Напоминание

"Физическая культура в оценке старшеклассников"


Авторы: Остапенко Александр Александрович, Остапенко Валентина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Сосновский центр образования
Населённый пункт: п. Сосново Приозерского района Ленинградской области
Наименование материала: Анкета
Тема: "Физическая культура в оценке старшеклассников"
Раздел: полное образование





Назад




Физическая культура в оценке старшеклассников.

Физическая культура – дисциплина особая. Каждый ученик за годы учёбы

должен освоить определённый объём физических упражнений и заданий,

формы и режимы занятий, правила гигиены и способы закаливания, чтобы

умело применять полученные знания, умения и навыки в повседневном

труде и в свободное время.

Одно

из

важных

направлений

улучшения

преподавания

школьной

физической

культуры

изучение

результатов

физкультурно-спортивной

работы

в

оценке

самих

учащихся.

С

этой

целью

нами

было

проведено

анонимное анкетирование юношей и девушек 9-х и 11-х классов. На все

вопросы

ответили

226

старшеклассников

разных

районов

региона.

Итоги

анкетирования

по

наиболее

интересным

вопросам

даны

в

процентах

(первый показатель-юноши, второй -девушки).

Первая серия вопросов – отношение к урокам физической культуры. На

вопрос

«Нравятся

ли

вам

уроки

физической

культуры?»

ответили

положительно -66,2 и 50,2%, «не очень»-28,9 и 40,8%, «нет»- 4.9 и 9.0%.

Настораживает

безразличное

отношение

к

урокам

девушек,

которым

физическая

подготовленность

особенно

необходима

в

связи

с

будущим

материнством.

На вопрос «Какое количество уроков в неделю вы хотели бы иметь?». 84,1%

юношей пожелали увеличить их от 3-6 (за 4 урока 33,8%, за 6 уроков-23.2»%).

Этот показатель у девушек был ниже - 60,2% (за 4 урока-17,1%, за 3 урока-

19,6%; 23,5% девушек высказались за 2 урока.

Ответы на последующие вопросы позволяют выяснить мнение учащихся о

причинах снижения авторитета учебного предмета «Физическая культура»:

«надо, чтобы к физической культуре было больше внимания со стороны

администрации

школы»,

«чтобы

учителя

других

предметов

относились

к

физическому воспитанию с должным уважением и вниманием».

Многочисленные

пожелания

школьников

можно

сгруппировать

по

4

пунктам:

1.содержание

уроков;

2.методика

занятий;

3.материальное

обеспечение; 4.замечания в адрес педагогов.

По содержанию уроков: «давать больше упражнений из спортивных игр»,

«чаще применять различные эстафеты», «чаще применять игровой метод»,

«давать материал согласно индивидуальному развитию и наклонностям».

По методике занятий: «разнообразнее и интереснее проводить уроки, давать

большую

нагрузку»,

«в

процессе

учебной

деятельности

чаще

включать

соревновательный

момент»,

«сделать

более

доступными

учебные

нормативы»,

«отменить

оценки»,

«больше

уделять

внимание

развитию

физических качеств».

По материальному обеспечению: «чтобы на площадке и в зале было больше

разнообразных

снарядов»,

«иметь

лучший

по

качеству

инвентарь»,

«соблюдать

гигиенические

нормы

уборки

в

спортивном

зале»,

«сделать

хорошие раздевалки с душевыми».

Замечания

в

адрес

педагогов:

«чтобы

учитель

был

психологом

и

уделял

больше

внимания

ученикам;,

«не

столь

халатно

относиться

к

урокам».

«чтобы отменил уставные отношения на уроках физической культуры».

Наиболее серьёзным недостатком на уроках физической культуры является

заформализованность занятий. Что может повысить эффективность уроков?

Это более широкое использование игрового и соревновательного методов,

элементов

игровой

тренировки,

самостоятельных

занятий

по

интересам,

использование

функциональной

музыки,

усиление

инструктивно-

методической

направленности.

