Напоминание

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством электронных картинок"


Автор: Готовцева Саргылана Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Кэнчээри"" с. Танда
Населённый пункт: РФ Республика Саха (Якутия) Усть–Алданский улус село Танда
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством электронных картинок"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста по средствам

электронной сюжетной картинки

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения связной речи.

Мотивом

активного

овладения

родным

языком

выступают

растущие

потребности

дошкольника

узнать,

рассказать

и

воздействовать

на

себя

и

другого

человека.

Речь

включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих

перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со

взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые

включен

ребенок,

приводит

к

интенсивному

развитию,

во-первых,

всех

сторон

речи

(словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и

объяснительной)

и

функций

(обобщающей,

коммуникативной,

планирующей,

регулирующей и знаковой).

Настоящее время проблема развития связной речи стоит особенно остро: многие

дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со

сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому

человеку,

порой

даже

стесняются

ответить

соответствующим

образом,

если

к

ним

обращается кто - либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, не

умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им

свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с

окружающими

людьми

-

необходимая

составляющая

самореализации

человека,

его

успешности

в

различных

видах

деятельности,

расположенности

и

любви

к

нему

окружающих людей

Коммуникабельность – качество человека, которое обычно очень привлекает всех.

Это умение свободно общаться на любые темы с разными, в том числе незнакомыми

людьми.

Очень

сложно

приходится

детям

в

общении

со

сверстниками,

в

налаживании

контактов в коллективе, если они стесняются, боятся сказать что – то не то.

Для

выявления

связной

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

провела

педагогическое наблюдение по 3 направлением. Наблюдение, составление рассказа

по

картинкам и беседа.

В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:

Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко

заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более

полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей

игру

организовывает

взрослый,

который

осуществляет

наблюдение.

Таким

образом,

мы выявим развития связной речи в общении и со сверстниками и с

взрослыми.

Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять

коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.

Целевую

прогулку

с

целью

выявления

умений

выполнять

знакомые

правила

общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)

Совместные игры детей на прогулке.

2 метод – беседа Однако метод наблюдения дает представление большей частью о

поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более

точных

данных

о

знаниях

и

умениях

детей,

необходимых

для

коммуникативной

деятельности.

На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, я составила список вопросов

беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в

общении со сверстниками и взрослыми:

Нужно ли делиться игрушками с детьми?

Ты всегда стараешься так поступать?

Почему?

Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?

Почему?

Назови ласково маму, папу и других членов семьи.

Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)

Как нужно попросить взрослого о помощи?

Что нужно делать, когда приходишь в детский сад?

Когда уходишь?

3 метод – рассказ по картине

В

старшей

группе

появляется

возможность

для

самостоятельного

составления

рассказов по картинам. Это может быть составление слов, обратный рассказ, рассказ из

услышанного, составление рассказа по 3-4 карточкам с рисунком. Рассказ образец дается

уже не для точного воспроизведения. Используются литературные образцы.

Становится возможным пользоваться сериями сюжетных картин для составления

рассказов

с

завязкой,

кульминацией,

развязкой.

Например:

«Заяц

и

снеговик»,

«Медвежонок на прогулке», «Истории в картинках» Радлова.

В этом возрасте учим детей видеть не только то, что изображено на переднем плане,

но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и природные явления,

состояние погоды, то есть, учим видеть не только основное, но и детали.

Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что изображено в

настоящий момент, но и то, что предшествовало, и последующие события.

При этом можно задавать те вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию,

выходящую за пределы содержания картины.

Очень

важно

сочетать

задачу

по

развитию

связной

речи

с

другими

речевыми

задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием грамматического строя

речи и её интонационной выразительности.

По

итогам

проведения

педагогического

наблюдения

можно

сделать

следующие

анализы результатов. Ребенок стремится общению, но главным образом с детьми своего

пола т.е межличностное общение со сверстниками характеризует избирательностью и

половой дифференциацией. Ребенок не достаточно инициативен отвечает на вопросы

взрослого, но инициативу не проявляет. Ребенок не учитывает желание сверстников не

считается с их интересами.

