Автор: Морозова Надежда Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №9 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Лангепас, Ханты–Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: Долгосрочный проект в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Тема: «Разноцветный календарь»
Раздел: дошкольное образование
Лангепасское городское муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
На Совете педагогов Заведующий
Протокол________ ЛГ МАДОУ «ДСКВ №9 «Солнышко»
«____»__________ 2018 года Ю.В.Кудлаева
приказ «____»_____2018 года №___
Долгосрочный проект
«Разноцветный календарь»
в разновозрастной группе компенсирующей направленности
№3 «Ромашка» для детей с ЗПР
Проект разработали:
Линина М. В., воспитатель
Морозова Н. В., воспитатель
Загорских С. М., учитель – дефектолог
Синкевич И.А., учитель-логопед
г. Лангепас
2018-2019 учебный год
Проект «Разноцветный календарь»
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационный, творческий.
Тип проекта: долгосрочный (сентябрь - май).
Место проведения: Детский сад №9 «Солнышко», коррекционная группа для детей с ЗПР №3
«Ромашка» (4-5, 6-7 лет).
Участники:
Воспитанники
группы
№3
«Ромашка»
и
их
родители,
воспитатели,
учитель-
дефектолог, учитель-логопед.
Проблема и актуальность проекта:
С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при
нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на
окраску
предметов.
Но
мир
цвета
открывается
ребенку
не
сразу,
а
в
определенной
последовательности.
Сначала
ребенок
воспринимает
только
теплые
цвета
-
красный,
оранжевый, желтый, а с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой,
синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых
тонов спектра. Уже в три года нормально развивающиеся дети знают названия 2-3 цветов, а
узнают и соотносят 4-5 цветов. Дети же с общим недоразвитием речи (ОНР), как отмечают
авторы книги «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Н.С. Жукова и Е.М.
Мастюкова, «испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов». Такие дети
гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом
запоминают
их
названия,
плохо
дифференцируют,
обнаруживают
тенденцию
к
замене
промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого - красный, желтый, вместо
фиолетового – синий, голубой и т.д.). Если дети с нормальным развитием в шестилетнем
возрасте
свободно
используют
в
речи
такие
определения,
как:
«зеленоватый»,
«светло-
зелёный», «салатный», то дети с ОНР такими определениями совершенно не владеют. Практика
показывает, что четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с ОНР, зачастую не
знают названия основных цветов, не узнают и не соотносят их. А что же тогда говорить о детях
с задержкой психического развития (ЗПР), которые пришли в коррекционную группу в 4-5 лет?
Ведь
у
этих
детей,
кроме
обязательного
сопутствующего
общего
недоразвития
речи
присутствует и грубое нарушение таких психических процессов, как мышление, внимание,
память и восприятие, что значительно затрудняет формирование цветовосприятия.
Анализ первичного диагностического обследования детей с ЗПР данной группы только
подтвердил этот факт.
В этом году в группе появились вновь пришедшие маленькие дети, вместо части детей,
выпущенных в школу. Полученные диагностические данные говорят о том, что в среднем 70%
детей на период поступления в коррекционную группу имеют нарушения в цветовосприятии.
Это подтверждает необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми с
ЗПР
по
данному
направлению.
Тем
более,
что
во
многих
психолого-педагогических
исследованиях
и
руководствах
по
обучению
детей
с
ЗПР
отмечается,
что
осложнения
в
распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении детьми в
школьном возрасте основам некоторых дисциплин: математики, русского языка, естествознания,
географии и изобразительной деятельности. Все это препятствует дальнейшему обучению детей
с ЗПР.
Еще К.Д.Ушинский говорил о том, что «Ребенок мыслит формами, красками, звуками,
ощущениями вообще», поэтому важно обогащать эти ощущения и восприятия. Знакомство с
цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира,
развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к
окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать
причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия
цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его
обозначающим. В работе с цветом педагогу важно знать, что: цвет – помогает ребенку усваивать
новую информацию; цвет для детей – средство выражения эмоций, которые им порой трудно
выразить словом; цвет – это область, в которой дети начинают утверждать себя.
