Напоминание

Развитие координационных способностей у хоккеистов 7–9 лет


Автор: Чепрасов Евгений Валерьевич
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ СТРЕЛА ГОРОДА КАЗАНИ
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие координационных способностей у хоккеистов 7–9 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




2

Методическая разработка:

Развитие координационных способностей у

хоккеистов 7-9 лет

Выполнил:

тренер-преподаватель по хоккею Чепрасов Е.В.

г.КАЗАНЬ 2018

3

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................4

1.1

Сущность

и

значение

координационных

способностей

в

управлении движениями......................................................................................4

1.2. Классификация координационных способностей............................4

1.3. Ловкость............................................................................................... 4

1.4. Специфика совершенствования координационных способностей

при занятиях хоккеем на начальном этапе обучения........................................4

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.................4

2.1. Методы исследования.........................................................................4

2.2. Организация исследования................................................................4

ВЫВОДЫ....................................................................................................... 4

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ.......................................................... 4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 4

г.КАЗАНЬ 2018

4

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Достижение

высоких

спортивных

результатов

в

у с л о в и я х

в о з р а с т а ю щ е й

ко н ку р е н ц и и

т р е буе т

п о с т о я н н о г о

совершенствования

технического

мастерства

спортсменов.

Одним

из

наиболее

перспективных

направлений

технической

подготовки

высококвалифицированных

спортсменов

является

совершенствование

координационных способностей (КС).

Техническая

подготовка

осуществляется

за

счет

скоростно-силовых

характеристик,

совершенствования

координации

движений

и

повышения

устойчивости

технических

действий

к

различным

сбивающим

факторам.

Большинство

этих

аспектов,

за

исключением

совершенствования

координационных

способностей,

получило

широкое

отражение

в

современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с

тем, хоккей с шайбой, как один из сложно-координационных видов спорта,

нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов

координационных способностей.

Анализ

научно-методической

литературы

показал,

что

проблема

формирования,

развития

и

совершенствования

координационных

способностей в хоккее с шайбой разработана недостаточно.

Сведения

о

возрастных

закономерностях

и

сенситивных

периодах

развития

различных

видов

координационных

способностей

у

хоккеистов

носят

несистематизированный

характер.

В

практике

работы

тренеров

по

хоккею

с

шайбой

отсутствуют

научно

обоснованные

программы

совершенствования координационных способностей с учетом индивидуально

типологических

особенностей,

что

приводит

к

снижению

эффекта

тренировочного процесса.

Все это послужило основанием для написания данной работы.

г.КАЗАНЬ 2018

5

Объект

исследования: тренировочный

процесс,

направленный

на

совершенствование

базовых

координационных

способностей

детей

занимающихся хоккеем.

Предмет

исследования: тре‏ниро‏во‏чные‏

р а‏бо‏т

ы п

о общей

координационной подготовки хоккеистов на начальном этапе обучения.

Цель исследования: изучить особенности развития координационных

способностей на этапе начального обучения в хоккее.

Задачи исследования:

1)

дать

общую

характеристику

координационных

способностей

и

изучить их классификацию;

2 )

и з у ч и т ь специфику

совершенствования

координационных

способностей при занятиях хоккеем на начальном этапе обучения;

3) рассмотреть этап общей координационной подготовки хоккеистов 7-

9 лет.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение

3. Педагогический эксперимент

4. Математическая анализ.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что подготовка

координационных способностей детей в хоккее на начальном этапе учебно-

тренировочного процесса имеет свои специфические особенности.

Практическая значимость исследования: результаты исследования

могут быть применены на этапе начальной подготовки хоккеистов.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.

г.КАЗАНЬ 2018

6

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Сущность и значение координационных способностей в управлении

движениями

Координация

умение

согласовывать

движения

различных

частей

тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное

действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко.

Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по

отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног

по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноименными—

движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая

рука

и

нога);

разноименными

выполняются

в

разных

направлениях

(например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и

наоборот).

Движения,

выполняемые

руками

или

ногами,

могут

быть

од н о н а п р а в л е н н ы м и

( н а п р и м е р ,

о б е

р у к и

п од н я т ы

в в е р х ) ,

разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в

сторону) [1].

Вопросы координации движений человека с давних пор привлекали

внимание исследователей. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих

движений,

обилие

степеней

свободы,

многообразие

двигательных

актов

обусловливают значительные трудности в исследованиях движений человека.

Поэтому в нейрофизиологическом плане лучше всего изучена координация в

простейшем

звене

-

суставе;

обладающем

одной

степенью

свободы

и

обслуживаемом двумя группами мышц антагонистического действия.

Большой интерес вызывает вопрос о том, в какой мере выявленные у

животных закономерности координации мышц-антагонистов применимы к

координации естественных движений человека. В ряде сравнительно ранних

г.КАЗАНЬ 2018

7

исследований

активности

мышц-антагонистов

при

движениях

было

установлено,

что

активность

мышц

при

движениях

имеет

переменный

характер возбуждение одной мышцы происходит на фоне торможения ее

антагониста.

Это

подтверждало

существование

механизма

реципрокной

иннервации в естественных движениях человека. В ряде случаев, правда,

исследователи

наблюдали

одновременную

активность

антагонистов,

преимущественно при очень быстрых ритмических движениях, а также в

неудобных позах и непривычных движениях.

Более

поздние

данные

свидетельствуют

не

в

пользу

мнения

о

преобладающем

значении

реципрокной

иннервации

в

координации

естественных

движений.

Отношения

между

мышцами-антагонистами,

несмотря на наличие врожденной реципрокной иннервации, оказываются

столь

же

многообразными

и

гибкими,

как

и

отношения

между

любыми

другими мышцами[24]. В этой связи очень важно выяснить взаимоотношения

мышц-антагонистов

при

выработке

двигательного

навыка,

ибо

это

дает

возможность

сопоставить

относительную

роль

в

их

координации

врожденных и приобретенных механизмов. Действительно, вопрос о роли

реципрокной

иннервации

является

по

существу

частью

более

общей

проблемы взаимоотношений врожденных и приобретенных механизмов при

осуществления двигательного акта.

Наибольший

интерес

для

педагогов

представляют

данные

о

соотношении в работе симметричных мышц контралатеральных конечностей,

чем

в

конечном

счете

определяются

многие

естественные

движения

и

спортивные

упражнения.

В

этой

области

проведены

разносторонние

и

интересные исследования [4].

При изучении координации в движениях подтвержден ее перекрестный

характер, лежащий в основе шагового рефлекса. Перекрестная координация в

движениях

ног

является

более

элементарной,

автоматической,

чем

симметричная. Доказательством этого служат результаты опытов о детали

дошкольного возраста, которым предлагалось делать прыжки, отталкиваясь

г.КАЗАНЬ 2018

8

одновременно двумя ногами. Начав такие прыжки согласно заданию, дети

затем переходили на поочередные движения, типичные для бега. Характерно,

что это происходило тем раньше, чем меньше был возраст детей. Так, дети

трех-четырех лет с большим трудом совершали последовательные прыжки

двумя ногами, тогда как в девятилетнем возрасте выполняют это движение

почти без ошибок.

Другой характер имеет координация в движениях рук. В опытах Ю.Л.

Ряузова

показано,

что

при

круговых

движениях

рук

все

испытуемая

действовали обеими руками симметрично[20]. Если правая рука двигалась по

часовой стрелке, то левая - против часовой. Это означает, что в работе

одновременно

участвуют

симметричные

мышцы

обеих

рук.

Попытки

выполнения в горизонтальной плоскости перекрестных движений удавались

с

большим

трудом.

Движения

были

недостаточно

синхронными,

а

при

увеличений,

скорости

они

переходили

в

симметричные.

