Напоминание

"Маленькие архитекторы"


Автор: Павлова Татьяна Геннадьевна
Должность: Учитель–дефектолог (тифлопедагог)
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 10
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Маленькие архитекторы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

Конспект занятия

Тема:

Маленькие архитекторы

старшая группа компенсирующей направленности

для детей с нарушением зрения

Выполнила: учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Павлова Татьяна Геннадьевна

Высшая квалификационная категория

г. Рыбинск 2017

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти

заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в

конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и

создавать

свои

постройки,

конструкции,

проявляя

при

этом

любознательность,

сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их

скрепления,

комбинирования,

оформления.

При

этом

он

как

дизайнер

творит,

познавая

законы

гармонии

и

красоты.

Детей,

увлекающихся

конструированием,

отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной

деятельности,

желание

экспериментировать,

изобретать;

у них

развито

пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память,

что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка

к школе.

Л.В. Куцакова.

Конспект коррекционного занятия в старшей группе

компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Тема: Маленькие архитекторы

Форма проведения - подгрупповое занятие.

Образовательная

область:

коррекционное

развитие,

познавательное

развитие,

социально-коммуникативное развитие.

Цель:

развитие

конструктивных

способностей,

пространственного

мышления

посредством через решение задач образовательных областей ФГОС

Задачи:

образовательные:

- расширить представления детей о строительных профессиях (архитектор).

- формировать умение создавать чертежи несложных построек в трёх проекция

(вид спереди, вид сверху, вид сбоку);

- упражнять в умении устанавливать зависимость строений от функционального

назначения, устойчивости конструкций от их формы.

коррекционно-развивающие:

-

развивать

умение

анализировать

свойства

геометрических

форм,

давать

словесное описание на основе тактильного обследования,

соотносить форму

предмета (отдельной части) с эталоном формы;

- зрительно соотносить положение фигуры с шаблоном

- развивать пространственное, логическое, ассоциативное мышление, умение

самостоятельно анализировать постройки, конструкции;.

лечебно-восстановительные:

- овладевать зрительными обследовательскими (перцептивными) умениями

прослеживать контур любой конфигурации.

- активизировать различительные способности глаза, тренировать аккомодацию,

конвергенцию.

воспитательные:

-...р а зв и ват ь

п о зн а ват е л ь н у ю

и н и ц и ат и ву

у

д е т е й , стремление

к

экспериментированию, желание творить, изобретать;

- получать удовольствие по результатам совместного труда.

Предварительная работа: зрительное и осязательное обследование геометрических

форм, создание шаблонов отдельных форм (обведение карандашом всех граней при

знакомстве с новой формой), выделение в предметах эталона формы, моделирование

по

чертежам,

схемам,

игры

на

ориентировку

в

пространстве,

знакомство

с

профессией архитектора, совместное создание макета «Дорожное движение».

Ключевые слова: архитектор, макет, чертеж, вид спереди, вид сверху, вид сбоку.

Используемый материал

дидактический:

- наборы конструкторов «Маленький архитектор»;

- листы в крупную клетку с точечными ориентирами;

- чертежи геометрических фигур и рисунки геометрических фигур;

-

простые

карандаши,

ластики,

дополнительный

материал

для

обыгрывания

(кукольная семья, деревья, заборчик);

- мультимедийная игра «Поставь фигуру по чертежу» - авторская, аудиозапись

- призы-удостоверения «Маленький архитектор»;

- для индивидуальной работы: вертикальные подставки для детей со сходящимся

косоглазием, шаблоны для рисования схем, листы в крупную клетку (для ребенка с

монозрением).

технический: мультимедийный проектор, экран, ноутбук

мультимедийный:

План

Дети стоят около педагога.

Педагог: Ребята, мы приготовили коробки с конструкторами, значит, будем

что то …. конструировать. А что именно - угадайте.

Шум и гам на ней с утра.

Здесь резвится детвора.

Горки, мостик и лошадка...

Это- детская ..........( площадка).

Педагог: Дети, вы любите бывать в детских городках?

Что вам нравится в детском городке больше всего? (кататься на горке, прыгать

на батуте, каруселях..)

