Автор: Павлова Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель–дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 10
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Маленькие архитекторы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10
Конспект занятия
Тема:
Маленькие архитекторы
старшая группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением зрения
Выполнила: учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Павлова Татьяна Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
г. Рыбинск 2017
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти
заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в
конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и
создавать
свои
постройки,
конструкции,
проявляя
при
этом
любознательность,
сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их
скрепления,
комбинирования,
оформления.
При
этом
он
как
дизайнер
творит,
познавая
законы
гармонии
и
красоты.
Детей,
увлекающихся
конструированием,
отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной
деятельности,
желание
экспериментировать,
изобретать;
у них
развито
пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память,
что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка
к школе.
Л.В. Куцакова.
Конспект коррекционного занятия в старшей группе
компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Тема: Маленькие архитекторы
Форма проведения - подгрупповое занятие.
Образовательная
область:
коррекционное
развитие,
познавательное
развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Цель:
развитие
конструктивных
способностей,
пространственного
мышления
посредством через решение задач образовательных областей ФГОС
Задачи:
образовательные:
- расширить представления детей о строительных профессиях (архитектор).
- формировать умение создавать чертежи несложных построек в трёх проекция
(вид спереди, вид сверху, вид сбоку);
- упражнять в умении устанавливать зависимость строений от функционального
назначения, устойчивости конструкций от их формы.
коррекционно-развивающие:
-
развивать
умение
анализировать
свойства
геометрических
форм,
давать
словесное описание на основе тактильного обследования,
соотносить форму
предмета (отдельной части) с эталоном формы;
- зрительно соотносить положение фигуры с шаблоном
- развивать пространственное, логическое, ассоциативное мышление, умение
самостоятельно анализировать постройки, конструкции;.
лечебно-восстановительные:
- овладевать зрительными обследовательскими (перцептивными) умениями
прослеживать контур любой конфигурации.
- активизировать различительные способности глаза, тренировать аккомодацию,
конвергенцию.
воспитательные:
-...р а зв и ват ь
п о зн а ват е л ь н у ю
и н и ц и ат и ву
у
д е т е й , стремление
к
экспериментированию, желание творить, изобретать;
- получать удовольствие по результатам совместного труда.
Предварительная работа: зрительное и осязательное обследование геометрических
форм, создание шаблонов отдельных форм (обведение карандашом всех граней при
знакомстве с новой формой), выделение в предметах эталона формы, моделирование
по
чертежам,
схемам,
игры
на
ориентировку
в
пространстве,
знакомство
с
профессией архитектора, совместное создание макета «Дорожное движение».
Ключевые слова: архитектор, макет, чертеж, вид спереди, вид сверху, вид сбоку.
Используемый материал
дидактический:
- наборы конструкторов «Маленький архитектор»;
- листы в крупную клетку с точечными ориентирами;
- чертежи геометрических фигур и рисунки геометрических фигур;
-
простые
карандаши,
ластики,
дополнительный
материал
для
обыгрывания
(кукольная семья, деревья, заборчик);
- мультимедийная игра «Поставь фигуру по чертежу» - авторская, аудиозапись
- призы-удостоверения «Маленький архитектор»;
- для индивидуальной работы: вертикальные подставки для детей со сходящимся
косоглазием, шаблоны для рисования схем, листы в крупную клетку (для ребенка с
монозрением).
технический: мультимедийный проектор, экран, ноутбук
мультимедийный:
План
Дети стоят около педагога.
Педагог: Ребята, мы приготовили коробки с конструкторами, значит, будем
что то …. конструировать. А что именно - угадайте.
Шум и гам на ней с утра.
Здесь резвится детвора.
Горки, мостик и лошадка...
Это- детская ..........( площадка).
Педагог: Дети, вы любите бывать в детских городках?
Что вам нравится в детском городке больше всего? (кататься на горке, прыгать
на батуте, каруселях..)
Как вы думаете, кто создаёт такие чудесные городки?