Вот почему огромна роль цвета, как в формировании детской личности, так и в
эстетическом воспитании ребенка. Мы же, педагоги коррекционной группы, должны как можно
быстрее дать детям с ЗПР возможность наслаждаться красотою окружающего мира, а для этого
надо найти более короткий и эффективный путь знакомства их с цветом.
Поэтому, для обучения дошкольников восприятию цвета, мы решили использовать в своем
проекте красоту окружающей природы, разнообразие ее сезонных красок. Ведь это средство
образования в сознании детей реалистических знаний об окружающем мире, основанных на
чувственном опыте. У каждого времени года свой цвет в зависимости от сезонных изменений.
Отсюда и название проекта «Разноцветный календарь»: осень – желтая, зима –синяя, весна –
зеленая, лето- красное.
Приобретённые в детстве умение видеть природу такой, какая она есть в действительности,
вызывает
у
дошкольников
глубокий
интерес
к
ней,
расширяет
знания,
способствует
формированию характера и интересов. У детей продолжает развиваться связная речь, умение
понятно для окружающих выражать свои мысли, формируется интерес и любовь к природе.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей
детей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная
сфера, растут когнитивные способности.
Формирование знаний ребёнка о цвете – это процесс раскрытия его огромного потенциала
всестороннего развития.
Цель проекта: коррекция и развитие познавательных способностей и восприятия цвета у
дошкольников с ЗПР среднего и подготовительного к школе возраста.
Задачи проекта:
1. Образовательные:
- формировать представления об окружающем нас разноцветном мире,
о временах года, их
признаках и явлениях;
- учить различать и правильно называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и
дополнительные (их оттенки);
- обогащать словарный запас и расширять кругозор.
2. Развивающие:
- развивать знания о цвете в природном окружении;
- развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, творческие способности;
- активизировать развитие психических процессов;
- развивать крупную и мелкую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать уважение к сверстникам;
- воспитывать способность слушать и слышать воспитателя.
Формы реализации проекта:
1. Беседы.
2.Наблюдения.
3. Целевые прогулки.
4. Рассматривание.
5. Составление описательных рассказов
6. Чтение художественной литературы.
7. Игровая деятельность.
8. Продуктивная деятельность
9. Экспериментирование.
10. Трудовая деятельность
11. Работа с родителями.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- Первичное диагностическое обследование дошкольников по выявлению сформированности
цветовосприятия (см.Прил.1).
- Планирование работы.
- Подбор методического материала.
- Подбор игрового материала.
- Обогащение и пополнение развивающей среды в группе в зависимости от времени года.
- Разработка мероприятий и консультаций для родителей.
II этап – основной (практический):
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов
по расширению знаний дошкольников о временах года и соответствующих им цветах.
Консультации для родителей на каждое время года.
Сезонные выставки «дидактических игр».
Сезонные выставки детских рисунков «Разноцветные ладошки».
Изготовление мини фотоальбомов, составленных дома с родителями о любимом времени
года.
Совместное
изготовление
детей
с
родителями
и
воспитателями
4-х
альбомов
«Разноцветный календарь» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).
III этап-заключительный
Обработка результатов по реализации проекта.
Отчет по реализации проекта «Разноцветный календарь» на итоговом педагогическом
совете и родительском собрании.
Структура знакомства с каждым новым сезоном:
1. «Ритуал вхождения в группу».
С утра дети входят в группу с предметом определенного цвета и в одежде соответствующего
цвета. В группе подбор игр, игрушек, картин, иллюстраций, книг.
2. После завтрака -психологическое упражнение «Ощущение цвета».
Ребята отвечают на вопросы:
-Каким вам кажется этот цвет?
-Какое он вызывает настроение?
3. Затем проходятся «игры с цветом» в групповом помещении.
4. Воспитатель проводит беседу о времени года и цветах, соответствующих данному времени
года.
5. Пальчиковые игры, подвижные игры, стихи и песни, инсценировки о данном времени года.
6. «Отпечаток ладошки» - каждый ребенок ставит свой отпечаток определенного цвета на общей
заготовке.
Ожидаемые результаты проекта:
Дети:
различают
и
правильно
называют
основные
и
дополнительные
цвета,
умеют
ассоциировать их с временами года, явлениями живой и неживой природы, с различными
предметами природного и рукотворного мира.
Родители: повысили свою педагогическую культуру, активно участвуют в реализации проекта,
проявляют
интерес
к
совместной
деятельности
с
ребенком,
установили
доверительные
отношения с воспитателями.