Эффективность использования сюжетных электронных картинок для развития

связной речи детей старшего дошкольного возраста

Ребенок сам по себе целая энциклопедия мыслей и идей. Если он хочет выявить

желание

говорить

или

разложить

свои

мысли,

то

он

не

хуже

взрослого

может

высказываться, рассказывать. Отмечу, что все дети без исключения узнают или проверяют

той или иной

предмет например: игрушки, книги, разные бытовые предметы - лишь

держав их на руках, все тщательно рассмотрев, потрогав. Такой метод ребенка быстро и

ближе знакомит его с предметом. Потом ребенок делает себе свои выводы, проанализируя

свой предмет. Также с нашими сюжетными электронными картинками, ребенок увидев

сюжет картины и приложенные к ней рисунки должен составит свой выдуманный рассказ

из любой темы. То, что сочиняет ребенок сам, он хорошо запоминает, фиксирует. Это все

складывается и заключается в том, что: организованная образовательная деятельность по

развитию речи, связанная с составлением рассказов по электронным картинам и серий

сюжетных электронных картин, позволяет расширять запас слов детей, в том числе, слов с

противоположным значением, помогает развивать умение детей правильно и грамотно

строить предложения.

В электронной картинке составили следующие темы:

Тема

Цели, задачи

Содержание (примерное)

«Летом»

В ы б р а т ь

п р а в и л ь н у ю

эл е к т р о н н у ю

к а р т и н у,

с о с т а в и т ь

м а л е н ь к и й

рассказ,

развивать

память,

внимание

воображение

и

творческие

способности.

П р а в и л ь н о

с о с т а в л я т ь

с в я з а н н ы е

р е ч и ,

и

расширить словарный запас.

Летом бывает очень жарко.

Я со своими родителями на

машине

далеко

выехали

отдыхать, купаться...

«Золотая осень»

П р а в и л ь н о

в ы я в л я т ь

погодные явления, разделять

сезонный момент

Как

то

осенним

днем

мы

пошли в лес за ….

«В нашем дворе»

Учить

передавать

с во и

м ы с л и ,

в о с п и т ы в а т ь

аккуратность в обращении с

электронными картинками

Наш

двор

детского

сада

очень

красивое.

В

ней

можно поиграть...

Наш музей

Воспитывать

доброжелательное

отношение к окружающим,

заинтересовать

детей

с

с ю ж е т о м ,

р а з в и в а т ь

внимание

В

нашем

селе

есть

одно

достояние. В ней находится

м у з е й

с

в е к о в ы м и

экспонатами.....

Мой детский сад

Вовлекать

детей

в

ролевое

взаимодействие,

развивать

воображение, память

Мой

детский

сад

очень

уютный.

Зде сь

я

м о г у

развиваться , обучаться....

Зимушка зима

Обогатить словарный запас,

у м е н и е

р а б о т а т ь

самостоятельно

Зима очень холодное время

года. Лишь только новый год

чуть согреевает нашу мысль

из внутри. Все мы ждем этот

волшебный праздник....

Весенняя пора

Р а з в и в а т ь

п а м я т ь ,

творческие

способности.

Умение выполнять задание.

После

зимой,

наступает

долгожданная весна. Лучики

солнца согреевает нас, тает

снег, слышны звуки капель

из крыш...

Мир знаний

Воспитывать

внимательное

отношение к окружающим,

учить внимательно следить

и связывать слова, развивать

з ри т е ль н ую

п а мя т ь ,

и

словарный запас.

Школа

это

мир

знаний.

После

детского

сада

мы

приступаем порог школы, во

взрослую жизнь...

Уборка в доме

Воспитывать

заботливое

отношение к окружающим.

З а к р е п л я т ь

у м е н и е

рассказывать свое творение,

рассказ.

Мы

каждый

выходной

с

мамой

делаем

убоку

в

нашем доме…

На сенокосе

Воспитывать

заботливое

отношение к окружающим.

З а к р е п л я т ь

у м е н и е

рассказывать свое творение,

рассказ.

Я

со

своими

родителями

поехали

на

место

где

мой

отец …

Наш мебель

Р а з в и в а т ь

п а м я т ь ,

творческие

способности.

Умение выполнять задание.

В

нашем

доме

есть

много

мебели….

Ребенок выбирает свою тему, выбирая из маленьких картинок делает свой сюжет. И

составляет свой рассказ и может подходить творчески добовляя того , чего не видно на

картине.

В конце учебного года повторно провели педагогическое наблюдение на развитие

связной речи детей. И по результатом

проведенных работ можно сделать следующий

анализ:

Ребенок легко вступает в контакт проявляет активное общение со взрослыми

и со сверстниками.

Ребенок

охотно

включается

совместную

деятельность,

выслушивает

сверстников, уступает им.

Выполняет элементарные правила со взрослыми и сверстниками.

Таким

образом,

с

помощью

электронных

картинок

ребенок

с

высоким

интересом, желанием играет и берет инициативу, направляет внимание на

поплощение

интересных

событий

в

словестные

игры

и

сочинения

самостоятельных рассказов и сказов



В раздел образования