При

обязательном

условии

достаточно

высокой

моторной

плотности

урока.

Одной

из

первоочередных

проблем

современного

урока

в

работе

со

старшеклассниками

является

подбор

учебного

материала.

Большая

свобода

в

выборе

вариантов

программ

физического

воспитания,

право

на

разработку

региональных

программ

и

внесение коррективов с учётом условий каждой отдельной школы, позволяет

не только акцентировать внимание на традиционных упражнениях, но и

учитывать интересы школьников, изменяя те или иные виды упражнений,

программы здоровья, материал дифференцировать с учётом особенностей

пола, успеваемости, уровня физической подготовленности учащихся.

Вторая

серия

вопросов

о

самостоятельных

занятиях

физическими

упражнениями.

На

вопрос

«Занимаетесь

ли

вы

дома

физическими

упражнениями?» были получены следующие ответы: «регулярно» - 23,5 и

15,6%, «от случая к случаю» - 66,7 и 70,6%, «не занимаюсь» - 9,1 и 3,8%.

Цифры

не

утешительные,

так

как

давно

доказано,

что

высокая

функциональная подготовка организма и надёжность отдельных его систем,

гармоничность развития двигательных качеств, как основа физического и

духовного

здоровья,

достигается

лишь

при

многолетних

занятиях

физическими

упражнениями

с

соблюдением

определённых

режимов

физических

нагрузок.

Даже

небольшие

перерывы

в

занятиях

ведут

к

снижению уровня тренированности.

Какие

же

формы

занятий

используют

старшеклассники

во

внеурочное

время? Оказалось. Что утренней гигиенической гимнастикой занимаются 2,8

и 2,1 %; оздоровительным бегом -6,9 и 7,2%;

играют и развивают свои

двигательные качества на прогулках – 14,2 и 10,6%; занимаются в спортивных

секциях -23,2 и 16,6% и в абонентских группах – 10,6 и 9%. Показательно, что

даже при столь невысоких процентах лишь ограниченное число школьников

чаще всего воспитанники ДЮСШ, включают в режим дня разнообразные

формы занятий. Общественность и родителей должно беспокоить нежелание

многих

учащихся

заниматься

простейшими

физическими

упражнениями.

Поражает двигательная инертность молодых людей, особенно девушек.

«Что

же

мешает

вам

во

внеурочное

время

заниматься

регулярно

физическими упражнениями?». Полученные ответы неутешительные: «нет

времени»

-

43

и

46,4%;

«лень»

-2,3

и

1,1%;

«не

позволяют

жилищные

условия» -7,9 и 2.1%; «нет вблизи спортивных сооружений» 6 и 4,7%; «не

знаю комплексов и режимов занятий» -6,8 и 4.2%; «не поощряют родители» -

0,1 и 0,8%.

Откровенные ответы убеждают, что ни школа, ни родители не сумели ещё

воспитать

у

детей

положительное

отношение

к

физической

культуре,

потребность

к

систематическим

занятиям

физическими

упражнениями.

Ссылки

большинства

школьников

на

дефицит

времени

несостоятельны.

Уместнее говорить о неумении организовать свой досуг.

Социальной трагедией признаётся тот факт, что у нас миллионы подростков

слоняются после школы без дела. Ещё страшнее, когда этот большой резерв

времени

расходуется

на

такие

опасные

«развлечения»,

как

групповые

перекуры, распитие спиртных напитков, потребление наркотиков, массовые

драки,

коллективный просмотр сомнительных по содержанию фильмов и

другое.

Какой спортивный инвентарь имеют учащиеся в личном пользовании для

самостоятельных занятий? Здесь тоже нечем похвастать. Скакалки – 41,4 и

77,4%;

гимнастические

палки

22,2

и18,1%;

гантели

17,4

и

10,6%;

мячи

большие 27 и 16,2%; эспандеры – 25 и 13,3%; перекладины -15,3 и 5,6%;

велосипед -29,4 и 17,4%; коньки и лыжи 18,8 и 12,1%; домашний тренажёр

-4,4 и 3,5%.

