Напоминание

"Распевание в детском хоре на основе фонопедического метода развития голоса"


Автор: Красильникова Галина Николаевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ Гимназия 18
Населённый пункт: Г.Рыбинск Ярославской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Распевание в детском хоре на основе фонопедического метода развития голоса"
Раздел: начальное образование





Назад




1

Методические рекомендации

Распевания в младшем хоре мальчиков

МОУ Гимназия 18

учитель: Красильникова Г.Н.

Пояснительная записка

Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов

дополнительного образования, работающих с мальчиками 7-8 лет (младший

хор). Эта возрастная категория особенно требует бережного обращения, ведь в

этот период закладываются правильные навыки в обучении детей, так как на

«переучивание» у мальчиков нет времени в силу их физических особенностей.

Задача педагога: увлечь мальчиков, оторвать их от телевизора и поголовной

компьютеризации. Открыть мир музыки, научить видеть прекрасное и этим

обогатить внутренний мир детей.

Цель создания хорового коллектива состоит в том, чтобы приобщить как

можно большее число детей к искусству хорового пения. На занятиях

выполняется и учебно-воспитательная работа, проводятся беседы («Как

слушать музыку?», «Лучшие хоровые коллективы города», «Голосовой аппарат

певца и охрана голоса» и др.), встречи с композиторами и певцами-

исполнителями, посещение концертов и последующее их обсуждение. Главный

итог работы коллектива – отчетный концерт.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура

исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками и есть тот

стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-

хоровой работы. Задачи руководителя хора во многом схожи с работой педагога

по вокалу, но и усложняются тем, что хормейстер имеет дело с коллективом

певцов.

Целью подготовительных вокально-хоровых упражнений является

систематическое воспитание у певцов хора единых певческих навыков,

установление единого способа дыхания, установление единого способа

2

звукоизвлечения.

Задачей данной работы является выявление компонентов, из которых

складывается певческий процесс и техника вокального исполнения.

Основное содержание

Раздел 1 «Певческая установка»

3вукоизвлечение является процессом физиологическим, поэтому действие

всей голосообразующей системы подчиняется определѐнным закономерностям,

о которых хормейстер должен иметь представление и на собственном опыте

владеть всеми приемами певческого процесса.

Главное условие пения – это внутренняя полная физическая свобода

исполнителей.Она достигается естественной позой певца. Мышцы лица,

шеи, плеч в спокойном состоянии.

Этот момент руководитель должен контролировать постоянно, особенно

на первых порах вокальной работы. Желательно преподнести это в

игровой форме, чтобы мальчики смогли сами проследить за собой и друг

за другом. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя,

разучивать репертуар сидя, готовый репертуар пропевать также стоя,

проводить «физминутки» для раскрепощения мышечного тонуса. Нужно

добиваться, чтобы процесс пения был таким же естественным и

органичным, как процесс речи.

Освобождение мышц артикуляционного аппарата и овладение их работой

- вот первый навык, с которого следует начать вокальную работу в хоре. И

первым этапом в этой работе является умение открывать рот. Нужно обратить

внимание ребят на необходимостьбольшого раскрытия рта при пении, но не за

счѐт растяжения губ в стороны, а только за счѐт опускания нижней челюсти.

Это всѐ нужно преподносить детям в игровой форме, рассказать

сказку про звуки. Можно взять за основу программу «Фонопеднческий метод

развития голоса» В.В.Емельянова, особенно l-ый цикл «Артикуляционная

гимнастика» (рекомендую упражнение «Змея»: широко открыв рот сказать [А]

3

Ш, затем менять согласные, оставляя гласную [А], в последовательности: С, Ф,

К, Т, П, Б, Д, Г, В, ж, 3), 2- ой цикл «Координирующие интонационно-

фонетические упражнения».

Раздел II «Дыхание»

Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание. В

широко известном афоризме - «школа пения - это школа дыхания» - очень

правильно отмечается огромная роль дыхания как фундамента, на котором

формируется певческий голос. «Певческое дыхание» - это особая

приспособительная деятельность дыхательной системы во

время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки,

ибо развитое,продолжительное, гибко управляемое дыхание большое

достоинство певца

(Л.К. Ярославцева «К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания»).

Первое время участникам хора полезно держать руки на поясе и

научиться вдыхать носом, а выдыхать ртом. Полезными на данном этапе могут

оказаться упражнения Стрельниковой (стимулируют правильный вдох и выдох,

проводятся В игровой форме,

помогают сократить число ОРВИ заболеваний).

Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого

дыхания, такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо

начинать буквально каждый урок.

