Автор: Зименкова Ирина Владимировна
Должность: Преподаватель по классу гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Уярская детская школа искусств"
Населённый пункт: Красноярский край, г Уяр.
Наименование материала: Методическое сообщение по методике обучения игре на гитаре
Тема: Первые месяцы работы с начинающими
Раздел: дополнительное образование
МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»
Методическая сообщение по методике обучения игре на гитаре
по теме:
Выполнила: Зименкова Ирина Владимировна
преподаватель по классу гитары
МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»
1
Содержание
I.
Введение……………………………………………………………………….3
II.
До инструментальный период…………………………………………………3
a)
Задачи
b)
Построение первых уроков.
c)
Общие упражнения для пальцев рук и корпуса.
d)
Первый контакт с инструментом. Формирование посадки.
e)
Первоначальные подготовительные упражнения для правой руки.
III.
Инструментальный период……………………………………………………7
a)
Игра правой рукой на открытых струнах i-m (a) и подключение пальца
p
b)
Первые упражнения для левой руки.
c)
Совместная игра правой и левой рук.
d)
Одновременные действия большого пальца и пальцев i, m.
IV.
Роль обучения игре по слуху на первых уроках……………………………..11
V.
Выбор репертуара для начинающего…………………………………………12
VI.
Развитие творческого потенциала…………………………………………….12
VII.
Заключение……………………………………………………………………..14
VIII.
Список используемой литературы…………………………………………….15
2
I .
Введение
Особую значимость в жизни любого музыканта имеет первая встреча с
инструментом и первые уроки. На первых уроках у ребенка можно пробудить
интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда. Именно на
этом
этапе
закладываются
основные
навыки,
в
частности
постановочные
моменты, технологические приемы и т. д., а так же отношение к занятиям. От
вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.
Цель данной работы рассказываеть о построении первых уроков, создании
на
них
творческой,
психологически
комфортной
атмосферы,
а
так
же
рассматривають основные задачи и этапы этого периода. Такие как: воспитание
любви к инструменту и музицированию, выработка правильной и рациональной
формы
посадки,
постановка
рук,
развитие
физической
и
психологической
свободы
учащегося,
а
так
же
развитие
у
него
музыкально-
слуховых
представлений. Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые
занятия в классе гитары.
I I .
До
инструментальный
период.
П е р в о е
з а н я т и е
ц е л е с о о б р а з н о
н ач и н ат ь
с
и н т е р е с н о г о
иллюстрированного
рассказа
об
истории
гитары
и
знакомства
ученика
с
инструментом, его возможностями.
Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить
несколько ярких известных произведений, различных по характеру и доступных
восприятию ученика. Например такие: «Походка хомячка» И. Рехина, «Марш
солдатиков» Р. Шумана, «Маленький вальс» А.Иванова- Крамского.
Играя ребенку на инструменте,
преподаватель решает сразу несколько
первоначальных педагогических задач, во-первых, приобщает ученика к музыке
(учит
слушать
музыку,
прививает
любовь
к
музыке),
во-вторых,
используя
принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желание
учиться
исполнительству
на
инструменте
и,
в-третьих,
постепенно
вводит
ученика в учебный процесс.
После
прослушивания
ребенком
музыкального
произведения
можно
попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная
или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно
слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.
Анализируя
с
учеником
тот
или
иной
музыкальный
материал,
преподаватель
тем
самым
развивает
у
него
музыкальные
и
слуховые
способности
.
На первых уроках можно поработать с учеником над выразительным
художественным чтением коротких стихотворений и попевок например: «Динь-
дон» « Солнышко», что способствует развитию ощущения интонации.
3
Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за гитару
и
начать
играть
на
ней,
преподаватель
должен
предоставить
такую
возможность
ученику
на
первом
занятии,
образно
выражаясь,
дать
попробовать свои силы но предложить при этом простые задания в игровой
форме.
На первом уроке можно рассказать так же о необходимости игры ногтями и
форме ногтей.
Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты,
лучше уделить
внимание постановочным моментам: посадке, постановке
инструмента, рук, адаптации к инструменту.
В этот период необходимо добиться ощущений
свободы и собранности
корпуса, плеч и предплечий, кисти и пальцев, рациональности и экономии
движений, — это необходимая первооснова для работы над звуком.
