Автор: Юлина Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №17 "Жемчужинка"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Минусинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Внедрение и использование проектной деятельности в воспитательной работе"
Раздел: дошкольное образование
Внедрение и использование проектной деятельности
в воспитательной работе
Актуальность проектной технологии в наше время очевидна. Задача
современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к
жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь
полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь
«сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».
Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышление,
творческое воображение, фантазию, способность к самоорганизации,
сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную
адаптацию и самореализацию человека в обществе.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно
повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива,
творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских
способностей, активную гражданскую позицию.
Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых,
проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой
является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая,
творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок
познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные
продукты. С реализацией проекта дети познают окружающий мир, учатся
строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.
Технология проектного метода позволяет детям научиться работать в
команде, вырабатывать собственный алгоритм действий для достижения
поставленной цели. Проект который реализуют дети, должен вызвать у них
энтузиазм и увлекать. Тогда будет осознаваться необходимость знаний и они
будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель,
подбирать средства для ее достижения, принимать решения и нести за них
ответственность. У детей развиваются творческие способности и
коммуникативные навыки. В образовательном процессе проект востребован
не только как технология планирования действий и распределения усилий, но
и как особая организация образовательного пространства, способного
обеспечить личностное, психическое, познавательное, нравственное и
эмоциональное развитие участников проекта. Развивающий потенциал
проекта, определяется не только особой организацией, но и содержанием
деятельности детей и взрослых. Проект объединяет различные
образовательные области и направления детской деятельности, каждая из
которых имеет собственный воспитательный и развивающий потенциал.
В проектной деятельности педагог выступает как организатор детской
продуктивной деятельности, являясь источником информации,
консультантом, экспертом, партнером детей и помощником в их
саморазвитии. В результате реализации проектов дети осваивают
нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и
творчески работают с различными материалами, становятся более
уверенными. Расширяются знания об окружающем мире, обогащается
словарный запас, формируется чувство ответственности. Использование
проектной деятельности в работе способствует повышению самооценки у
детей. Участвуя в проекте каждый ребенок ощущает значимость, видит свои
вклад в общее дело, радуется своим успехам.
В проектной деятельности ребенок
сталкивается с необходимостью
проявлять свою «самостоятельность» как минимум в следующих ситуациях:
1) когда необходимо заявить свои собственные цели, свои представления о
себе и об объекте проектирования, отстоять свою позицию в дискуссии с
товарищами и взрослыми;
2) когда необходимо открыто и четко заявить о своих трудностях,
проанализировать их причины, и, прежде всего, искать причины в себе;
3) когда необходимо согласовать цели с другими, не отступать при этом от
собственных идеалов и уметь находить общие точки выращивания нового,
возникшего как новое качество (цель - средство) в общей работе;
4) когда необходима творческая самомобилизация.
Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и
другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих
задатков – составляет основной предмет собственно педагогической
деятельности в процессе проектирования.
Существуют виды проектов:
1.
Индивидуальные, парные, групповые;
2.
Многомерные проекты, осуществляемые в рамках одной учебной
дисциплины;
3.
Межпредметные проекты;
4.
Надпредметные проекты;
5.
Исследовательские проекты, творческие проекты (концерт, выставка,
конкурс рисунков), информационные (буклеты, коллаж, стен газеты).
В воспитательной работе используются чаще всего групповые, творческие,
исследовательские, информационные.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи.
Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если
это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее
решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к
использованию (праздник, подготовленное выступление, презентация,
творческая работа).
Проектная деятельность состоит из двух направлений:
1.
Сам проект, как результат.
2.
Формирование проектных умений в урочной и внеурочной
деятельности.
По объему проект бывает:
-краткосрочный (5 дней);
-среднесрочный (10-15 дней);
-долгосрочный (до года).
Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный
процесс:
1. Умение работать с информацией;
2. Опыт целеполагания;
3. Ребёнок приобрёл опыт планирования;
4. Расширение кругозора;
5. Развитие мышления;
6. Развитие эмоциональной сферы;
7. Опыт публичного выступления.
Через проектную деятельность дети учатся работать в команде , вовлекаются
в творческий процесс.
В проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт
«обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку
предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в
качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих -
наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма
развития личности:
Общение
Деятельность
Познание
Рефлексия
Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего
школьного возраста. С самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.