По-видимому,

различия

между

координациями

верхних

и

нижних

конечностей

сформировались

в

процессе

антропогенеза;

верхние

конечности

человека

утратили

свою

локомоторную

функцию

и

вместе

с

ней

перекрестную

координацию,

необходимую

только

при

быстрой

ходьбе

и

беге

для

сохранения равновесия тела.

В

результате

экспериментальных

физиологических

исследований

приходит к выводу, что в возрасте четырех-пяти лет происходит становление

координационных

механизмов

и

налаживание

их

взаимодействия

с

вегетативной

сферой

организма,

повышение

роли

второй

сигнальной

системы в становлении координационных двигательных механизмов [7]. По

данным М. Кольцовой, к семилетнему возрасту у детей отмечается хорошо

выраженные

четкие

индукционные

отношения.

Последовательное

торможение

быстро

концентрируется,

т.е.

оказывает

сильное,

но

быстро

проходящее влияние на процессы возбуждения[25]. Все виды внутреннего

торможения в этом возрасте вырабатываются легко и оказываются более

стойкими. В старшем дошкольном возрасте дети в состоянии подчинить свои

г.КАЗАНЬ 2018

9

действия заранее данной инструкции, предвидеть акцептор действия. К этому

возрасту

отмечается

способность

детей

к

произвольному

осознанному

регулированию

мышечной

деятельности

в

таких

движениях,

как

общеразвивающие упражнения, прыжки.

Развитие

регуляторных

функций

двигательной

системы

ребенка

во

многом

объясняют

исследования

возрастных

особенностей

реципрокной

иннервации

мышц;

интенсивное

развитие

реципрокной

регуляции

мышц

происходит в период от пяти до семи лет и в подростковом возрасте. По

данным B.С. Фарвеля, процесс управления координированными действиями

приостанавливается

у

девочек

в

12-13

лет,

у

мальчиков

в

13-14

лет.

Реципрокные отношения, как известно, не являются единственной формой

управления мышечным аппаратом. В. С. Фарвель и его сотрудники показали,

что у детей на разных этапах онтогенеза наблюдались более или менее

предпочтительные

сочетания

совместных

движений

верхних

и

нижних

конечностей[11]. Дети только к семи-восьми годам способны к управлению

симметричными прыжковыми движениями, т.е. к синхронной работе двух

ног.

Понятие

"координационные

способности"

выделяется

из

общего

и

менее

определенного

понятия

"ловкость",

широко

распространенного

в

обиходе

и

в

литературе

по

физическому

воспитанию

[9].

Под

координационными

способностями

следует

понимать,

во-первых,

способность

целесообразно

строить

целостные

двигательные

акты,

во-

вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или

переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся

условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою

специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно

справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не

в

состоянии

качественно

продемонстрировать

ее,

как

только

внезапно

меняется условие выполнения.

г.КАЗАНЬ 2018

10

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной

из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных

сторон.

Ведущую

роль

при

физической

трактовке

координационных

способностей отводят к координационным функциям центральной нервной

системы. Возможность качественно координировать движения.

Способность

преобразовывать

новые,

все

усложняющиеся

формы

движений

в

наибольшей

мере

требуется

в

видах

спорта,

имеющих

периодически

обновляемую

и

произвольную

программы

состязаний

(спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание и так далее). От

этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со

сложным составом двигательных действий.

Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие

двигательной функцией и умение управлять своими движениями[14]. Еще

П.Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность

"умение

изолировать

отдельные

движения,

сравнивать

между

собой,

сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать

их с возможно большей ловкостью".

Координационные способности человека выполняют в управлении его

движениями

важную

функцию,

а

именно

согласование,

упорядочение

разнообразных

двигательных

движений

в

единое

целое

соответственной

поставленной задачи.

Значимость воспитания координационных способностей объясняется

четырьмя основными причинами:

1.

Хорошо

развитые

координационные

способности

являются

необходимыми

предпосылками

для

успешного

обучения

физическим

упражнениям.

Они

влияют

на

темп,

вид

и

способ

усвоения

спортивной

техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное

разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше

г.КАЗАНЬ 2018

11

плотности

и

вариативности

процессов

управления

движениями,

к

увеличению двигательного опыта.

2.

Только

сформированные

координационные

способности

необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они

способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно

растущих

требованиях

в

процессе

трудовой

деятельности,

повышают

возможности человека в управлении своими движениями.

3.

Координационные

способности

обеспечивают

экономное

расходование

энергетических

ресурсов

детей,

влияют

на

величину

их

использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по

степени

наполнения

мышечное

усилие

и

оптимальное

использование

соответствующих Фаз расслабления ведут к рациональному расходованию

сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития

координационных

способностей

-

гарантия

того,

что

можно

избежать

монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в

спортивной деятельности.

Поэтому, помимо Физических качеств, в школьном возрасте не менее

важно

совершенствование

координационных

способностей

детей

и

подростков.

Тем

более,

что

этот

возраст,

особенно

младший

школьный

является наиболее благоприятным в этом отношении.

1.2. Классификация координационных способностей

Каждый человек обладает некоторыми двигательными возможностями

(например, может поднять какой-то вес, пробежать сколько-то метров за то

или иное время и т.п.). Они реализуются в определённых движениях, которые

отличаются рядом характеристик, как качественных, так и количественных. В

настоящее

время

экспериментально

установлено,

что

структура

каждого

г.КАЗАНЬ 2018

12

физического

качества

очень

сложна.

Как

правило,

компоненты

этой

структуры

мало

или

совсем

не

связаны

друг

с

другом.

Например,

компонентами быстроты, как минимум, являются быстрота реакции, скорость

одиночного

движения,

частота

движений,

способность

быстро

набирать

максимальную

скорость,

способность

длительное

время

поддерживать

достигнутую

максимальную

скорость.

К

компонентам

координационных

способностей (их ещё называют координацией или ловкостью) причисляют к

точному

воспроизведению,

дифференцированию

и

отмериванию

пространственных,

силовых

и

временных

параметров

движений,

чувство

ритма,

равновесие,

способность

к

ориентированию

и

быстрому

реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и

перестроению

двигательной

деятельности,

вестибулярную

устойчивость,

способность

к

произвольному

расслаблению

мышц

и

другие.

Сложной

структурой

характеризуются

и

другие,

раннее

считавшиеся

едиными

качества: выносливость, сила, гибкость.

Понятием

координационные

способности

начали

пользоваться

для

конкретизации представлений о двигательном качестве ловкость. Известный

физиолог Н.А. Бернштейн указывал, что ловкость не заключается в самих по

себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с

окружающей

обстановкой,

по

степени

успешности

реализуемой

ими

двигательной задачи [15]. В.И. Филиппович, под ловкостью понимал во-

первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями

(способность

быстро

обучаться)

и,

во-вторых,

способность

моторной

адаптации",

проявляемой

в

относительно

стандартных

и

вариативных

(вероятных и неожиданных), быстроизменяющихся ситуациях. В настоящее

время

термины

"ловкость"

и

"координационные

способности"

не

отождествляют,

но

до

сих

пор

нет

единой

точки

зрения

по

вопросу

отношения

этих

двух

понятий.

Одни

считают,

что

ловкость

является

совокупностью координационных способностей. По мнению В.И. Ляха, не

всякую координационную способность можно рассматривать как проявление

г.КАЗАНЬ 2018

13

ловкости,

в

то

же

время

ловкость

-

это

всегда

одна

или

несколько

координационных способностей, представленных в двигательных действиях

совокупностью (системой) своих свойств[18]. Следующая группа авторов

придерживается

противоположных

взглядов

на

соотношение

понятий

координационных

способностей

и

ловкости.