1. Мягко, по руке, взяв глубокое дыхание (следить чтобы плечи не

поднимались, а живот несколько идѐт вперѐд), ребята равномерно, медленно и

беззвучно выдыхают воздух,

произнося согласную Ф, С. Можно предложить поставить перед собой ладошку

и ощутить мягкую воздушную волну или принести свечку и во время выдоха

пронести перед ребятами.

Задача: пламя не должно потухнуть.

2. Очень полезно в качестве тренировки заставить певцов почувствовать

4

ощущение беззвучного крика (беззвучно кричать А). При этом внимание

должно быть сосредоточено

на ощущении диафрагмы.

3. Использование упражнений в грудном режиме

В.В.Емельянова:

а) в «позе кучера» (сидя, положив локти на колени)

б) «выдувание»

Эти упражнения помогают ощутить работу диафрагмы.

4. Использование принципа «цепного дыхания» - умение незаметно

вступать.

Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания ребят и

последовательно отрабатывать его механизм, на каждом уроке напоминать

хористам принципы певческого

дыхания, следить за правильностью его выполнения.

После начала работы над дыханием звук в хоре, как правило, становится

более слабым по силе и как бы бестембровым, это не должно пугать

руководителя, так как это

явление временное. И сила и тембр вернутся к хору, причѐм В новом, лучшем

качестве.

При пении упражнений нужно обращать своѐ внимание на исполнение

первого ШУ!.. так как начинающие певцы, не владеющие ещѐ в достаточной

степени своим дыханием, не могут правильно распределить его и на первом

звуке, обычно расходуют дыхание гораздо

больше, чем это нужно.

Закрепить понятия певческой установки и дыхания поможет песня «Петь

приятно и удобно» («Как Рыжик научился петь» Л.Абелян. Приложение №2).

Данный сборник может

стать настольной книгой хормейстера, так как содержит много полезных

упражнений и

5

песенок.

Раздел «Звукообразование»

Звукообразование, или фонация (от греч. фоне - звук), происходит в

результате действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от

колебаний голосовых связок, а усиливается и темброво окрашивается с

помощью резонаторов. Возможности певческих голосов мальчиков первого года

обучения ограничены. Хормейстер должен знать, что красота и прелесть

детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полѐтности,

эмоциональности. Добиться всего этого можно лишь при условии,

что мальчики поют в фальцетном режиме. Чтобы ощутить этот регистр нужно

просить ребят петь «тоненьким» голосом и использовать пение звуков верхнего

регистра ( от си-бемоль первой октавы и выше). Интересно, что спеть звук на

один тон выше своей примарной зоны мальчикам сложно, а сразу высоко они

начинают правильно интонировать, так как высокие

звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух,

чем низкие. В распевках нужно добиваться ощущения «пения головой»,

развивать головной регистр «когда ученики упражняются на высоких звуках, то

они должны их начинать с головного регистра. В этом случае полезно

произносить в вокализации букву У, потому, что она способствует вызову

головного голоса» (Г. Ломакин «Руководство к обучению пению в

народных школах»), Это вытекает из механизма образования

гласного У: активизируется работа голосовых связок и дыхания.

Гласный У помогает выработке пения «на зевке», так

как при его формировании мягкое нѐбо и маленький язычок находят правильное

положение. К тому же использование этого гласного позволяет вырабатывать в

хоре единую манеру пения. Вот несколько упражнений:

1) Поѐтся на одном звуке, педагог поѐт текст, а ребята заканчивают на У

(по полутонам вверх и вниз).

Педагог: Сидит ворон на дубу Дети: ( у - у - у )

6

Педагог: Он играет во трубу Дети: ( у - у - у )

Педагог: Труба точеная Дети: ( у - у - у )

Педагог: Позолоченная Дети: ( у - у - у )

3) Пение на слог КУ формирует звук в высокой позиции

Многие хормейстеры отмечают полезность пения с закрытым ртом, но в

младшем хоре этот прием не стоит использовать для детей, так как он сложен

на данном этапе.

Развивая головной регистр, нужно уделять внимание и

грудному. Чтобы ощутить разницу, можно попросить ребят положить руку на

грудь и почувствовать как она «гудит».Для развития грудного регистра можно

использовать следующие упражнения (в пределах ля малой октавы - ми

бемоль первой октавы) в грудном режиме В.Б.Емельянова.

