Напоминание

Тематическое планирование к программе дополнительного образования детей "Экспериментальная зоология"


Автор: Ушакова Светлана Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Дворец Творчества Детей и Молодёжи г. Магнитогорска"
Населённый пункт: г.Магнитогорск
Наименование материала: учебная программа
Тема: Тематическое планирование к программе дополнительного образования детей "Экспериментальная зоология"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Программа «Зоологи-краеведы»

Содержание и уровни освоения образовательной программы

распределяются следующим образом:

1 год обучения

Изучение

животных,

которые

содержатся

или

могут

содержаться

в

условиях

неволи. Уровень

освоения

репродуктивный

(адаптация

детей

к

новому виду деятельности, компенсаторная функция объединения).

Модуль «Зоопарк в твоем багаже».

Реализуется на базе СЮН и

Экоцентра ДТДМ. Группы комплектуются среди обучающихся 2-5 классов,

занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 2-3

часа. Модуль рассчитан на 1 год обучения на 144, 216 часов в год.

Модуль «Юные натуралисты» предназначен для работы в школах,

группы комплектуются среди обучающихся 1-2 классов, занятия проводятся

1-2

раза

в

неделю,

продолжительность

одного

занятия

1

час.

Модуль

рассчитан на 1 год обучения. Учебный материал рассчитан на 33, 66 часов в

год.

2 год обучения

Изучение животных, обитающих в окрестностях города и в Челябинской

области. Уровень освоения эвристический (глубокое усвоение материала по

профилю).

Модуль

«Животные

Челябинской

области»

реализуется

на

базе

СЮН и Экоцентра ДТДМ. Группы комплектуются среди обучающихся 3-6

классов, как среди ребят, уже занимавшихся 1 год, так и из вновь набранных.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 2-3

часа. Модуль рассчитан на 1 год обучения на 144, 216 часов в год.

Модуль

«Войди

в

природу

другом»

предназначен

для работы

в

школах и на базе СЮН или Экоцентра. Группы комплектуются среди

обучающихся 2, 3, 4 классов, как среди ребят, уже занимавшихся 1 год, так и

из

вновь

набранных.

Занятия

проводятся

1-2

раза

в

неделю,

продолжительность одного занятия 1-2-3 часа. Модуль рассчитан на 1 год

2

обучения. Учебный материал рассчитан для школ - на 33, 66 часов в год. Для

СЮН и Экоцентра учебный материал рассчитан на 72, 144, 216 часов в год.

3 год обучения

Изучение природы области на полевых практиках, экскурсиях, написание

исследовательских работ, участие в викторинах, олимпиадах, конференциях

НОУ

кружка,

экологического

отдела

ДТДМ,

города,

о бл а с т и ,

России.Уровеньосвоениякреативный.

Модуль «Исследование природы родного края. Научное общество

учащихся». Группы комплектуются среди обучающихся 4-11 классов, как

среди ребят, уже занимавшихся 1 и более лет, так и из вновь набранных.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 2-3

часа. Модуль рассчитан на 1 год обучения. Учебный материал рассчитан на

102, 144, 216 часов в год.

Учебно-тематический план первого года обучения

Блок «Зоопарк в твоем багаже»

(216 часов, 6 часов в неделю)

тема

Всего

часов

теория

практика

1

Введение

3

2

1

2

глава 1.Биология животных зооуголка

102

68

34

2.1

.

Р а з н о о б р а з и е

ж и в о т н о го

м и р а.

Знакомство с обитателями живого уголка.

Дневник

наблюдения.

Как

наблюдать

и

фиксировать наблюдения в дневнике.

3

2

1

2.2

.

Грызуны зооуголка

3

Основы ветеринарии

21

7

14

4

Сезонные изменения в природе

24

16

8

5

Следы жизнедеятельности животных

12

4

8

6

Праздники, конкурсы, выставки

12

-

12

7

Экскурсии

24

-

24

8

Культура поведения в природе

15

5

10

9

Итоговое занятие

3

2

1

Всего

216

104

116

3

Календарно-тематический план

Модуль «Практическая зоология»биология

Первый год обучения.

Учебно-тематический план.

1 г. Об. 6 часов в неделю

72 темы

тема

Всего

часов

теория

практика

сентябрь

1 I.

Введение.

Многообразие

животных

и

растнийЗнакомство

с

обитателями

живого уголка

3

2

1

2.II

Увеличительные приборы

III.Одноклеточные животные

102

68

34

3.

О бы кнов е нная

А м е б а . Особенности

строения и жизнедеятельности..

3

1

Дневник

наблюдения.

Как

наблюдать

и

фиксировать наблюдения в дневнике.

1

Пр. р. Рассматривание готового

микропрепарата

1

Жгутиконосцы

18(33)

4

Особенности строения эвглены и вольвокса

3

1

Практическая работа. Изучение внешнего

строения по готовым микропрепаратам..

1

Пр.р. Приготовление сенного раствора для

получения культуры туфелек

1

Инфузории

18

5

Общая характеристика.

Лекция.

3

1

Практическая

работа.

Наблюдения

за

строением

и

передвижением

инфузории

туфельки

1

Изучение простейших аквариума

1

IV.

Многоклеточные животные

6.

Тип Кишечнополостные.

Пресноводный полип-гидра.

Особенности строения.

3

1

Пр.Р.Особенности

строения

коралловых

полипов.

1

П р .

р .

О с о б е н н о с т и

с т р о е н и я

п р е с н о в о д н о й

г и д р ы - г о т о в ы й

1

4

микропрепарат,

либо

живые

объекты.

Наблюдения за передвижением гидры.

