечения
перекрестки
бывают:
четырехсторонние
(крестообразные
и
Х-
образные), трехсторонние (Т-образные и У-образные), многосторонние (от которых
отходит более четырех улиц).
Перекресток, который занимает большую территорию, называется площадью.
Ход прогулки
На очередной прогулке с детьми подойти к перекрестку и рассмотреть его.
Рассказать детям, как и где нужно переходить улицу, почему ее нужно переходить
прямо, а не наискось. При наличии на перекрестке линий разметки показать линии
пешеходного перехода и ту часть площади, по которой разрешается переходить
улицу.
Вопросы к детям
Как называется место, где пересекаются улицы?
Какие бывают перекрестки?
Что такое площадь?
Сюжетно-ролевая игра
«Мы – пешеходы»
Цель: Учить детей использовать знаковую символику, предметы-заместители для
активизации игровой деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры.
Материал:
знаки
дорожного
движения,
пешеходные
дорожки,
муляж
светофора,
милиционер-регулировщик, предметы – заместители: автобус, легковые и грузовые
машины.
Ход игры
Мотивационный момент. Подвижная игра: «Светофорик». На красный сигнал
светофора дети статично стоят, на зелёный – слегка подскакивают, руки находятся на
поясе, на жёлтый сигнал – садятся на стулья.
Повторение. Через чтение стихов и сюжетные картинки о ПДД дети повторяют
усвоенные ранее правила дорожного движения.
Обсудить
с
детьми
предстоящий
ход
сюжетно-ролевой
игры:
«Мы
–
пешеходы». Обратить внимание детей на предназначение атрибутов для игры (знаки
дорожного
движения,
пешеходные
дорожки,
муляж
светофора,
милиционер-
регулировщик, предметы – заместители: автобус, легковые и грузовые машины).
Ход сюжетно - ролевой игры: «Мы пешеходы». Воспитатель контролирует
игровую деятельность детей.
Итог. Обобщающая беседа.