В

частности,

Е.П.

Ильин

отмечает, что ловкость - частная характеристика. Немецкие специалисты

также

определяют

ловко сть

как

подсистему

всего

ком п л екс а

координационных способностей, в свою очередь, объединяющих несколько

координационных способностей.

Первичный смысл понятия координационные способности может быть

раскрыт с помощью латинского слово coordinatio, что означает согласование,

соподчинение, приведение в соответствие. В понятийном словаре по теории

физической

культуры

и

спорта

дано

следующее

о п р ед е л е н и е

координационных

способностей.

Координационные

способности

-

вид

физических

способностей,

базирующихся

на

психофизиологических

и

морфологических

особенностях

организма

и

содействующих

слаженному

выполнению двигательных действий.

В.И. Лях считает, что координационные способности - это возможности

индивида,

определяющие

его

готовность

к

оптимальному

управлению

и

регулировке

двигательного

действия.

Это

определение

соответствует

пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н.А.

Бернштейна

и

согласуется

с

содержанием,

обычно

вкладываемым

в

определения, данные другими авторами. По мнению Ю.В. Верхошанского,

координация - это способность к упорядочению внутренних и внешних сил,

возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого

рабочего эффекта при т полноценном использовании моторного потенциала

человека[22].

И.

И.

Сулейманов

под

координационными

способностями

понимает способность к согласованию определенных действий в процессе

управления деятельностью соответственно поставленной цели. Однако, В.И.

Лях отмечает, что эти определения являются слишком общими и указывает на

г.КАЗАНЬ 2018

14

четыре свойства, дающие координационным способностям определенность

(правильность, быстрота, рациональность, находчивость) [23].

Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны:

качественную,

названную

Н.А.

Бернштейном

адекватностью,

которая

заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную-

точность движений.

Во

всех

случаях

речь

идет

о

целевой

точности,

непосредственно

связанной с успешным решением двигательной задачи. Точность является

синонимом

меткости.

Следует

различать

точность

воспроизведения,

дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и

силовых параметров движения, точность реакции на движущийся объект,

условную точность или меткость.

Быстрота

выступает

в

виде

скорости

выполнения

сложных

в

координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита

времени,

быстроты

достижения

заданного

уровня,

точности

или

экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях[16].

Рациональность

двигательных

действий

имеет

качественную

и

количественную

стороны.

Качественная

сторона

рациональности

целесообразность движений, количественная - их экономичность [13].

Находчивость

складывается

из

устойчивости

к

непредвиденным,

сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык,

на

его

отдельные

компоненты

и

детали,

и

из

инициативности,

проявляющейся в поиске вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность

-

это

обобщенная

количественная

характеристика

выполнения

двигательного

действия

с

относительно

малым

диапазоном

отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения

отдельных характеристик движения [10].

Свойства, включенные в развернутое определение координационных

способностей, выступают как существенные и в то же время необходимые и

достаточные[5].

Они

могут

проявляться

самостоятельно

(например,

г.КАЗАНЬ 2018

15

координационные

способности

можно

оценивать

только

по

показателям

точности

или

быстроты

выполнения

сложного

в

координационном

отношении двигательного действия), но чаще всего сообща. Установлено, что

каждое

из

свойств

не

является

простым

и

однозначным

признаком,

определяющим эти способности, наоборот, каждое из них является сложным

и многозначным.

Говоря о критериях оценки координационных способностей, следует

иметь в виду, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие -

латентные

или

скрытные

(относительные,

парциальные)

показатели

координационных

способностей.

Абсолютные

показатели

характеризуют

уровень

развития

координационных

способностей

без

учета

скоростных,

силовых,

скоростно-силовых

возможностей

данного

индивида[12].

Относительные или парциальные показатели позволяют судить о проявлении

координационных способностей с учетом этих возможностей.

Координационные

способности

представляют

собой

очень

сложное

образование

(систему),

имеющее

несколько

уровней,

а

отсюда

большое

разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем

процессе координации целостной деятельности человека.

Несмотря на усилия учёных, длящиеся уже около столетия, пока не

создана

единая

общепринятая

классификация

физических

(двигательных)

способностей

человека.

Наиболее

распространённой

является

их

систематизация на два больших класса. Кондиционные или энергетические (в

традиционном понимании физические) способности в значительно большей

мере

зависят

от

морфологических

факторов,

биомеханических

и

гистологических

перестроек

в

мышцах

и

организме

в

целом.

Координационные способности преимущественно обусловлены центрально-

нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и

регулирования).

Отметим

также,

что

ряд

специалистов

скоростные

способности и гибкость не относят к группе кондиционных способностей, а

рассматривают и как бы на границе двух классов.

г.КАЗАНЬ 2018

16

Следует

различать

абсолютные

(явные)

и

относительные

(скрытые,

латентные) показатели двигательных способностей. Абсолютные показатели

характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей

без учета их влияния друг на друга. Относительные показатели позволяют

судить о появлении двигательных способностей с учетом этого явления.

Например,

к

абсолютным

(явным)

показателям

относятся

скорость

бега,

длина

прыжка,

поднятый

вес,

длина

преодоленной

дистанции

и

т.д.

Относительными

(скрытыми)

показателями

способностей

являются,

например, показатели силы человека относительно его массы, выносливость

бега на длинную дистанцию с учетом скорости, показатели координационных

способностей

в

отношении

к

скоростным

или

скоростно-силовым

возможностям

конкретного

индивида.

Абсолютных

и

относительных

показателей

двигательных

способностей

представлено

довольно

много.

Учителя физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и

относительные

показатели

физических

способностей

детей

и

юных

спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные

возможности

в

подготовке

своих

учеников,

видеть,

что

именно

развито

недостаточно

-

координационные

или

кондиционные

способности,

и

в

соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебного процесса.

Вышеназванные способности можно представить как существующие

потенциально,

т.е.

до

начала

выполнения

какой-либо

двигательной

деятельности

(их

можно

назвать

потенциально

существующими

способностями),

и

как

проявляющейся

реально,

в

начале

и

в

процессе

выполнения этой деятельности (актуальные двигательные способности). В

этой связи проверочные тесты всегда дают информацию о степени развития у

индивида актуальных физических способностей. Чтобы на основании тестов

получить

представление

о

потенциальных

способностях,

необходимо

проследить за динамикой показателей актуальных способностей в течение

нескольких лет. Если ученик сохраняет всегда высокое ранговое место в

г.КАЗАНЬ 2018

17

своём

классе

или

прогрессирует,

заметно

опережая

сверстников

в

ходе

тренировок, - это признак высоких потенциальных возможностей.

В.И.

Лях

отмечает,

что

с

определённой

долей

условности

можно

говорить

об

элементарных

и

сложных

двигательных

способностях[22].

Элементарными являются координационные способности в беге или задания

на

статическое

равновесие,

быстрота

реагирования

в

простых

условиях,

гибкость в отдельных суставах и др., а более сложными - координационные

способности в единоборствах и спортивных играх, быстрота реагирования

или ориентации в сложных условиях, выносливость в длительном беге и др.

Под

координационными

способностями

понимаются

способности

человека к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую,

целостную двигательную деятельность.

Для

эффективного

формирования

координационных

способностей

необходимо на базе общего подхода к физическому воспитанию выработать

конкретные

пути

и

средства

совершенствования

соответствующих

видов

координационных способностей с учетом их места и роли в общей системе

двигательной

деятельности

человека.

Отсюда

и

вытекает

необходимость

классификации координационных способностей.