С
чего
начинается
строительство
городка
для
детей
или
любое
другое
строительство?
Выслушиваю ответы детей.
Педагог: Ребята, а вы слышали о такой очень важной и нужной профессии -
архитектор?
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный.
Строит дом карандашом
На листке бумажном.
Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все детали сосчитать,
Лестницы и двери.
Педагог: Архитектор сначала придумывает, как выполнить постройку,
которую ему заказали сделать, затем создаёт макет постройки (маленькую копию)
того, что хочет построить, а потом чертит чертёж этой постройки.
Как вы думаете, зачем нужен макет? (предметы можно менять местами,
выбрать лучший вариант)
Педагог: Ребята, я знаю, что в нашем городе построили новый микрорайон. Там
есть красивые многоэтажные дома, торговые центры, школа, детский сад, кинотеатр.
В новые квартиры переехали новоселы.
В выходной день родители и дети решили отдохнуть в детском городке. Но, к
сожалению, такого городка рядом не оказалось. Как вы думаете, в чём причина? (не
хватило денег на строительство, не успели построить).
Я думаю, что архитектор не уверен, какой городок нужен детям.
Как можно помочь новосёлам?
Предполагаемые
ответы
детей
найти:
спонсоров,
нарисовать
рисунок,
сходить в другой район, построить макет).
Педагог: Мы пока ещё маленькие и настоящий городок нам не построить, а
вот
создать
макет
такого
городка,
то
есть
маленькую
копию
того,
что
хотим
построить, а затем начертить чертежи построек, мы сможем.
Главный архитектор набирает команду помощников. Вы хотите быть в его
команде?
Послушайте объявление (аудиозапись):
В
команду
архитекторов
примут
тех,
кто
справится
с
проверочными
заданиями. Вы готовы пройти испытание? Тогда за работу!
Задание 1
Игра «Найди предмет такой же формы».
Инструкция: Каждый из вас возьмёт мешочек, определит на ощупь, какая
фигура в нём спрятана и за 1 минуту найдёт в группе предмет такой же формы.
(Дети берут из коробки по одному мешочку, в котором находится геометрическая
форма).
Педагог: Дети, обследуйте форму всей ладошкой и пальцами, вспомните, как
она называется.
Дети по сигналу колокольчика ходят по группе и ищут предметы (или части у
предмета), похожие по форме на геометрическую форму, которая находится у него
в
мешочке.
По
сигналу
колокольчика
возвращаются
на
ковер.
Объясняют
свой
выбор. (Например: я нашёл барабан, машину (колесо у машины), потому что у меня
в мешочке находится цилиндр).
Педагог: Молодцы, вы верно подметили, что любой предмет или его часть
имеет форму, схожую с геометрической формой, все формы разные.
Для выполнения следующего задания я предлагаю пройти к доске.
Задание 2 .
Игра «Угадай фигуру по чертежу».
Ребята подходят к доске, задание выполняется по очереди.
На
доске
предлагаются чертежи
объёмных
геометрических
форм
и
соответствующие изображения геометрических форм.
Инструкция:
посмотрите
внимательно,
соедините
линией
геометрическую
фигуру с соответствующим чертежом. (Приложение №1). Докажите свой выбор.
Во
время
выполнения
задания
педагог
задаёт
дополнительные
вопросы:
почему выбрал этот чертёж, как догадался? (это куб, у куба все грани одинаковые
-квадратной формы).
Педагог: с этим сложным заданием вы успешно справились.
Ребята, для выполнения третьего задания я приглашаю вас пройти за столы и
приготовить кирпичик.
Задание 3
«Поставь
фигуру
по
чертежу»
(с
использованием
ИКТ). Дети
сидят
за
столами.
На экране появляется чертёж кирпичика в трёх проекция (вид спереди, вид
сверху, вид сбоку – 4 варианта);
Инструкция:
посмотрите
на
экран,
поставьте
кирпичик
так,
как
он
представлен на чертеже, внимательно следите за условными обозначениями: П- вид
спереди, В- вид сверху, Б - вид сбоку.
