Напоминание

"Гитара в различных видах ансамбля. Дуэт"


Автор: Викман Николай Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО МРЦРДО
Населённый пункт: Магаданская область, город Магадан
Наименование материала: методическая разработка открытого занятия
Тема: "Гитара в различных видах ансамбля. Дуэт"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Методическая разработка открытого занятия

Педагога дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Викмана Н.П.,

Музыкальной студии « НОВЫЙ СТИЛЬ»

ГБОУ ДО МРЦРДО г. Магадан

«Гитара в различных видах ансамбля. Дуэт»

Возрастная категория: учащийся 1-го года обучения (15 лет)

Цель урока:

«Формирование и развитие навыков и приёмов ансамблевой

игры в дуэте»

Задачи урока:

Образовательная:

Повысить уровень владения музыкальным инструментом

воспитанника

1-го года обучения

Развивающие:

Развивать творческие способности и самостоятельность

музыкального мышления воспитанника

Развивать коммуникативные компетенции

Воспитательная:

Приобщать воспитанника к нравственным и культурным ценностям

План урока:

Организационный момент:

(Приветствие, сообщение темы занятия, настройка

музыкальных инструментов), (5 мин)

Введение:

(3-5 мин.)

Сольное исполнение учеником:

(7 мин.)

Совместное музицирование педагога с учеником:

(20 мин.)

Итог занятия: (

Подведение итогов умений и навыков. Словесные поощрения

воспитанника), (3 мин.)

Ход урока:

1.

Организационный момент:

(Тема, цель, план занятия, настройка гитар.)

2.

Ведение:

Учитель

Ансамбль (французское название «ensemble» означает «вместе»). В зависимости от

количества исполнителей различают следующие ансамбли: дуэт (2 участника), трио (3

участника), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7), октет (8), нонет (9), децимет (10)

и

т.

д.

Это

коллективная

форма

игры,

в

процессе

которой

несколько

музыкантов

исполнительскими

средствами

сообща

раскрывают

художественное

содержание

произведения. Занятия в классе ансамбля способствуют развитию у учащихся ритмического,

мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков

и,

главное,

прививают

интерес

и

любовь

к

музыке

и

своему

инструменту,

а

также

способствуют формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.

2

В течение учебного года мы познакомились с тремя гитарными пьесами. Одну из них

пьесу «Снег» - В.К. Бранда исполним сольно, а две остальные: «Прелюдия» и «Осенний

лес» - Г. Гарнишевкой исполним дуэтом.

3.

Сольное исполнение учеником:

Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и

анализа нотного текста, соблюдать динамические оттенки.

Воспитанием

навыков

ансамблевого

музицирования

необходимо

заниматься

на

протяжении

всего

времени

обучения.

По

возможности

как

можно

раньше

вводить

в

репертуар ансамблевые произведения. Я практически с первых уроков начинаю вводить

ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы

ребёнку было интереснее подбираю не сложный репертуар.

Например: пьеса «Снег» муз. В.К. Бранда.

К

этому

времени

ученик

уже

должен

быть

знаком

с

длительностями

нот.

Прорабатываем ритмическую сторону пьесы, хлопаем. Затем переходим к характеру пьесы.

Играет преподаватель, а ученик слушает. Затем ученик играет пьесу в медленном темпе.

Педагог следит за звукоизвлечением, постановкой левой и правой руки и аппликатурой.

Выявляет ошибки при исполнении, если таковые есть. Сам наглядно показывает правильную

постановку

рук,

аппликатуру,

извлечение

звука.

Слушает

самооценку

ученика.

Сам

оценивает исполнение учеником пьесы.

4.

Совместное музицирование педагога с учеником:

Основные

задачи

на

этом

этапе:

научится

слушать

друг

друга,

соблюдать

динамические оттенки.

При

работе

над

произведением

педагогу

необходимо

обратить

внимание

на

3

момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.

В

ансамбле

должен

быть

исполнитель,

выполняющий

функцию

дирижёра,

он

должен

показывать

вступление,

снятия,

замедления.

Сигнал

к

вступлению

небольшой

кивок

головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого,

довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также

могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение

вместе, одновременно. Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из

ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно вовремя. Так же это может быть и

кивок головы.

Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но

и

раскрывает

эмоционально

образный

мир

пьесы.

Гитара

является

самостоятельным

инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом.

Ученик

Прелюдия (от латинского prae… — перед и ludus игра) — короткое музыкальное

произведение,

не

имеющее

строгой

формы.

В

период

зарождения

прелюдия

всегда

предшествовала более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда

название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные

произведения. В прелюдиях часто встречается остинато: (итал.ostinato, от лат.obstinatus —

упорный, упрямый) — композиторский приём, основанный на многократном повторении в

музыкальном

произведении

какой-либо

мелодической

или

ритмической

фигуры,

гармонического

оборота,

отдельного

звука.

Также

пьеса,

написанная

с

использованием

такого приёма, сочетаясь со свободным развитием в других голосах, выполняет важную

формообразующую

роль.

Строго

говоря,

остинато

должно

представлять

собой

точное

повторение нот, хотя на практике встречаются отклонения от этого правила, в том числе и в

форме вариаций. Остинато известно с XIII века (хотя сам термин возник лишь в XVIII веке)

и было широко распространено в вокальных полифонических сочинениях композиторов

нидерландской школы XV―XVI веков. С этого же времени остинато начинают использовать

3

преимущественно в басу (bassoostinato). В произведениях эпохи романтизма и XX века роль

остинато возрастает благодаря его богатым выразительным возможностям.

В

классической

музыке

остинато

выполняет

ту

же

роль,

что

и рифф

в

современной

популярной и рок музыке, хотя для выделения риффа повторение не является обязательным

условием. Важную роль использование остинато играет в современном джазе. В целом

прелюдии

по

стилю

похожи

на

импровизацию.