Применительно

к

детскому

спорту

можно

выделить

следующие

наиболее

значимые,

фундаментальные

координационные

способности

человека в процессе управления двигательными действиями:

- способность к реагированию;

- способность к равновесию;

- ориентационная способность;

-

дифференцированная

способность,

разновидностями

которой

является способность к дифференцированию пространственных, временных

и силовых параметров движения; ритмическая способность [17].

Способность к реагированию это способность быстро и точно начать

движения

соответственно

определенному

сигналу.

Различают

зрительно-

моторную реакцию и слуха-моторную реакцию. Критерием оценки служит

г.КАЗАНЬ 2018

18

время реакции на различные сигналы. Например, старт по свистку, отмашки

флажка или сигнал, поданный голосом.

Способность к равновесию – это сохранение устойчивого положения

тепа в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и

динамическое

равновесие[17].

Первыми

применять

так

называемые

упражнения

на

"равновесия",

то

есть

движения

и

позы

в

условиях,

затрудняющих

сохранение

равновесия.

К

ним

относятся

упражнения

на

различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед

или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.

Второй путь основан на избирательном совершенствовании анализов,

обеспечивающих

сохранение

равновесия.

Для

совершенствования

вестибулярной функции следует применять упражнения с прямолинейными и

угловыми

ускорениями.

Например,

кувырок

вперед,

перекат

в

сторону

(колесо).

Ориентационная

способность

это

способность

к

определению

и

изменению положения тела в пространстве и во времени, особенно с учетом

изменяющихся ситуации или движущегося объекта. Например, выход после

прыжка

в

три

оборота,

акробатические

прыжки,

вольные

упражнения

в

спортивной гимнастике и так далее.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению

высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а

также движения в целом. Например, бросок в кольцо с различных точек,

ритмическая способность при броске.

Ритмическая

способность

это

способность

определять

и

реализовывать

характерные

динамические

изменения

в

процессе

двигательного

акта.

Ритмический

характер

работы

организма

позволяет

выполнять

наиболее

эффективно

каждое

двигательное

действие

с

относительно маленькими наполнениями. Например, выполнение вольных

упражнений под музыку

г.КАЗАНЬ 2018

19

1.3. Ловкость

До сих пор ловкость не имеет ясного и однозначного определения

среди

ученых.

Высказываются

разные

и

весьма

противоречивые

точки

зрения.

В

одних

случаях

ловкость

отожествляется

с

координационными

способностями;

в

других

ее

рассматривают

как

производную

характеристику координационных способностей; в-третьих – связывают с

психомоторными

свойствами

человека,

лимитирующими

проявление

координационных способностей.

Следует

иметь

в

виду,

что

ловкость

проявляется

только

в

двигательных

действиях,

выполнение

которых

осуществляется

при

необычных

и

неожиданных

изменениях

и

осложнениях

обстановки,

требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной

гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений

к

внезапным

и

непредсказуемым

воздействиям

со

стороны

окружающей

среды.

Двигательная

находчивость

существенный

и

специфический

признак ловкости, то, что отличает ее от координации движений [2].

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных

способностей.

Различие

между

координационными

способностями

и

ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех

видах

деятельности,

связанных

с

управлением

согласованностью

и

соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость – в тех, где

есть

не

только

регуляция

движений,

но

и

элементы

неожиданности,

внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости

движений. Ловкость – это сложное и комплексное психофизическое качество

человека

[6].

Уровень

его

развития

определяется

степенью

развития

психомоторных задач. Для решения этих задач человек должен быть готов и

физически и психически. Хорошо развитое качество ловкости – одна из

высших форм управления движениями.

г.КАЗАНЬ 2018

20

1.4. Специфика совершенствования координационных способностей при

занятиях хоккеем на начальном этапе обучения

Достижение

высоких

спортивных

результатов

в

условиях

возрастающей

конкуренции

требует

постоянного

совершенствования

технического

мастерства

спортсменов.

Одно

из

наиболее

перспективных

направлений

технической

подготовки

высококвалифицированных

спортсменов - совершенствование координационных способностей (КС).

Техническая

подготовка

осуществляется

за

счет

скоростно-силовых

характеристик,

КС

движений

и

повышения

устойчивости

технических

действий к различным сбивающим факторам. Большинство этих аспектов, за

исключением

совершенствования

КС,

получило

широкое

отражение

в

современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем

хоккей

с

шайбой,

как

один

из

сложно

координационных

видов

спорта,

нуждается в целенаправленном развитии различных видов КС.

Анализ

имеющейся

в

нашем

распоряжении

научно-методической

литературы

показал,

что

проблема

развития

КС

у

детей,

занимающихся

хоккеем

с

шайбой,

на

данный

момент

остается

малоизученной.

Это

обусловлено

тем,

что

недостаточно

изучены

особенности

проявления

специальных КС спортсменов. В большинстве работ предлагаемые средства и

методы развития даются без учета индивидуальных особенностей человека,

обусловленных спецификой вида спорта.

До сих пор закономерности формирования КС в процессе тренировки

изучены еще далеко не полностью. В практике работы тренеров по хоккею

отсутствует обоснованная программа развития и совершенствования КС. Это

приводит к тому, что спортсменами при совершенствовании технического

мастерства

используются

неадекватные

методические

приемы,

что

в

значительной мере снижает эффективность тренировочного процесса.

г.КАЗАНЬ 2018

21

Все это послужило основанием для поиска путей целенаправленного

подхода

к

решению

задач,

связанных

с

совершенствованием

КС,

необходимых

для

повышения

эффективности

технического

мастерства

спортсменов.

Как

известно,

игровая

деятельность

в

хоккее

с

шайбой

отличается

многообразием

и

сложностью

движений

циклического

и

ациклического

характера. Эти движения выполняются в самых разнообразных сочетаниях,

проявляясь

в

сложной

координационной

согласованности

определенных

частей тела: одновременное и последовательное сочетание разнохарактерных

действий с ведением шайбы и без нее с максимальной быстротой и на

максимальной

скорости

передвижения;

специфичные

исходные

и

промежуточные

положения

тела,

непрерывная,

быстрая

смена

игровых

ситуаций,

непосредственный

контакт

с

противником

-

все

это

требует

высокого уровня координационных возможностей спортсмена, проявляемых

в игре и являющихся основой технико-тактических действий хоккеиста.

Недостаточная

теоретическая

разработанность

данного

вопроса

существенно сказывается на практической стороне проблемы. В специальной

литературе

отсутствуют

полные

научно

обоснованные

практические

рекомендации, связанные с развитием ловкости, КС.

КС в хоккее с шайбой занимают особое положение. Этот сложный

комплекс способностей имеет самые многообразные связи с остальными

физическими качествами и двигательными навыками.

Важной предпосылкой развития КС является запас движений. Каждое

изучаемое

движение

частично

опирается

на

старые,

уже

выработанные

координационные

сочетания,

которые

вместе

с

новыми

сочетаниями

вступают в специфическое соединение и образуют новый навык. Чем тоньше,

точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше

благодаря этому запас условно рефлекторных связей, тем большим числом

двигательных

навыков

владеет

хоккеист,

тем

легче

он

усваивает

новые

формы движений и лучше приспосабливается к существующим условиям.

г.КАЗАНЬ 2018

22

В свою очередь, хорошо развитые КС способствуют развитию навыков,

при этом время их формирования существенно сокращается.

По мнению И.И. Сулейманова, в порядке их значимости в хоккее важны

следующие КС:

1.

Ориентационная способность.

2.

Дифференцированная способность.

3.

Способность к равновесию.

4.

Реагирующая способность.

5.

Способность к перестроению движений.

6.

Ритмическая способность [21].