Для этого можно предложить ребёнку различные упражнения в игровой форме
например:
1«Рассвет»(руки поднимаются верх, а затем падают вниз)
2 Подъём (напряжение) опускание плеч (расслабление).
3Правильлно
сидя
на
стуле
(нога
на
подставке)
проделать
наклоны
и
повороты туловища
.
Упражнения для рук:
пальчиковые игры:
«Большой
веер»
4
2«Встречные
колечки»
« Го н к и »
5
Первый
контакт
с
инструментом.
Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в
непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося
положение
гитары
(три
точки
опоры)
и
свободу
ребёнка
от
излишнего
мышечного напряжения.
Основным критерием при осуществлении того или иного вида посадки
является целесообразность перспективность физическое удобство учащегося,
безвредность для его здоровья и осанки. Удобство не должно идти вразрез с
основными правилами. ведь постановка инструмента так же важна, как и само
музыкальное воспитание! А если ребенок сидит лицом в одну сторону, гитару
держит в другую, а ноги повёрнуты в третью, потому что так ему "удобнее", то
какая может быть свобода пальцев! А
отсюда – излишнее напряжение при
игре ,плохой звук и всё остальное… Если это продолжается довольно долго, то
так же скоро ему просто станет неинтересно играть, и он забросит занятия. И
здесь попутно хочется отметить большую роль родителей. Пусть они посидят на
первых занятии, и таким образом будут знать то, за чем действительно нужно
следить, чтобы помочь ребёнку в освоении игры.
На первых уроках время игры на инструменте должно быть не большим.
(5-10 мин.) Важно чтобы ребёнок хорошо адаптировался к инструменту,
освоил правильную посадку и постановку рук, нашёл и ощутил устойчивое
и удобное положение. Для этого можно использовать такие упражнения как:
1 «Барабан» (ритмичные удары правой руки по обечайке, струнам, верхней
деке)
2 Теже удары, но с различным ритмическим рисунком и чередованием.
6
После освоения ребёнком этих первоначальных упражнений-игр можно перейти
к упражнениям на струнах.
Первоначальные
подготовительные
упражнения
для
правой
руки:
1.
«Обними струну»
2.
«Качалка»
3.
«Прыжки строем»
4.
«Подтяжка струн»
5.
Звукоизвлечение на3(2)струне каждым пальцем отдельно (приёмом тирандо
или апояндо в зависимости от индивидуальных особенностей ученика)
Левая рука при этом покоится па пятке грифа
Все
эти
упражнения
помогут
формировать
у
ребёнка
ясные
мышечные
представления свободы рук, развить ощущения веса рук, контакта кончиков
пальцев со струной и научить контакту.
Одновременно необходимо
рассказать ребёнку о приёмах исполнения
тирандо и апояндо показать разнообразие и зависимость звучания гитары от
приёма исполнения нацелить начинающего музыканта на игру красивым чистым
звуком.
Инструментальный
период
После освоения ребёнком первоначальных навыков посадки и постановки рук
можно приступать к игре на инструменте.
Начинать надо с упражнений па открытых струнах, пока без нотного текста при
этом сначала педагог извлекает звук на каждой их 6 струн, обращая внимание
ученика
на
силу
звука
и
ритм.
Это
создастёт
в
восприятии
ребенка
определенную
звуковую
модель,
на
которую
он
будет
ориентироваться
при
исполнении самостоятельных упражнений. Необходимо самых первых занятий,
следить
за
процессом
формирования
гитарного
звука
через
слух
и
эмоциональную отзывчивость ученика. Нужно стремиться не только помочь
ученику
всесторонне овладевать гитарным звуком, но и научить его чутко
относиться
к
нему,
любить
его.
Если
ученик
не
приобретет
верные
представления о чистом звуке, то, какими бы другими качествами он ни обладал,
исполнение
его
не
будет
художественным
и
не
принесет
радости
и
удовлетворения.
На
следующем
этапе
работы
ученик
сам
старается
воспроизвести
услышанное на 3 (2)струнах.
Одновременно с этим необходимо пояснить учащемуся важность навыка
чередования
пальцев,
сравнив ЭТО движение с ходьбой.
Это упражнение
7
можно назвать „Марш солдатиков" ученик с удовольствием будет „шагать" по
струнам. меняя пальцы и выдерживая четкий ритм.