Октябрь

1

Тип Плоские черви

3

1

Тип Круглые черви

Тип кольчатые черви.

Пр.р.Внешнее строение дождевого червя.

Наблюдения за передвижением и реакцией

на раздражение.

2.

Тип Моллюски

Двустворчатые

Брюхоногие

Головоногие

Пр. р. Строение раковин различных

моллюсков. Выявление сходства и

различий

Пр. р. Определение раковин местных

моллюсков из коллекции

3.

Тип Членистоногие

Класс ракообразные

Пр.р.Строение речного рака.

Пр.р. Строение и движения дафнии

Пр.р. Наблюдения за пищевым поведение и

движением рака или краба

4.

Класс Паукообразные.

Пр.р.Особенности строения на примере

паука-птицееда(паука-крестовика,

тарантула, домового паука)

Пр.р. Изучение строения паутины

домового паука

Клещи.

5.

Класс насекомые

Пр. р. Внешнее строение насекомого на

примере таракана

Пр.р.Размножение и развитие насекомых

на примере тараканов и мучных хрущей

6.

Пр. р.Основные классы насекомых.

Изучение коллекций.

7

Пр.р.Определение насекомых с помощью

определителей и цветных таблиц

8

Зачет по одноклеточным и

беспозвоночным животным

5

ноябрь

27

1

Тип Хордовые

Класс Рыбы

Пр.р. Внешнее строение рыбы

П.работа

Особенности

строения

и

передвижения разных экологических групп

рыб

1

Игра- «Знатоки»

1

2

Класс Земноводные.

Пр.р.

Особенности

внешнего

строения

лягушки в связи со средой обитания.

3

1

П р . р . Сравнение

внешнего

строения

отрядов

земноводных.(лягушки,

тритоны,

аксолотли)

1

1

3

Класс Пресмыкающиеся.

Пр.р.

Особенности

строения

на

примере

ящерицы.

3

1

Пр.р. Сравнение отрядов пресмыкающихся

(ящерицы, змеи, черепахи)

12

П р . р .

И з у ч е н и е

с т р о е н и я

я й ц а

пресчмыкающегося.

3

1

4.

Класс Птицы.

Пр.р.Внешнее строение птицы. Строение

перьев.

1

1

3

1

5.

Пр.р.Стрение яйца птицы. Выводковые и

гнездовые птицы.

1

1

3

1

6.

Пр. р. Особенности строения отрядов птиц.

1

1

42

7

Пр.р. Определение образа жизни и питания

птиц по внешнему строению

3

1

1

декабрь

1

Пр.р.

Определение

гнезд

птиц

п о

определителю

3

1

1

2.

Пр.р. Изучение пород домашней птицы

1

6

3

Пр.р.

Изучение

внешних

особенностей

Дневных

хищных

птиц: орлы,

ястребы

к а н ю к и ,

с о ко л ы .

О т л и ч и т е л ь н ы е

3

1

6

особенности

видов.

Образ

жизни

в

природе.

Особенности

содержания

и

кормления

в

неволе.

1

Наблюдения

за

хищниками

в

зооуголке,

кормление, уборка помещения.

1

4

Пр.р.Совы.Образ жизни в природе.

3

1

Определение видов-лабораторная работа

1

Зачет по хищным птицам.

1

Местные виды птиц.

3

5

Перелетные

птицы

-

о б и т а т е л и

зооуголков. Причины отлета, особенности

питания в природе.

1

Практическая

работа:

«Ветеринарная

помощь, особенности питания в неволе»

1

Наблюдения

за

птицами

в

зооуголке.

Лабораторная работа: «Определение видов

местных птиц»

Экзотические птицы.

6

Попугаи. Особенности внешнего строения

3

Определение видов.

1

Определение пола

1

7

Другие экзотические птицы.

Особенности строения зерноядных птиц.

3

1

Практическая работа- « Определение птиц

зооуголка по определителям»

1

1

8

Корма для птиц.

3

1

Лабораторная

работа

-

рационов

и

составление

зерносмесей

для

птиц

зооуголка

1

Практическая

работа-кормление

птиц

зооуголка

15х3=45

26

1

18

январь

1

3

1

1

2

1

3

3

1

1

1

4

3

1

1

1

февраль

1

Класс Млекопитающие

Лабораторная работа Внешнее строение

млекопитающих. Разные виды

конечностей. Определение образа жизни по

внешнему строению животного

3

1

Изучение шерсти млекопитающих

2

Строение зубов млекопитающих разных

1

7

отрядов

3

Размножение и развитие млекопитающих

Внешние половые различия

млекопитающих. Определение пола у

животных зооуголка.

1

4

Норы и логовища. Забота о потомстве.

5

Сдеды млекопитающих

3

1

6

Способы защиты млекопитающих

1

7

Пр.р.Определение видов по чучелам

млекопитающих с помощью определителей

1

8

Конкурс зоологов

март

Сезонные изменения в природе (продолжение)

1

Весна в природе.Чтение отрывка из книги

В.Бианки «Лесная газета»

3

1

Практическая работа: «Наблюдения за

животными в зооуголке»

1

Лабораторная работа: «Наблюдения за

птицами у кормушки»

1

2

Перелетные птицы.

Первые вестники весны: грач, зяблик,

ласточка.

3

1

Практическая работа: «Наблюдения за

поведением птиц в зооуголке»

1

Лабораторная работа: « Особенности

внешнего строения птиц»

1

3

Праздник Весны.

Игровая программа для девочек.

3

1

Практическая работа: «Готовим подарок

маме»

1

«Сладости для Аленки» -праздничные

посиделки.

