Автор: Асабина Елена Юрьевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1 ЗАТО Межгорье Респ. Башкортостан
Населённый пункт: Межгорье Респ. Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ БАШКОРТОСТАНА
Раздел: дополнительное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОЧИНЕНИЙ
КОМПОЗИТОРОВ БАШКОРТОСТАНА»
“Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно
творческое горение … только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может
очаровать мелодией других” - сказал башкирский поэт Мустай Карим.
Около полувека насчитывает история башкирского фортепианного искусства. За это
время композиторы республики освоили основные жанры мирового фортепианного наследия,
составляющего его историю, без которой невозможно говорить о зарождении национально-
самобытной современной композиторской школы.
Истоки многих особенностей современного музыкального языка обнаруживаются в
народном искусстве. Поэтому обучение на основе народной музыки признано ныне как
в е д у щ и й
п р и н ц и п
ф о р м и р о в а н и я
р е п е р т у а р а
в
м у з ы к а л ь н ы х
ш ко л а х .
Предпочтительность
такого
подхода
обусловлено
тем,
что
учащийся
несравненно
легче усваивает материал, на котором по сути с детства воспитаны его музыкальный слух и
музыкальная
память.
Одновременно
репертуар
целесообразно
дополнять
лучшими
образцами
музыкальной
культуры
других
народов,
способствуя
пробуждению
у
него
интернациональных чувств.
Музыка
каждого
народа
настолько
самобытна
в
образно-эмоциональном,
ладово-
интонационном и ритмическом отношении, что изучение и более широкое внедрение в
практику
многонационального
репертуара
поможет
музыкальному
и
пианистическому
развитию учащихся.
По мере развития башкирского фортепианного искусства в детской музыке намечаются
заметные перемены: темы выходят за рамки пентатонического лада, наблюдается более
широкое
использование
альтерации
и
хроматизации
пентатонического
и
диатонического
ладов, обостряется гармонический язык сочинений.
Стилевая эволюция башкирского репертуара требует от педагога гибкого подхода к
изучаемым произведениям. Для того чтобы работа над освоением репертуара была по-
настоящему
интересной
и
увлекательной,
педагог
должен
хорошо
знать
национальный
фольклор. Без этого сложно помочь ученику познать всю красоту ладового и гармонического
языка произведений, разобраться в вопросах формообразования.
Известно, что одной из самых сложных, но очень важных в исполнительском искусстве
и музыкальной педагогике является проблема осознания исполнителем национального стиля
музыки. Воспитание чувства стиля у учащегося требует очень кропотливой и методически
выдержанной совместной работы педагога с учеником.
При составлении репертуара для учащихся младших классов, прежде всего, следует
исходить из того, что у них наиболее остро развита эмоциональная сторона восприятия,
поскольку
ребенок
в
этом
возрасте
мыслит
конкретными
эмоционально
окрашенными
категориями. Учитывая эту особенность, педагогу следует, наряду с развитием образной
стороны восприятия, обратить внимание на развитие логического мышления. Только при
таком комплексном подходе к вопросу может быть заложен фундамент будущих успехов.
Ценный в педагогическом отношении материал представляют обработки народных
мелодий, в которых сконцентрированы веками отшлифованные интонационные и ладовые
закономерности, ритмические особенности башкирского музыкального искусства. Поэтому
учащийся в обработках народных мелодий услышит и почувствует самое характерное для
народного
музыкального
искусства.
Сборник
башкирских
народных
мелодий
для
начинающих по классу фортепиано в обработке А.М. Минкова удачное тому подтверждение.
Сборник состоит из семи разделов, где ряд популярных мелодий, благодаря изменениям
фактуры, представлен в различной степени трудности.
Для учащихся конца первого года обучения вполне доступно обработка «Гнедой конь»
М. Валеева. На примере этой пьесы они познакомятся со звучаниями пентатонного лада.
Национальное
своеобразие
пьесы
придает
также
орнамент.
В
отличие
от
украшений
в
классической европейской музыке орнамент в башкирских мелодиях всегда исполняется, как
бы из-за такта, то есть первый звук его не акцентируется, скользит, но как бы стремится к
опиваемому звуку.
Небольшой диапазон, простота языка, вариантная повторность мелодии представляют
удобный
материал
для
запоминания,
а
выдержанные
звуки
в
левой
руке
способствуют
воспитанию навыков полифонического мышления начинающих исполнителей.
В
башкирской
фортепианной
музыке
для
детей
большое
место
занимают
танцы.
