Напоминание

Первые месяцы работы с начинающими


Автор: Зименкова Ирина Владимировна
Должность: Преподаватель по классу гитара
Учебное заведение: МБУ ДО "Уярская детская школа искусств"
Населённый пункт: Красноярский край, г Уяр.
Наименование материала: Методическое сообщение по методике обучения игре на гитаре
Тема: Первые месяцы работы с начинающими
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»

Методическая сообщение по методике обучения игре на гитаре

по теме:

Выполнила: Зименкова Ирина Владимировна

преподаватель по классу гитары

МБУ ДО «Уярская детская школа искусств»

1

Содержание

I.

Введение……………………………………………………………………….3

II.

До инструментальный период…………………………………………………3

a)

Задачи

b)

Построение первых уроков.

c)

Общие упражнения для пальцев рук и корпуса.

d)

Первый контакт с инструментом. Формирование посадки.

e)

Первоначальные подготовительные упражнения для правой руки.

III.

Инструментальный период……………………………………………………7

a)

Игра правой рукой на открытых струнах i-m (a) и подключение пальца

p

b)

Первые упражнения для левой руки.

c)

Совместная игра правой и левой рук.

d)

Одновременные действия большого пальца и пальцев i, m.

IV.

Роль обучения игре по слуху на первых уроках……………………………..11

V.

Выбор репертуара для начинающего…………………………………………12

VI.

Развитие творческого потенциала…………………………………………….12

VII.

Заключение……………………………………………………………………..14

VIII.

Список используемой литературы…………………………………………….15

2

I .

Введение

Особую значимость в жизни любого музыканта имеет первая встреча с

инструментом и первые уроки. На первых уроках у ребенка можно пробудить

интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда. Именно на

этом

этапе

закладываются

основные

навыки,

в

частности

постановочные

моменты, технологические приемы и т. д., а так же отношение к занятиям. От

вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.

Цель данной работы рассказываеть о построении первых уроков, создании

на

них

творческой,

психологически

комфортной

атмосферы,

а

так

же

рассматривають основные задачи и этапы этого периода. Такие как: воспитание

любви к инструменту и музицированию, выработка правильной и рациональной

формы

посадки,

постановка

рук,

развитие

физической

и

психологической

свободы

учащегося,

а

так

же

развитие

у

него

музыкально-

слуховых

представлений. Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые

занятия в классе гитары.

I I .

До

инструментальный

период.

П е р в о е

з а н я т и е

ц е л е с о о б р а з н о

н ач и н ат ь

с

и н т е р е с н о г о

иллюстрированного

рассказа

об

истории

гитары

и

знакомства

ученика

с

инструментом, его возможностями.

Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить

несколько ярких известных произведений, различных по характеру и доступных

восприятию ученика. Например такие: «Походка хомячка» И. Рехина, «Марш

солдатиков» Р. Шумана, «Маленький вальс» А.Иванова- Крамского.

Играя ребенку на инструменте,

преподаватель решает сразу несколько

первоначальных педагогических задач, во-первых, приобщает ученика к музыке

(учит

слушать

музыку,

прививает

любовь

к

музыке),

во-вторых,

используя

принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желание

учиться

исполнительству

на

инструменте

и,

в-третьих,

постепенно

вводит

ученика в учебный процесс.

После

прослушивания

ребенком

музыкального

произведения

можно

попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная

или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно

слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.

Анализируя

с

учеником

тот

или

иной

музыкальный

материал,

преподаватель

тем

самым

развивает

у

него

музыкальные

и

слуховые

способности

.

На первых уроках можно поработать с учеником над выразительным

художественным чтением коротких стихотворений и попевок например: «Динь-

дон» « Солнышко», что способствует развитию ощущения интонации.

3

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за гитару

и

начать

играть

на

ней,

преподаватель

должен

предоставить

такую

возможность

ученику

на

первом

занятии,

образно

выражаясь,

дать

попробовать свои силы но предложить при этом простые задания в игровой

форме.

На первом уроке можно рассказать так же о необходимости игры ногтями и

форме ногтей.

Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты,

лучше уделить

внимание постановочным моментам: посадке, постановке

инструмента, рук, адаптации к инструменту.

В этот период необходимо добиться ощущений

свободы и собранности

корпуса, плеч и предплечий, кисти и пальцев, рациональности и экономии

движений, — это необходимая первооснова для работы над звуком.