После уверенного освоения навыка чередования i-m добавляются чередование
m-a, а позже и a-e(для развития подвижности пальца a).
Для
того
чтобы
упражнения
не
наскучили
необходимо
применять
подтекстовку, вносить элементы творчества образных сравнений, предлагая на
основе
пройденных
упражнений
придумывать
свои
«сочинения»,
а
так
же
использовать различные попевки.
8
После
укрепления
навыка
попарного
чередования
пальцев
приступаем
к
упражнениям на басовых струнах для большого пальца, когда на раз p извлекает
звук, а на «и» возвращается на 6 струну и расслабляется. Затем это упр. следует
проделать на 5 и 4 струнах.
Затем переходим к игре на разных струнах
i-m,
m-a.
i-m-a-m, и, если у
ребёнка нет дефектов в постановке, добавляем палец p.
9
Для
повышения
интереса
и
развития
творческих
способностей
можно
предложить ребёнку сочинить свои варианты «переборов».
Первые упражнения для левой руки:
1 Расстановка пальцев на ручке.
2 Перенос расстановки на гриф.
2 Подъём и опускание пальцев на лады
3 Постановка пальцев на лады «крабом»
10
5 Упражнения начиная с V позиции до XII по аппликатурным схемам:
0-3, 0-2, 0-1, 0-4 "мигалки"
6 Постановка всех пальцев на струну строго вместе от 1 до 6 и обратно (сильно
прижать струну и расслабиться).
7 Упражнения начиная с V позиции до XII по аппликатурным схемам:
0-1-3-1-0, 0- 1-2-3-2-1-0, (на более позднем этапе 0-1-2-3-4-3-2-1-0).
Выполняя
эти
упражнения
необходимо
следить
за
свободой
руки
и
силой
прижима.
Очень
важно
закрепить
позицию,
в
которой
каждому
пальцу
соответствует свой лад (домик) при этом они строго следуют друг за другом.
Вторая важная для ребёнка установка это прижимать струну «близко к ногтю»
и
«близко
к
порожку»
т.к.
это
позволяет
избежать
треска
неточности
в
произношении
звука
и
рационально
распределить
напряжения
мышц
при
давлении на струну.
Начинать работу левой рукой следует с 5 позиции как наиболее удобной, от
3 или 2 пальца.
После того как ученик уверенно освоит, постановку этих пальцев к ним
добавляются
сначала
1(от
3-го
к
1)
затем
4.
При
этом
главное
внимание
необходимо уделить правильному рациональному распределению веса, опоры
при переходе с одного пальца на другой образно сравнив их как работника и
отдыхающего. Именно умение правильно распределять вес пальцев является
основой будущей беглости лёгкости и свободы при игре.
11
Продолжая дальнейшее развитие пальцев левой руки, на более позднем
этапе можно переходить к освоению верхних позиций.
Пройдя
определенный
этап
работы
на
открытых
струнах,
приобретя
уверенность движений p и пальцев i, m, a , добившись свободы независимости
и чёткости движения каждого пальца отдельно, предварительной подготовки
каждого звука, можно перейти к изучению одновременных действий большого
пальца и пальцев i. m
1 Предварительные упражнения: палец i стоит на 3 струне а палец p играет
впротивоход, и наоборот.
2 Закрутки на открытых струнах
12
I I I . Роль обучения игре «по слуху» на первых уроках
На первых уроках изучение нотной грамоты отходит на второй план-
главное внимание должно быть сосредоточено на развитии музыкального слуха.
Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по
развитию слуха следует проводить под гитару. Можно проигрывать мелодию
песенки или просто отдельные звуки, а ученик должен их спеть. Это позволит
ему
со
временем
почувствовать
и
понять
особую
акустическую
природу
звучания инструмента, неповторимость тембрового колорита гитары; при этом
необходимо подбирать тональность, близкую к речевому диапазону ребёнка, а
затем, по мере освоения навыков интонирования, постепенно его расширять.
Необходимо внимательно следить, чтобы голос ученика точно совпадал со
звучащей нотой.