Продукт
проектной
деятельности: мини фотоальбомы «Любимое время года», 4 альбома
«Разноцветный календарь» («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»).
План реализации проекта
Этапы
Содержание
1 этап
Подготовительный
Разработка планирования по временам года «Разноцветные сезоны»:
- «Красный сезон» - Лето (сентябрь, май)
- «Желтый сезон» - Осень (октябрь, ноябрь)
- «Синий сезон» - Зима (декабрь, январь, февраль)
- «Зеленый сезон» - Весна (март, апрель)
- Консультации для родителей на каждое время года.
2 этап
Основной
«Красный сезон»
- Беседы: «Время года – лето», «Лето – красное, прекрасное!», «Цвет и
запах лета», «Красный цвет - прекрасней нет!» (Цветы, божьи коровки,
бабочки),
«Если
меня
укусило
насекомое»,
«Ядовитые
растения»,
«Садовые цветы».
- Наблюдения:
за изменениями летней погоды во время прогулок (за
солнцем,
небом,
силой
ветра,
летним
дождём);
за
красотой
и
богатством летних красок; за птицами; за насекомыми; за деревьями,
растущими на территории детского сада; за людьми и их одеждой.
- Целевые прогулки: «Ищем приметы лета».
- Рассматривание пейзажей, натюрмортов, иллюстраций, предметных
картинок,
игрушек
и
предметов
–
красного
цвета, составление
описательных рассказов.
-
Дидактические
игры:
«Солнышко»
-
с
прищепками,
«Волшебная
ложка»,
«Выложи
красные
цветочки»
-
мозаика,
«Съедобное,
не
съедобное», «Собери картинку».
-
Подвижные
игры:
«Найди
свой
цветок»,
«Узнай
по
цвету»,
«Крокодил,
крокодил,
какое
солнце
проглотил?»,
«Солнышко
и
дождик», «Найди, где спрятано».
- Словесные игры: «Назови ласково», «Один –много», «Какой (ая, ое)?»,
«Посчитай», «Подбери действия».
- Настольно-печатные игры: «Времена года», домино, пазлы, мозаика.
- Пальчиковые игры: «Лучики», «Вырос красивый цветок на поляне»,
«Солнечные зайчики».
- Игровые упражнения: «Собери лучики», «Собери цветочек».
-
Спортивные
игровые
упражнения:
«Принеси
красный
флажок»,
«Сбей красные кегли».
- Сюжетно- ролевые игры: «Мы едим в отпуск», «Летом на даче».
-
Экспериментирование
с
зеркалом,
фольгой,
стеклом,
металлом
(солнечный зайчик).
-
Чтение художественной литературы: р. н. песенка «Наша Маша
маленька»,
«Божья
коровка
лети
на
небко»,
сказка
Н
Павловой
«Земляничка»
,
К. Чуковский «Краденое солнце».
- Развлечение: «Красная шапочка в гостях у ребят».
- Конструирование: «Красная башня», «Красная дорожка».
- Лепка: «Земляничка».
- Аппликация: «Цветы» (объёмная).
- Рисование: «Яблоки», «Божья коровка».
- Рисование палочкой на песке, мелками на асфальте.
«Желтый сезон»
-
Беседы:
«Здравствуй,
осень,
золотая!»,
«Как
осенью
природа
готовится к зиме?», «Осенние хлопоты».
- Наблюдения: за изменениями осенней погоды во время прогулок (за
солнцем,
небом,
силой
ветра,
осенним
дождём);
за
красотой
и
богатством осенних красок; за перелётными птицами; за насекомыми;
за деревьями, растущими на территории детского сада; за людьми и их
одеждой.
- Целевые прогулки: «Ищем приметы осени».
- Рассматривание пейзажей, натюрмортов, иллюстраций, предметных
картинок,
игрушек
и
предметов
–
желтого
цвета, составление
описательных рассказов.
- Ситуативные беседы: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев
овощ или фрукт?», «Почему я люблю (не люблю) осень?», «Почему
листья на деревьях осенью меняют цвет?».
- Творческое рассказывание: «Мы гуляли на участке и видели…», «Что
я видел в осеннем лесу?».