Для этого можно предложить ребёнку различные упражнения в игровой форме

например:

1«Рассвет»(руки поднимаются верх, а затем падают вниз)

2 Подъём (напряжение) опускание плеч (расслабление).

3Правильлно

сидя

на

стуле

(нога

на

подставке)

проделать

наклоны

и

повороты туловища

.

Упражнения для рук:

пальчиковые игры:

«Большой

веер»

4

2«Встречные

колечки»

« Го н к и »

5

Первый

контакт

с

инструментом.

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в

непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося

положение

гитары

(три

точки

опоры)

и

свободу

ребёнка

от

излишнего

мышечного напряжения.

Основным критерием при осуществлении того или иного вида посадки

является целесообразность перспективность физическое удобство учащегося,

безвредность для его здоровья и осанки. Удобство не должно идти вразрез с

основными правилами. ведь постановка инструмента так же важна, как и само

музыкальное воспитание! А если ребенок сидит лицом в одну сторону, гитару

держит в другую, а ноги повёрнуты в третью, потому что так ему "удобнее", то

какая может быть свобода пальцев! А

отсюда – излишнее напряжение при

игре ,плохой звук и всё остальное… Если это продолжается довольно долго, то

так же скоро ему просто станет неинтересно играть, и он забросит занятия. И

здесь попутно хочется отметить большую роль родителей. Пусть они посидят на

первых занятии, и таким образом будут знать то, за чем действительно нужно

следить, чтобы помочь ребёнку в освоении игры.

На первых уроках время игры на инструменте должно быть не большим.

(5-10 мин.) Важно чтобы ребёнок хорошо адаптировался к инструменту,

освоил правильную посадку и постановку рук, нашёл и ощутил устойчивое

и удобное положение. Для этого можно использовать такие упражнения как:

1 «Барабан» (ритмичные удары правой руки по обечайке, струнам, верхней

деке)

2 Теже удары, но с различным ритмическим рисунком и чередованием.

6

После освоения ребёнком этих первоначальных упражнений-игр можно перейти

к упражнениям на струнах.

Первоначальные

подготовительные

упражнения

для

правой

руки:

1.

«Обними струну»

2.

«Качалка»

3.

«Прыжки строем»

4.

«Подтяжка струн»

5.

Звукоизвлечение на3(2)струне каждым пальцем отдельно (приёмом тирандо

или апояндо в зависимости от индивидуальных особенностей ученика)

Левая рука при этом покоится па пятке грифа

Все

эти

упражнения

помогут

формировать

у

ребёнка

ясные

мышечные

представления свободы рук, развить ощущения веса рук, контакта кончиков

пальцев со струной и научить контакту.

Одновременно необходимо

рассказать ребёнку о приёмах исполнения

тирандо и апояндо показать разнообразие и зависимость звучания гитары от

приёма исполнения нацелить начинающего музыканта на игру красивым чистым

звуком.

Инструментальный

период

После освоения ребёнком первоначальных навыков посадки и постановки рук

можно приступать к игре на инструменте.

Начинать надо с упражнений па открытых струнах, пока без нотного текста при

этом сначала педагог извлекает звук на каждой их 6 струн, обращая внимание

ученика

на

силу

звука

и

ритм.

Это

создастёт

в

восприятии

ребенка

определенную

звуковую

модель,

на

которую

он

будет

ориентироваться

при

исполнении самостоятельных упражнений. Необходимо самых первых занятий,

следить

за

процессом

формирования

гитарного

звука

через

слух

и

эмоциональную отзывчивость ученика. Нужно стремиться не только помочь

ученику

всесторонне овладевать гитарным звуком, но и научить его чутко

относиться

к

нему,

любить

его.

Если

ученик

не

приобретет

верные

представления о чистом звуке, то, какими бы другими качествами он ни обладал,

исполнение

его

не

будет

художественным

и

не

принесет

радости

и

удовлетворения.

На

следующем

этапе

работы

ученик

сам

старается

воспроизвести

услышанное на 3 (2)струнах.

Одновременно с этим необходимо пояснить учащемуся важность навыка

чередования

пальцев,

сравнив ЭТО движение с ходьбой.

Это упражнение

7

можно назвать „Марш солдатиков" ученик с удовольствием будет „шагать" по

струнам. меняя пальцы и выдерживая четкий ритм.

