Напоминание

"Экология и мы"


Автор: Козлова Елена Дмитриевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ Пржевальская СШ
Населённый пункт: п.Пржевальское,Смоленская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: "Экология и мы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Пржевальский Дом детского творчества» Демидовского района

Смоленской области

Программа утверждена Утверждена приказом №____от сентября 2018г.

на педагогическом совете по МБУ ДО ПДДТ

протокол №__ Директор _____________ Е.И. Боброва

от « » сентября 2018

Рабочая программа

творческого объединения «Экология и мы»

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

педагог дополнительного образования Козлова Елена Дмитриевна

Количество групп: 1

Количество часов:144 ч.

п.Пржевальское 2018 г.

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании

следующих документов:

Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации"

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г. №

1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам».

«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ

дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от

«11» декабря 2006 № 06-1844). •

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «4» июля 2014

г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей».

требования Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего

образования

(Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

рекомендации

Примерной

программы

по

учебным

предметам

(Примерные

программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.:

Просвещение, 2012 год);

положения

о

Рабочей

программе

педагога

дополнительного

образования

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Пржевальский

Дом

детского

творчества»

Демидовского

района

Смоленской

области

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экология и мы»

является модифицированной и относится к программам естественнонаучной

направленности.

Цель и задачи программы:

Цель программы:

создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с

окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.

Задачи:

Образовательные:

1. Развитие познавательного интереса к окружающей природе.

2. Выяснение роли экологии в жизни человека.

3. Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и

его рациональное использование ресурсов.

4. Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях

своего населенного пункта.

5. Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его

сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение

знаний в практической деятельности.

6. Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального

использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных

социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии

7. Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли

человека в изменении биологического разнообразия Земли.

8. Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.

9. Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.

10. Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики,

химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.

Воспитательные:

1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.

2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе,

развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.

3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Приобретение навыков конструктивного взаимодействия , здорового образа жизни

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе

экологического проектирования

2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и

анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных

результатов.

3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными

формами презентации творческих работ.

4. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Возраст учащихся: 14-17 лет.

Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма и режим занятий:

Основная форма занятий : групповая,

численный состав группы – 8 человек

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-

ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его

познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

· формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

· формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному

миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

· развитие интеллектуальных способностей;

· развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение

к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок,

живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

· освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;

· формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников

информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в

различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);

Механизм выявления образовательных результатов программы

Формы и содержание итоговых занятий:

- входной контроль проводится в форме собеседования педагога с учащимися

- текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений,

устных рекомендаций педагога;

- итоговый контроль проводится по окончании полного курса

программы.

Форма аттестации учащихся :

зачет, включающий защиту групповых и индивидуальных проектов

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об

этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения

и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о

русских

народных

играх;

о

правилах

конструктивной

групповой

работы:

об

основах

разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о

способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах

проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к

базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие

ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,

труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

социального

действия): школьник

может

приобрести

опыт

исследовательской

деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации

и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности

работы по реализации внеурочной деятельности

Способы фиксации учебных результатов программы:

Таблица оценки результативности учащихся

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы занятий

Кол-во

Формы контроля

Все

г

Теория

Практ

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

(вводный

мониторинг ) )

Информация как экологический фактор.

22

13

9

1.

Природная информация как среда жизни человека.

2

1

1

Собеседование

2.

Роль биологического разнообразия в

сохранении среды жизни

человека,его выживании.

2

1

1

Собеседование

3.

Экологические последствия утраты

генетической информации.

4

2

2

Собеседование

4

Генно-модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

4

4

-

Собеседование

5.

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье человека.

6

2

4

Оценка

сообщений

6.

Общение с природой, его формы.

2

2

-

Собеседование

7.

Роль восприятия природных

форм ,звуков,запахов,для здоровья человека.

2

1

1

Собеседование

Экологическая безопасность в

информационной среде.

46

19

27

1

Экологические риски технических средств связи.

6

2

4

Презентации

Учащихся.

2

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека.

2

2

-

Собеседование

3

.

Опасность звуковой среды.Шумы и вибрации.

4

2

2

Собеседование

4.

Видеоэкология.

2

1

1

Собеседование

5.

