Автор: Тишкова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 46 "Мотылёк" п. Монино ЩМР МО
Населённый пункт: п. Монино, Щёлковский район, Московская область
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Воздух невидимка"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях
воздуха.
Образовательные задачи:
- способствовать расширению знаний о воздухе;
- совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.
Развивающие задачи:
-развивать у детей дошкольного возраста мышление через поисковую
деятельность в процессе экспериментирования;
- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительность,
самостоятельность;
- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе
эксперимента, умению делать выводы;
- развивать навыки проведения опытов;
- стимулировать речевую активность.
Воспитательные задачи:
-воспитывать аккуратность при проведении опытов;
-воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать, умение работать в
группе.
– воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Предварительная работа:
Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.
Изготовление с детьми вееров из бумаги.
Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Словарь: воздушный, прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха
Оборудование: музыкальные инструменты (дудочки, свистульки) , баночки с
«запахом» и без запаха, миски с водой, соломинки для коктейля, бумажные
веера, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с
водой, бумажный самолёт, пропеллер, палка с воздушными шарами (весы).
Ход образовательной деятельности:
Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Ребята, а что люди делают при встречи?
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас тоже поприветствовать друг друга.
Приветствие «Ладошки»
Воспитатель: Посмотрите, ребята к нам сегодня пришли гости.
Поприветствуем их тоже.
Воспитатель:
Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!
Нам легко и приятно.
Воспитатель: (Аудиозапись полёт Карлсона). Ребята, вы слышите? Что же
это за звук? Вам интересно узнать? А я кажется догадалась…
Карлсон:
- Привет!!!!!!!!! А вот и я!!!!
Я, Карлсон , самый веселый на свете!
Поэтому нравлюсь и взрослым и детям!!!
Я самый красивый, воспитанный, умный
И в меру упитанный!!!!
Ребята у меня случилось большая беда. Потерялся мой пропеллер. Где я его
только не искал. Нигде его нет. А началось всё с того. Лечу, я как то к своему
другу Малышу и у меня в пропеллере застревает вот этот огромный самолёт.
Меня закружило, пропеллер оторваля, а меня ветром занесло в ваш детский
сад ветром. И всё больше я не могу летать и хожу теперь пешком. (запускает
самолёт)
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим что же это за самотет такой, что
помешал полёту нашего гостя.(подходят к самолётику)
Смотрите, тут какое-то послание, видимо это загадка. Нужно её отгадать.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Дети: Воздух
Карсон: Это что же воздух помешал моему полёту? Но как?
Воспитатель: Ребята, чтобы это узнать и доказать мы превратимся сейчас в
учёных и отправимся в «Сказочную лабораторию».А Карсона возьмем с
собой.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы
будете делать опыты и узнаете вместе с Карсоном что такое воздух и какие
свойства он имеет.
Опыт 1: С полиэтиленовыми пакетами.
Воспитатель: Предлагаю подойти к столу. Для каждого из вас приготовлены
пакеты, возьмите его в руки, что в нем?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Да и его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он
тоненький, а теперь встряхнем его и закрутим. Пакет стал полный, похож на
подушку. Что у нас внутри пакета?
Ребенок: Внутри пакета находится воздух.
Воспитатель: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять
стал тоненьким. Почему?
Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.
Воспитатель: А почему мы не смогли вначале тканью поймать воздух?
Ребенок: Потому что не завязали ткань.
Воспитатель: Правильно, ребята. А еще посмотрите, что мы можем увидеть
на ткани, какая она?
Дети: на ней есть дырочки, оттуда воздух выходит.
Воспитатель: А пакет, у нас какой?
Дети: Пакет плотный.
Воспитатель: Ребята, а в чем мы еще можем спрятать воздух?
Дети: надувной круг, нарукавники, спасательный жилет, спасательный круг.
Воспитатель: Плавая с кругом или в нарукавниках, мы можем чувствовать
себя в безопасности.
Воспитатель: Итак, как вы думаете, воздух можно поймать?
Дети: Да, воздух можно поймать.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?
Дети: Завязать пакет, закрыть клапан.
Воспитатель: Правильно, ребята, а как вы думаете, что легче вода или
воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Проведем опыт и проверим. Для этого нам надо подойти к
другому столу.
Карлсон: Вывод: воздух прозрачный. Да, ребята?
Дети: да.
Воспитатель: Получается, что так.
Опыт 2. услышать воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно услышать?
Ответы детей.
Воспитатель: Оказывается, воздух можно услышать, и звучать он может по -
разному. Попробуем послушать воздух. Приложите к губам край бумаги и
подуйте очень сильно. А теперь, подуйте в горлышко бутылки, приложа ее к
нижней губе. Получилось услышать?
Дети: Да получилось услышать.
Воспитатель: Когда мы приводим воздух в движение, мы его слышим.