1

4

Голоса птиц.Значение голоса в жизни

птиц.

3

1

Практическая работа: «Запоминаем голоса

птиц»

1

Лабораторная работа: «Изучение голосов

птиц в зооуголке».

1

5

Гнезда птиц. Особенности строения

птичьих гнезд. Классификация гнезд.

3

6

Экологическая акция: «Скворечник».

Искусственные домики для птиц.

3

Зарисовка домиков в тетрадь

Правила изготовления и развески

искусственных гнездовий. Просмотр

учебного фильма.

Экскурсии(продолжение)

7

Весна в природе

3

8

Праздник: «День птиц"

3

апрель

8

Биология животных зооуголка(продолжение)

Обитатели аквариума и террариума.

12

1

Тип

Моллюски.

Класс

Брюхоногие

моллюски.Разнообразие видов.

3

1

Особенности содержания.

1

Лабораторная работа: Изучение внешнего

строение и поведения моллюсков.

1

2

Особенности

содержания

и

разведения

сухопутного моллюска ахатина

3

3

Тип Членистоногие. Класс Насекомые.

Тараканы,

палочники.

Многообразие

видов.

3

1

Лабораторная работа: «Изучение внешнего

строение и поведения насекомых».

1

Практическая

работа:

«Обустройство

террариума для насекомых»

1

3

Класс Пауки.Многообразие видов.

3

1

Лабораторная работа: «Изучение внешнего

строение и поведения пауков»

1

Практическая

работа:

«Обустройство

террариума для пауков»

1

4

Класс Ракообразные. Раки, креветки,

крабы.

3

1

Лабораторная работа: «Особенности

внешнего строения и образа жизни»

1

Практическая работа: «Обустройство

террариума и аквариума для

ракообразных»

1

5

Класс Рыбы. Аквариумные рыбы.

История создания аквариума.

3

1

Зарядка аквариума – практическая работа

1

Аквариумное оборудование – лабораторная

работа

1

6

Аквариумные растения. Разнообразие

видов.

3

1

Лабораторная работа: «Определение видов

растений в аквариумной»

1

Лабораторная работа: «Изучение

микроскопических водорослей и

микроорганизмов под микроскопом»

7

Живородящие рыбки. Многообразие видов.

3

1

Лабораторная работа: « Изучение внешнего

вида рыбы. Значение плавников».

1

Практическая работа: «Определение видов

рыб в аквариуме и наблюдение за

поведением рыб».

1

8

Лабиринтовые рыбки, сомики, цихлиды.

3

1

Практическая раболта: «Наблюдения за

рыбами в аквариуме».

1

9

Лабораторная работа: «Изучение питания

рыб»

1

май

1

Класс земноводные. Лягушки, жабы,

тритоны, саламандры.

3

1

Лабораторная работа: «Изучение внешнего

строения лягушки».

1

Практическая работа: «Кормление

земноводных»

1

2

Класс Пресмыкающиеся. Отряд

Черепахи. Многообразие видов.

3

1

Лабораторная работа: «Особенности

строения черепах».

1

Практическая работа: «Кормление

черепах»

1

3

Отряд Змеи. Многообразие видов.

3

1

Лабораторная работа: «Особенности

внешнего строения змеи».

1

Практическая работа: «Наблюдения за

передвижением и питанием змей»

1

4

Отряд ящерицы. Многообразие видов.

3

1

5

Лабораторная работа: «Особенности

внешнего строения ящерицы».

1

6

Практическая работа: «Наблюдения за

передвижением и питанием ящериц»

1

23

7

Экскурсия в природу «Гнездование птиц».

Вводная беседа.

3

1

Практическая работа: «Наблюдение за

птицами у гнезда»

1

Подведение итогов экскурсии

1

8

Заключительное занятие. Анкетирование.

3

1

Игра «Знатоки природы»

1

Сладкие посиделки.

1

1

Введение

3

2

1

2

Биология животных зооуголка

34х3=102

47

53

3

Животные у нас дома

8х3+24

7

14

4

Сезонные изменения в природе

12х3=36

16

8

5

Основы ветеринарии

4х3=12

6

Праздники, конкурсы, выставки

4х3=12

-

12

7

Экскурсии

5х3=15

-

24

8

Культура поведения в природе

15

5

10

9

Итоговое занятие

3

2

1

Всего

216

104

116

Цель- воспитание экологической культуры детей.

Задачи:

10

1. Расширить знания детей о биологии, способах и условиях содержания

животных в условиях неволи.

Сформировать умение определять по внешним признакам вид животного, а

так же навыки по уходу за животными.

2. Развить у детей эмоционально – чувственную сферу, эмпатию, гуманное и

эстетическое отношение к природе, способствовать достижению ребенком

чувства гармонии с окружающим миром.

3.

Воспитывать

любовь

и

бережное

отношение

к

природе

и

чувство

ответственности за «тех, кого приручил».

Содержание программы.

Первый год обучения.

(216 часов, 6 часов в неделю)

1.Организационное занятие - 3 часа.

Теория - 2 часа. Биология - наука о живой природе. Знакомство с работой СЮН.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в живом уголке, с правилами

обращения с животными, с требованиями санитарии и гигиены, с техникой

безопасности при работе на кормокухне и в живом уголке.

Практика - 1 час. Экскурсия по СЮН. Тестирование.

2.Биология животных зооуголка - 102часа.

Теория - 68 часов:

Разнообразие животного мира. Знакомство с обитателями живого уголка.

Дневник наблюдения. Как наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике.

-3ч

Класс млекопитающие.

