Напоминание

"Музейная педагогика (из опыта работы)"


Автор: Климачева Екатерина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: "Музейная педагогика (из опыта работы)"
Раздел: среднее образование





Назад




Музейная педагогика (из опыта работы)

Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на

формирование у младших школьников активной гражданской позиции,

социальной ответственности, патриотизма, обеспечение наиболее полной

реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений.

Важным является и своевременность нравственного воспитания

ребёнка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее

ребёнок усвоит определённый минимум историко-обществоведческих

знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в

сложной системе отношений «Я – моя страна – мой мир».

Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических

особенностей необходимо формировать представления о малой родине,

Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и

национальным сообществом. Ребёнок школьного возраста наиболее

восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному

развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и

воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея,

становится всё более привычной в практике духовно-нравственного,

гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности

в едином образовательном процессе. На сегодняшний день музейная

педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём

включения её в многообразную деятельность музея.

Наш школьный музей «Комната истории школы» функционирует с

2013 года. Я, учитель начальных классов, являюсь руководителем

музейной комнаты с самого начала, организуя следующие основные

направления работы:

1. Организационно-методическая работа

2. Экскурсионная работа

3. Фондовая работа

4. Работа с ветеранами

5. Поисково-собирательная работа

6. Культурно-массовая работа

7. Использование материалов музея в образовательно-воспитательном

процессе школы.

Приобщение детей к деятельности музейной комнаты происходило

постепенно. На первых порах – сбор экспонатов для Комнаты истории

школы. Затем – поисково – собирательная и культурно-массовая работа. В

данных видах работы, в основном, принимали участие старшеклассники.

Ребята приносили экспонаты: фотографии военных лет, письма с фронта,

газеты. Активное участие школьники приняли в сборе информации для

«Фронтового альбома» школы: каждый спешил «рассказать» о своём

родственнике – участнике ВОВ, оставить память о нём. Чуть позже было

участие в XXII городском слёте активов музеев и музейных комнат

«Память предков – наследие молодых» , где наши старшеклассники

приняли участие во всех номинациях и заняли три призовых места.

Особенно запоминающимся было выступление Кобзарь Ники, ученицы 10

класса, в номинации «На детстве моём войны отметина». Ника

представляла исследовательскую работу «Украденное детство», в которой

рассказывала о непростом жизненном пути своей бабушки, уроженке

города Геническа, волей судьбы попавшей в Саратовскую область, Базарно-

Карабулакский детский дом. За свое выступление Ника получила I место.

На следующий год старшеклассники приняли участие в XXIII слёте

активов музеев «Патриотизм. Победа. Память». Ребята выступали в секции

«Творческое представление музейного экспоната» с литературно-

музыкальной композицией «Военное старое фото». Школьники представили

экспонат музейной комнаты - военное фото выпускника нашей школы 1942

года, Иванова Виктора Петровича (Иванов Виктор Петрович после

окончания школы добровольцем ушёл на фронт. Погиб в 1944 году) .

Ребята заняли II место.

К тому времени мои дети, учащиеся 3 класса, являлись, в основном,

слушателями и зрителями происходящего в музейной комнате.

(Единственное мероприятие, в котором они приняли непосредственное

участие – создание «Фронтового альбома» школы). Включить их в работу

музейной комнаты получилось лишь через год. Возникла идея – создать

группу юных экскурсоводов. Решила попробовать на своих

четвероклассниках. И … получилось. Встретив новый вид деятельности

с большим энтузиазмом и ответственностью, ребята уже на первом

городском смотре – конкурсе музеев и музейных комнат получили диплом

«За лучшую экскурсию по музейной комнате». Дальше – экскурсия по

музейной комнате школы для гостей мероприятия, посвященного

открытию мемориальной доски Герою Советского Союза Б.Н. Ерёмину,

выпускнику нашей школы. И вновь слова благодарности в адрес юных

экскурсоводов и памятные фотографии с личной надписью от полковника в

отставке Троян Николая Петровича.

Апрель 2018 года – участие в 24 слёте активов музеев и музейных

комнат «Наследники исторической памяти». Ребята были самыми юными в

секции «Лучший экскурсовод. Младшая группа». Заняли III, призовое,

место.

И это ещё не всё. В промежутках между подготовками, уроками,

конкурсами – встречи с выпускницей нашей школы, актрисой ТЮЗа имени

Ю.П. Киселёва, Заслуженной артисткой Российской Федерации, Тамарой

Константиновной Лыковой. Тамара Константиновна любит приходить в

родную школу, в комнате истории хранятся её предметы: тетрадь,

похвальный лист, книги, фотографии школьных лет. Ребята знают о ней

благодаря школьному музею, о ней рассказывают, проводя экскурсии. Но

тут – живое общение, интересные вопросы и ответы, неподдельный

интерес участников, восторг детей. А всё вместе взятое – это результат

музейной педагогики.

В заключении хочется сказать, что музейная педагогика – это

действительно инновационная педагогическая технология, использовать

которую можно и нужно, начиная с начальной школы.



В раздел образования