На

начальном

этапе

обучения

основное

внимание

уделяется

технической подготовке, направленной на овладение разнообразными КС.

Техническую подготовку юных хоккеистов всегда следует рассматривать в

тесной взаимосвязи с уровнем развития физических качеств.

При совершенствовании КС следует приучать хоккеистов действовать

наиболее

целесообразно

в

различных

ситуациях.

В

связи

с

этим

уже

в

возрасте 7-9 лет большое значение приобретают эстафеты с преодолением

разнообразных

препятствий.

Препятствия

подбираются

с

учетом

подготовленности и возраста хоккеистов. Задания не должны быть очень

легкими

(иначе

ребята

потеряют

интерес)

или

слишком

сложными.

Препятствия ставят каждый раз в ином порядке, очередность их преодоления

тоже изменяется, действия усложняются дополнительными заданиями [8].

Для совершенствования КС в тренировку юных хоккеистов должны

входить

элементы

из

различных

видов

спорта:

гимнастики,

акробатики,

легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро

переходить от одних действий к другим, сообразовывая их с действиями

прочих занимающихся [3].

Совершенствуя

КС,

юные

хоккеисты

получают

представление

об

основных

компонентах

всякого

движения

-

направлении,

амплитуде,

г.КАЗАНЬ 2018

23

напряжении,

ритме

-

и

приучаются

сознательно

управлять

движениями

своего тела.

Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм юных

хоккеистов, но особенное их значение заключается в сильном воздействии на

вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно

развиваются способность ребенка ориентироваться в пространстве, чувство

равновесия.

Умение

сохранять

равновесие

очень

важно

для

овладения

техникой

катания

на

коньках

и

успешного

выполнения

всех

технико-

тактических

действий

в

процессе

игры

(быстрое

перемещение,

силовые

единоборства в самых различных и необычных положениях, быстрая смена

положений, уменьшение площади опоры и т.п.).

Для

того

чтобы

поддерживать

равновесие

своего

тела,

юным

хоккеистам нужно развивать статическую и динамическую координацию с

помощью специально подобранных с этой целью упражнений. Упражнения

на

равновесие

способствуют

развитию

координации,

владению

собой,

выдержке, смелости, помогают ориентироваться в пространстве.

Основное

внимание

при

обучении

бегу

обращается

на

свободу

движений, непринужденность бега, правильную осанку. Затем, продолжая

работу

над

воспитанием

свободного

и

легкого

бега,

следует

обучить

хоккеистов ставить ногу с передней части стопы, бежать ритмично. Далее

переходят к обучению быстрому бегу с высоким подниманием бедра, умению

преодолевать различные препятствия во время бега [4].

В тренировочном процессе хоккеистов прыжки являются естественным

видом

упражнений

для

развития

КС.

Они

х а р а к т е р и з у ю т с я

кратковременными,

но

сильными

мышечными

напряжениями,

помогают

концентрировать свои усилия и быстро ориентироваться в пространстве,

развивают

координацию

движений,

глазомер,

содействуют

развитию

быстроты, ловкости, смелости. Прыжковые упражнения также оказывают

положительное влияние на деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и

других систем организма. Прыжки можно разделить на прыжки в высоту, в

г.КАЗАНЬ 2018

24

длину, со скакалкой и прыжки с высоты. Прыжки со скакалкой и прыжки с

высоты являются подготовительными к прыжкам в высоту и в длину.

В

младшем

школьном

возрасте

ставится

задача

научить

детей

правильно, метко и далеко метать малые мячи и другие мелкие предметы[5].

При последовательном и правильном применении упражнений, связанных с

метанием различных предметов, можно положительно влиять на развитие

нервно-мышечного и связочного аппарата не только верхних конечностей и

плечевого

пояса,

но

и

всего

организма

в

целом.

Метание

вырабатывает

точные, согласованные движения кисти, предплечья, плеча, плечевого пояса,

ног и туловища, а также глазомер и умение соразмерять свои усилия. Это

имеет

большое

значение

в

формировании

технико-тактических

приемов

хоккеиста.

Упражнения в лазанье способствуют развитию силы мышц (особенно

мышц

верхних

конечностей

и

плечевого

пояса),

ловкости,

координации

движений, выносливости и, кроме того, имеют непосредственно прикладное

значение.

Упражнения

с

набивными

мячами

состоят

в

основном

из

перекладывания, передач, бросков, ловли мяча, дополняемых различными

элементарными движениями (наклонами, поворотами, приседаниями и др.).

Упражнения в висах и упорах помогают совершенствовать способность

к

ориентированию

в

пространстве

при

необычных

положениях

тела,

воспитанию ловкости, гибкости, силы рук, плечевого пояса и туловища.

Игры в совершенствовании КС хоккеистов занимают особое место.

Систематическое

проведение

различных

игр

позволяет

развивать

одновременно несколько качеств.

Развитие

и

совершенствование

КС

-

важная

предпо сылка

совершенствования техники хоккея.

Передвижение на коньках - сложный и в координационном плане вид

движения.

г.КАЗАНЬ 2018

25

Хоккеист во время бега находится в посадке - специфическом для игры

положении

тела.

Посадка

хоккеиста

должна

способствовать

устойчивому

положению

спортсмена

на

льду,

создавать

оптимальные

условия

для

отталкивания и вместе с тем - обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля.

Во

время

бега

на

коньках

каждая

нога

последовательно

проходит

следующие фазы движения: отталкивание (назад-в сторону), подведение, мах

вперед-в сторону, постановку конька на лед и скольжение (одноопорное и

двух опорное).

Бег на коньках - неестественный вид движения, и организм человека,

особенно ребенка, не приспособлен к его выполнению без предварительной

подготовки. В связи с этим формирование правильного навыка передвижения

на коньках предусматривает использование целой системы подготовительных

и специальных упражнений.

На

этапе

первоначального

изучения

соблюдается

определенная

последовательность

приемов

обучения:

рассказ,

показ,

анализ

техники

выполнения приема, практическое апробирование 3 - 4 раза, исправление

ошибок, закрепление разучиваемого технического приема в специфических

условиях.

Развитие КС юных хоккеистов - сложный, многогранный и длительный

процесс[19]. Большинство вопросов, связанных с совершенствованием КС у

хоккеистов

на

начальном

этапе

тренировки,

мало

изучены

и

требуют

экспериментальных исследований.

г.КАЗАНЬ 2018

26

Заключение по 1 главе

Общий

уровень

развития

координационных

способностей

создает

широкие предпосылки для последующего совершенствования в двигательной

деятельности.

Комплекс

упражнений для

развития

координационных

способностей,

включающий в себя также воздействие на все группы мышц:

укрепление мышц верхних и нижних конечностей, укрепление косых мышц

брюшного

пресса,

мышц

спины.

Это

позволяет

лучше,

легче

и

быстрее

осваивать

баскетбольную

технико-тактическую

базу,

а

также

развивать

физические качества: силу и быстроту.

Использование

разнообразных

упражнений

с п о с о б с т вуе т

формированию

и

развитию

координационных

способностей,

развитию

внутренней

мотивации

юных

хоккеистов

к

спортивной

деятельности

и

концентрации их внимания на достижение оптимальной спортивной формы.

В качестве средств воспитания координационных способностей юного

хоккеиста могут быть использованы, самые различные упражнения из числа

средств общей и специальной подготовки, если они связаны с преодолением

координационных трудностей. По мере того, как упражнение становится

привычным, все прочнее закрепляется типичная для него форма координации

движений, и оно перестает эффективно воздействовать на координационные

способности. Чтобы сохранить эффективность тренировки в этом отношении,

надо либо изменить упражнение, либо заменить его новым.

