Напоминание

"Ткачество пояса на дощечках"


Автор: Кудрявцева Ольга Валерьевна
Должность: педагог
Учебное заведение: МБУДО "Новозыбковская детская художественная школа"
Населённый пункт: г. Новозыбков
Наименование материала: Методические рекомендации по учебному предмету «Работа в материале» по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно–прикладного искусства «Декоративно–прикладное творчество».
Тема: "Ткачество пояса на дощечках"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Кудрявцева Ольга Валерьевна

Преподаватель высшей квалификационной категории

МБУ ДО «Новозыбковская детская художественная школа»

Методические рекомендации по учебному предмету

«Работа в материале»

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной

программе в области декоративно-прикладного искусства

«Декоративно-прикладное творчество».

Программа учебного предмета «Работа в материале» по дополнительным

предпрофессиональным

общеобразовательным

программам

в

области

декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

разработана

на

основе

Федеральных

государственных

требований

к

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в

области

декоративно-прикладного

искусства

«Декоративно-прикладное

творчество».

В системе художественно-эстетического воспитания детей большое значение

отводится

изобразительной

деятельности

и

декоративно

-

прикладному

творчеству.

Декоративно-прикладное

творчество

является

почвой

и

основой

любой

национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной

деятельности людей.

Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться

вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-

прикладным искусством в детской художественной школе, детской школе

искусств

-

это

путь

приобщения

обучающихся

к

истокам

фольклорной

культуры,

воспитание

эстетического

отношения

к

предметам

быта,

знакомство с историей своей страны, своего региона.

Программа разработана таким образом, что из года в год ребята знакомятся с

одним

и тем же видом ДПИ, но изготавливают изделие все большей и

большей

сложности.

Так

на

протяжении

всего

обучения

учащимися

изготавливается

несколько

видов

поясов.

На

второй

год

обучения

изготавливается плетеный (полу тканый) пояс. А на четвертом году обучения

пояс тканый на дощечках. В данной методической разработке, я расскажу, как

я работаю с детьми по теме «Пояс тканый на дощечках»

Первый этап: создание схемы.

Схема пояса выглядит следующим образом:

А,

В, С, D это отверстия в самой дощечке, а цифры представляют собой

порядковый номер дощечки. Данные знаки \ /обозначают, как заправлять

дощечку с изнанки или с лица.

Этап два: расчет количества и длины нитей. Под схемой я пишу сколько

нитей

какого

цвета

мне

понадобится.

Именно

для

этой

схемы

мне

понадобиться 16 нитей черного цвета и 8 нитей красного цвета.

Расчет

длины:

берется

длина

готового

изделия

и

умножается

на

1,7.

Например, если вам нужен пояс длиной 2 метра, значит нужно натягивать

2*1,7=3,4 м. пряжи.

Способ натяжки зависит от ваших возможностей и изобретательности.

У

меня, как вы видите на фото, это мольберты.

О дощечках для ткачества: в интернете можно найти массу вариантов из чего

их изготовить. Лично я для работы с детьми остановилась на картонных

карточках. Которые мы делаем с детьми перед работой. Дощечки имеют

лицевую

сторону

и

изнаночную.

На

лицевой

стороне

пишу

обозначения

буквами. При заправке кладем их лицом вверх.

Расположение отверстий A B C и D: верхнее левое отверстие-А; верхнее

правое-B;

нижнее

правое-C

и

нижнее

левое-D. В

схеме

отверстия

располагаются сверху вниз.

(лицо) (изнанка)

Третий этап: подготовка рамы.

Для ткачества на дощечках, принято было

привязать один конец к поясу мастерицы, а другой закрепить за что то

устойчивое, например, за тяжелый сундук. Но для работы в школе, где сразу

работает

несколько

мастериц,

этот

вариант

не

удобен.

Поэтому

мы

используем рамы, этот метод нам подсказала замечательный народный мастер

Брянской области Татьяна Евгеньевна Сиволап.

Четвертый этап: заправка.

Заправка идет по схеме с первой дощечки и далее по порядку до последней.

При заправке необходимо помнить, с какой стороны заправляются нити с

изнанки или с лица. Если знак на схеме \ то с изнанки, а если / то с лица.

( с изнанки) (с лица)

Длинные

концы

пряжи

перекидываются

через

верхнюю

планку.

Нижние

свисают снизу. Для оформления концов пояса я оставляю несколько см.

Все дощечки заправляются строго по схеме, не забывая про положение \ / и

точное

соответ ствие

схеме

нитей,

соответ ствующих

ц в е т о в ,

соответствующим отверстиям.

Дощечки накладываем друг на друга, так что бы первая оказалась нижней, а

последняя самой верхней.

Все дощечки заправлены. Теперь их надо закрепить на нижней планке рамы.

Для удобства я использую вязальную булавку.

Скрепленные

булавкой

дощечки

при

переносе

на

раму

поворачиваются

лицевой стороной вправо. Завязываем на пару узлов, нижние концы пряжи,

что бы при натяжке нити пряжи не выскочили.

Далее верхние концы пряжи собираем и "расчесываем". Можно "расчесать"

каждую дощечку отдельно, а можно проведя сразу всеми дощечками вверх по

пряже. После того, как нити расправлены можно их равномерно натянуть и

закрепить, намотав за верхнюю планку.

Рама заправлена и готова к работе.

Пятый этап: ткачество.

Нам понадобится уточная нить. Лучше всего брать нить в цвет кромки, в

противном случае, если уток будет контрастного цвета, то он будет заметен

по краям.

Прокладываем в зев уточную нить, оставляя хвостик примерно 30 см. Для

данного изделия алгоритм поворотов прост: вперед (от себя) как только нити

замотаются,

назад

себе).

Делаем

первый

поворот.

Прибиваем

пряжу

ладонью.

Снова

прокладываем

уток.

Вновь

делаем

поворот

от

себя.

Прибиваем. Прокладываем уток, аккуратно подтягивая им крайние нити.

Первые несколько поворотов будут не самыми ровными, так как это начало

изделия и абсолютно ровной натяжки не бывает.

Повторяя действия поворот-прибить-уток-подтянуть, ткем пояс.

Вы заметили, что кроя дощечек окрашены в черный цвет. Это сделали для

того, что бы, было видно, все ли дощечки повернулись правильно.

Весь процесс плетения ограничен расстоянием между верхней и нижней

планками

рамы,

поэтому

рано

или

поздно

вам

придется

выполнить

перенатяжку.

Для перенатяжки необходимо скрепить дощечки булавкой, отвязать верхние

концы, замотать уже сотканную часть пояса на нижней планке, расчесать

верхние концы нитей и замотать на верхней планке.

Длина

пояса,

не

позволяет

закончить

работу

за

одно

занятие,

чтобы

не

запутать нити, окончание работы должно выглядеть, так:

Таким образом, с перетяжками и "расчесыванием" пряжи плетем изделие до

требуемой длины.

Вот что у нас получилось.

В

зависимости

от

способностей,

типа

темперамента,

предполагается

выполнить с ребятами работы разной сложности. Одни ткут пояс длиной в

2,5-3 метра, другие – очелье, третьи – фенечку или поясок для куклы. Главное

что каждый из них учится старинному ремеслу наших предков, воспроизводя

традиции наших прабабушек.

Дальше

идет

оформление

концов

пояса,

но

это

уже

тема

для

другой

разработки.



В раздел образования