В распеваниях рекомендуется избегать звуков среднего регистра, так как только

после овладения головным и грудным регистрами, средний регистр озвучится

сам собой. Но чтобы овладеть техникой пения в грудном и головном регистрах

хормейстер должен иметь слуховой идеал такого звучания. Для этого ему

необходимо накопить как можно больше слуховых впечатлений, посещать

открытые занятия и мастер-классы, чаще слушать звучание лучших хоровых

коллективов и отдельных исполнителей.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона. Это

серьѐзная, трудная и очень важная задача, потому, что хороший унисон в хоре -

основа чистого многоголосного пения (упражнение «цепочка» - звук передаѐтся

по цепочке на слог «лю» или «лѐ» педагогом одному из ребят, а он другому и

так далее). Работу над унисоном целесообразно начинать с

пения попевок на одной ноте: «Андрей-воробей», «Лѐтчиком буду»,

«Барашеньки», затем на двух: «Лиса», «Сорока», «Дон-дон», и так далее,

постоянно расширяя диапазон.

Для выработки определѐнных вокальных навыков целесообразно

7

использование небольших отрывков музыкальных произведений:

«Колыбельная» обработка Г. Мельо, «Спи,

моя милая» чешская народная песня, «Колечко» русская народная песня

Для разучивания названий нот можно выучить с ребятами песни Герчик

«Нотный хоровод», Роджерс «Звуки музыки».

Очень важным и эффективным методом на начальном этапе

являетсяпоказ педагога.

И педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение (обязательно

готовиться к занятиям). Хормейстеру следует использовать не только метод

подражания - «сделай как я», но также спрашивать наиболее активных,

способных детей - тех, кто может служить примером для подражания.

(Рекомендую играть в «солистов», выучить небольшие попевки с

текстом от первого лица: «Птичка-синичка», «Здравствуй, Утѐнок» .

В работе с детьми 7-8 лет педагог должен основываться на игровые

приемы, дети легко откликаются на эту форму деятельности и намного быстрее

усваивают учебный материал.Ещѐ один важный прием в работе с детьми - это

принцип «наглядности». Мы используем плакаты (при разучивании песен, для

ладовой работы), карточки (для усвоения ритма, запоминания написания нот),

они способствуют концентрации внимания, а также правильной посадке и

правильному звукоизвлечению.

В работе с мальчиками необходимо помнить, что им нужна частая смена

заданий, песен, упражнений, интенсивного ведения занятия. В своей

практической работе я использую метод «быстрого ведения урока» - один из

методов дидактической системы психолога Л.В.3анкова. Он является

действенным средством формирования готовности к певческой деятельности,

так как активизирует учебный процесс.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный

материал. Репертуар - одно из основных условий формирования певческой

деятельности, необходимо включать песни на спортивную, военную,

8

героическую тематику, сюжеты из школьной жизни, лирику юмор. Репертуар

хора должен быть разноплановым, систематически подобранным по

трудности, чтобы каждая песня закрепляла уже освоенные навыки.

Примерный репертуар

1. Р.н.п. «Ой, ладушки лады»

2. Р.н.п. «На горе-то калина»

3. Р.н.п. « Со вьюном я хожу»

4. Герчик «Нотный хоровод»

5. Французская народная песня «Пастушья песня»

6. Кюи «Осень»

7. Кюи «Гордый котик»

8. Петров «Песня о материнской любви»

9. Ребиков «Здравствуй, гостья зима»

10. Ребиков «Воробышек-воробей»

11. Бетховен «Малиновка»

12. Бетховен « Пастушья песня»

13. Ройтерштейн «Про ежа»

14. Ройтерштейн Вечерины»

15. Лист «Канцонетта Сальватора Роза»

16. Бойко «Дело было в Каролине»

Данная методика вокально-хоровой работы позволит педагогу в течение

первого года

обучения добиться ровного звучания хорового коллектива, «полѐтности» звука,

точности

интонирования и поможет перейти к многоголосному пению. Для ребят

обучение будет

увлекательным и неутомительным, что явно способствует сохранности

контингента.

В заключении хотелось бы напомнить слова выдающегося хормейстера

9

Бончо Боева, создателя болгарского детского хора «Бодра

смена»:«Возможности детей безграничны:

ограниченными бывают только возможности тех, кто с ними работает».

Список литературы:

1.

«Работа с детским хором. Сборник статей» (Москва, «Музыкая», 1981 г.)

2.

«Искусство хорового пения» (Москва, Гос. муз. издательство, 1963 г.)

3.

Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (Москва,

«Музыка», 1981 г.)

4.

«Основы вокальной работы с хором» (Ленинград, 1972 г.)

5.

Е.Лобачѐва «Хор и хороведение» (Москва, «Музыка», 1964 г.)

6.

К.Ф. Никольская-Береговская «Развитие школы хорового пения в

России» (Москва,

издательство «Советская Россия», 1974 г.)

7.

Г.Л.Стулова «Хоровой класс» (Москва, «Просвещение», 1988 г.)

8.

В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (Методическая

разработка)



В раздел образования