Состав

средств

(совокупность

упражнений),

применяемых

в

этих

целях, должен отличаться особой динамичностью в том смысле, что его

необходимо постоянно обновлять по ходу спортивного совершенствования.

Осваивая

новые

упражнения,

юный

хоккеист

не

только

количественно

пополняет

свой

двигательный

опыт,

но

и,

по

выражению

Л.А.

Орбели,

«тренирует свою тренируемость» как способность образовывать все новые

г.КАЗАНЬ 2018

27

формы координации движений. Это - ведущее направление в воспитании

координационных способностей.

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

Для поставленных задач были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы

При изучении и анализе литературных источников по данной теме

были

выявлены

основные

составляющие

особенности

развития

координационных

способностей

и

факторы,

определяющие

их

развитие.

Значительный

интерес

представляли

работы,

содержащие

сведения

спортивной

физиологии,

биомеханики,

теории

и

методики

физической

культуры.

2. Педагогическое наблюдение

На

всех

этапах

исследования

работы

использовался

метод

педагогических

наблюдений.

Объектом

этих

наблюдений

стали

учебно-

тренировочные процессы хоккеистов.

3. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент являлся основным методом исследования,

который

проводился

в

естественных

условиях.

Эксперимент

преследовал

цель

выявления

эффективности

особенности

развития координационных

способностей у хоккеистов на начальном этапе обучения.

В

ходе

исследования

были

использованы

следующие

тесты

для

определения координационных

способностей,

контрольной

(Таблица1.)

и

экспериментальной (Таблица2.) группы:

г.КАЗАНЬ 2018

28

1. Челночный бег 3Х10 м. (высокий старт, торможение, коснуться

земли, разворот при помощи стопорящего шага, возвращение на исходную

точку подобным способом).

2.Передачи набивного мяча в парах (количество передач одного

человека

за

45

сек).

Пара

становится

лицом

друг

к

другу,

выполняют

передачу мяча толчком от груди, на максимальной скорости).

3.Метание теннисного мяча на точность попадания в цель 5 раз.

(Испытуемый становится на расстоянии пять метров от мишени, бросок

производится любым способом).

4.Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание

мяча над плечом или головой). (Испытуемый находится спиной к мишени, на

расстоянии двух метров, бросок производится любым способом)

4.

Математико-статическая обработка полученных результатов.

Статистическая обработка полученных результатов осуществлялась в

результате определения средней арифметической величины (х).

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось в несколько этапов.

На

первом

этапе

осуществлялся

анализ

научно-методической

литературы

по

проблеме,

определялись

цель

и

задачи

исследования;

проводился

подбор

упражнений

для

определения

о собенно стей

координационной подготовки в хоккее с шайбой.

На втором этапе проводилось педагогическое наблюдение

На третьем этапе проводилась сдача нормативов экспериментальной и

контрольной групп, на основании этих результатов мы сможем определить

уровень

подготовленности

спортсменов

и

выясним,

показатели

какой

из

групп будут лучше.

г.КАЗАНЬ 2018

29

На

четвертом

этапе

будет

обработка

и

анализ

результатов

экспериментального исследования.

Измерения уровня координационной подготовки хоккеистов в хоккее с

шайбой учащихся обеих групп было проведено в начале и будет проведено в

конце педагогического эксперимента.

При проведении исследования была стандартизирована методика.

1. Режим дня, предшествующего исследованию, должен строиться по

одной схеме. В нем заключаются средние и большие нагрузки, но могут

проводиться занятия восстановительного характера.

2. Разминка перед проведением исследования должна быть стандартной

(по

длительности,

подбору

упражнений,

последовательности

их

выполнения).

3.

Схема

проведения

исследования

не

изменяется

и

остается

постоянной.

4. Спортсмен должен стремиться показать максимально возможный

результат.

Данная

экспериментальная

методика

была

направлена

на

период

годичного тренировочного цикла.

Одна, из групп, занималась по стандартной программе подготовки, в

соответствии

с

учебно-тренировочной

программой,

разработанной

специалистами

ДЮСШ «ЗИЛАНТ», а вторая проводила занятия с учетом

некоторых изменений по экспериментальной методике.

Экспериментальная

группа

занималась

по

предложенной

методике

развития координационных способностей:

Ловля мячей (правой и левой рукой) разного размера, веса и цвета (от

теннисного до надувного шара), каждые 3-4 мин. меняется мяч и способ

ловли:

а) с партнером, расстояние 2-3 м;

б) с отскоком от пола или стены;

в) бросок (удар) одной, ловля другой:

г.КАЗАНЬ 2018

30

бросок (удар) одной, ловля той же,

бросок (удар) одной, ловля двумя;

г) бросок двумя ловля одной:

бросок, приседание, вставание, ловля,

бросок, поворот, ловля,

бросок, поворот, ловля, перемещение,

бросок, кувырок, ловля,

бросок, кувырок, ловля, перемещение;

д) ловля при уменьшении видимости начала вылета мяча (ширма или

партнер);

ж) ловля при положении кисти (сверху, снизу, справа, слева);

з)

ловля

отскоков

от

горизонтальной,

вертикальной

и

потолочной

поверхности;

и) ловля сидя, на коленях, лежа на спине, на боку, в приседе;

к) ловля на движущейся платформе (качели) или в движении (вперед,

спиной

вперед,

в

приседе

шагом

или

прыжками

и

др.);

л)

ловля

с

сопротивлением (помехой).

Броски мяча

дальность,

точность

(горизонтальные

и

вертикальные

мишени),

варьирование расстояний до цели,

скорострельность.

Жонглирование одним, двумя мячами (одной или двумя руками):

с поворотом на 90 градусов (вправо, влево),

с поворотом на 180 градусов (вправо, влево),

с поворотом на 270, 360 градусов (вправо, влево). Отражение

(руками, ногами, головой, туловищем):

одной рукой,

другой рукой,

двумя руками.

г.КАЗАНЬ 2018

31

Отражение, но мяч летит в сторону (вправо, влево):

вправо,

влево,

вперед,

вниз,

вверх,

а) одной ногой,

б) другой ногой,

в) туловищем;

Метания

(средства):

лапта,

городки,

сбивание

предметов

с

разного

расстояния.

Лазание и под лазания

Лазание

по

горизонтальной

и

наклонной

гимнастической

скамейке

(лестнице) при помощи рук и ног или одних рук. Лицом и спиной вперед.

Лазание по канату (гимн, стенке) на руках или руках и ногах.

Упражнения в равновесии

Прыжки на одной ноге:

а) по линии;

б) по точкам (кругам), нарисованным на горизонтальной поверхности;

в) спиной вперед (по точкам, кругам и т. п.);

г) попеременно с одной ноги на другую (по точкам, кругам и другим

направлениям).

Перепрыгивание

через

предметы,

скамейки

на

одной,

двух

ногах,

спиной вперед, с ограничением и выключением зрения.

Ходьба

по

гимнастической

скамейке,

бревну,

уменьшенной

и

качающейся площади опоры (подвешенное бревно, набивной мяч и др.).

Упражнения на равновесие после кувырков, поворотов.

Удержание клюшки, установленной вертикально на вытянутой ладони

во

время

ходьбы,

по

прямой,

по

восьмерке,

спиной

вперед,

приседая

и

вставая, сидя, лежа.

г.КАЗАНЬ 2018

32

Переноска предметов на голове.

Упражнения на ориентацию в пространстве

Основная направленность данной группы упражнений (игр, эстафет)

должна быть следующей: максимально быстро (мгновенно) включиться в

выполнение задания.

В зале, на земле:

1.

После 2-3 кувырков вперед (назад) занять определенное место на

расстоянии 8-10 м.

2.

После поворотов (на 180, 270, 360 град.) через правое (левое)

плечо занять указанное место.