-
Дидактические
игры:
«Солнышко»
-
с
прищепками,
«Волшебная
ложка», «Осенний листопад» - мозаика, «Найди свое место».
- Словесные игры: «Узнай и назови», «Солнышко выгляни в окошечко»,
«Волшебный
мешочек», «Слова-украшения», «Осенний лес», «Один-
много», «Осенние деревья», «Подбери действия».
-
Подвижные
игры:
«Гуси-лебеди»,
«Я
знаю
5
названий…»,
«У
медведя во бору», «Листопад», «Раз, два, три, к дереву беги».
- Пальчиковые игры: «Листья», «Осенний букет», «Дождик».
-
Дыхательная
гимнастика:
«Чей
листок
улетит
дальше?»,
«Лети,
птичка!».
- Сюжетно –ролевые игры: «Магазин семян», «Семья- собираемся на
прогулку в лес».
- Игра –драматизация: «Репка».
-
Спортивные игровые
упражнения
и
эстафеты:
«За
цветами»,
«Собери
желтые
шарики»,
«Добеги
до
желтого
кубика»,
«Овощи-
фрукты», «Собери урожай».
- Конструирование: «Желтая машина», «Желтая дорожка».
- Экспериментирование: «Опыты с песком».
- Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Одуванчик», А.
Барто
«Смотрит
солнышко
в
окошко»,
р.
н.
сказка
«Репка»,
р.
н.
закличка «Солнышко – ведрышко», Г. Балла «Желтячок», А. Бродский
«Солнечные
зайчики», А.С.Пушкин
«Уж
небо
осенью
дышало…»,
«Унылая
пора!
Очей
очарованье»,
А.Плещеев
«Скучная
картина»,
К.Бальмонт
«Осень»,
Н.Сладков
«Осень
на
пороге»,
Г.Скребицкий
«Четыре художника. Осень», Л.Толстой «Дуб и орешник», К.Ушинский
«Осенняя сказка», «Спор деревьев». Пословицы, поговорки, загадки об
осени.
-
Трудовая деятельность:
участие в субботниках, сбор природного
материала.
- Аппликация: «Осеннее дерево».
- Рисование: «Золотая осень», «Осенний куст».
- Лепка: «Осенний лес» (коллективная).
«Синий сезон»
-
Беседы:
«Здравствуй,
зимушка-зима!», «Животные зимой», «Все о
снеге», «Что за праздник Новый год?», «Дед Мороз и Снегурочка?»,
«Чем украшают ёлку?» «Зимняя одежда», «Водоемы и их обитатели
зимой», «Птицы зимой» «Зимние забавы», «Зимние виды спорта».
- Наблюдения: за изменениями зимней погоды во время прогулок (за
солнцем,
небом,
силой
ветра,
снегопадом,
метелью,
вьюгой);
за
красотой и богатством зимних красок; за зимующими птицами; за
деревьями, растущими на территории детского сада; за людьми и их
одеждой.
- Целевые прогулки: «Ищем приметы зимы».
- Рассматривание пейзажей, натюрмортов, иллюстраций, предметных
картинок,
игрушек
и
предметов
–синего
цвета, составление
описательных рассказов.
-
Дидактические
игры:
«Какое
время
года»,
«Сложи
новогоднюю
открытку», «Так бывает или нет?», «Правильно – неправильно», «Что
это за птица», «Какой, какая, какое?», «Кто быстрее найдет ель и
березу», «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку».
-
Упражнения: «Как на горке снег, снег», «Зима», «Лепим снежки»,
«Назови
свойства
льда»,
«Дорисуй»,
«Можно
–
нельзя»,
«Покажи
Снегурочке, как мы умеем умываться», «Нарисуй снежинку».
-
Пальчиковые
гимнастики:
«Мороз»,
«Ветер
северный
подул»,
«Новогодние игрушки», «Елка», «Спасаемся от мороза», «Снежок»,
«Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка», «Спортсмены».
- Гимнастики для глаз: «Елка», «Снежинки».
-
Дыхательная
гимнастика:
«Снежный
ком»,
«Подуем
на…»,
«Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся».
-
Подвижные игры: «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Два
Мороза», «Снежки», «Катание на санках», «Под ёлочкой».
- Спортивные игровые упражнения: «Принеси синий флажок», «Сбей
синие кегли», «Передай снежок»,
«Кто выше подбросит снежок?»,
«Попади в ком».