Отряд грызуны (хомяки, песчанки, свинки, крысы, мыши, шиншиллы, дегу,

сурки). Образ жизни, повадки животных. – 18ч

Отряд

хищные

(барсук,

ласка,

степная

лисица).

Образ

жизни,

повадки

животных. – 3 ч

Класс птицы.

11

Отряд

Куриные

(домашние

куры,

гуси,

утки,

индюки,

фазаны,

цесарки,

перепелки, рябчики). Образ жизни, повадки животных. – 6 ч

Отряд

воробьинообразные

(зимующие

зерноядные:

чиж,

щегол,

чечетка,

снегирь, свиристель, дрозды; насекомоядные и всеядные птицы: синицы,

дятлы поползни, пищухи). Образ жизни, повадки животных. – 15 ч

Отряд

хищные

птицы

(совы,

ястребы,

соколы).

Образ

жизни,

повадки

животных. – 6 ч

Экзотические птицы (попугаи, амадины, канарейки). Образ жизни, повадки

животных. – 9 ч

Обитатели аквариумов и террариумов.

Класс рыбы (меченосцы, гуппи, моллинезии, цихлиды, гурами, сомики).

Образ жизни, повадки животных. – 6 ч

Класс земноводные (шпорцевые лягушки, аксолотли, тритоны, жабы). Образ

жизни, повадки животных. – 6 ч

Класс пресмыкающиеся (черепахи среднеазиатские, болотные, красноухие,

змеи - уж, полоз маисовый). Образ жизни, повадки животных–6 ч

Практика - 34 часа уход и кормление животных, наблюдения за поведением,

зарисовки

животных.

Оборудование

клеток,

вольер,

аквариумов

и

террариумов (кормушки, поилки, подстилка, убежища).

Составление

рационов

кормления,

приготовление

кормов.

Кормление

животных. Смена воды в поилках. Мытье посуды. Чистка клеток. Пересадка.

Разведение животных. Наблюдения за животными. Фиксация наблюдений.

Зарисовки.

3.Основы ветеринарии - 21 час.

Теория

-

7

часов:

неинфекционные

(переломы,

простуда,

авитаминоз)

и

инфекционные

заболевания

(эктопаразиты,

чума,

энтерит)

птиц,

млекопитающих и рыб.

Практика

-

14

часов.

Осмотр

животных,

посильное

лечение,

создание

оптимальных условий жизни.

4. Сезонные изменения в природе - 24 часа.

Теория - 16часов

Осень – 4 ч

12

Поведение животных осенью: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,

млекопитающие, насекомые.

Зима – 6 ч

Зимующие

птицы.

Виды

кормушек

и

кормов

для

зимующих

птиц.

Млекопитающие зимой.

Весна – 6 ч

Перелетные

птицы.

Млекопитающие

весной.

Первые

насекомые.

Привлечение птиц. Виды гнездовий.

Практика - 8 часов. Участие в акциях: «Кормушка», «Добрая зима». Подкормка и

охрана

птиц.

Изготовление

кормушек. Фенологические наблюдения. Сбор

листьев, семян и плодов. Изготовление и развешивание гнездовий.

5.Следы жизнедеятельности животных как метод их изучения - 12 часа.

Теория - 4 часа. Следы на снегу, на песке. Погрызы, помет, силуэты птиц.

Практика-8 часов. Зарисовка следов и силуэтов. Определение в природе,

изготовление слепков следов.

6. .

Праздники, конкурсы, выставки - 12 часов.

Традиционные юннатские праздники: «День Берендея», «День

птиц», «День Земли», «Международный день воды», «Выставка кошек»,

«Международный день животных».

7.Экскурсии - 24 часа.

Сезонные изменения в природе.

Зимующие

птицы.

Наблюдения

за

птицами

у

кормушки.

Подкормка

зимующих

птиц.

Развешивание

кормушек

в

парке.

Фенологические

наблюдения, зарисовки.

Следы деятельности лесных обитателей.

Экскурсия за кулисы цирка.

Экзотические обитатели аквариумов.

Весеннее поведение птиц в природе. Фенологические наблюдения, зарисовки.

8. Культура поведения в лесу - 15 часов.

Теория - 5 часов.

13

Правила ориентирования на местности.

Предсказание погоды.

Зеленая аптека.

Ядовитые и съедобные растения.

Памятка дляпутешественника.

Практика - 10 часов. Выход в природу, сбор мусора, устройство кострища.

9.Итоговое занятие - 3 часа.

Теория - 1 час. Что нового мы узнали за год? Задания на лето.

Практика - 2 часа. Выявление уровня экологической культуры. В кругу друзей

(игры, конкурсы, разговоры за круглым столом).

Знания, умения, навыки: знать всех животных зооуголка, знать и уметь их

правильно содержать, уметь вести наблюдения и фиксировать их, выполнять

правила поведения в природе и живом уголке.

Календарно-тематический план

Модуль «Зоопарк в твоем багаже»

второй год обучения.

Учебно-тематический план.

2 г. Об. 6 часов в неделю

ТЕМА

Часы

Теорет.

Практ.

1.

Организационное занятие

3

1

2

2.

Биология животных Южного Урала

144

50

94

3.

Красная книга Челябинской области

18

6

12

4.

Праздники, конкурсы, выставки

15

9

6

5.

Экскурсии, выезды на природу, полевая

практика

33

5

28

6.

Итоговое занятие

3

2

1

Всего:

216

73

143

14

тема

Всего

часов

теори

я

практика

сентябрь

1

I.2.09

Введение

3

1

2

II.Биология животных Южного Урала

144

50

94

21

3.09

Разнообразие животного мира Южного Урала.