Таким образом, большое количество школьников не имеют возможности

выполнять

полезные

упражнения,

рекомендованные

программой

физического

воспитания

и

выполнять

самостоятельно

упражнения

для

совершенствования своего физического развития.

«Помогают

или

мешают

занятия

физической

культурой

вашей

учёбе

по

другим предметам?». На этот вопрос учащиеся ответили так: «помогают» -

28,5 и 19.6?, «не мешают» - 65,2 и 66%», не ответили на вопрос – 1,5 и 6,1%

опрошенных, «мешают» - 4,8 и 8,3%.

«Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» Оказывается, что в

часы досуга юноши предпочитают:

1.

Смотреть телепередачи – 34,6%;

2.

Заниматься спортом – 28,8%;

3.

Совершать прогулки – 37,25;

4.

Читать – 24,4%;

5.

Свои увлечения/хобби – 25,6%;

6.

Ходить на вечера отдыха – 22.2%;

7.

Ходить в гости к товарищам – 19,3%;

8.

Заниматься музыкой – 9,7%;

9.

Помогать дома по хозяйству – 5,8%;

10.Использование компьютера – 49,9%;

11..заниматься общественной работой -0,0%

Девушки любят: читать - 36%;

совершать прогулки – 43,4%; смотреть ТВ-

34,8%, ходить гости - 22,6%; посещать вечера отдыха 37,25%; помогать по

хозяйству – 20%; заниматься спортом -17.4%; свои увлечения (хобби0 14%;

заниматься музыкой – 7,5%; использование компьютера – 50,1%; заниматься

общественной работой -0,4%.

Если юноши поставили занятия спортом на четвёртое место, то девушки –

лишь

на

8-е.

Особо

настораживает,

что

школьники

потеряли

интерес

к

общественной работе.

Спортивные разряды к завершению учёбы в школе имеют 24,4% юношей и

14.8% девушек. Особого интереса не вызывают и сдача норм ГТО. Вновь, как

и по предыдущим показателям, у девушек выявляется большая инертность в

отношении к физической культуре и спорту.

Определённое противоречие обнаружено и в оценке отношении родителей

учащихся к занятиям физическими упражнениями.

На

вопрос

«Авторитетна

ли

физическая

культура

у

ваших

родителей?»

утвердительно ответили 76,8 и 72,5% школьников, отрицательно – 20,3 и23%,

2,9 и 4,5% оставили вопрос без ответа. В тоже время, по экспертной оценке

учителей физической культуры около 80% родителей не интересуется, каков

уровень

физической

подготовленности

их

ребёнка,

как

он

успевает

по

физической культуре, чем занимается на уроках, как развиты его физические

качества. Лишь 18% опрошенных отцов и матерей занимаются физическим

воспитанием

своих

детей.

Опыт

показывает,

что

умелое

налаживание

контактов с родителями школьников помогает использовать те резервы в

организации активного двигательного режима школьников, о которых они

сами пишут в анкетах. Вот пожелания на последний вопрос: «что бы вы

предложили

сделать

для

повышения

авторитета

физической

культуры

и

спорта

в

семье?»:

«личным

примером

пропагандировать

спорт»,

«чтобы

родители

понимали

наше

желание

заниматься

физической

культурой»,

«хотим

вместе

с

родителями

ходить

в

походы»,

«надо

заинтересовать

родителей». Вот другая серия предложений: «использовать выходные дни

для занятий спортом», «чаще

выезжать на природу», «иметь домашний

спортивный

комплекс»,

«больше

строить

спортивных

площадок

и

спортивных городков в микрорайонах», построить бассейн».

Надо, бесспорно, сделать всё необходимое, чтобы в оценке учащихся, как и в

их повседневной жизни, физическая культура заняла достойное место. Чтобы

был высоким авторитет и учителя, и предмета «Физическая культура».



В раздел образования