Автор: Климачева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Музейная педагогика (из опыта работы)"
Раздел: среднее образование
Музейная педагогика (из опыта работы)
Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на
формирование у младших школьников активной гражданской позиции,
социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной
реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.
Важным является и своевременность нравственного воспитания
ребёнка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее
ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих
знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в
сложной системе отношений «Я – моя страна – мой мир».
Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических
особенностей необходимо формировать представления о малой родине,
Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и
национальным сообществом. Ребёнок школьного возраста наиболее
восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и
воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея,
становится всё более привычной в практике духовно-нравственного,
гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности
в едином образовательном процессе. На сегодняшний день музейная
педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём
включения её в многообразную деятельность музея.
Наш школьный музей «Комната истории школы» функционирует с
2013 года. Я, учитель начальных классов, являюсь руководителем
музейной комнаты с самого начала, организуя следующие основные
направления работы:
1. Организационно-методическая работа
2. Экскурсионная работа
3. Фондовая работа
4. Работа с ветеранами
5. Поисково-собирательная работа
6. Культурно-массовая работа
7. Использование материалов музея в образовательно-воспитательном
процессе школы.
Приобщение детей к деятельности музейной комнаты происходило
постепенно. На первых порах – сбор экспонатов для Комнаты истории
школы. Затем – поисково – собирательная и культурно-массовая работа. В
данных видах работы, в основном, принимали участие старшеклассники.
Ребята приносили экспонаты: фотографии военных лет, письма с фронта,
газеты. Активное участие школьники приняли в сборе информации для
«Фронтового альбома» школы: каждый спешил «рассказать» о своём
родственнике – участнике ВОВ, оставить память о нём. Чуть позже было
участие в XXII городском слёте активов музеев и музейных комнат
«Память предков – наследие молодых» , где наши старшеклассники
приняли участие во всех номинациях и заняли три призовых места.
Особенно запоминающимся было выступление Кобзарь Ники, ученицы 10
класса, в номинации «На детстве моём войны отметина». Ника
представляла исследовательскую работу «Украденное детство», в которой
рассказывала о непростом жизненном пути своей бабушки, уроженке
города Геническа, волей судьбы попавшей в Саратовскую область, Базарно-
Карабулакский детский дом. За свое выступление Ника получила I место.
На следующий год старшеклассники приняли участие в XXIII слёте
активов музеев «Патриотизм. Победа. Память». Ребята выступали в секции
«Творческое представление музейного экспоната» с литературно-
музыкальной композицией «Военное старое фото». Школьники представили
экспонат музейной комнаты - военное фото выпускника нашей школы 1942
года, Иванова Виктора Петровича (Иванов Виктор Петрович после
окончания школы добровольцем ушёл на фронт. Погиб в 1944 году) .
Ребята заняли II место.
К тому времени мои дети, учащиеся 3 класса, являлись, в основном,
слушателями и зрителями происходящего в музейной комнате.
(Единственное мероприятие, в котором они приняли непосредственное
участие – создание «Фронтового альбома» школы). Включить их в работу
музейной комнаты получилось лишь через год. Возникла идея – создать
группу юных экскурсоводов. Решила попробовать на своих
четвероклассниках. И … получилось. Встретив новый вид деятельности
с большим энтузиазмом и ответственностью, ребята уже на первом
городском смотре – конкурсе музеев и музейных комнат получили диплом
«За лучшую экскурсию по музейной комнате». Дальше – экскурсия по
музейной комнате школы для гостей мероприятия, посвященного
открытию мемориальной доски Герою Советского Союза Б.Н. Ерёмину,
выпускнику нашей школы. И вновь слова благодарности в адрес юных
экскурсоводов и памятные фотографии с личной надписью от полковника в
отставке Троян Николая Петровича.
Апрель 2018 года – участие в 24 слёте активов музеев и музейных
комнат «Наследники исторической памяти». Ребята были самыми юными в
секции «Лучший экскурсовод. Младшая группа». Заняли III, призовое,
место.
И это ещё не всё. В промежутках между подготовками, уроками,
конкурсами – встречи с выпускницей нашей школы, актрисой ТЮЗа имени
Ю.П. Киселёва, Заслуженной артисткой Российской Федерации, Тамарой
Константиновной Лыковой. Тамара Константиновна любит приходить в
родную школу, в комнате истории хранятся её предметы: тетрадь,
похвальный лист, книги, фотографии школьных лет. Ребята знают о ней
благодаря школьному музею, о ней рассказывают, проводя экскурсии. Но
тут – живое общение, интересные вопросы и ответы, неподдельный
интерес участников, восторг детей. А всё вместе взятое – это результат
музейной педагогики.
В заключении хочется сказать, что музейная педагогика – это
действительно инновационная педагогическая технология, использовать
которую можно и нужно, начиная с начальной школы.