Беседа и просмотр слай-фильма

3

1

Знакомство с местными обитателями живого

уголка музея.

1

Дневник наблюдения. Как наблюдать и

фиксировать наблюдения в дневнике.

1

3 2

9.09

Класс млекопитающие.

Общие сведения о млекопитающих Южного Урала.

Общая характеристика млекопитающих. Просмотр

слайдфильма. Изучение коллекции.

18(33)

Отряд грызуны

12

4 3

10.09

Семейство мышиные: мыши.

бобры, ондатры. – 12 ч

3

1

Практическая работа. Изучение внешнего вида на

живых объектах.

1

Игра «Назови животное»

1

5 4

16.09

Семейство Беличьи.

Белки, суслики, сурки. Особенности внешнего

строения и образа жизни.

Лекция.

3

1

Практическая работа.

1

Наблюдения и кормление грызунов

1

6 5

17.09

Семейство Хомяковые.

Хомяки и полевки, ондатра.

Образ жизни в природе. Просмотр слайд-фильма

3

1

Многообразие видов. Роль в природе.

1

Изучение внешнего вида– практическая работа

1

7 6

Семейство Бобровые. Образ жизни в природе.

3

1

23.09

Изучение погрызов, следов, шерсти-Лабораторная

работа

1

Практическая работа-чистка клеток и кормление

1

15

8 7

24.09

Отряд Насекомоядные

Характеристика отряда, особенности строения,

питания и образа жизни

3

1

Изучение видов: крот, ежи, землеройка, выхухоль

1

Игра «Угадай животное»

1

III.Экскурсии.

9

30.09

Экскурсия: «Поведение животных осенью:

насекомые, птицы, звери. Перелеты птиц»

Вводная беседа

3

0,5

Экскурсия в парк(во двор)

2

Подведение итогов

0,5

октябрь

Биология животных зооуголка(продолжение)

27

1 8

1.10

Отряд рукокрылые. Общая характеристика.

Лекция.

3

1

Видовое разнообразие в Челябинской области

1

Игра- «Знатоки»

1

Праздники, Конкурсы

15

2

7.10

4 октября-День защиты животных-история

создания праздника

3

Конкурсы

Игра-квест «Животные изКрасой Книги

Челябинской области»

3 9

8.10

Отряд Зайцеобразные.

Общая характеристика.

Лекция.

3

1

Лабораторная работа: «Изучение внешнего вида

зайцев и кроликов»

1

Особенности содержания кроликов. Клетки, корма.

3

1

Отряд хищные.

15

4 10

14.10

Общая характеристика.

Лекция.медведь, волк, лиса, корсак, рысь, ласка,

горностай, хорек, барсук, енотовидная собака.

3

1

Наблюдения и кормление хищников

1

Лабораторная работа-изучение черепа хищных

млекопитающих

1

5 11

15.10

Семейство Куньи. Барсук, хорек, ласка,

горностай, норка. Образ жизни, повадки животных

3

1

Особенности содержания

1

Наблюдения в зооуголке, общение с животными

1

6 12

21.10

Семейства и Псовые. Особенности строения,

биология и распространение.

3

1

Многообразие видов: лисица, корсак, волк, рысь,

енотовидная собака.

1

Игра «По странам и континентам»

1

7 13

22.10

Семейство Кошачьи. Рысь.

3

16

8 14

Семейство Медвежьи. Бурый медведь

3

Отряд парнокопытные: лось, косуля, кабан.

Подотряд нежвачные, семейство свиньи-кабан

3

Подотряд Жвачные, семейство Оленевые-лось,

косуля, благородный олень

Красная Книга Челябинской области

18

9

Редкие млекопитающие. Список видов. Причины

уменьшения количества особей.

3

1

Знакомство с редкимиживонымиэкоцентра

1

Игра « Животные из Красной Книги»

1

ноябрь

Класс Птицы.

3

1 15

Общие сведения о птицах области.

Особенности строения, питания, размножения.

Формы стай, распространение по Челябинской

области. Взаимосвязь в биоценозах.

2 16

Отряд гусеобразные.

Лебеди,видовое разнообразие. Особенности

биологии и распространения.гуси, утки. – 12 ч

3

1

3 17

Дикие гуси, утки, особенности биологии и

распространение

3

1

4 18

Другие водоплавающие птицы: чемги, цапли,

глупыши, аисты, выпи, савки, казарки

3

1

Хищные птицы

9

5 19

Дневные хищные птицы:

Отряд Соколообразные. Семейство Соколиные.

Род Соколы. Отличительные особенности видов.

Образ жизни в природе.

3

1

Особенности содержания и кормления в неволе.

1

Наблюдения за хищниками в зооуголке, кормление,

уборка помещения.

1

6 20

Отряд Ястребообразные.Сеейство Ястребиные.

Род Орлы. Род Ястребы.

3

7 21

Отряд Совы. Образ жизни в природе.

3

1

Определение видов - лабораторная работа

1

Зачет по хищным птицам.

1

8 22

Семейство голубиные - горлицы, голуби. – 3 ч

3

декабрь

1 23

Отряд дятлообразные – черный, зеленый,

большой и малый пестрые, седой, белоспинный.

– 3 ч

3

1

Практическая работа: «Ветеринарная помощь,

особенности питания в неволе»

1

Наблюдения за птицами в зооуголке. Лабораторная

работа: «Определение видов местных птиц»

2 24

Отряд воробьинообразные. – 30 чэкскурсия в

30

1

17

природу - наблюдения за птицами в природе.

Семейства Воробьиные и врановые. Воробьи,

вороны, сороки, галки, сойки, кедровки, грачи

вороны.