- Сюжетно- ролевая игра: «Встреча Нового года».
-
Трудовая деятельность: «Уборка дорожек ото льда», «Очищение
дорожек от снега», «Кормление птиц».
-
Просмотр мультфильмов: «Когда зажигаются ёлки», «Новогодняя
сказка», «Снегурочка».
- Рисование: «Игрушка на ёлку», «Снежинка».
- Лепка: «Весёлый снеговик», «Новогодняя игрушка»
- Аппликация: «Снегопад».
- Конструирование: «Ледяной домик», «Синяя дорожка».
- Экспериментирование: «Как согреть руки», «Свойства снега».
- Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Заюшкина
избушка»,
«Морозко»,
«Снегурочка»,
К.
Бальмонт
«Снежинка»,
Ф.
Тютчев «Чародейкою Зимою…», И. Суриков «Зима», Ф.Тютчев «Зима
недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова
«Под
Новый
год»,
М.
Лапыгин
«Снегирь»,
Е.Русаков
«Зима»,
В.
Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».
«Зеленый сезон»
- Беседы: «Здравствуй, весна!», «Цвет и запах весны», «Тонкий лёд»,
«Опасные сосульки», «Для чего нужны витамины весной?», «Растения
весной»,
«Весна
и
животные»,
«Шестиногие
малыши»,
«Весенние
радости», «Солнечная капель»,
«Весенние хлопоты птиц».
- Наблюдения: за изменениями весенней погоды во время прогулок (за
солнцем, небом, тающим снегом, появлением травки, первых листиков,
силой ветра, дождем); за красотой и богатством весенних красок; за
перелетными птицами; за насекомыми; за деревьями, растущими на
территории
детского
сада;
за
трудом
взрослых;
за
людьми
и
их
одеждой.
- Целевые прогулки: «Ищем приметы весны».
- Рассматривание пейзажей, натюрмортов, иллюстраций,
предметных
картинок,
игрушек
и
предметов
–
зеленого
цвета,
составление
описательных рассказов.
-
Дидактические игры: «Травка» - с прищепками, «Выложи зеленую
дорожку» - мозаика, «Найди фигуры зеленого цвета», «Собери цветок
из фигур», «Четвертый лишний», «Кого (чего) не стало?», «Когда это
бывает?», «Бывает – не бывает», «Кто, где живет?», «Кто как голос
подаёт»,
«У
кого
какие
птенцы?»,
«Сгруппируй
предметы»,
«Что
изменилось», «Найди ошибку».
- Словесные игры: «Узнай и назови», «Волшебный мешочек»,
«Один –
много»,
«Назови
ласково»,
«Какой,
какая,
какие?»,
«Наоборот»,
«Сосчитай», «Угадай по описанию», «Кто больше?».
-
Подвижные
игры:
«Веснянка», «Солнышко
и
дождик»,
«Перелёт
птиц».
- Физкультминутки, развитие общей моторики: «Солнышко, золотое
донышко»,
«Ласточки
летели»,
«На
окне
в
горшочке
выросли
цветочки», «Вот такая стрекоза», «Цветок», «Солнце».
-
Пальчиковые
гимнастики: «Звенит
капель»,
«Ласточка,
милая
касаточка», «Наши алые цветки».
- Дыхательные гимнастики: «Цветы», «Ветерок».
- Гимнастики для глаз: «Подснежник, «Солнышко и тучки», «Дождик».
-
Сюжетно
–
ролевые
игры:
«Путешествие
в
весенний
лес»,
«Зоологический музей насекомых».
- Игры-драматизации: «Заюшкина избушка», «Муха - Цокотуха».
- Опыты, эксперименты: «Солнечный зайчик», «Весенние кораблики»,
«Что произошло с луком?», «Лед – вода», «Снег-вода», «Кто нагрел
предметы?», «Веточка в вазе».
-
Ч
тение
художественной
литературы:
А.
Плещеев
«Сельская
песенка», р. н. песенка «Как по лугу, лугу…», р. н. потешка «Огуречик,
огуречик.».
Заучивание
стихотворения А.
Барто
«Я
знаю,
что
надо
придумать, чтоб не было больше зимы…», закличка «Иди, весна, иди,
красна…», стихотворение Е.Баратынского «Весна – весна» (в сокр.), Е.
