Напоминание

"Системность в организации урока в начальной школе"


Автор: Федянина Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1" г.Липецк
Населённый пункт: Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Системность в организации урока в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




МБОУ «ГИМНАЗИЯ№1» г.Липецк

Учитель начальных классов

Федянина Светлана Михайловна

Системность в организации урока в начальной школе

Система дидактических принципов, обеспечивающих системность в

организации урока.

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания

не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы

своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм,

активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному

успешному формированию его общекультурных и деятельностных

способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми

ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик

с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Система дидактических принципов.

3 . Принцип целостности – предполагает формирование учащимися

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой

науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования на

максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития

возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально

безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на

уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей

педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6 . Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися

способностей систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое

начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного

опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на

формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть

организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Так как основной формой организации обучения является урок, то

необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию

уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного

подхода.

Cтруктура урока в технологии системно деятельностного

подхода выглядит следующим образом:

I.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

каждого учащегося.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы

ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который

предстоит ответить, или в виде темы урока.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из

затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка

результатов деятельности своей и всего класса.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно -

деятельностном методе обучения применяются 4 типа уроков:

урок рефлексии;

урок «открытия» нового знания;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Например, «Урок «открытия» нового знания».

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому

способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения

в нее новых элементов.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет

выделить основные результаты обучения и воспитания.

Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся

к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и

предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и

профессиональной мобильности на основе непрерывного образования

и компетенции «уметь учиться»;

Социальное развитие – формирование российской и гражданской

идентичности на основе принятия учащимися демократических

ценностей, развития толерантности жизни в обществе, воспитания

патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей,

норм и правил.

Деятельностный подход в образовательных Стандартах позволяет

выделить основные результаты обучения и воспитания:

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины

мира; развитие способности управлять своей познавательной и

интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания,

стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного,

символического, логического, творческого мышления, продуктивного

воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении,

включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей

как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести

диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в

коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить

продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе

овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации,

позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и

иностранных языках.

Системно - деятельностный подход способствует формированию

ключевых компетентностей учащихся:

- готовность к разрешению проблем,

- технологическая компетентность,

- готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов,

- готовность к социальному взаимодействию,

- коммуникативная компетентность.



В раздел образования