Напоминание

"Воздух невидимка"


Автор: Тишкова Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 46 "Мотылёк" п. Монино ЩМР МО
Населённый пункт: п. Монино, Щёлковский район, Московская область
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Воздух невидимка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цель: Уточнение и обобщение представлений о свойствах и функциях

воздуха.

Образовательные задачи:

- способствовать расширению знаний о воздухе;

- совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности.

Развивающие задачи:

-развивать у детей дошкольного возраста мышление через поисковую

деятельность в процессе экспериментирования;

- поддерживать познавательную активность, инициативу, сообразительность,

самостоятельность;

- способствовать установлению причинно-следственных связей на основе

эксперимента, умению делать выводы;

- развивать навыки проведения опытов;

- стимулировать речевую активность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать аккуратность при проведении опытов;

-воспитывать желание помочь друг другу, умение уступать, умение работать в

группе.

– воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.

Предварительная работа:

Наблюдения во время прогулки за ветром, облаками.

Изготовление с детьми вееров из бумаги.

Чтение: С. Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»,

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Словарь: воздушный, прозрачный, упругий, ветер - движение воздуха

Оборудование: музыкальные инструменты (дудочки, свистульки) , баночки с

«запахом» и без запаха, миски с водой, соломинки для коктейля, бумажные

веера, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с

водой, бумажный самолёт, пропеллер, палка с воздушными шарами (весы).

Ход образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.

Ребята, а что люди делают при встречи?

Дети: Здороваются.

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас тоже поприветствовать друг друга.

Приветствие «Ладошки»

Воспитатель: Посмотрите, ребята к нам сегодня пришли гости.

Поприветствуем их тоже.

Воспитатель:

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните скованность и беспокойство!

Нам легко и приятно.

Воспитатель: (Аудиозапись полёт Карлсона). Ребята, вы слышите? Что же

это за звук? Вам интересно узнать? А я кажется догадалась…

Карлсон:

- Привет!!!!!!!!! А вот и я!!!!

Я, Карлсон , самый веселый на свете!

Поэтому нравлюсь и взрослым и детям!!!

Я самый красивый, воспитанный, умный

И в меру упитанный!!!!

Ребята у меня случилось большая беда. Потерялся мой пропеллер. Где я его

только не искал. Нигде его нет. А началось всё с того. Лечу, я как то к своему

другу Малышу и у меня в пропеллере застревает вот этот огромный самолёт.

Меня закружило, пропеллер оторваля, а меня ветром занесло в ваш детский

сад ветром. И всё больше я не могу летать и хожу теперь пешком. (запускает

самолёт)

Воспитатель: Дети, давайте посмотрим что же это за самотет такой, что

помешал полёту нашего гостя.(подходят к самолётику)

Смотрите, тут какое-то послание, видимо это загадка. Нужно её отгадать.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он без запаха, без цвета.

Угадайте, что же это? (Воздух)

Дети: Воздух

Карсон: Это что же воздух помешал моему полёту? Но как?

Воспитатель: Ребята, чтобы это узнать и доказать мы превратимся сейчас в

учёных и отправимся в «Сказочную лабораторию».А Карсона возьмем с

собой.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем много нового и интересного о воздухе, вы

будете делать опыты и узнаете вместе с Карсоном что такое воздух и какие

свойства он имеет.

Опыт 1: С полиэтиленовыми пакетами.

Воспитатель: Предлагаю подойти к столу. Для каждого из вас приготовлены

пакеты, возьмите его в руки, что в нем?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Да и его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он

тоненький, а теперь встряхнем его и закрутим. Пакет стал полный, похож на

подушку. Что у нас внутри пакета?

Ребенок: Внутри пакета находится воздух.

Воспитатель: А теперь развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять

стал тоненьким. Почему?

Дети: Потому что из пакета выпустили воздух.

Воспитатель: А почему мы не смогли вначале тканью поймать воздух?

