Напоминание

Технологическая карта урока Обществознания по теме "Общение". 6 класс.


Автор: Большакова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Боровичи Новгородлской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока Обществознания по теме "Общение". 6 класс.
Раздел: среднее образование





Назад




Технологическая карта урока.

1.

Тема: Общение

2.

Класс: 6

3.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

4.

Цели урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для

активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные

отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания в обычной жизни.

5.

Задачи:

Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение

вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию своей

деятельности.

6.

Планируемые результаты:

Личностные –

получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

осмысленного отношения к искусству общения.

Предметные

-

осознание

учащимися

роли

общения

в

жизни

общества

и

человека;

умение

учащихся

формулировать определение понятия «общение»; различать вербальные и невербальные средства общения;

формы общения.

Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать

индивидуально и в группе, осуществлять расширенный поиск информации.

7.

Основные понятия, изучаемые на уроке: общение, вербальное и невербальное общение, формы общения.

8.

Учебно-методическое

и

материальное

обеспечение:

Учебник

Обществознание.

6

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций;

под

ред

Л.Н.

Боголюбова,

Л.Ф.

Ивановой.-М.:

Просвещение,2015.

Философский

словарь

М.

«Просвещение»,

1998г.;

Психологический

словарь

М.

«Просвещение»,

2000г.;

Толковый словарь В.Даля. М. «Мир книги», 2002г., А.Барто Стихи М. «Просвещение» 2007г.,Сборник стихов

о Родине. М. «Эксмо» 2007г , мультимедийная презентация, ноутбук, проектор.

Название

этапа

Цель этапа

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Результат этапа

1

Этап

мотивации

Мобилизация

внимания

учащихся,

переключение на

учебную

деятельность,

проверка

готовности к

уроку.

Приветствует учеников. Предлагаю

вашему вниманию сюжет из

юмористического журнала «Ералаш»

(Видеосюжет)

Формирование у ребенка внутренней

потребности включения в учебную

деятельность

Включение в

учебный процесс

2

Актуализа

ция

знаний.

Подготовиться

и осознать

потребность к

построению

нового способа

действия

Задает вопросы учащимся: почему

внук не понял дедушку?

А в вашей жизни были случаи, когда

вас не понимали или вы не понимали

собеседника?

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

Умение излагать

свои мысли,

делать выводы,

умение приводить

примеры из

личного опыта.

Метапредметные:

способность к

рассуждению,

умение выделить

главное и

второстепенное.

3

Целеполаг

ание

Сформулировать

тему урока.

Поставить цель

урока.

Урок у нас будет интересным, т.к.

тема урока касается каждого из нас.

Какая тема будет, вы сами определите,

прослушав стихотворение Беловой

Натальи.

Без общенья жить нельзя,

Без общенья скука.

Личностные:

Умение

сотрудничать,

отстаивать свое

мнение.

Метапредметные:

Умение ставить

цель, работать в

Без общенья ты и я

Не поймем друг друга!

Это значит, мы должны

Говорить с друзьями,

С братом, бабушкой, сестрой

И, конечно, с мамой.

Про соседей не забыть,

Вежливо общаться,

Чтоб не стыдно было вам

С глазами их встречаться.

Как вы думаете, о чем это

стихотворение?

Учитель: Какое ключевое слово вы

услышали? О чем мы сегодня будем

говорить? (совместное определение

темы)

Тема нашего урока: «Общение».

Далее предлагает ученикам

сформулировать цель урока и план по

достижению цели.

Записывает поставленную учащимися

цель на доске.

Высказывают свое понимание главной

мысли стихотворения Н.Беловой.

Формулируют тему урока:

«Общение»

Формулирует цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и

какова его роль в жизни людей.

План урока:

1.Понятие общения 2.Способы

общения

3. Формы общения 4.Правила

общения

группе,

планировать свою

деятельность.

Предметные:

осознание

учащимися

структуры

деятельности (цель-

средства-действия-

результат)

4

Изучение

нового

Развивать

умение

Организует работу учащихся по

намеченному плану. Итак, давайте

Называют свои ассоциации к понятию

Личностные:

Умение понимать

материала

учащихся

работать с

понятиями

из словарей,

учебной

литературы,

развивать и

совершенствоват

ь навыки работы

в группах,

умение отвечать

на поставленные

вопросы

рассмотрим понятия «общение».