3

3 25

СемействоСинициевые, Поползневые, Пищуховые

3

Многообразие видов.

1

4 26

Семейство Вьюрковые - Род Вьюрки, Род

Щеглы, Род Чечетки, Род Чечевицы, Род

Клесты, Род Снегири,Семейство Овсянковые - Род

Овсянки, Род Пуночки

3

1

5 27

Семейство Свиристелевые,Семейство

Дроздовые - Род Дрозды, Род Каменки, Род

Чеканы, Род Горихвостки, Род Соловьи

3

1

6 28

Семейство Славковые - Род Славки, Род

Пеночки, Род Пересмешки, Род Камышевки, Род

Сверчки, Семейство Корольковые, Семейство

Мухоловковые - Род Серые мухоловки, Род

Пестрые мухоловки,

1

7 29

Семейство Ласточковые - Род Касатки, Род

Воронки, Семейство Жаворонковые - Род Полевые

жаворонки,

3

1

8 30

Местные зимующие птицы. Зимние учеты птиц

1

V.Календарные праздники

9

Подготовка к новогоднему празднику

+

1

Рисуем новогоднюю газету

1

Изготовление новогодних масок

1

10

Новогодний карнавал

3+

Игры у елки

1

Конкурс костюмов

1

Праздничный обед

1

январь

Экскурсии.

1

Экскурсия на участок(в парк): «Елка для птиц и

зверей».

Подготовка корма для подкормки животных

3

1

Наполнение кормушек на улице. Наблюдения за

птицами у кормушки

1

Подведение итогов экскурсии

1

2

Рождественские посиделки

+

3

Экскурсия в парк «Зима в природе»

4

Экскурсия «Мы-следопыты»

5 31

Семейство Иволговые, Семейство

Скворцовые, Семейство Крапивниковые - Род

Оляпки, Семейство Завирушковые,

3

1

1

1

18

6

Редкие птицы Челябинской области

Класс пресмыкающиеся.

6

732

Отряды черепахи.

Семейство пресноводные черепахи. Особенности

строения, питания, размножения. Распространение

по Челябинской области.

3

8 33

Отряд Чешуйчатые.

Семейство веретеницевые. Веретеница ломкая.

февраль

1 34

Отряд змеи. Семейство ужовые: уж, медянка,

полозы, семейство гадюковые: гадюка

обыкновенная и степная.

3

2

Охрана пресмыкающихся в Челябинской области

Класс земноводные

9

3 35

Класс земноводные.

Особенности строения, питания, размножения.

Распространение по Челябинской области.

Взаимосвязь в биоценозах.

Отряд Хвостатые. Тритоны, саламандры, углозубы

3

4 36

Отряд бесхвостые. Лягушки

3

5 37

Жабы, жерлянки, чесночницы

3

6

Редкие земноводные Челябинской области

3

Класс Насекомые.

7 38

Отряд Прямокрылые. Кузнечики, сверчки.

Лабораторная работа: «Особенности строения».

Самостоятельная работа-работа с определителем,

определение насекомых.

8 39

Отряд Клопы

март

1

3 марта-Всемирный день дикой природы

2

Праздник Весны.

Игровая программа для девочек.

3+

1

Практическая работа: «Готовим подарок маме»

1

«Сладости для Аленки» - праздничные посиделки.

1

3

Масленница

+

4 40

Отряд Стрекозы.

Лабораторная работа: «Особенности строения».

3

1

5 41

Водные жуки.

3

1

6 42

Отряд Чешуекрылые.

Семейство Парусники и их охрана.

7 43

Бархатницы, лимонницы, бражники

8 44

Семейство Белянок и борьба с ними

9 45

Павлиноглазки, совки, медведицы

апрель

1

1 апреля-Международный День птиц

2 46

Древоточцы, стеклянницы, коконопряды,

волнянки

19

347

Моллюски Челябинской области

4

Красная Книга Челябинской области.

Заповедники и заказники Челябинской области

5

15 апреля-День экологических знаний. Конкурс

зоологов

6

Экскурсия в краеведческий музей «Природа

Урала»

7

Международный день Земли

8

Чистая планета для нашего будущего

+

9

Экскурсия в природу «Насекомые весной»

май

1

Экскурсия в природу « Голоса птиц»

2

Экскурсия в природу «Гнездование птиц»

3

Заключительное занятие. Анкетирование.

Игра «Знатоки природы»

Сладкие посиделки.

Полевая практика

4

Выбор тем исследовательских работ

5

Подготовка к летней полевой практике

6

Экскурсия в природу « Птицы заводского

пруда»

7

Экскурсия в природу «Орнитофауна Парка

Победы»

8

Экскурсия в природу «Энтомофауна Парка

Победы»

1

=Введение

3

2

1

2

=Биология животных Южного Урала 144

47х3=14

4

47

53

3

=Красная Книга Челябинской области 18

5х3+15

7

14

6

Праздники, конкурсы, выставки 15

10х3=30

-

12

7

=Экскурсии, выезды на природу, 33

8х3=24

-

24

9

=Итоговое занятие

3

2

1

Всего

216

104

116

3 год об. НОУ

ТЕМА

Часы

Теорет.

Практ.

1.

Вводное

3

3

-

2.

Методика изучения животных и растений. Изготовление

коллекций.

33

9

24

3.

Экскурсии. Полевые практики.

60

3

57

4.

Индивидуальная работа по темам.

54

9

45

5.

Олимпиады, конкурсы, конференции.

48

33

15

6.

Праздники.

9

-

9

7.

Субботники.

6

-

6

8.