Выполнение группового проекта

«Экология школы»

10

2

8

Презентация

Проекта.

Фамилия,

Имя

обучающе

гося

Критерии оценки результатов

Итоговая

оценка

Достигнут 1 уровень

1-3 балла

Достигнут 2 уровень

4-7 баллов

Достигнут 3 уровень

7-10 баллов

6

Психологические манипуляции как

фактор общения.

4

2

2

Оценка

результатов

ролевой игры.

7

Информациооный терроризм и

способы его распознания.

2

1

1

Собеседование

8

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

4

2

2

Собеседование

9

Язык-основа культурной среды человека.

4

2

2

Педагогическое

наблюдение

10

Сквернословие как форма агрессии.

2

2

-

Собеседование

11

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного общения»

6

-

6

Презентация.

Общение как экологический фактор

.

16

6

10

1

Социальное партнерство как условие

развития общества.

2

2

Собеседование

2

Работаем в команде: ненасильственное общение.

4

2

2

Собеседование

3

Конструктивная критика.

2

2

-

Собеседование

4

Групповой экологический проект -

результат конструктивного взаимодействия.

8

-

8

Презентация

Проекта.

Экономное потребление:

учусь быть взрослым.

34

12

22

1

Потребности человека и их удовлетворение.

2

1

1

Собеседование

2.

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой воды.

12

2

10

Собеседование

3.

Энегетические ресурсы в быту.

4

2

-

Собеседование

4.

Утилизация ненужных вещей и проблемы

поселка.

6

2

4

Собеседование

5

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

10

2

8

Презентация

Проекта.

Учусь экологическому просвещению

22

8

14

1

Экологическое просвещение и его формы.

2

2

-

Собеседование

2.

Буклет как форма экологического просвещения.

8

2

6

Презентация

3.

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

4

2

2

Презентация

4.

Газета как средство экологического просвещения.

4

2

2

Презентация

5

Агитационное выступление.

4

-

4

Собеседование

Итоговое занятие

2

-

2

Зачет

Итого часов:

144

59

83

Содержание программы

Раздел 1 .Введение.

Экология человека.Что изучает экология человека.Человек в природном и социальном

окружении.Химические

,физические,биологические

и

информационные

экологические

факторы.Цели и задачи работы .Инструктаж по охране труда.

Раздел 2. Информация как экологический фактор.

Роль

биологического

разнообразия

в

сохранении

среды

жизни

человека,

его

выживании.Экологические

последствия

утраты

генетической

информациипри

вымирании

биологических

видовюФормы

сохранения

ценной

биологической

информации .Генно-инженерная

модификация растений

и животных как проблема

биологической

этики.

Опасность

и

польза

ГМО.Задача

сохранения

генетической

информации малых народов. Алкоголизм и курение как факторы снижающие генетическое

здоровье.Общение с природой и его формы. Роль природы в генетическом здоровье

человека. Социальная информация

как среда жизни человека. Культура как источник

информации

как

среда

жизни

человека.

Роль

этнокультурного

многообразия

для

становления экологической культуры общества. Нарастающий дефицит этнокультурной

информации как глобальная экологическая проблема.

Раздел 3.Экологическая безопасность в информационной среде.

Экологическая

безопасность

технических

средств

связи.

Экологические

риски

технических средств связи. Способы

безопасного использования технических средств

связи.

Безопасность

видеосреды

и

аудиосреды

человека.

Опасность

гомогенных

и

агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасности звуковой среды. Шумы

и

вибрации.

Способы

организации

безопасной

аудио

и

видеосреды.Защиты

от

манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия.Уловки манипуляции.Способы их

нейтрализации.

Способы

распознания

недостоверной

информации

.Примеры

информационного

терроризма.

Защита

от

информационного

терроризма.

Способы

противостояния опасным предложениям.

Раздел 4. Общение как экологический фактор.

Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы.Роль социального

партнерства.

Ненасильственное

общение.

Диалог.Компромисс.Уступка.

Конструктивная

критика.

Спорсобы

организации

работы

в

команде.Мягкое

управление.Роль

мягкого

управления в решении экологических проблем. Сотрудничество и взаимопомощь

в

решении проблем.

Раздел 5.Экономное потребление: учусь быть взрослым.