Большинству башкирских танцевальных мелодий общность придает их происхождение от
народного
жанра
«кыска-кюй»,
характеризующегося
четким,
чаще
всего
двудольным
строением. Включение пьесы «Башкирский танец» репертуар второго года обучения поможет
войти ученику в мир башкирских музыкальных мелодий. Танец этот близок и доступен юным
пианистам благодаря простоте ритма.
Следует обратить внимание на завершение первой фразы троекратным повторением
устоя
и
пояснить
этот
оборот,
как
характерный
для
большинства
народных
плясовых
мелодий.
Можно
провести
аналогию
с
движением
танцующего,
который
заканчивает
несколько фигур в танце традиционным троекратным притоптыванием.
Расширить
представление
об
образном
строе
танцевальных
мелодий
помогут
и
некоторые
обработки
народных
мелодий,
а
именно
пьеса
С.
Ишбулатова
«Башкирские
напевы», являющаяся по существу обработкой народной мелодии. При работе над пьесой
очень
важно
добиться
точного
исполнения
расставленных
акцентов
на
слабых
долях,
поскольку именно они помогут почувствовать упругость ритма, так свойственного многим
башкирским пьесам танцевального характера.
В
соответствии
с
учебной
программой
в
начальных
классах
музыкальной
школы
учащийся
знакомится
с
различного
видами
полифонии
и
овладевает
элементарными
навыками исполнения двух контрастных голосов. Хорошим материалом для этих целей
может
служить
пьеса
С.
Шагиахметовой
"Дуэт",
основанная
на
народной
песенности.
Полифоническая ткань пьесы станет доступной ученику, если он представит ее в виде
диалога. Мелодический рисунок верхнего голоса, напоминающего башкирские протяжные
мелодии. Басовый голос представлен как более сдержанный, мужской голос. В нем важно
уловить постепенное, то нисходящее, то восходящее его движение.
Учащиеся средних классов уже имеют общие понятия о национальном стиле. Они
знакомы
с
жанрами
народной
музыки,
на
основе
которых
зародилась
башкирская
фортепианная музыка, а также имеют представление о некоторых ее особенностях.
В 4-5 классах постижение национального своеобразия башкирской музыки должно
постепенно углубляться. В новой программе учащийся должен обязательно столкнуться с
новыми трудностями и открытиями для себя, иначе грозит потеря интереса к музыке. Теперь
уже
можно
обратить
внимание
ученика
на
то,
что
в
музыкальном
искусстве
народа
проявляются особенности, присущие вообще психологическому складу нации.
Типичным проявлением мужественного начала в танцевальных произведениях является
Прелюдия ор.18 ми минор Н. Сабитова. Как и другие пьесы этой группы, они насыщены
синкопами, унисонными произведениями темы, скачками в мелодии глубокими басами.
В
прелюдии
тема
производится
унисонно
в
басу.
Низкий
регистр
подчеркивает
суровость, мужественность темы. Не будет ошибкой, если ученик проинтонирует ее нон
легато. Главное заключается в том, что он почувствовал упругость и решительность первой
интонации.
Большое значение в исполнении танцевальных пьес башкирских композиторов должно
предаваться артикуляции, которая придаст танцевальным мелодиям большую ритмическую
упругость, а танцевальные образы наделит большим динамизмом.
В
лирических
пьесах,
изучаемых
в
старших
классах,
значительно
расширяется
образный
диапазон
музыки,
заметно
углубляется
содержание,
усложняется
фактура,
обогащается
жанровая
палитра
сочинений.
С
органичным
слиянием
классических
и
национальных традиций встретится учащийся в пьесе "Волны Агиделя" Р. Газизова. В нем он
услышит радость общения с природой, причем лирические чувства в пьесе передаются более
открыто, восторженно, что не свойственно народной музыке. В то же время это произведение
базируется
на
типично
национальной
основе
жанра
"озын-кюй",
с
присущей
ему
необычайной широтой мелодического разлива.
Подводя
краткие
итоги,
следует
прежде
всего
отметить,
что
важнейшая
черта
фортепианной музыки, написанной башкирскими композиторами для детей - это связь с
народным
музыкальным
творчеством.
Являясь
неотъемлемой
частью
композиторского
творчества, она выросла и развилась на основе постижения и использования композиторами
традиционных черт народных жанров "озын-кюй" и "кыска-кюй".
Разбор детской фортепианной музыки башкирских композиторов позволяет обнаружить
прежде
всего
ее
яркую
самобытность,
эмоциональную
наполненность
ее
смелостью
и
искренностью народа. В то же время она есть "открытое" искусство, доступное и близкое по
эмоциональному накалу, художественным образам других народов.
Несомненно то, что композиторы республики Башкортостан сделали существенный
вклад в педагогический репертуар музыкальных школ и это достойно внимания.