Напоминание

Поликультурное содержание учебной деятельности современного образования


Авторы: Михайленко Ольга Борисовна, Ефремова Ниталья Николаевна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Кропоткинский медицинский колледж" министерства здравоохранения Краснодарского края (ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж")
Населённый пункт: г. Кропоткин
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное содержание учебной деятельности современного образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О.Б. Михайленко, Н.Н. Ефремова, преподаватели

Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Кропоткинский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

(ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж»)

Поликультурное содержание учебной деятельности современного

образования

На протяжении последних десяти лет основные тенденции в модернизации высшего

образования в России связываются с Болонским процессом. На сегодняшний день под его

эгидой в рамках национальных систем высшего образования европейских стран, по сути,

формируется

система

интеграции

образовательных

стандартов

учебной

деятельности.

Следующий,

практический

этап

интеграции

должен

сопровождаться

поиском

общих

подходов к развитию новых учебных программ, совершенствованием содержания учебной

деятельности. Вместе с тем, реализация болонских соглашений пока сопровождается

рядом сложных моментов на уровне национальных систем образования и в основном

ассоциируется

с

сопоставлением результатов учебной деятельности в вузе, созданием

общей модели высшего образования. Поскольку Россия приняла Болонскую декларацию и

должна

участвовать

в

разработке

других

документов

Европейского

Союза

в

сфере

образования, российские вузы должны иметь общую стратегию развития Болонского

процесса на уровне учебного процесса, в рамках которой оставалось бы место, как для

реализации

принципов

Болонского

процесса,

так

и

для

развития

национальных

приоритетов образования.

Подобная работа уже осуществляется в европейских вузах, ранее вступивших в

процесс

интеграции

и

менее

обремененных

разницей

в

подходах

к

образовательной

деятельности, чем российские вузы. Поэтому необходимо определить в отечественном

педагогическом наследии наиболее благоприятные теоретико-методологические условия

формирования основ поликультурного содержания учебной деятельности.

Необходимо

определить

наиболее

благоприятные

теоретико-методологические

условия

формирования

основ

поликультурного

содержания

учебной

деятельности

в

рамках анализа проблематики в отечественном педагогическом наследии.

Учебная деятельность является краеугольным камнем, определяющей категорией

дидактики высшей школы.

Именно в ее рамках должны реализовываться усилия по

формированию поликультурного пространства высшего образования. Кроме того, в рамках

модернизации

системы

высшего

образования

воздействию

подвергается

большинство

составных элементов учебной деятельности. Ее содержание, качественные характеристики

взаимосвязаны

с

сложившейся

теорией

и

практикой

образования,

его

традициями

и

системой.

Начиная с 2005 г. Болонский процесс объединяет 45 стран:

Албания, Андорра,

Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия (фламандская и французская части), Босния и

Герцеговина,

Болгария,

Хорватия,

Кипр,

Чешская

Республика,

Дания,

Эстония,

Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Святейший престол\Ватикан, Венгрия,

Исландия,

Ирландия,

Италия,

Латвия,

Лихтенштейн,

Литва,

Люксембург,

Мальта,

Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Российская Федерация,

Сербия и Черногория, Словацкая Республика, Словения, Испания Швеция, Швейцария,

«Бывшая

Югославская

Республика

Македония»,

Турция,

Украина

и

Соединенное

Королевство. Кроме того,

Еврокомиссия является членом Рабочей группы с правом

голоса.

Несмотря на то, что содержание Болонской декларации и других европейских

документов

предполагает

создание

поликультурного

пространства

европейского

образования,

а

университеты,

высшие

учебные

заведения

рассматриваются,

как

автономные учреждения, способные

внутри

обществ

с

различной

организацией

распространять общую культуру путем исследования и преподавания, тем не менее, в

рамках Болонских соглашений не были проработаны конкретные механизмы организации

учебного процесса в соответствии с принципами поликультурности и учета региональных

отличий в европейской политике интеграции образования.

Международная

энциклопедия

образования

рассматривает

поликультурное

образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению

знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни,

культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных

систем.

Термин

«поликультурное

образование»

является

производным

от

понятия

«multicultural education» и сформировался в западной педагогике в 70-е гг XX в. Авторы

связывают с ним отражение в педагогической науке идеалов культурного плюрализма в

сфере просвещения. В международном педагогическом словаре «multicultural education»

охарактеризовано как «педагогический процесс, в котором репрезентированы две или

более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому

признаку»

В

Европе

вопросы

поликультурного

образования

и

воспитания

являются

центральными

для

педагогической

теории,

начиная

с

1988 г.,

когда

эта

тема

стала

подниматься на конференциях Европейского общества сравнительной педагогики (ЕОСП).

Основными

направлениями

поликультурного

образования

в

Европе

следует

считать:

изменение

содержания

и

методов

образования,

в

результате

чего

поликультурность

становится основополагающим педагогическим принципом; формирование

подвижной

культурной среды, включая мигрантскую и доминирующую;

сосредоточение на

взаимопонимании и культурном обмене, преодоление барьеров культурного отчуждения;

обучение

социальным

наукам,

истории

и

естествознанию

как

метод,

позволяющий

подчеркнуть общечеловеческий характер научных знаний.



В раздел образования