Напоминание

"Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе"


Автор: Юлина Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №17 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Внедрение и использование проектной деятельности

в воспитательной работе

Актуальность проектной технологии в наше время очевидна. Задача

современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к

жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь

полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь

«сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление,

творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации,

сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную

адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно

повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива,

творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских

способностей, активную гражданскую позицию.

Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых,

проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой

является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая,

творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок

познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные

продукты. С реализацией проекта дети познают окружающий мир, учатся

строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.

Технология проектного метода позволяет детям научиться работать в

команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения

поставленной цели. Проект который реализуют дети, должен вызвать у них

энтузиазм и увлекать. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они

будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель,

подбирать средства для ее достижения, принимать решения и нести за них

ответственность. У детей развиваются творческие способности и

коммуникативные навыки. В образовательном процессе проект востребован

не только как технология планирования действий и распределения усилий, но

и как особая организация образовательного пространства, способного

обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и

эмоциональное развитие участников проекта. Развивающий потенциал

проекта, определяется не только особой организацией, но и содержанием

деятельности детей и взрослых. Проект объединяет различные

образовательные области и направления детской деятельности, каждая из

которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.

В проектной деятельности педагог выступает как организатор детской

продуктивной деятельности, являясь источником информации,

консультантом, экспертом, партнером детей и помощником в их

саморазвитии. В результате реализации проектов дети осваивают

нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и

творчески работают с различными материалами, становятся более

уверенными. Расширяются знания об окружающем мире, обогащается

словарный запас, формируется чувство ответственности. Использование

проектной деятельности в работе способствует повышению самооценки у

детей. Участвуя в проекте каждый ребенок ощущает значимость, видит свои

вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В проектной деятельности ребенок

сталкивается с необходимостью

проявлять свою «самостоятельность» как минимум в следующих ситуациях:

1) когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о

себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с

товарищами и взрослыми;

2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях,

проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;

3) когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от

собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового,

возникшего как новое качество (цель - средство) в общей работе;

4) когда необходима творческая самомобилизация.

Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и

другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих

задатков – составляет основной предмет собственно педагогической

деятельности в процессе проектирования.

Существуют виды проектов:

1.

Индивидуальные, парные, групповые;

2.

Многомерные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной

дисциплины;

3.

Межпредметные проекты;

4.

Надпредметные проекты;

5.

Исследовательские проекты, творческие проекты (концерт, выставка,

конкурс рисунков), информационные (буклеты, коллаж, стен газеты).

В воспитательной работе используются чаще всего групповые, творческие,

исследовательские, информационные.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи.

Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если

это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее

решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к

использованию (праздник, подготовленное выступление, презентация,

творческая работа).

Проектная деятельность состоит из двух направлений:

1.

Сам проект, как результат.

2.

Формирование проектных умений в урочной и внеурочной

деятельности.

По объему проект бывает:

-краткосрочный (5 дней);

-среднесрочный (10-15 дней);

-долгосрочный (до года).

Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный

процесс:

1. Умение работать с информацией;

2. Опыт целеполагания;

3. Ребёнок приобрёл опыт планирования;

4. Расширение кругозора;

5. Развитие мышления;

6. Развитие эмоциональной сферы;

7. Опыт публичного выступления.

Через проектную деятельность дети учатся работать в команде , вовлекаются

в творческий процесс.

В проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт

«обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку

предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в

качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих -

наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма

развития личности:

Общение

Деятельность

Познание

Рефлексия

Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего

школьного возраста. С самого рождения ребенок является

первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.



В раздел образования