После выполнения задания на экране появляется правильный ответ.
Педагог: Дети, вы отлично справились с заданиями. Я считаю, что вас можно
принять в команду архитекторов, получите удостоверение(приложение №2).
Ребята, подумайте, что бы вы хотели видеть на детской площадке? Какие
требования надо соблюдать при строительстве?
( красивое, крепкое, безопасное …).
Педагог: Я читала, что существует такая заповедь архитектора:
«польза,
прочность, красота
при строительстве важна». Предлагаю детям повторить эти
слова.
Задание 4
«Построй конструкцию, начерти чертёж постройки»
Инструкция: дети, нам предстоит не только создать задуманную постройку,
но и начертить чертёж постройки с з-х сторон.
Дети
строят
постройку
их
деревянного
конструктора,
затем
чертят
чертёж своей постройки в з-х проекциях. Во время выполнения задания спрашиваю
детей, что строят, как будет использоваться детьми. При затруднениях
оказываю
помощь детям: прилагаю посмотреть
на постройку с разных сторон,
обвести
пальцем грани, назвать форму грани, которую надо начертить, напоминаю, что
чертить надо с нижней детали, подсказываю необходимое количество клеток для
соблюдения масштаба. Время выполнения- 12 мин.
Педагог:
Дети,
мы
много
трудились,
нашим
глазам
требуется
отдых.
Я
предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.
Зрительная гимнастика:
1.
Цель: снятие зрительного напряжения
Глазки закрываем, медленно вдыхаем,
Глазки открываем, быстро поморгаем.
2.
Цель: развитие глазодвигательных функций.
В нашем городе всё есть:
Справа-мостик небольшой,
Прямо-парк, а слева - дом
Если хочешь всё запомнить
-посмотри опять кругом.
Задание 5
«Строим макет детского городка»
Педагог
предлагает
детям
перенести
постройки
на
единую
площадку,
расставить их по своему желанию и рассказать, что построили и как дети будут это
использовать. Все вместе дополняем городок деревьями, строим вместе забор (или
дети, закончившие работу раньше других).
Педагог: Посмотрите, вот и первые посетители нашего городка, смотрите, как
они обрадовались. Бабушка привела внука, а дедушка пришёл отдохнуть, почитать
газету…..Малыши
побежали
в
песочницу.
Серёжа
и
Никита
стали
играть
в
космонавтов, а Надя и Вики весело качались на качелях. Вношу мелкие игрушки-
жители новосёлы. Обыгрываем постройку.
Педагог: Дети, а что ещё вы хотели бы построить в детском городке? (батут,
бассейн
для
водных
лодок,
скамейки…).
Позже
мы
продолжим
строительство
городка.
Хорошо, когда у каждого городка есть название. Как бы вы хотели назвать наш
городок для детей? Выбираем наиболее подходящее название, один ребёнок пишет
название на вывеске.
Предлагаю придумать название детскому городку.
Педагог: Дети, наши чертежи и фотографию макета мы отошлём настоящим
строителям.
Будем
надеяться,
что
наша
работа
понравится,
и
взрослые
действительно построят такой городок для детей.
На детских площадках играют детишки
Смеются девчонки, резвятся мальчишки…
На детских площадках порядок, уют
И взрослые там чистоту берегут.
Релаксация: Ребята, вам понравилось быть помощниками архитектора? Что было
самое трудное в работе? А кто из вас захотел быть настоящим архитектором, когда
будет взрослым? Я очень обрадуюсь, если услышу вашу фамилию среди других
строителей.
Построить здание - надо иметь знание.
Архитектор- это классно
Замечать, что всё прекрасно.
Приложение к конспекту
занятия
«Маленькие архитекторы»
Удостоверение
Юный архитектор
Максим Недосекин
Архитектор - это классно
Замечать, что всё прекрасно.
Заповедь архитектора
Польза, прочность, красота
При строительстве важна!
Слайд на экране – голос архитектора