Чувство меры как признак взрослости. Ценность бережного отношения к природным

ресурсам. Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление

экологической ответственности, экологической грамотности человека. Ресурсосбережение

и его виды .Энергосбережение ,экономное использование ресурсов. Хартия Земли.

Раздел 6.Учусь экологическому просвещению.

Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы. Учет возрастных особенностей

аудитории, ее интересов.

Календарно

-

тематический план

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата проведения

теори

я

практика

по

плану

по

факту

1

Вводное занятие.

1

1

Информация как экологический

фактор

13

9

2

Природная среда как информация.

1

1

3

Роль биологического

разнообразия в сохранении

среды жизни человека,

его выживании.

2

-

4

Экологические последствия утраты

генетической информации.

1

1

5

Экологические последствия утраты

генетической информации.

-

2

6

Генно-

модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

2

-

7

Генно-

модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

2

-

8

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

2

-

9

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

-

2

10

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

2

2

11

Общение с природой, его формы.

2

-

12

Роль восприятия природных

форм ,звуков,запахов,для здоровья

человека.

-

2

Экологическая безопасность в

природной среде

13

Экологические риски технических

средств связи.

2

14

Экологические риски технических

средств связи.

2

15

Экологические риски технических

средств связи.

2

16

Безопасность видеосреды и

аудиосреды человека

2

17

Опасность звуковой среды.Шумы и

вибрации.

2

18

Опасность звуковой среды.Шумы и

вибрации.

2

19

Видеоэкология.

2

20

Работа над проектом «Экология

школы»

2

21

Работа над проектом «Экология

школы»

2

22

Работа над проектом «Экология

школы»

2

23

Работа над проектом «Экология

школы»

2

24

Работа над проектом «Экология

школы»

2

25

Психологические манипуляции как

фактор общения.

2

26

Психологические манипуляции как

2

фактор общения.

27

Информациооный терроризм и

способы его распознания.

1

1

28

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

1

1

29

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

2

30

Язык-основа культурной среды

человека.

2

31

Язык-основа культурной среды

человека.

2

32

Сквернословие как форма агрессии.

2

33

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

34

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

35

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

Общение как

экологический фактор

.

36

Социальное партнерство как

условие

развития общества.

2

37

Работаем в команде:

ненасильственное общение.

2

38

Работаем в команде:

ненасильственное общение.

2

39

Конструктивная критика.

2

40

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

41

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

42

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

43

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

Экономное потребление:

учусь быть взрослым.

44

Потребности человека и их

удовлетворение.

2

45

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

1

1

46

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

47

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

48

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

49

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

50

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

51

Энегетические ресурсы в быту.

2

52

Энегетические ресурсы в быту.

2

53

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

2

54

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

1

1

55

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

2

56

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

57

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

58

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

59

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

60

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

Учусь

экологическому просвещению

61

Экологическое просвещение

и его формы.

1

1

62

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

1

63

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

1

64

Буклет как форма экологического

2

просвещения.

65

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

66

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

2

67

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

2

68

Газета как средство экологического

просвещения.

2

69

Газета как средство экологического

просвещения.

2

70

Агитационное выступление.

2

71

Агитационное выступление.

2

72

Итоговое занятие.

2

План внеурочной деятельности

Направление внеурочной

деятельности

Наименование мероприятия, форма

организации

Объем внеурочной

деятельности, часов

в год

Спортивно-

оздоровительное

Беседа «Мы за здоровый образ жизни»

Участие в спортивных мероприятиях ДДТ

Экскурсии по экологическим тропам НП.

10

Духовно-нравственное

Акция Марш парков.

Акция «Очистим планету от мусора»

Акция «Помоги малышу»

Посещение выставок НП «Смоленское

Поозерье»

12

Научно-познавательное,

проектная деятельность

Презентация проектов.

6

Художественно-

эстетическое

Участие в концертах ДДТ; совместный

просмотр фильмов;

9

План досуговой деятельности

п/п

Наименование мероприятия.

Сроки

1

День открытых дверей в МБУ ДО ПДДТ

сентябрь

2.

День рождения Всемирного фонда дикой природы.