I V. Развитие творческого потенциала
Есть еще один фактор, немаловажный, по моему мнению,- это работа в классе
направленная на развитие творческого потенциала ребёнка. Кроме
традиционного построения урока, как-то: проверка домашнего задания,
изучение нового и закрепление материала, я считаю необходимым немного
расширить рамки внутренней работы на уроке. Вместе с работой над
технической стороной музыкального произведения, ребенок должен знать о его
характере, знать, каким образом нужно выявить этот характер, с помощью каких
средств. Можно расширить рамки представления об этом произведении,
подключив к изучению самого ученика. Пусть сам маленький музыкант
13
попробует сказать, что означает название произведения, какой образ придает оно
пьесе, (а если получится - то и что означает сам этот образ: например, какими
характерными чертами обладает жанр, если он указан в названии), а так же -
каким образом можно сделать эту пьесу выразительней, понятней слушателю.
Потом, когда пальчики ученика будут более знакомы с текстом, можно
рассказать, как сделать пьесу интересней с Iпомощью штрихов и динамики.
Можно пока не объяснять ребенку, что такое штрих, а можно и рассказать, если
педагог увидит, что ученик сможет правильно понять это. Помочь ему понять,
можно довольно легким способом, - сравнить музыкальную речь, выражением
которой является пьеса, с речью обычной, где применяются знаки препинания
для того, чтобы сделать ее выразительной.
V.
Выбор
репертуара
для
начинающего.
Занимаясь
подбором
музыкальных
произведений,
преподавателю
необходимо
руководствоваться
принципом
доступности
и
посильности.
Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны
быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический
прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению
технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости
и
перенасыщению,
вызванных
многократным
исполнением
одной
пьесы.
Уровень
сложности
музыкальных
произведений
должен
исходить
из
возможностей учащегося.
На начальном этапе хорошо широко использовать исполнение не сложных
песенок в дуэте с педагогом, которое помимо наполненности звучания помогает
уже с первых уроков научить ребенка различать мелодию и аккомпанемент,
услышать, как аккомпанемент обогащает мелодию придаёт ей художественную
выразительность.
Произведения,
предлагаемые
ученику
должны
быть
яркими
образными
они
должны
способствовать
развитию
художественного
воображения,
стимулировать интерес к занятиям. Учитывая психологию детей пьесы этого
периода должны быть в основном мажорными.
Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более
сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит
к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар
снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию. Составлять
репертуар
преподаватель
должен,
принимая
во
внимание
постепенное,
незаметное
для
учащегося,
повышение
сложности
пьес,
руководствуясь
принципом от простого к сложному. Обучение
должно быть развивающим.
Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших
результатов, увеличивая свой профессиональный рост.
14
V I .
Заключение
На
плечах
учителя
музыкальной
школы
лежит
большая
ответственность-
открыть
ребёнку
огромный
мир
музыки,
прекрасный
ясный
и
сложный
одновременно, помочь ему не запутаться в нём, и полюбить его.
Огромную роль в этом играют первые месяцы обучения. От того, какой будет
первая встреча маленького музыканта и его друга гитары зависит многое. Этот
сложный период ставит перед педагогом различные задачи. От широких до узко-
специфических. Именно в это время закладывается тот фундамент, та база на
которой в дальнейшем будет строится развитие всех навыков и способностей
ученика. Именно в этот период можно влюбить ученика в инструмент, развить
его
стремление
к
творчеству,
самостоятельность.
Заложить
базу
свободных
игровых
движений,
представление
о
культуре
звука.
Многие
факторы.
определяют дальнейшую судьбу музыканта.
Подрастая, маленький человек
становиться взрослее, меняется его внутренний мир. Но одно точно: то каким
увидел ребёнок мир, запомниться и пройдёт через всю жизнь не меняясь, даже
если он сам не сможет это осознать.
15
V I I .
Список используемой литературы.
1.
Гитман
2.
Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. Красноярск 2004
3.
Замятина Н.Ю. Первые уроки на гитаре. Рукопись
4.
Коновалов А.А. Игры и упражнения для рук и пальчиков. Курган.
5.
Кузин Ю.П. Азбука гитариста 1 доинструментальный период. Новосибирск
1999.
6.
Кузин Ю.П. Азбука гитариста 2 инструментальный период. Новосибирск
1999.
7.
Марышев С. Стань виртуозом. Новосибирск 2000.
8.
Рехин И. Альбом юного гитариста вып.2. Москва. Россия 1993.
9.
Шувалова и. Работа с начинающими в классе гитары ДМШ. Методические
рекомендации.М.1990
16