Познакомившись с этим свойством воздуха, люди научились изготавливать
музыкальные инструменты - духовые: дудочка, труба, губная гармошка.
Попробуем на них поиграть?
Воспитатель: что же нужно сделать, чтобы услышать воздух?
Дети: Чтобы услышать воздух, нужно привести его в движение.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ребёнок: Воздух можно услышать.
Опыт 3: Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой
Воспитатель: Подуйте в трубочку, что вы видите?
Дети: Видим пузырьки воздуха
Воспитатель: Что это значит?
Дети: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде
пузырьков.
Воспитатель: А мы с вами и из прошлого опыта знаем, что если на воде
появляются пузырьки, то это означает, что воздух выходит наружу.
Карлсон: Сделаем вывод.
Ребёнок: Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в
воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.
Физкультминутка.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? ( Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, ( бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с Карсоном по лесу пойдём, ( шаги на месте)
Самого полезного воздуха найдём! ( Руки накрест к плечам )
Если вместе в горы мы пойдём, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найдём! ( «фонарики»)
Опыт 5. Воздух имеет вес.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно взвесить? Он имеет вес?
Ответы детей.
Воспитатель: Предлагаю проверить.
Палка, на ее середине веревка, к обоим концам привязываем надутые шарики.
Воспитатель: Что вы замечаете? В какую сторону наклоняется палка?
Дети: Ни в какую, шарики висят ровно.
Воспитатель: А теперь я лопну один шарик, что теперь можно сказать?
Дети: Палка наклоняется больше в ту сторону, где шарик надут.
Воспитатель: Значит, воздух имеет вес?
Дети: Да, воздух можно взвесить.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ребёнок: Воздух имеет вес.
Опыт 6. Движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, вдохните глубоко и подставьте ладошку и выдыхайте,
что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветер.
Воспитатель: Значит, воздух можно ощущать?
Дети: Да, можно ощущать воздух.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку и подуйте на нее. Как вы думаете,
от чего колышется салфетка?
Дети: Салфетка колышется от ветра.
Воспитатель: Что же такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Как мы можем использовать движение воздуха летом в жару?
Дети: Обдувать себя веером.
Карсон: Какой вывод сделаем?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Опыт 7.Запахи воздуха.
Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В
начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно.
Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать
запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них
находится?
Дети: Ничего, пусто, воздух.
Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти
баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте
попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.
1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на
усмотрение воспитателя).
Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.
Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других
веществ.
Воспитатель: Ну, что Карсон теперь ты понял что такое воздух и какие
свойства он имеет?
Карлсон: Да, спасибо вам ребята. Теперь я много знаю.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Дети приготовили для тебя загадки. Ты
должен догадаться в какой предмет спрятался воздух.
Загадки.
1.Круглый, гладкий, как арбуз
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
2. Хоть взлетает к облакам,
Но за хвост привязан к нам.
Удержать его сумей,
Он — смешной воздушный... (змей)
3. Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем.
(Мыльные пузыри)
4.Помогает нам дышать,
Ароматы различать. (Нос)
5.Он помогает есть нам и пить,
Он помогает петь, говорить. (Рот)
6. Ватные хлопья по небу плывут,
Это вот башня, а то вон верблюд.
Прыгнуть бы в вату, она высока.
Над нами по небу плывут… (облака)
7.Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет (ветер)
8. Очень весело поет,
Если дунете в нее,
Ду-ду, ду-ду-ду.
Да-да, да-да-да!
Вот так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? ...
(Ответ: дудочка)
9. Друг на дружке ровно в ряд
Эти кубики стоят,
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живет
10. Ночь сменяется днём,
Засуха, дождями,
А обширные леса,
Океанами, морями!
(Планета Земля)
Воспитатель: Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли.
Воздух находится везде на нашей планете, в природе, в человеке, во всех
окружающих предметах. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое
погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью.
Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север,
разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака
в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.
Шум ветра.
Воспитатель: Ой, ребята как холодно стало! По моему у на открылось окно.
Сейчас посмотрим. (подходит к окну) И правда ! Смотрите, дети ветер
принёс нам пропеллер Карлсона. Ну вот, Карлсон, теперь ты снова сможешь
летать.
Карлсон : Спасибо вам ребята! Теперь я смогу полететь к Малышу, ведь он
меня уже заждался. А в благодарность примите от меня маленький сюрприз.
(Мыльные пузыри)
Игра с мыльными пузырями
Воспитатель: А мы с ребятами для тебя и наших гостей тоже приготовили
сюрприз, воздушные шары с пожеланиями.(дарят)
Карлсон: Ну а мне пора отправляться в путь. До свидания!
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Вы все были
активными, послушными, любознательными. А сейчас приглашаю вас на
прогулку на свежем воздухе.