сентябрь

3

Всемирная акция «Очистим планету от мусора»

сентябрь

4

Массовые мероприятия на осенних каникулах. Участие в

конкурсах, выставках, викторинах

октябрь -

ноябрь

5

Международный день энергосбережения.

Ноябрь

6

День вторичной переработки.

Ноябрь

7

Массовые мероприятия на осенних каникулах. Участие в

конкурсах, выставках, викторинах

январь

8

Участие в Школьном Дне науки.

апрель

Работа с родителями

п//п

Наименование мероприятия, форма проведения

Время проведения

1

День открытых дверей

сентябрь

2

Родительское собрание

октябрь

3

Индивидуальные беседы

в течение года

4

Мониторинг удовлетворенности работой

творческого объединения.

май

Обобщение и распространение опыта работы

( в том числе экспериментальной, инновационной) (в форме открытых занятий, уроков,

мастер-классов, на семинарах, научно-практических конференциях и т.д.)

п//

п

Наименование мероприятия, форма

проведения

Способы и формы

участия

Дата проведения

1

Вебинары

Заочно

слушатель

В течение года

2

Участие в Марше парков,школьном

Дне науи.

Активный участник

апрель

3

Заседание методического

объединения

Участник

В течение года

5

Открытые уроки

Участник

декабрь, апрель

7

Разработка методического материала

Активный участник

В течении года.

8

Участие в эклогических

акциях.

Участник

В течение года

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Пржевальский Дом детского творчества» Демидовского района

Смоленской области

Программа утверждена Утверждена приказом №____от сентября 2018г.

на педагогическом совете по МБУ ДО ПДДТ

протокол №__ Директор _____________ Е.И. Боброва

от « » сентября 2018

Дополнительная общеразвивающая

общеобразовательная программа

творческого объединения «Экология и мы»

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

педагог дополнительного образования Козлова Елена Дмитриевна

Количество групп: 1

Количество часов:144 ч.

п.Пржевальское 2018 г.

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная программа разработана на основании

следующих документов:

Федеральный закон Российской Федерации от «29» декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об

образовании в Российской Федерации"

Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена

распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г. №

1726-р.

Приказ Министерства образования и науки РФ от «29» августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по дополнительным общеобразовательным программам».

«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ

дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от

«11» декабря 2006 № 06-1844). •

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «4» июля 2014

г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические

требования к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей».

требования Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего

образования

(Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

рекомендации

Примерной

программы

по

учебным

предметам

(Примерные

программы основного общего образования. Иностранный язык. 5-9 классы… М.:

Просвещение, 2012 год);

положения

о

Рабочей

программе

педагога

дополнительного

образования

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Пржевальский

Дом

детского

творчества»

Демидовского

района

Смоленской

области

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Экология и мы»

является модифицированной и относится к программам естественнонаучной

направленности.

Цель и задачи программы:

Цель программы:

создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с

окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.

Задачи:

Образовательные:

1. Развитие познавательного интереса к окружающей природе.

2. Выяснение роли экологии в жизни человека.

3. Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и

его рациональное использование ресурсов.

4. Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях

своего населенного пункта.

5. Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его

сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение

знаний в практической деятельности.

6. Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального

использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных

социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии

7. Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли

человека в изменении биологического разнообразия Земли.

8. Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.

9. Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.

10. Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики,

химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.

Воспитательные:

1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.

2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе,

развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.

3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики

4. Расширение кругозора учащихся.

5. Приобретение навыков конструктивного взаимодействия , здорового образа жизни

Развивающие:

1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе

экологического проектирования

2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и

анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных

результатов.

3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными

формами презентации творческих работ.

4. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

Актуальность программы заключается в содержании программы, которая охватывает

весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в

их неразрывном единстве.

Новизна программы «Экология. Практикум с основами проектирования» состоит в

том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности

к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов

решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и

негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной среде.

Возраст учащихся: 14-17 лет.

Набор в объединение осуществляется без специальной подготовки.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма и режим занятий:

Основная форма занятий : групповая,

численный состав группы – 8 человек

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 мин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,

духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести

диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от-

ветственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его

познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

· формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды

· формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному

миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;

· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

· развитие интеллектуальных способностей;

· развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение

к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок,

живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);

· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и

интересы своей познавательной деятельности;

· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач;

· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения;

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления

осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение.

· освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;

· формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников

информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в

различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);

Механизм выявления образовательных результатов программы

Формы и содержание итоговых занятий:

- входной контроль проводится в форме собеседования педагога с учащимися

- текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений,

устных рекомендаций педагога;

- итоговый контроль проводится по окончании полного курса

программы.

Форма аттестации учащихся :

зачет, включающий защиту групповых и индивидуальных проектов

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания

социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об

этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения

и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о

русских

народных

играх;

о

правилах

конструктивной

групповой

работы:

об

основах

разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о

способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах

проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к

базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие

ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре,

труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного

социального

действия): школьник

может

приобрести

опыт

исследовательской

деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации

и организации совместной деятельности с другими детьми.

Достижение всех трех уровней результатов будет свидетельствовать об эффективности

работы по реализации внеурочной деятельности

Способы фиксации учебных результатов программы:

Таблица оценки результативности учащихся

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы, темы занятий

Кол-во

Формы контроля

Все

г

Теория

Практ

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

(вводный

мониторинг ) )

Информация как экологический фактор.

22

13

9

1.

Природная информация как среда жизни человека.

2

1

1

Собеседование

2.

Роль биологического разнообразия в

сохранении среды жизни

человека,его выживании.

2

1

1

Собеседование

3.

Экологические последствия утраты

генетической информации.

4

2

2

Собеседование

4

Генно-модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

4

4

-

Собеседование

5.

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье человека.

6

2

4

Оценка

сообщений

6.

Общение с природой, его формы.

2

2

-

Собеседование

7.

Роль восприятия природных

форм ,звуков,запахов,для здоровья человека.

2

1

1

Собеседование

Экологическая безопасность в

информационной среде.

46

19

27

1

Экологические риски технических средств связи.

6

2

4

Презентации

Учащихся.

2

Безопасность видеосреды и аудиосреды человека.

2

2

-

Собеседование

Фамилия,

Имя

обучающе

гося

Критерии оценки результатов

Итоговая

оценка

Достигнут 1 уровень

1-3 балла

Достигнут 2 уровень

4-7 баллов

Достигнут 3 уровень

7-10 баллов

3

.

Опасность звуковой среды.Шумы и вибрации.

4

2

2

Собеседование

4.

Видеоэкология.

2

1

1

Собеседование

5.

Выполнение группового проекта

«Экология школы»

10

2

8

Презентация

Проекта.

6

Психологические манипуляции как

фактор общения.

4

2

2

Оценка

результатов

ролевой игры.

7

Информациооный терроризм и

способы его распознания.

2

1

1

Собеседование

8

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

4

2

2

Собеседование

9

Язык-основа культурной среды человека.

4

2

2

Педагогическое

наблюдение

10

Сквернословие как форма агрессии.

2

2

-

Собеседование

11

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного общения»

6

-

6

Презентация.

Общение как экологический фактор

.

16

6

10

1

Социальное партнерство как условие

развития общества.

2

2

Собеседование

2

Работаем в команде: ненасильственное общение.

4

2

2

Собеседование

3

Конструктивная критика.

2

2

-

Собеседование

4

Групповой экологический проект -

результат конструктивного взаимодействия.

8

-

8

Презентация

Проекта.

Экономное потребление:

учусь быть взрослым.

34

12

22

1

Потребности человека и их удовлетворение.

2

1

1

Собеседование

2.

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой воды.

12

2

10

Собеседование

3.

Энегетические ресурсы в быту.

4

2

-

Собеседование

4.

Утилизация ненужных вещей и проблемы

поселка.

6

2

4

Собеседование

5

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

10

2

8

Презентация

Проекта.

Учусь экологическому просвещению

22

8

14

1

Экологическое просвещение и его формы.

2

2

-

Собеседование

2.

Буклет как форма экологического просвещения.

8

2

6

Презентация

3.

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

4

2

2

Презентация

4.

Газета как средство экологического просвещения.

4

2

2

Презентация

5

Агитационное выступление.

4

-

4

Собеседование

Итоговое занятие

2

-

2

Зачет

Итого часов:

144

59

83

Содержание программы

Раздел 1 .Введение.