3.

То же, что в упр. 1+2, доставить предмет в указанное место.

4.

Упр. 1, 2, 3 в форме эстафеты.

5.

Во

время

выполнения

кувырков,

поворотов

тренер

говорит

о

дальнейших действиях.

6.

После кувырков, поворотов, лежа на полу с закрытыми глазами

Должен ответить: где находится дверь? окно? др. предметы.

7.

То же, что и упр. 6, но стоя на голове, с закрытыми глазами.

Упражнения, задания и методические приемы на дифференцированную

способность (усилие, пространство, движение)

Задания

на

точность

дифференцирования

параметров

движений

и

точности

соизмерения

усилий

при

метательных

и

бросковых

движениях

должны выполняться по методике «контрастных или сближаемых заданий».

Варьируется расстояние до цели или размер мишени.

Меняется способ выполнения технического приема.

Изменяется размер и вес снаряда (мяча, шайбы).

Вводится усложнение в виде сопротивления партнера или дополни-

тельного движения.

Выполнение упражнения без зрительного контроля.

Выполнение точностных действий на фоне утомления.

Изменение скорости и ритма упражнения.

г.КАЗАНЬ 2018

33

Упражнения

на

переключение,

перестроение

двигательных

действий

В хоккее данная способность проявляется:

В

переходе

от

катания

лицом

вперед

к

катанию

спиной

вперед

и

обратно;

В торможениях при катании лицом вперед и продолжении дальнейших

действий;

В торможениях при катании спиной вперед и продолжении дальнейших

действий;

В

изменении

ритма

движений

при

выполнении

финтов,

например,

«остановка-старт»;

В выполнении действий после бросков, передач, ведений,

в действиях после столкновений, падений, силовой борьбы у борта и на

«пятачке»;

Во время смены звеньев в ходе игры;

Для формирования и совершенствования данной способности следует

применять упражнения, требующие мгновенного включения в двигательный

акт.

При построении специальной координационной подготовки (7-9 лет)

решаются следующие основные задачи:

1.

Обучение основной стойке (посадке).

2.

Обучение основам техники передвижений (отталкивание, сколь-

жение и др.).

3.

Обучение хвату, держанию клюшки, технике приема и передач.

4.

Обеспечение согласованной работы рук, ног, туловища при обу-

чении технике владения клюшкой.

Хоккеист

держит

клюшку

за

конец

сильнейшей

рукой.

Эта

рука

является основной при всех действиях. Тонкие и направляющие действия

оказывает рука, расположенная внизу. Она как бы ставит точку об окончании

или завершении действия (приема). В связи с тем, что дети этого возраста

г.КАЗАНЬ 2018

34

имеют

образный

характер

мышления,

перед

ними

ставится

задача

-

действовать

клюшкой,

как

рукой.

Она

(клюшка)

должна

делать

все,

что

делает

рука:

ловить,

отражать,

передавать,

бросать,

бить,

защищать,

поднимать,

отстранять,

цеплять,

подставлять,

подправлять,

выгребать

и

многое другое.

Методика построения специальной координационной подготовки.

Упражнения в (динамическом) равновесии на льду

1.

Прокат на одном коньке (на дальность).

2.

Прокат

на

одном

коньке

по

определенной

(заданной)

траектории.

3.

Тоже, что в упр. 1 и 2, но спиной вперед.

4.

Тоже, что в упр. 1, 2, 3, на другом коньке.

5.

Перепрыгивание

через

предметы

(клюшка,

шайбы,

перчатки и др.), лежащие на льду:

толчком одной, приземление на нее;

толчком одной, приземление на другую;

толчком одной, приземление на две;

толчком двумя, приземление на одну;

толчком двумя, приземление на две;

толчком одной, поворот, приземление на другую;

толчком

одной,

поворот

(правым,

левым),

приземление

на

толчковую;

толчок двумя, поворот (правым, левым), приземление на одну;

толчок двумя, поворот, приземление на две;

6.

Перепрыгивание вперед через клюшку, находящуюся в руке.

7.

Перепрыгивание вперед, клюшка двигается назад.

8.

Перепрыгивание через игрока, лежащего на льду: варианты в упр.

5.

9.

Перепрыгивание через игрока, лежащего на льду, приземление,

кувырок и вираж вправо (влево).

г.КАЗАНЬ 2018

35

10.

То же, что и упр. 9, но в момент отталкивания тренер говорит о

способе приземления.

11.

Перепрыгивание через 2-4 игроков, лежащих на льду: варианты

из упр. 5

12.

Перепрыгивания боком (правым, левым) через предметы:

а) толчком одной, приземление на другую;

б) толчком и приземление на одной ноге;

в) то же, что (а, б), но продолжить движение.

13. На синей линии в 8-10 метрах от борта находятся 2-3 защитника.

Нападающий стартует с 18-20 м от них. Задача нападающему - пройти сквозь

защитников:

а) защитники без клюшек,

б) нападающий без шайбы,

в) нападающий с шайбой, защитники без клюшек.

14. Выталкивание из круга. Борьба с целью выведения из равновесия.

15. Игры, направленные на сохранение устойчивости.

Упражнения для совершенствования статического равновесия (на льду)

Основными

задачами

для

удерживающего

шайбу

являются:

не

потерять,

устоять,

отдать

партеру,

выиграв

единоборство,

продолжить

действия.

Задачи

атакующего:

а)

вывести

из

равновесия,

б)

оттеснить,

в)

применить а) и б) и работать клюшкой.

1.

Игрок у борта удерживает шайбу двумя коньками:

а) другой игрок пытается (плечом или туловищем) отделить его от

шайбы;

б) то же выполняют два игрока. Атакующие не применяют клюшку.

в) один оттесняет, другой работает клюшкой.

2.

То же, что в упр. 1, но игрок удерживает (прижимает)

шайбу одним коньком.

3.

Игрок прижимает (ш.) к воротам с обратной стороны:

г.КАЗАНЬ 2018

36

а) и б) то же, что в упр. 1.

4.

Игрок прижимает (ш.) за воротами, у борта одним коньком,

атакующий с 2-3 шагов пытается оттеснить его от шайбы.

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Для выявления динамики физических качеств у юных хоккеистов в

младшем школьном возрасте, мы провели поэтапное тестирование.

Всего в нашем исследовании приняли участие 20 хоккеистов ДЮСШ

«ЗИЛАНТ». 10 человек – экспериментальная группа, 10 хоккеистов оказались

в

контрольной

группе.

В

результате

для

контроля

были

использованы

специальные упражнения для определения координационных способностей.

1. Челночный бег 3Х10 м.

2.Передачи

набивного

мяча

в

парах

(количество

передач

одного

человека за 45 сек)

3.Метание теннисного мяча на точность попадания в цель 5 раз.

4.Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание

мяча над плечом или головой).

Результаты контрольных испытаний в контрольной группе.

Таблица 1.

г.КАЗАНЬ 2018

37

Результаты контрольных испытаний в экспериментальной группе.

Таблица 2.