После уверенного освоения навыка чередования i-m добавляются чередование

m-a, а позже и a-e(для развития подвижности пальца a).

Для

того

чтобы

упражнения

не

наскучили

необходимо

применять

подтекстовку, вносить элементы творчества образных сравнений, предлагая на

основе

пройденных

упражнений

придумывать

свои

«сочинения»,

а

так

же

использовать различные попевки.

8

После

укрепления

навыка

попарного

чередования

пальцев

приступаем

к

упражнениям на басовых струнах для большого пальца, когда на раз p извлекает

звук, а на «и» возвращается на 6 струну и расслабляется. Затем это упр. следует

проделать на 5 и 4 струнах.

Затем переходим к игре на разных струнах

i-m,

m-a.

i-m-a-m, и, если у

ребёнка нет дефектов в постановке, добавляем палец p.

9

Для

повышения

интереса

и

развития

творческих

способностей

можно

предложить ребёнку сочинить свои варианты «переборов».

Первые упражнения для левой руки:

1 Расстановка пальцев на ручке.

2 Перенос расстановки на гриф.

2 Подъём и опускание пальцев на лады

3 Постановка пальцев на лады «крабом»

10

5 Упражнения начиная с V позиции до XII по аппликатурным схемам:

0-3, 0-2, 0-1, 0-4 "мигалки"

6 Постановка всех пальцев на струну строго вместе от 1 до 6 и обратно (сильно

прижать струну и расслабиться).

7 Упражнения начиная с V позиции до XII по аппликатурным схемам:

0-1-3-1-0, 0- 1-2-3-2-1-0, (на более позднем этапе 0-1-2-3-4-3-2-1-0).

Выполняя

эти

упражнения

необходимо

следить

за

свободой

руки

и

силой

прижима.

Очень

важно

закрепить

позицию,

в

которой

каждому

пальцу

соответствует свой лад (домик) при этом они строго следуют друг за другом.

Вторая важная для ребёнка установка это прижимать струну «близко к ногтю»

и

«близко

к

порожку»

т.к.

это

позволяет

избежать

треска

неточности

в

произношении

звука

и

рационально

распределить

напряжения

мышц

при

давлении на струну.

Начинать работу левой рукой следует с 5 позиции как наиболее удобной, от

3 или 2 пальца.

После того как ученик уверенно освоит, постановку этих пальцев к ним

добавляются

сначала

1(от

3-го

к

1)

затем

4.

При

этом

главное

внимание

необходимо уделить правильному рациональному распределению веса, опоры

при переходе с одного пальца на другой образно сравнив их как работника и

отдыхающего. Именно умение правильно распределять вес пальцев является

основой будущей беглости лёгкости и свободы при игре.

11

Продолжая дальнейшее развитие пальцев левой руки, на более позднем

этапе можно переходить к освоению верхних позиций.

Пройдя

определенный

этап

работы

на

открытых

струнах,

приобретя

уверенность движений p и пальцев i, m, a , добившись свободы независимости

и чёткости движения каждого пальца отдельно, предварительной подготовки

каждого звука, можно перейти к изучению одновременных действий большого

пальца и пальцев i. m

1 Предварительные упражнения: палец i стоит на 3 струне а палец p играет

впротивоход, и наоборот.

2 Закрутки на открытых струнах

12

I I I . Роль обучения игре «по слуху» на первых уроках

На первых уроках изучение нотной грамоты отходит на второй план-

главное внимание должно быть сосредоточено на развитии музыкального слуха.

Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по

развитию слуха следует проводить под гитару. Можно проигрывать мелодию

песенки или просто отдельные звуки, а ученик должен их спеть. Это позволит

ему

со

временем

почувствовать

и

понять

особую

акустическую

природу

звучания инструмента, неповторимость тембрового колорита гитары; при этом

необходимо подбирать тональность, близкую к речевому диапазону ребёнка, а

затем, по мере освоения навыков интонирования, постепенно его расширять.

Необходимо внимательно следить, чтобы голос ученика точно совпадал со

звучащей нотой.