Экология человека.Что изучает экология человека.Человек в природном и социальном

окружении.Химические

,физические,биологические

и

информационные

экологические

факторы.Цели и задачи работы .Инструктаж по охране труда.

Раздел 2. Информация как экологический фактор.

Роль

биологического

разнообразия

в

сохранении

среды

жизни

человека,

его

выживании.Экологические

последствия

утраты

генетической

информациипри

вымирании

биологических

видовюФормы

сохранения

ценной

биологической

информации .Генно-инженерная

модификация растений

и животных как проблема

биологической

этики.

Опасность

и

польза

ГМО.Задача

сохранения

генетической

информации малых народов. Алкоголизм и курение как факторы снижающие генетическое

здоровье.Общение с природой и его формы. Роль природы в генетическом здоровье

человека. Социальная информация

как среда жизни человека. Культура как источник

информации

как

среда

жизни

человека.

Роль

этнокультурного

многообразия

для

становления экологической культуры общества. Нарастающий дефицит этнокультурной

информации как глобальная экологическая проблема.

Раздел 3.Экологическая безопасность в информационной среде.

Экологическая

безопасность

технических

средств

связи.

Экологические

риски

технических средств связи. Способы

безопасного использования технических средств

связи.

Безопасность

видеосреды

и

аудиосреды

человека.

Опасность

гомогенных

и

агрессивных пространств. Их примеры. Видеоэкология. Опасности звуковой среды. Шумы

и

вибрации.

Способы

организации

безопасной

аудио

и

видеосреды.Защиты

от

манипуляций. Примеры манипулятивного воздействия.Уловки манипуляции.Способы их

нейтрализации.

Способы

распознания

недостоверной

информации

.Примеры

информационного

терроризма.

Защита

от

информационного

терроризма.

Способы

противостояния опасным предложениям.

Раздел 4. Общение как экологический фактор.

Идеи гармоничного, сбалансированного развития общества и природы.Роль социального

партнерства.

Ненасильственное

общение.

Диалог.Компромисс.Уступка.

Конструктивная

критика.

Спорсобы

организации

работы

в

команде.Мягкое

управление.Роль

мягкого

управления в решении экологических проблем. Сотрудничество и взаимопомощь

в

решении проблем.

Раздел 5.Экономное потребление: учусь быть взрослым.

Чувство меры как признак взрослости. Ценность бережного отношения к природным

ресурсам. Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

Ограниченность природных ресурсов на планете. Экономное потребление как проявление

экологической ответственности, экологической грамотности человека. Ресурсосбережение

и его виды .Энергосбережение ,экономное использование ресурсов. Хартия Земли.

Раздел 6.Учусь экологическому просвещению.

Экологическое просвещение. Цели, принципы, формы. Учет возрастных особенностей

аудитории, ее интересов.

Календарно

-

тематический план

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата проведения

теори

я

практика

по

плану

по

факту

1

Вводное занятие.

1

1

Информация как экологический

фактор

13

9

2

Природная среда как информация.

1

1

3

Роль биологического

разнообразия в сохранении

среды жизни человека,

его выживании.

2

-

4

Экологические последствия утраты

генетической информации.

1

1

5

Экологические последствия утраты

генетической информации.

-

2

6

Генно-

модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

2

-

7

Генно-

модифицированные организмы и

проблема экологической этики.

2

-

8

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

2

-

9

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

-

2

10

Экологические факторы,

снижающие генетическое здоровье

человека.

2

2

11

Общение с природой, его формы.

2

-

12

Роль восприятия природных

форм ,звуков,запахов,для здоровья

человека.

-

2

Экологическая безопасность в

природной среде

13

Экологические риски технических

средств связи.

2

14

Экологические риски технических

средств связи.

2

15

Экологические риски технических

средств связи.

2

16

Безопасность видеосреды и

аудиосреды человека

2

17

Опасность звуковой среды.Шумы и

вибрации.

2

18

Опасность звуковой среды.Шумы и

вибрации.

2

19

Видеоэкология.

