Автор: Андреева Людмила Ивановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская детская школа искусств им.А. Вяльцевой"
Населённый пункт: город Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: План–конспект открытого урока по музыкальной литературе
Тема: "Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена"
Раздел: дополнительное образование
Школьный открытый урок по музыкальной литературе
«Жизнь и творчество Людвига ван Бетховена»
5 класс (фортепианное отделение)
Тип урока: итоговый урок-соревнование.
Цель:
- возможность реализации учащимися творческих и профессиональных навыков.
Задачи обучающие:
- повышение уровня музыкально-теоретической подготовки у учащихся;
- выявление одаренных и перспективных детей, стимулирование их творческого роста;
развивающие:
1.
развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать;
2.
развитие творческого мышления и инициативности учащихся;
3.
развитие умения оперировать имеющимися знаниями.
воспитательные:
расширение кругозора учащихся;
развитие мышления учащихся.
Методы:
проблемно-сообщающий (выявление и объяснение общих тенденций в стилевых и жанровых особенностях
музыкальных произведений, в истории развития западноевропейской и русской музыки, изложение материала с
опорой на наглядность);
частично-поисковые (беседа с последующими выводами и комментариями, перенос имеющихся знаний на новый
материал).
ТСО и оборудование:
видеомагнитофон
музыкальный центр
фортепиано
Учебно-дидактические материалы и наглядные пособия:
учебно-методическая литература по теме;
подбор иллюстраций на соответствующую тематику;
музыкальные примеры для пения;
аудиоматериалы;
видеоматериалы.
План урока:
I. Проверка домашнего задания.
2. Устный опрос по биографии Л. ванн. Бетховена
3. Найти ошибки в предложенном тексте
4. . Определение музыкального фрагмента ( «собрать» разрезанный музыкальный фрагмент)
5. «Музыкальное послание»
6 Письменная музыкальная викторина (устная)– 10 музыкальных отрывков;
7.. Подведение итогов
8. Домашнее задание
Ход урока
1. Дорогие ребята, сегодня мы проведём урок-соревнование. Вы будете выполнять задания и за
каждый правильный ответ или выполненное задание каждый из вас будет получать карточку.
Тот, кто соберёт к концу урока больше всего карточек, будет победителем. Проверим
домашнее задание. Вы составляли хронологические таблицы по биографии и творчеству Л.
Ванн Бетховена.
Первый конкурс мы назовём «Кто быстрее?». Я буду задавать вам вопросы по творчеству
Л.ван Бетховена, а вы отвечать. Кто первый правильно ответит на вопрос, получает бонусную карточку.
1.
Что означает приставка «ванн» в фамилии композитора?
(голландское происхождение)
2.
Сколько лет прожил Б. в 19 веке? (27 лет)
3.
Бетховен принадлежит к эпохе барокко или классицизму?
(классицизму)
4.
В какой стране произошла революция в то время, когда жил Б. (во
Франции)
5.
Город, в котором состоялся первый концерт Б. (Кёльн)
6.
Первый «профессиональный» учитель (Нефе)
7.
Название первого вокального цикла («К далёкой возлюбленной»)
8.
В какой симфонии использован хор и певцы-солисты?
(9 симфония)
9. Сколько опер написал Б.? (одну «Фиделио»)
10. Номер сонаты, которая называется «патетической» (8)
11 Кому посвящена «Лунная соната» (Джульетте Гвичарди)
12. Назовите венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ванн
Бетховен)
9.
Был ли знаком Бетховен Гайдном? (да)
11.Определите, кто изображён на фотографиях. На компьютере
перед учащимися проходят фотографии И. С.Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта,
Л. Бетховена
2. Я раздаю 2 одинаковых текста, а вы разбиваетесь на 2 группы и читаете
текст, подчёркивая ошибки. Какая команда справляется с заданием раньше,
выигрывает, а каждый член команды получает по бонусному баллу.
Текст:
3, 4. Каждому из вас раздаю музыкальный фрагмент, разрезанный на
несколько отрывков. Надо его собрать и определить, что это за тема и из
какого музыкального произведения, но не говорить никому, потому что в
следующем задании каждый из вас поёт или играет этот фрагмент одному мз
учеников, а учащийся определяет музыкальную тему и произведение.
Каждый из вас получает по 2 балла в зависимости от выполнения 2-х
заданий.
5. Музыкальная викторина состоит из 10 номеров: расставить номера в
правильном порядке. Каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Симфония № 5, до минор, 3 часть скерцо, трио
2. Соната № 8 «Патетическая», до минор, 1 часть , тема вступления
3.Соната № 14 «Лунная» 1 часть
4. Увертюра «Эгмонт» фа минор, побочная партия
5. Симфония № 5 до минор, 1 часть , главная партия
6. Соната № 8, 2 часть
7. Увертюра «Эгмонт», кода
8. Соната № 8, финал, главная партия (рефрен)
9. Симфония № 5, 2 часть, основная тема
10. Соната № 8, 1 часть, побочная партия
6. Подведение итогов. Учащиеся подсчитывают свои баллы. Кто набрал
наибольшее количество баллов, получает оценку «5». Кто меньше – «4», «3».
7. Домашнее задание: составить сравнительную хронологическую таблицу по
темам «Биографии В. А. Моцарта и Л. ванн Бетховена.