I V. Развитие творческого потенциала

Есть еще один фактор, немаловажный, по моему мнению,- это работа в классе

направленная на развитие творческого потенциала ребёнка. Кроме

традиционного построения урока, как-то: проверка домашнего задания,

изучение нового и закрепление материала, я считаю необходимым немного

расширить рамки внутренней работы на уроке. Вместе с работой над

технической стороной музыкального произведения, ребенок должен знать о его

характере, знать, каким образом нужно выявить этот характер, с помощью каких

средств. Можно расширить рамки представления об этом произведении,

подключив к изучению самого ученика. Пусть сам маленький музыкант

13

попробует сказать, что означает название произведения, какой образ придает оно

пьесе, (а если получится - то и что означает сам этот образ: например, какими

характерными чертами обладает жанр, если он указан в названии), а так же -

каким образом можно сделать эту пьесу выразительней, понятней слушателю.

Потом, когда пальчики ученика будут более знакомы с текстом, можно

рассказать, как сделать пьесу интересней с Iпомощью штрихов и динамики.

Можно пока не объяснять ребенку, что такое штрих, а можно и рассказать, если

педагог увидит, что ученик сможет правильно понять это. Помочь ему понять,

можно довольно легким способом, - сравнить музыкальную речь, выражением

которой является пьеса, с речью обычной, где применяются знаки препинания

для того, чтобы сделать ее выразительной.

V.

Выбор

репертуара

для

начинающего.

Занимаясь

подбором

музыкальных

произведений,

преподавателю

необходимо

руководствоваться

принципом

доступности

и

посильности.

Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны

быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический

прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению

технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости

и

перенасыщению,

вызванных

многократным

исполнением

одной

пьесы.

Уровень

сложности

музыкальных

произведений

должен

исходить

из

возможностей учащегося.

На начальном этапе хорошо широко использовать исполнение не сложных

песенок в дуэте с педагогом, которое помимо наполненности звучания помогает

уже с первых уроков научить ребенка различать мелодию и аккомпанемент,

услышать, как аккомпанемент обогащает мелодию придаёт ей художественную

выразительность.

Произведения,

предлагаемые

ученику

должны

быть

яркими

образными

они

должны

способствовать

развитию

художественного

воображения,

стимулировать интерес к занятиям. Учитывая психологию детей пьесы этого

периода должны быть в основном мажорными.

Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более

сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит

к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар

снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию. Составлять

репертуар

преподаватель

должен,

принимая

во

внимание

постепенное,

незаметное

для

учащегося,

повышение

сложности

пьес,

руководствуясь

принципом от простого к сложному. Обучение

должно быть развивающим.

Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших

результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

14

V I .

Заключение

На

плечах

учителя

музыкальной

школы

лежит

большая

ответственность-

открыть

ребёнку

огромный

мир

музыки,

прекрасный

ясный

и

сложный

одновременно, помочь ему не запутаться в нём, и полюбить его.

Огромную роль в этом играют первые месяцы обучения. От того, какой будет

первая встреча маленького музыканта и его друга гитары зависит многое. Этот

сложный период ставит перед педагогом различные задачи. От широких до узко-

специфических. Именно в это время закладывается тот фундамент, та база на

которой в дальнейшем будет строится развитие всех навыков и способностей

ученика. Именно в этот период можно влюбить ученика в инструмент, развить

его

стремление

к

творчеству,

самостоятельность.

Заложить

базу

свободных

игровых

движений,

представление

о

культуре

звука.

Многие

факторы.

определяют дальнейшую судьбу музыканта.

Подрастая, маленький человек

становиться взрослее, меняется его внутренний мир. Но одно точно: то каким

увидел ребёнок мир, запомниться и пройдёт через всю жизнь не меняясь, даже

если он сам не сможет это осознать.

15

V I I .

Список используемой литературы.

1.

Гитман

2.

Дункан Ч. Искусство игры на классической гитаре. Красноярск 2004

3.

Замятина Н.Ю. Первые уроки на гитаре. Рукопись

4.

Коновалов А.А. Игры и упражнения для рук и пальчиков. Курган.

5.

Кузин Ю.П. Азбука гитариста 1 доинструментальный период. Новосибирск

1999.

6.

Кузин Ю.П. Азбука гитариста 2 инструментальный период. Новосибирск

1999.

7.

Марышев С. Стань виртуозом. Новосибирск 2000.

8.

Рехин И. Альбом юного гитариста вып.2. Москва. Россия 1993.

9.

Шувалова и. Работа с начинающими в классе гитары ДМШ. Методические

рекомендации.М.1990

16



В раздел образования