Попробуйте подобрать ассоциации к

слову общение. Чертит на доске схему

и фиксирует все сказанное учениками

на доске: все ваши ассоциации можно

систематизировать в следующее:

- взаимодействие;

-взаимопонимание;

- обмен информацией

Задает вопрос учащимся: Из каких

ещё источников мы можем узнать, что

такое общение?

Раздает по группам материал

выдержек из словарей и

конкретизирует задание: внимательно

прочитайте и дополните схему.

1 группа. Философский словарь.

2 группа. Психологический словарь.

3 группа Толковый словарь В. Даля .

Необходимо проговорить с

учениками правила работы в группе и

проконтролировать выполнение

работы. После дополнения кластера

делает вывод:

Общение – особая форма связи между

людьми, их взаимодействие и

действие, совершаемое вместе,

сообща.

Итак, мы узнали, что такое общение,

а сейчас познакомимся со способами

«общение»

Оформляют кластер в тетради

Отвечают на вопрос учителя. Можем

посмотреть в словарях.

В группах знакомятся с

определениями понятия «общение»,

анализируют, сравнивают с

имеющимися ассоциациями и

подбирают дополнения к составленной

схеме

Записывают определение понятия

«общения» в тетрадь

Называют способы общения:

Речевое (вербальное, словесное, т.е.

устная и письменная речь) и неречевое

смысл

поставленных

вопросов.

Формирование

самостоятельности

и уверенности в

своих силах.

Метапредметные:

Умение находить

информацию,

выделять главное,

сравнивать,

анализировать,

делать выводы.

Предметные:

Закрепление

понятия общение и

знакомство с

разными способами

общения.

общения .

Прочитайте в учебнике с.68-69. и

назовите способы общения.

(невербальное, мимика, взгляд, жесты,

поза, интонация).

Фиксируют схему в тетради.

5

Первичное

закреплени

е

Полученную

информацию

закрепить через

применение на

практике

Сейчас будем работать в группах.

Каждой группе нужно будет передать

полученную информацию

предложенным способом. Другие

группы постараются определить

способ передачи информации и

содержание.

Выполнение работы в группах

контролируется учителем.

Почему же Марина хотела побыстрее

научить правильно говорить своего

брата?

Потому что пока ещё из-за

неправильного произношения смысл

произнесенных братом слов

искажается, поэтому не всегда можно

понять, что же он хотел сказать.

Самостоятельно работают в группах.

1 группа

Вербальное общение: Выразительно

(по ролям) прочитать стихотворение

А. Л. Барто Буква «Р»

2 группа

Невербальное общение.

Смоделировать и изобразить

ситуацию приветствия и

доброжелательного общения.

3 группа

Вербальное общение. Выразительно

прочитать стихотворение

З.Александровой «Родина».

Если скажут слово «родина», сразу в

памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Старый тополь у ворот,

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Личностные:

Умение

организовать,

контролировать и

оценивать свою

деятельность.

Развитие

творческих

способностей.

Метапредметные:

умение соотнести

свои действия с

планируемым

результатом

Предметные:

Применение

полученных знаний

о способах общения

на практике через

выразительное

чтение стихов

А.Барто и

З.Александровой и

сценки .

Организует подведение итогов работы

групп

Организует работу с презентацией.

Выводит на экран изображение

картины В.Г.Перова «Охотники на

привале».

Какое общение изобразил В.Г.Перов?

Что выражают глаза, жесты и мимика

каждого из охотников?

Какие достоинства и недостатки

можно отметить у вербального и

невербального общения?

Приведите примеры влияния

невербального взаимодействия на ход

общения.

Подводит учащихся к выводу, о том,

что в общении важно учитывать

словесную информацию и

невербальную. «Словом можно убить,

словом можно спасти, словом можно

войска за собой повести».

Психологи считают, что чтение

невербальных сигналов является

важнейшим условием эффективного

общения. Оказывается, что слова,

которым мы придаем такое большое

Но у всех она одна!

Рассматривают картину на экране и

отвечают на вопросы.