Заключительное занятие.

3

3

-

Всего:

216

60

156

тема

Всего

теори

практика

20

часов

я

сентябрь

1 I.

1.09.1

7

Введение. История НОУ объединения. Итоги

лета

3

1

2

II.Оформление исследовательских работ.

144

50

94

2

5.09

Выбор направления и темы исследовательской

работы.

3

1

Знакомство с исследовательскими работами

прошлых лет

1

3 2

8.09

Этапы выполнения исследовательских работ

18(33)

III. Методика полевых исследований

12.10

Знакомство с методикой изучения растительности

на местности

12

4 3

15.09

Правила поведения на экскурсии, экскурсионное

оборудование, дневник наблюдений.

3

1

IV. Экскурсии

5 4

19.09

Экскурсия «Изучение осенней флоры

окрестностей Экоцентра»»

Сбор материала для исследовательских работ

1

V. Камеральные работы

6 5

22.09

Подведение итогов экскурсии, работа с гербарием,

определение растений

1

7 6

26.09

Знакомство с методикой орнитологических

исследований

3

1

8 7

29.09

Экскурсия «Изучение птиц окрестностей

Экоцентра»

9

3.10

Подведение итогов экскурсии. Определение птиц

по определителям

октябрь

10

6.10

Методика изучения насекомых в природе

3

1

1

11

10.10

Экскурсия «Изучение осенней энтомофауны

окрестностей Экоцентра»

1

12

13.10

Подведение итогов экскурсии. Определение

насекомых по определителям

17.10

Методика фенологических наблюдений в природе

3

1

14

20.10

Экскурсия «Изучение холодостойких травянистых

растений города Магнитогрска»

1

15

24.10

Подведение итогов экскурсии. Определение

растений с помощью определителей

1

16

Требования к оформлению исследовательской

работы

3

1

17

Постановка целей и задач в исследовательской

работе. Оформление Введения.

1

18

31.10

Как сделать литературный обзор в

исследовательской работе. Подбор литературы по

темам

ноябрь

21

19 3.11

Набор текста Введения на компьютере

3

1

20 7.11

Набор текста литературного обзора на компьютере

21

10.11

Печать основной части исследовательских работ

22

14.11

Написание Выводов работ

23

17.11

Составление списка литературы

24

21.11

Работа с фотографиями

25

24.11

Работа с таблицами и диаграммами

26

28.11

Подготовка работ к заочному конкурсу

всероссийскому «Юный исследователь»

декабрь

VI.

Наблюдения в зооуголке

27

1.12

Методика наблюдений за животными в зооуголке

28

5.12

Изучение груминга у разных групп животных

29

8.12

Пищевые предпочтения зеленой игуаны

30

12.12

Определение образа жизни и способа питания

птиц по их внешнему строению

31

15.12

Подготовка работ к всероссийскому заочному

конкурсу «Шаги в науку»

32

19.12

Составление презентации работы

33

22.12

Составление доклада к работам

34

26.12

Подготовка работ к заочному этапу городской

конференции НОУ

VII.Праздники

35

29.12

Новогодний карнавал

январь

Экскурсии.

36

5.01

Экскурсия на участок(в парк): «Наблюдения за

птицами у кормушки».

Подготовка корма для подкормки животных

3

1

37

9.01

Рождественские посиделки

+

38

12.01

Экскурсия в парк «Изучение зимнейавиафауны»

39

16.01

Подведение итогов экскурсии. Работа с

определителем.

40

19.01

Экскурсия «Изучение животного мира парка по

следам жизнедеятельности»»

3

1

41

23.01

Работа с определителем следов. Подведение итогов

экскурсии.

1

42

Постановка целей и задач, написание введения и

1

22

26.01

литературного обзора

43

30.01

Печать работ на компьютере

февраль

44

2.02

Работа с фотографиями, таблицами и диаграммами

3

45

6.02

Составление презентации работы

46

9.02

Составление доклада к работам Репетиция

докладов

47

13.02

Городская конференция НОУ

48

16.02

Результаты выступления на городском НОУ

49

20.02

Составление доклада к работам, репетиция

докладов Городская конференция «Первые

открытия»

50

23.02

День защитника Отечества

51

27.02

Особенности содержания, поведения и питания

ракообразных в домашних условиях

март

52

2.03

Подготовка работ для участия в ЮНК-Урал

53

6.03

Подготовка работ для участия в ЮНК-Север

54

9.03

Праздник Весны.

«Сладости для Аленки» - праздничные посиделки

3+

1

55

13.03

Наблюдения за гнездованием птиц в зооуголке

1

56

16.03

Масленница

+

57

20.03

Подготовка докладов и презентации

3

1

58

23.03

Репетиция выступления

3

1

59

27.03

Городская конференция «Первые открытия»

60

30.03

Подведение итогов конференции

апрель

61

3.04

Работа по индивидуальным темам

62

6.04

Набор текста на компьютере

63

10.04

Набор текста на компьютере

64

13.04

Набор текста на компьютере

65

17.04

Проверка готовности работ

23

66

20.04

Подготовка работ для городской региональной

конференции «Юный исследователь»

67

24.04

Международный день Земли

68

27.04

Субботник .Чистая планета для нашего

будущего

+

май

69

4.05

Экскурсия в природу « Изучение птиц города по

голосам »

70

8.05

Обработка результатов экскурсии

71

11.05

Экскурсия в природу «Изучение гнездования

птиц в парке Победы»

72

15.05

Обработка результатов экскурсии

15.05

Заключительное занятие. Анкетирование.

Игра «Знатоки природы»

Сладкие посиделки.