Как вы думаете, кто создаёт такие чудесные городки?

С

чего

начинается

строительство

городка

для

детей

или

любое

другое

строительство?

Выслушиваю ответы детей.

Педагог: Ребята, а вы слышали о такой очень важной и нужной профессии -

архитектор?

Архитектор строит дом,

Дом многоэтажный.

Строит дом карандашом

На листке бумажном.

Нужно всё нарисовать,

Вычислить, проверить,

Все детали сосчитать,

Лестницы и двери.

Педагог: Архитектор сначала придумывает, как выполнить постройку,

которую ему заказали сделать, затем создаёт макет постройки (маленькую копию)

того, что хочет построить, а потом чертит чертёж этой постройки.

Как вы думаете, зачем нужен макет? (предметы можно менять местами,

выбрать лучший вариант)

Педагог: Ребята, я знаю, что в нашем городе построили новый микрорайон. Там

есть красивые многоэтажные дома, торговые центры, школа, детский сад, кинотеатр.

В новые квартиры переехали новоселы.

В выходной день родители и дети решили отдохнуть в детском городке. Но, к

сожалению, такого городка рядом не оказалось. Как вы думаете, в чём причина? (не

хватило денег на строительство, не успели построить).

Я думаю, что архитектор не уверен, какой городок нужен детям.

Как можно помочь новосёлам?

Предполагаемые

ответы

детей

найти:

спонсоров,

нарисовать

рисунок,

сходить в другой район, построить макет).

Педагог: Мы пока ещё маленькие и настоящий городок нам не построить, а

вот

создать

макет

такого

городка,

то

есть

маленькую

копию

того,

что

хотим

построить, а затем начертить чертежи построек, мы сможем.

Главный архитектор набирает команду помощников. Вы хотите быть в его

команде?

Послушайте объявление (аудиозапись):

В

команду

архитекторов

примут

тех,

кто

справится

с

проверочными

заданиями. Вы готовы пройти испытание? Тогда за работу!

Задание 1

Игра «Найди предмет такой же формы».

Инструкция: Каждый из вас возьмёт мешочек, определит на ощупь, какая

фигура в нём спрятана и за 1 минуту найдёт в группе предмет такой же формы.

(Дети берут из коробки по одному мешочку, в котором находится геометрическая

форма).

Педагог: Дети, обследуйте форму всей ладошкой и пальцами, вспомните, как

она называется.

Дети по сигналу колокольчика ходят по группе и ищут предметы (или части у

предмета), похожие по форме на геометрическую форму, которая находится у него

в

мешочке.

По

сигналу

колокольчика

возвращаются

на

ковер.

Объясняют

свой

выбор. (Например: я нашёл барабан, машину (колесо у машины), потому что у меня

в мешочке находится цилиндр).

Педагог: Молодцы, вы верно подметили, что любой предмет или его часть

имеет форму, схожую с геометрической формой, все формы разные.

Для выполнения следующего задания я предлагаю пройти к доске.

Задание 2 .

Игра «Угадай фигуру по чертежу».

Ребята подходят к доске, задание выполняется по очереди.

На

доске

предлагаются чертежи

объёмных

геометрических

форм

и

соответствующие изображения геометрических форм.

Инструкция:

посмотрите

внимательно,

соедините

линией

геометрическую

фигуру с соответствующим чертежом. (Приложение №1). Докажите свой выбор.

Во

время

выполнения

задания

педагог

задаёт

дополнительные

вопросы:

почему выбрал этот чертёж, как догадался? (это куб, у куба все грани одинаковые

-квадратной формы).

Педагог: с этим сложным заданием вы успешно справились.

Ребята, для выполнения третьего задания я приглашаю вас пройти за столы и

приготовить кирпичик.

Задание 3

«Поставь

фигуру

по

чертежу»

использованием

ИКТ). Дети

сидят

за

столами.

На экране появляется чертёж кирпичика в трёх проекция (вид спереди, вид

сверху, вид сбоку – 4 варианта);

Инструкция:

посмотрите

на

экран,

поставьте

кирпичик

так,

как

он

представлен на чертеже, внимательно следите за условными обозначениями: П- вид

спереди, В- вид сверху, Б - вид сбоку.