Ребенок: Потому что не завязали ткань.

Воспитатель: Правильно, ребята. А еще посмотрите, что мы можем увидеть

на ткани, какая она?

Дети: на ней есть дырочки, оттуда воздух выходит.

Воспитатель: А пакет, у нас какой?

Дети: Пакет плотный.

Воспитатель: Ребята, а в чем мы еще можем спрятать воздух?

Дети: надувной круг, нарукавники, спасательный жилет, спасательный круг.

Воспитатель: Плавая с кругом или в нарукавниках, мы можем чувствовать

себя в безопасности.

Воспитатель: Итак, как вы думаете, воздух можно поймать?

Дети: Да, воздух можно поймать.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы он от нас не убежал?

Дети: Завязать пакет, закрыть клапан.

Воспитатель: Правильно, ребята, а как вы думаете, что легче вода или

воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Проведем опыт и проверим. Для этого нам надо подойти к

другому столу.

Карлсон: Вывод: воздух прозрачный. Да, ребята?

Дети: да.

Воспитатель: Получается, что так.

Опыт 2. услышать воздух.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно услышать?

Ответы детей.

Воспитатель: Оказывается, воздух можно услышать, и звучать он может по -

разному. Попробуем послушать воздух. Приложите к губам край бумаги и

подуйте очень сильно. А теперь, подуйте в горлышко бутылки, приложа ее к

нижней губе. Получилось услышать?

Дети: Да получилось услышать.

Воспитатель: Когда мы приводим воздух в движение, мы его слышим.

Познакомившись с этим свойством воздуха, люди научились изготавливать

музыкальные инструменты - духовые: дудочка, труба, губная гармошка.

Попробуем на них поиграть?

Воспитатель: что же нужно сделать, чтобы услышать воздух?

Дети: Чтобы услышать воздух, нужно привести его в движение.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ребёнок: Воздух можно услышать.

Опыт 3: Дуем в трубочку, опущенную в стакан с водой

Воспитатель: Подуйте в трубочку, что вы видите?

Дети: Видим пузырьки воздуха

Воспитатель: Что это значит?

Дети: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде

пузырьков.

Воспитатель: А мы с вами и из прошлого опыта знаем, что если на воде

появляются пузырьки, то это означает, что воздух выходит наружу.

Карлсон: Сделаем вывод.

Ребёнок: Воздух лёгкий, он легче воды и всегда поднимается вверх. Если в

воде появились пузырьки, значит в ней появился воздух.

Физкультминутка.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Выходи гулять! («зовут»)

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)

Как тебя поймать? ( Хлопки руками в разных местах)

Если быстро-быстро в поле убегу, ( бегут на месте)

Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)

Если вместе с Карсоном по лесу пойдём, ( шаги на месте)

Самого полезного воздуха найдём! ( Руки накрест к плечам )

Если вместе в горы мы пойдём, (тянутся вверх на носочках)

Самого кристального воздуха найдём! ( «фонарики»)

Опыт 5. Воздух имеет вес.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух можно взвесить? Он имеет вес?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю проверить.

Палка, на ее середине веревка, к обоим концам привязываем надутые шарики.

Воспитатель: Что вы замечаете? В какую сторону наклоняется палка?

Дети: Ни в какую, шарики висят ровно.

Воспитатель: А теперь я лопну один шарик, что теперь можно сказать?

Дети: Палка наклоняется больше в ту сторону, где шарик надут.

Воспитатель: Значит, воздух имеет вес?

Дети: Да, воздух можно взвесить.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Ребёнок: Воздух имеет вес.

Опыт 6. Движение воздуха.

Воспитатель: Ребята, вдохните глубоко и подставьте ладошку и выдыхайте,

что вы чувствуете?

Дети: Мы чувствуем ветер.

Воспитатель: Значит, воздух можно ощущать?

Дети: Да, можно ощущать воздух.