п/п

Челночный бег

3Х10 м

Передачи

набивного

мяча в парах

(количество

передач

одного

человека за

45 сек)

Метание

теннисного

мяча в цель,

стоя лицом к

мишени. (5

раз)

Метание

теннисного

мяча в цель,

стоя спиной

к мишени

(метание

мяча над

плечом или

головой, 5

раз)

1

9,7

8

2

1

2

9,9

10

1

0

3

9

10

3

0

г.КАЗАНЬ 2018

п/п

Челночный бег

3Х10 м

Передачи

набивного

мяча в парах

(количество

передач

одного

человека за

45 сек)

Метание

теннисного

мяча в цель,

стоя лицом к

мишени. (5

раз)

Метание

теннисного

мяча в цель,

стоя спиной к

мишени

(метание мяча

над плечом

или головой, 5

раз)

1

10

6

3

0

2

9,7

10

2

0

3

9,6

8

4

1

4

10,2

10

1

0

5

9,5

9

3

0

6

9,3

8

0

1

7

9,2

7

1

1

8

9

9

2

2

9

10,3

10

2

0

10

9

11

3

0

Х

9,58

8,8

2,1

0,5

38

4

10,2

8

2

0

5

10

7

0

2

6

10,2

8

1

1

7

9,4

9

1

0

8

10,1

10

2

0

9

9,5

7

3

0

10

9,76

9

1

1

Х

9,77

8,6

1,6

0,4

Сравнение средних показателей между экспериментальной и

контрольной групп.

Таблица

3.

Группа

Челночны

й бег 3Х10

м

Передачи

набивного

мяча в

парах

(количество

передач

одного

человека за

45 сек)

Метание

теннисного

мяча в

цель, стоя

лицом к

мишени. (5

раз)

Метание

теннисног

о мяча в

цель, стоя

спиной к

мишени

(метание

мяча над

плечом

или

головой, 5

раз)

Контрольная

9,58

8,8

2,1

0,5

Экспериментальная

9,77

8,6

1,6

0,4

Проведя математический анализ результатов. Мы нашли среднее

значение результатов между группами.

Показатели по тестам экспериментальной группы оказались хуже, чем

у контрольной группы в «челночный бег 3 х 10м», передачи набивного мяча в

парах, метание теннисного мяча в цель, стоя лицом к мишени (5 раз), только в

тесте на метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени получились

одинаковые показатели.

г.КАЗАНЬ 2018

39

г.КАЗАНЬ 2018

40

ВЫВОДЫ

Координация — это умение согласовывать движения различных частей тела.

Координационные способности классифицируется по:

- способности к реагированию;

- способности к равновесию;

- ориентационная способность;

Основным

средством

развития

и

совершенствования

координационных

способностей

являются

координационные

упражнения.

Наиболее

широкую и доступную группу средств для воспитания координационных

способностей

составляют

обще

подготовительные

гимнастические

упражнения

динамического

характера,

одновременно

охватывающие

основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами

(мячами, гимнастическими палками, скакалками и другие), относительно

простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях

при

различных

положениях

тела

или

его

частей,

в

разные

стороны

элементы

акробатики

(кувырки,

различные

перекаты

и

другие),

упражнения

в

равновесии.

Таким

образом,

успех

в

организации

и

проведение учебного процесса зависит от средств и методов обучения и

тренировки, определения уровня физических нагрузок. В возрасте 7-9 лет

у

ребенка

недостаточно

развиты

двигательные

мышцы.

Следует

совершенствовать

координационные

способности.

Развивать

у

детей

мышечное

чувство:

различать

темп

и

амплитуду

движений,

степень

напряжения

и

расслабления

мышц,

а

также

чувство

времени

и

пространства.

В

тренировочном

процессе

необходимо

учитывать

преимущественно

подражательные способности юных хоккеистов, поэтому следует шире

использовать в обучении и тренировке метод показа (демонстрации).

г.КАЗАНЬ 2018

41

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕДАЦИИ

При применении данного комплекса необходимо учитывать специфику

воздействия

на координационные способности занимающихся, отслеживать

частоту сердечно-сосудистой системы, контролировать влияние нагрузки на

самочувствие спортсмена.

г.КАЗАНЬ 2018

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Абрамов М.С. Физическая культура. М.: ИНФРА, 2013.–300с.

2.

Бернштейн, Н. А.О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. -

М.: Физкультура и спорт, 2008. — 228 с.

3.

Букатин, А. Ю.Обучение юных технике владения клюшкой на

этапе первоначальной подготовки /А. Ю. Букатин, В. Г. Ерфилов // Хоккей. -

М2012. - С. 21-25.

4.

Букатин, А. Ю.Юный хоккеист: пособие для тренеров / А. Ю.

Букатин, В. М. Колузганов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208 с.

5.

Быстров В .А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов:

Учеб метод. пособие/ В .А. Быстров.-М: Терра - Спорт, 2007.-63 с.

6.

Волков

В.М.

Тренировка

и

восстановительные

процессы:

Учеб.пособие. Смоленск: Б.и., 2013.-150 с.

7.

Герасимова,

Т.

Н.Возрастные

изменения

опорно-двигательного

аппарата и их связь с развитием двигательных качеств: лекция для ФПК / Т.

Н. Герасимова, Л. А. Павлычева. - М., 2009. - 39 с.

8.

Горский Л. Тренировка хоккеистов.-М.: ФиС, 2012.-224 с.

9.

Колосков В.И., Климин В Л. Подготовка хоккеистов: Техника,

тактика.-М.:ФиС, 2005.-200с.

10.

К

остка В. Современный хоккей / В. Костка. - М.: Физкультура и

спорт, 1976. – 256 с.

11.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб.пособие для

ин-товфизкульт.- М.: ФиС, 2011.-279с.

12.

Мудрук

А.

В.

Диагностика

и

оценка

способностей

юных

хоккеистов: учебное пособие / А. В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 2005. – 36 с.

13.

Нико‏но‏в

Ю.В.Физиче‏ские‏

ка‏че‏ства‏

хо‏кке‏исто‏в:

Ме‏то‏диче‏ско‏е‏

письмо / Ю.В.Никонов.– Минск: Го‏ско‏мите‏т БССР по‏ физиче‏ско‏й культуре‏ и

спо‏рту, 1989. – 35 С.

14.

Нико‏но‏вЮ.В.По‏дго‏то‏вка‏

к в а‏лифициро‏ва‏нных

хо‏кке‏исто‏в

/

Ю.В.Никонов. – Минск, А‏са‏р, 2003. – 352 С.

15.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г.

Озолин.-М: ООО Изд. «Астрель» : ООО Изд. «АСТ», 2006.-864с.

16.

Савин

В.П.

Хоккей:

Учебник

для

институтов

физ.культуры.-

М.:ФиС, 20010.-320с.

г.КАЗАНЬ 2018

43

17.

Савин В. П. Теория и методика хоккея: учебник для студентов

высших учебных заведений / В. П. Савин. – М.: Академия, 2003. – 235 с.

18.

Спасский О. Д. Хоккей. – 2-е изд. доп. / О. Д. Спасский. – М.:

Физкультура и спорт, 1983. – 175 с.

19.

Старшинов

В.

И.

Хоккейная

школа.

Семь

бесед

о

началах

хоккейного мастерства / В. И. Старшинов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. –

85 с.

20.

Тарасов А.В. Детям о хоккее.-2-е изд.,испр. и доп.-М.:Сов.Россия,

1976.-206с.

21.

Тарасов А.В. Поточный метод тренировки в хоккее. - М.: ФиС,

1965. - 67 с.

22.

Та‏ра‏со‏вА‏.В.Тре‏ниро‏во‏чные‏ упра‏жне‏ния хо‏кке‏иста‏ / А.В.Тарасов.

– М.: Физкультура‏ и спо‏рт, 1959. – 128 С.

23.

Тренировка юных хоккеистов. – М.: ООО «Издательство АСТ»,

ООО «Издательство Астрель», 2003. – 199 с.

24.

Хоккей: Малая энциклопедия спорта / сост. А. М. Брусованский,

Ю. С. Лукашин, Д. Л. Рыжков. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 686 с.

25.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта. Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.2-е изд.,

испр. и доп.-М: Издательский центр «Академия», 2010.-480с.

г.КАЗАНЬ 2018



В раздел образования