Многие

годы

классическая

музыка

использовала прелюдию в качестве короткого музыкального произведения, что не имело

строгой

формы.

Во

время

своего

зарождения,

прелюдии

всегда

существовали

в

виде

предшествующего

этапа

к

более

сложному,

длинному

и

строго

оформленному

произведению.

Впрочем,

постепенное

развитие

музыки

способствовало

тому,

что

и

прелюдии

начали

создаваться

как

независимые

самостоятельные

произведения.

Часто

в

прелюдиях

используется

остинато,

а

сами

произведения

похожи

по

стилю

на

импровизацию. Таким образом, прелюдия – вступление к музыкальному сочинению либо

самостоятельная небольшая пьеса, в основном для фортепьяно, клавесина, органа. Также,

музыка имеет примеры создания отдельных циклов прелюдий и фуг и даже одних прелюдий.

Еще в эпоху Возрождения зародились первые прелюдии, что были короткими вступлениями-

произведениями для лютни. Часто лютнисты играли их перед выступлением также, чтобы

п р о в е р и т ь

а к у с т и к у

п о м е щ е н и я

и

н а с т р о й к у

и н с т р у м е н т а .

К

17

столетию

на

территории

Франции

возникли

и

клавишные

прелюдии

к

частям

клавесинной

сюиты,

причем

длительность

нот

полностью

оставалась

на

усмотрение

исполнителя. Луи Куперен – первый композитор, успешно использовавший данный жанр.

Уже после него многие до 18 столетия создавали клавесинные прелюдии, не обозначая

длительности.

Это,

например,

Элизабет

Жаке

де

ля

Герр,

Жан

Филипп

Рамо,

Жан

АнриД’Англьберт, Франсуа Куперен. При этом последние подобные прелюдии относятся к

1710-ым годам. Иоганн Каспар Фердинанд Фишер в числе первых принес в немецкую

клавирную музыку французский музыкальный стиль 17 столетия. Его сборник состоит из

прелюдий с фугами - клавирных произведений. Более известным стал цикл Баха с 24

произведений.

В

последующих

эпохах

многие

композиторы

писали

отдельные

циклы

прелюдий, что располагались по тональностям, как у Баха. Особое влияние, при этом, имели

два тома Клода Дебюсси с импрессионистскими произведениями. Использовали форму

прелюдий и некоторые композиторы в 20 столетии, сочиняя сюиты, что были навеяны

музыкой барокко. Это, например, прелюдии Арнольда Шёнберга и Мориса Равеля.

Возьмём для примера пьесу «Прелюдия» муз. Г. Гарнишевской.

Здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Плавная мелодия

требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более

уверенно и ровно(mf). Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. Научимся пользоваться

тембровой

палитрой,

работать

над

динамикой

в

каждой

партии

отдельно,

а

также

выстраивать динамический баланс.

Переходим к игре. Сначала солирует ученик, а педагог аккомпанирует. Потом

солирует педагог, а ученик аккомпанирует. Педагог следит за звукоизвлечением, постановкой

левой и правой руки и аппликатурой. Выявляет ошибки при исполнении, если таковые есть.

Слушает самооценку ученика. Сам оценивает исполнение учеником пьесы.

Главное в этой работе научить слушать друг друга. В процессе такой работы ученик

приобретает

навыки

«солирования»

-

когда

нужно

ярче

сыграть

свою

партию,

и

«аккомпанирования» - умения уйти на второй план.

Ученик

Вальс (от французского valse,

означает «кружиться») — общее название бальных и

народных

танцев

музыкального

размера

3/4.

Темп

исполнения

обычно

быстрый

или

умеренно быстрый. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века созданный

И. Ланнером и развитый Иоганном Штраусом (отцом и сыном), например: вальс Иоганна

Штрауса «Сказки Венского леса». В последующие годы вальс распространился во многие

страны. Вальс стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были

4

созданы многие разновидности вальса. Своим рождением вальс обязан многим танцам

разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце

«матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне,

во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом

близком к вальсу из его предшественников. Родиной вальса по праву считают Германию и

Австрию.

В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса,

включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4. Вальс получил распространение в музыкальном

театре (опере, балете, оперетте), приобрёл самостоятельное значение в виде фортепианной

(«Приглашение к танцам» Вебера), оркестровой («Вальс-фантазия» Глинки), и т. п. пьес, а

также

части

крупного

произведения

(симфонии,

сюиты

-

у

Чайковского

и

других

композиторов) и стал как основа романса и арии.

Вальс — одно из искусств выразительных движений в ритме.

Теперь для примера возьмём пьесу «Вальс» муз. Г. Гарнишевской.

Переходим

к

игре.

Сначала

солирует

ученик,

а

педагог

аккомпанирует.

Потом

солирует педагог, а ученик аккомпанирует. Педагог следит за звукоизвлечением, постановкой

левой

и

правой

руки

и

аппликатурой,

динамикой,

динамическим

балансом.

Выявляет

ошибки при исполнении, если таковые есть. Слушает самооценку ученика. Сам оценивает

исполнение учеником пьесы.

Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда

ученик начинает играть аккорды в первой позиции.

На

примере

этих

пьес

показана

работа

над

аккомпанементом,

соотношением

звучания

мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно,

реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.

Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга.

Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников

такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с

другом.

5.

Итог занятия:

Подведение итогов умений и навыков:

(Чему ты научился на уроке? Что узнал

нового? Как бы ты оценил урок?)

Словесные поощрения воспитанника:

("Ты справился с заданиями. Молодец! и

т.п.)

«Урок окончен. Спасибо за урок!»



В раздел образования