Воспитатель: А теперь возьмите салфетку и подуйте на нее. Как вы думаете,

от чего колышется салфетка?

Дети: Салфетка колышется от ветра.

Воспитатель: Что же такое ветер?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Воспитатель: Как мы можем использовать движение воздуха летом в жару?

Дети: Обдувать себя веером.

Карсон: Какой вывод сделаем?

Дети: Ветер - это движение воздуха.

Опыт 7.Запахи воздуха.

Воспитатель: Сейчас я познакомлю вас ещё с одним свойством воздуха. В

начале занятия вы сказали, что воздух не имеет запаха. И это правильно.

Чистый воздух действительно не имеет запаха. Но воздух может присваивать

запахи других веществ. У меня на столе стоят закрытые баночки. Что в них

находится?

Дети: Ничего, пусто, воздух.

Воспитатель: Я открою вам небольшой секрет. Утром я разложила в эти

баночки некоторые вещества, а перед занятием я их вынула. Давайте

попробуем по запаху определить, что же было в каждой из баночек.

1 - чеснок, 2 - лимон, 3 - духи, 4 - чистый воздух (возможны варианты на

усмотрение воспитателя).

Дети определяют по запаху, что находилось в баночке.

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет, но может присваивать запахи других

веществ.

Воспитатель: Ну, что Карсон теперь ты понял что такое воздух и какие

свойства он имеет?

Карлсон: Да, спасибо вам ребята. Теперь я много знаю.

Воспитатель: Сейчас мы проверим. Дети приготовили для тебя загадки. Ты

должен догадаться в какой предмет спрятался воздух.

Загадки.

1.Круглый, гладкий, как арбуз

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)

2. Хоть взлетает к облакам,

Но за хвост привязан к нам.

Удержать его сумей,

Он — смешной воздушный... (змей)

3. Мы их, лёгких и красивых,

В очень ярких переливах,

Через трубку надуваем

И на волю отпускаем.

(Мыльные пузыри)

4.Помогает нам дышать,

Ароматы различать. (Нос)

5.Он помогает есть нам и пить,

Он помогает петь, говорить. (Рот)

6. Ватные хлопья по небу плывут,

Это вот башня, а то вон верблюд.

Прыгнуть бы в вату, она высока.

Над нами по небу плывут… (облака)

7.Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (ветер)

8. Очень весело поет,

Если дунете в нее,

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? ...

(Ответ: дудочка)

9. Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет

10. Ночь сменяется днём,

Засуха, дождями,

А обширные леса,

Океанами, морями!

(Планета Земля)

Воспитатель: Воздух- это удивительная оболочка вокруг нашей земли.

Воздух находится везде на нашей планете, в природе, в человеке, во всех

окружающих предметах. Если бы не было вокруг Земли воздуха, всё живое

погибло бы в палящих лучах Солнца днём и от космического холода ночью.

Ветер перегоняет над землёй холодный воздух на юг, тёплый – на север,

разгоняет облака. Ветер наполняет воздух влагой, собирает маленькие облака

в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней.

Шум ветра.

Воспитатель: Ой, ребята как холодно стало! По моему у на открылось окно.

Сейчас посмотрим. (подходит к окну) И правда ! Смотрите, дети ветер

принёс нам пропеллер Карлсона. Ну вот, Карлсон, теперь ты снова сможешь

летать.

Карлсон : Спасибо вам ребята! Теперь я смогу полететь к Малышу, ведь он

меня уже заждался. А в благодарность примите от меня маленький сюрприз.

(Мыльные пузыри)

Игра с мыльными пузырями

Воспитатель: А мы с ребятами для тебя и наших гостей тоже приготовили

сюрприз, воздушные шары с пожеланиями.(дарят)

Карлсон: Ну а мне пора отправляться в путь. До свидания!

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Вы все были

активными, послушными, любознательными. А сейчас приглашаю вас на

прогулку на свежем воздухе.



В раздел образования