Напоминание

Любовь к родному городу с детства…


Автор: Таскина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 117 присмотра и оздоровления» города» города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Любовь к родному городу с детства…
Раздел: дошкольное образование





Назад




Любовь к родному городу с детства…

Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

К. Г. Паустовский

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни

общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим

поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период

нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим

традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям,

как род, родство, Родина.

Мы, взрослые, любим край, где родились и выросли, край, где живем и

трудимся. И все это мы называем одним словом – Родина. Любовь к Родине, к

своему

родному

краю

приходит

не

сразу,

она

закладывается

с

детства.

Несомненно,

что

воспитание

патриотических

чувств

можно

и

нужно

начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза «Все начинается с детства» как нельзя больше относится к

данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда

обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и одинокая

березка в белом сарафане под окном, и встречи с интересными, добрыми

людьми.

Каждый человек любит то место, где он родился и живёт.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными

представлениями о том, что им близко и дорого. Знать свой край – его

природу, историю – не менее важно, чем знать историю своего государства.

Осознание уникальности, неповторимости своего края заставляет бережно

относиться к своей Малой Родине, заботливо сохранять народные традиции.

Знание прошлого своего края помогает лучше понять его настоящее,

прогнозировать будущее.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на

этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает

ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в

логике “от близкого к далекому” - от любви к родителям (точнее к родному

дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому

воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

- семья,

- детский сад.

- родная улица, район,

- родной город,

- страна, её столица,

- права и обязанности (Конституция).

Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному

вопросу: все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-

патриотическому воспитанию.

Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического

воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в

конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства

собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой

малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя

многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через

детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности

патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки,

и все они передают от поколения к поколению основные нравственные

ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и

блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, -

и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с

педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую

литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных

произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для

воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только

формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию

личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его

укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой

дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома”

ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей

присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу

сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно

входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания

детства, которые хочется пережить снова.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы

подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также

эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы

ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение

помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна

быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы

ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если

воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его

достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников,

интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад

вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами

переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе,

людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор

соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников

представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей

историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример

взрослых, и особенно – близких людей.

Именно в дошкольном учреждении закладываются основы познавательного

интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира;

создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения.

Ребенок в уже привычном, знакомом открывает всё новые стороны. У него

начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к

Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на её благо,

беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где

человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает

шаг в большой мир.

По своей актуальности и практической значимости проблема ознакомления

дошкольников с родным городом состоит в том, что:

- дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о

родном городе, стране, особенностях русских традиций;

- недостаточно систематизирован материал по ознакомлению детей с родным

городом и его историей;

- недостаточно сформирована система работы с родителями по данному

направлению.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части

родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно

рассказать детям о своих любимых местах в городе, постараться через

иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму

города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о

парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь

на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был

понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В

обобщающей беседе “Я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем

узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или

в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу

общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как

отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании,

изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в

День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к

пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах,

больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)

Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее

от врагов

Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся,

помогают друг другу

Люди берегут и охраняют природу

Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами

России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской

Федерации.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и

разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить

Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в

наших лесах…)

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является

формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях,

которые прославили нашу Родину (художников, композиторов,

изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от

воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей

познакомить детей с “характером” российского народа.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от

воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину,

преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку

привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность

воспитательно-образовательной работы.



В раздел образования