Серова. «Одуванчик», рассказ С. Вангели «Подснежники», пер. с молд.
В.
Берестова,
стихотворение
К.И.Чуковского
«Муха
–
Цокотуха»
и
«Тараканище», пословицы и поговорки о весне, загадки о перелётных
птицах, цветах, насекомых.
- Лепка: «Весенняя веточка».
- Аппликация: «Гусеница» (объёмная, приёмом скатывания салфеток).
- Рисование: «Травка на лугу», «Зеленые листочки на веточке».
-
Конструирование:
«Зеленый
кораблик»,
«Зеленая
травка»
-
из
палочек.
-
Спортивные игровые
упражнения:
«За
цветами»,
«Сказочная
прогулка в лес», «Сбей зеленые кегли зеленым мячом».
-
Трудовая деятельность: разбивка мини – огорода на подоконнике,
посадка лука, посев семян томатов, перца, цветов; уборка на участке
сухих веток и травы на клумбе; посадка семян цветов и овощей на
клумбе и огороде детского сада, пересадка рассады; дежурство в уголке
природы.
3 этап
Заключительный
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Отчет по реализации проекта «Разноцветный календарь» на итоговом педагогическом совете
и родительском собрании.
Используемая литература
1.
Алябьева
Е.
А «Тематические
дни
и недели
в
детском
саду»,
«Итоговые дни по
лексическим темам».
2.
От
рождения
до
школы.
Примерная
основная
общеобразовательная
программа
дошкольного образования/Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
3.
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
тяжёлыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г.
Голубева и др. Под ред. проф. Л.В.Лопатиной.
4.
Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ подготовительная к школе
группа, под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
5.
Веракса
Н.Е,
Галимов
О.Р.
Познавательно
–
исследовательская
деятельность
дошкольников.
6.
Соломенникова
О.
А.
Занятия
по
формированию
элементарных
экологических
представлений в средней (подготовительной к школе) группе. Конспекты занятий.
7.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет, 6-7 лет/Сост. В.В.
Гербова, Н.П. Ильчук и др.
8.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней (подготовительной к
школе) группе детского сада.
9.
Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней
(подготовительной к школе) группе.
Приложение 1
Методика выявления сформированности
цветовосприятия у детей с ЗПР
(по Забрамной С. Д.)
«Разноцветная мозаика»
(данная методика может быть использована с 4-х лет)
Цели
исследования:
Проверка
восприятия
цветов,
способность
соотнесения
одинаковых
цветов, различения основных и сопутствующих цветов, и их называния.
Оборудование:
любая
(пластмассовая,
бумажная,
деревянная)
мозаика,
состоящая
из
12
квадратов и 12 кружков шести цветов (по две фигуры каждого цвета и формы) – синего,
зеленого, желтого, красного, черного и белого.
Процедура проведения: Задание состоит из 3 этапов:
1.
Ребенку показывают коврик, выложенный из элементов мозаики основных цветов. Затем
молча берут синий квадратик и кладут на соответствующий «кусочек» коврика. Жестом
предлагают
ребенку
продолжить;
если
невербальной
инструкции
недостаточно,
то
ребенку говорят: «Найди и положи остальные квадратики на свои места».
2.
«Покажи зеленый квадратик, желтый» и т.д.
3.
«Скажи, какого цвета этот квадратик, а этот?»
Аналогично проводится обследование цветовосприятия сопутствующих цветов (оранжевого,
голубого, фиолетового, коричневого).
Анализ результатов:
С. Д. Забрамная в своем пособии «Задания для первичного психолог педагогического
обследования ребенка» указывает, что дети с ЗПР к 4-5 годам могут выполнить первые два
задания, используя метод проб. Они удерживают смысл задания и осуществляют его по
аналогии, но для этого им потребуется больше помощи со стороны взрослого. Называние же
цветов (даже основных) может быть не усвоено ими и в 5 лет.
Параметры оценки результатов:
Устойчивый навык цветовосприятия – когда ребенок уверенно автоматически соотносит,
показывает и называет цвета;
Неустойчивый
навык
-
когда
ребенок
путается
и
затрудняется
в
соотнесении,
определении и назывании цветов;
Навык отсутствует – когда ребенок не может соотнести, показать и назвать цвета.