Полевая практика

18.05

Подготовка к летней полевой практике. Выбор

тем исследовательских работ

22.05

Экскурсия в природу « Птицы заводского

пруда»

25.05

Экскурсия в природу «Орнитофауна Парка

Победы»

29.05

Экскурсия в природу «Энтомофауна Парка

Победы»

ТЕМА

Часы

Теорет.

Практ.

1.

Вводное

3

3

-

2.

Методики изучения животных и растений.

4х2=8

9

24

3.

Экскурсии. Полевые практики.

9х2=18

3

57

Наблюдения в зооуголке

6х2=12

4.

Индивидуальная работа по темам.

34х2=68

9

45

Камеральные работы

8х2=16

5.

Олимпиады, конкурсы, конференции.

5х2=10

33

15

6.

Праздники.

6х2=12

-

9

7.

Субботники.

2

-

6

8.

Заключительное занятие.

3

3

-

Всего:

144

60

156

Модуль «Исследование природы родного края.

Научное общество учащихся»

Третий год обучения

Учебно – тематический план.

24

ТЕМА

Часы

Теорет.

Практ.

1.

Вводное

3

3

-

2.

Методика изучения животных и растений.

Изготовление коллекций.

33

9

24

3.

Экскурсии. Полевые практики.

60

3

57

4.

Индивидуальная работа по темам.

54

9

45

5.

Олимпиады, конкурсы, конференции.

48

33

15

6.

Праздники.

9

-

9

7.

Субботники.

6

-

6

8.

Заключительное занятие.

3

3

-

Всего:

216

60

156

Цель- формирование экологической культуры личности.

Задачи:

1. Формировать экологический опыт у школьников, позитивное отношение к

природе, людям и самим себе. Изучить методы полевых исследований и

познакомить с этапами исследовательской деятельности.

2. Развивать у воспитанников нравственное отношение к природе,

обеспечить освоение ими норм экологической этики, формировать у

подростков систему экокультурных ценностных ориентаций.

Развить навыки по использованию полевых методик и оформлению

результатов исследований.

3. Создать условия для формирования у подростков и реализации ими

активной созидательной личностной позиции в экологической деятельности,

готовности к самостоятельным продуктивным решениям в ситуациях

нравственно- экологического выбора.

Содержание программы.

25

Третий год обучения.

(216 часов, 6 часов в неделю).

1.Организационное занятие-3 часа.

Правила ТБ. Тестирование. Что такое НОУ. Цели и задачи НОУ. Анализ

полевой практики.

2.Методика изучения животных и растений. Изготовление коллекций-33

часа.

Теория-9 часов: методы изучения животных и растений (Что нужно для

наблюдений. На что обращать внимание. Методика роботы с определителем.

Полевое оборудование. Как наблюдать птиц. Следы пребывания птиц.

Методы привлечения птиц. Как наблюдать насекомых. Как наблюдать

млекопитающих. Изучение растительности. Описание деревьев. Изучаем

водоем, лес, луг, степь, болото, горы. План изучения. Способы консервации,

изготовление коллекций.). Систематика и экологические группы животных и

растений.

Практика-24 часа: работа с природным материалом и определителями

(зарисовки в тетради, определение животных, измерение водоема,

определение растений по листьям и побегам, выращивание древесных и

травянистых растений, описание и определение возраста деревьев, Изучение

следов пребывания животных: погатки, помет, погрызы, перья, следы;

изготовление наглядных пособий: перья птиц, слепки следов, чучела;

наблюдения в природе и в зооуголке, изучение голосов птиц по записям).

3.Экскурсии и полевая практика-60 часов.

Теория-3 часа. Цели и задачи, правила ТБ на экскурсии.

Практика-57 часов.

Изучение биоценозов: «Луг», «Смешанный лес», «Болото», «Степь», «Горная

степь», «Река», «Карьер», «Городской парк», «Свалка».

Сбор материала для исследовательских работ, изучение видового состава

животных и растений.

26

Фотосъемка. Обработка результатов экскурсий в лаборатории. Составление

гербария, коллекций. Работа с определителями почв, растений, животных и

минералов.

4.Индивидуальная работа по темам-54 часа.

Теория - 9 часов. Этапы и требования к исследовательской работе и

реферату. План, методика анализа литературных источников.

Практика-45 часов. Обработка собранных материалов, литературный обзор,

написание и набор работы на компьютере, изготовление чертежей, схем,

рисунков, гербариев, коллекций, подготовка презентации. Подготовка

тезисов выступлений, репетиция выступлений. Работа в Интернете.

5.Олимпиады, конкурсы, конференции-48 часов.

Подготовка к теоретическому, практическому и заочному туру

Всероссийской олимпиады «Познание и творчество» по биологии и экологии,

участие в них. Участие в региональном конкурсе и конференции «Наследие».

Участие в городском и областном конкурсе НОУ.

6.Субботники-6 часов.

7.Праздники-9 часов.

8.Заключительное занятие-3 часа.

Защита рефератов, тестирование.

Знания, умения, навыки: Знать методы и этапы поисково -

исследовательской работы, методы проведения и постановки опытов,

наблюдений в природе и зооуголке, знать виды животных, которых можно

использовать для наблюдений в домашних условиях, знать особенности

биологии различных животных, экологические группы животных. Уметь

отбирать материал для конкретной темы, классифицировать и анализировать

полевой материал, проводить параллель между природными объектами и

литературными источниками, организовать свою опытническую

деятельность, намечать цель и подводить итог своей работы, уметь прочесть

лекцию, защитить свою работу, уметь хранить собранный в «поле» материал.

27

28



В раздел образования