2

20

Работа над проектом «Экология

школы»

2

21

Работа над проектом «Экология

школы»

2

22

Работа над проектом «Экология

школы»

2

23

Работа над проектом «Экология

школы»

2

24

Работа над проектом «Экология

школы»

2

25

Психологические манипуляции как

фактор общения.

2

26

Психологические манипуляции как

фактор общения.

2

27

Информациооный терроризм и

способы его распознания.

1

1

28

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

1

1

29

Опасные предложения в общении

.

Формы и способы отказа.

2

30

Язык-основа культурной среды

человека.

2

31

Язык-основа культурной среды

человека.

2

32

Сквернословие как форма агрессии.

2

33

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

34

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

35

Выполнение группового проекта

«Как отказаться от опасного

общения»

2

Общение как

экологический фактор

.

36

Социальное партнерство как

условие

развития общества.

2

37

Работаем в команде:

ненасильственное общение.

2

38

Работаем в команде:

ненасильственное общение.

2

39

Конструктивная критика.

2

40

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

41

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

42

Групповой экологический проект -

2

результат конструктивного

взаимодействия.

43

Групповой экологический проект -

результат конструктивного

взаимодействия.

2

Экономное потребление:

учусь быть взрослым.

44

Потребности человека и их

удовлетворение.

2

45

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

1

1

46

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

47

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

48

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

49

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

50

Потребность в воде и ее качество.

Мониторинг качества питьевой

2

51

Энегетические ресурсы в быту.

2

52

Энегетические ресурсы в быту.

2

53

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

2

54

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

1

1

55

Утилизация ненужных вещей и

проблемы поселка.

2

56

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

57

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

58

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

59

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

60

Индивидуальные проекты

«Вторая жизнь ненужных вещей»

2

Учусь

экологическому просвещению

61

Экологическое просвещение

и его формы.

1

1

62

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

1

63

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

1

64

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

65

Буклет как форма экологического

просвещения.

2

66

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

2

67

Информационный листок как

форма экологического просвещения.

2

68

Газета как средство экологического

просвещения.

2

69

Газета как средство экологического

просвещения.

2

70

Агитационное выступление.

2

71

Агитационное выступление.

2

72

Итоговое занятие.

2

Методическое обеспечение программы

№ Раздел или

тема

Формы занятий

Приёмы и

методы

Дидактический

материал

Техничес

кое

Формы

подведения

программы

организации

учебно-

воспитательн

ого процесса

оснащени

е занятий

итогов

1

Информац

ия как

экологи

ческий

фактор.

Экологический

практикум.

Исследование

Инструктивные

карточки

Компьютер.

Обсуждение

результатов,реф

лексивная

оценка.

2

Экологичес

кая

безопаснос

ть в

природной

среде.

Экологический

практикум.

Дискуссионный

клуб.

Исследование

.

Виртуальные

экскурсии.

Инструктивные

карточки.

Тезисы

конференций

школьников.

Видеофи

льмы.

Самоанализ

результатов.

3

Экономное

потреблении

учусь

быть

взрослым.

Экологический

практикум.

Проектная,

исследователь

ская

деятельность.

Инструктивные

карточки.

Оборудован

ие для

исследован

ия воды

Обсуждение

результатов,реф

лексивная

оценка.

4

Общение

как

экологичес

кий фактор.

Экологический

практикум.

Дискуссионный

клуб.

Дискуссия,

сравнение,мозго

вой

штурм,тренинг

Обсуждение

результатов,реф

лексивная

оценка.

5

Учусь

экологическо

му

просвещению

Практикум.агитацио

нное выступление,

Дискуссия,

сравнение,мозго

вой

штурм,тренинг

Буклеты,листовки,

ролики,газет.

Компьютер.

Обсуждение

результатов,реф

лексивная

оценка.

Список литературы для педагога

1. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования

Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО

2. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования.

8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО

3. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами

экологического проектирования. 9 класс ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО

4. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология,

здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.

5. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по

здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/

Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.

6. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева,

А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

7. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.:

Устойчивый мир, 2005.

8. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш,

А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

9. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал

«География в школе» № 3, 2006.

10. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления.

Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом.

Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.

11. Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А.

Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.

12. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.

Список литературы для детей

1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия

развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).

2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х.,

Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор

детей).

3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.

4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные

материалы:. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. –

Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.



В раздел образования