Учащиеся отмечают достоинства и

недостатки, приводят примеры и

делают выводы.

значение, раскрывают лишь 7%

смысла, 38% значения несут звуки и

интонации и 55 % - позы и жесты.

6

Динамичес

кая пауза

Повысить и

поддержать на

должном уровне

умственную

активность и

работоспособно

сть ребенка во

время занятий.

Организует учащихся на выполнение

упражнения «Улови настрой класса».

2-3 ученика выходят из класса,

остальные в это время договариваются

изобразить радость(обиду, огорчение,

удивление). Вошедшие должны

угадать эту эмоцию.

Обучающиеся выполняют

упражнение.

7

Самостоят

ельная

работа

Чётко, ясно,

аргументирован

о представить

ответ по

иллюстрациям.

Вы успешно справились с творческим

заданием по способам общения и

далее мы обсудим формы общения.

Каждой группе раздает листочки с

информацией о формах общения.

1.Служебное (деловое) – построено на

убеждающей информации,

выражается в приказе, совете, просьбе

и рассчитано на подчинение одного

лица другому; участники общения

воздействуют друг на друга и

стремятся достичь нужного изменения

поведения. Например: при

поступлении ребенка в музыкальную

школу родитель пишет заявление на

имя директора.

2.Повседневное ( бытовое) – общение

с друзьями, родителями.

3.Убеждающее –построено на

влиянии на взгляды или действия

других. Например: родители-дети,

Работа в группах, изучают формы

общения.

В группах учащиеся распределяют

иллюстрации по формам общения,

подбирают доказательства.

Личностные:

Развитие навыков

речевой

деятельности.

Уточнение

собственных

возможностей и

ограничений.

Метапредметные:

Освоение способов

совместной

деятельности.

Умение

использовать

информацию из

разных источников,

выделять

необходимую для

ответа на вопросы.

Систематизировать

полученную

учитель-ученик.

4.Ритуальное (этикет) – процесс

соблюдения или выполнения

предписанного этикета. Например:

при входе учителя в класс -школьники

встают.

Итак, вы познакомились с формами

общения. Предлагаю применить свои

знания на практике . Я вам показываю

иллюстрацию, а вы определяете какой

форме общения она соответствует.

- Повседневное общение

-Ритуальное общение

- Убеждающее общение

Деловое общение

Подводит учащихся к выводу: в

зависимости от характера и

содержания сообщаемой информации

выделяют следующие формы

общения:

1.Служебное (деловое)

2.Повседневное ( бытовое)

3.Убеждающее

4.Ритуальное (этикет)

Ученики высказывают свои мысли.

Фиксируют схему «Формы общения» в

тетради

информацию.

Предметные:

Умение

ориентироваться в

информации о

формах общения.

(выделять признаки

разных форм

общения по тексту

и иллюстрациям)

8

Рефлексия

Обобщить

полученные

знания,

закрепить новый

материал и

подвести итоги

урока.

Таким образом, ребята, при общении

важно помнить, что

любой человек сложен, раним,

интересен, глубок как вы сами,

поэтому: «Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Осмысливают полученную

информацию

Личностные:

Формирование

собственных

представлений о

роли общения в

жизни человека.

Метапредметные:

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

(Слова М.М.Рощина.)

Так что же такое общение и какова

его роль в жизни людей?

Телеграмма

Расшифруйте слово «общение»,

каждую букву слова используйте для

того, чтобы дать характеристику

понятия «общение»

(Уровень удовлетворенности уроком:

работа с «Лестницей успеха»

Выполняют упражнение «телеграмма»

объединение, близость, щедрость,

единение, необходимость,

искренность, единство.

Дети выходят к доске и фишкой

определяют свой уровень.

Умение

систематизировать,

обобщать

изученное.

Соединить части в

целое ( что такое

общение, способы

общения, формы

общения и правила

общения).

Предметные:

Умение

высказывать свои

суждения по

результатам ответов

на вопросы.

9

Домашнее

задание

Закрепить

знания,

полученные на

уроке, знать

правила

общения с

разными

людьми.

Параграф 8.

Подготовить мини-проект «Правила

общения с…» (родителями,

одноклассниками, братом, сестрой и

т.д.)

Записывают задание в дневник



В раздел образования