После выполнения задания на экране появляется правильный ответ.

Педагог: Дети, вы отлично справились с заданиями. Я считаю, что вас можно

принять в команду архитекторов, получите удостоверение(приложение №2).

Ребята, подумайте, что бы вы хотели видеть на детской площадке? Какие

требования надо соблюдать при строительстве?

( красивое, крепкое, безопасное …).

Педагог: Я читала, что существует такая заповедь архитектора:

«польза,

прочность, красота

при строительстве важна». Предлагаю детям повторить эти

слова.

Задание 4

«Построй конструкцию, начерти чертёж постройки»

Инструкция: дети, нам предстоит не только создать задуманную постройку,

но и начертить чертёж постройки с з-х сторон.

Дети

строят

постройку

их

деревянного

конструктора,

затем

чертят

чертёж своей постройки в з-х проекциях. Во время выполнения задания спрашиваю

детей, что строят, как будет использоваться детьми. При затруднениях

оказываю

помощь детям: прилагаю посмотреть

на постройку с разных сторон,

обвести

пальцем грани, назвать форму грани, которую надо начертить, напоминаю, что

чертить надо с нижней детали, подсказываю необходимое количество клеток для

соблюдения масштаба. Время выполнения- 12 мин.

Педагог:

Дети,

мы

много

трудились,

нашим

глазам

требуется

отдых.

Я

предлагаю вам выполнить зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

1.

Цель: снятие зрительного напряжения

Глазки закрываем, медленно вдыхаем,

Глазки открываем, быстро поморгаем.

2.

Цель: развитие глазодвигательных функций.

В нашем городе всё есть:

Справа-мостик небольшой,

Прямо-парк, а слева - дом

Если хочешь всё запомнить

-посмотри опять кругом.

Задание 5

«Строим макет детского городка»

Педагог

предлагает

детям

перенести

постройки

на

единую

площадку,

расставить их по своему желанию и рассказать, что построили и как дети будут это

использовать. Все вместе дополняем городок деревьями, строим вместе забор (или

дети, закончившие работу раньше других).

Педагог: Посмотрите, вот и первые посетители нашего городка, смотрите, как

они обрадовались. Бабушка привела внука, а дедушка пришёл отдохнуть, почитать

газету…..Малыши

побежали

в

песочницу.

Серёжа

и

Никита

стали

играть

в

космонавтов, а Надя и Вики весело качались на качелях. Вношу мелкие игрушки-

жители новосёлы. Обыгрываем постройку.

Педагог: Дети, а что ещё вы хотели бы построить в детском городке? (батут,

бассейн

для

водных

лодок,

скамейки…).

Позже

мы

продолжим

строительство

городка.

Хорошо, когда у каждого городка есть название. Как бы вы хотели назвать наш

городок для детей? Выбираем наиболее подходящее название, один ребёнок пишет

название на вывеске.

Предлагаю придумать название детскому городку.

Педагог: Дети, наши чертежи и фотографию макета мы отошлём настоящим

строителям.

Будем

надеяться,

что

наша

работа

понравится,

и

взрослые

действительно построят такой городок для детей.

На детских площадках играют детишки

Смеются девчонки, резвятся мальчишки…

На детских площадках порядок, уют

И взрослые там чистоту берегут.

Релаксация: Ребята, вам понравилось быть помощниками архитектора? Что было

самое трудное в работе? А кто из вас захотел быть настоящим архитектором, когда

будет взрослым? Я очень обрадуюсь, если услышу вашу фамилию среди других

строителей.

Построить здание - надо иметь знание.

Архитектор- это классно

Замечать, что всё прекрасно.

Приложение к конспекту

занятия

«Маленькие архитекторы»

Удостоверение

Юный архитектор

Максим Недосекин

Архитектор - это классно

Замечать, что всё прекрасно.

Заповедь архитектора

Польза, прочность, красота

При строительстве важна!

Слайд на экране – голос архитектора



В раздел образования