Автор: Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные эксперименты со звуками в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: «Занимательные эксперименты со звуками в детском саду.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной
потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской
деятельности, направленной на «открытие» нового .При этом главным фактором
выступает характер деятельности.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения
дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы
обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им
возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и
д. р).
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок
познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и
надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных
учреждений.
Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения
действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы
наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Роль экспериментирования в образовательном процессе:
Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на
собственных наблюдениях и опытах
Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную
деятельность
Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение
устанавливать взаимосвязи между различными явлениями
Ребёнок в мире звуков.
«Звук живет в любом предмете,
Сколько их – посмотри,
Звук – шутник,
Играя с нами,
Любит прятаться внутри»
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все,
что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или
человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как
вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес,
любознательность и много вопросов .Каким образом мы воспринимаем звуки? Что
требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и
послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со
звуками для старших дошкольников».
Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям
секреты звука.
Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»
Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые
музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)
Картотека д/и и сами д/и
Иллюстративный материал
Подбор картинок на разные звуки
Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов
(пластмасса, стекло, металл)
Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.
Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.
Всё содержание уголка экспериментирования по теме необязательно должно храниться в
одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде
группы.
Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте.
Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.
Задачи:
Закреплять представления детей о понятии «звук»
Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре,
длительности
Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники,
зависимость звучащих предметов от их размера
Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых
волн
Познакомить с понятием «эхо»
Выявить причины усиления ослабления звука
Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат
ребёнка
Этапы работы:
1.
Определение уровня сформированности представлений детей о звуке,
использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:
Проведение элементарных опытов «Что звучит» ( определение на слух различных
звуков :стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)
Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан
Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков
«Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных
материалов
«Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается
звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы
дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой
природы
2.
Звук живет внутри нас
«Откуда берётся голос?»:дети подносят руку к горлышку, произносят разные
слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют ,что почувствовали
рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда
говорили шепотом( дрожания нет)
«Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет
издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё
один помощник – язык
Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин
возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что
происходит вокруг
3 Проведение опытов с музыкальными инструментами
Знакомство с высокими и низкими звуками
Определение зависимости звучащих предметов от их размеров
Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность
Музыкальное экспериментирование
Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный
инструмент не зазвучит.
Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и
низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера
«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек ,дети
выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их
4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн
Опыт « «Звучащий стакан»
Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.
Материал :пластмассовый стакан, резинка.
Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,
приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.
Результат : Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по
воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом .Колебания идут по воздуху,
который воздействует на уши, и мы слышим звук.
5 Причина возникновения эха
Опыт «Где живет эхо»
Цель: Подвести к пониманию возникновения эха.
Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,
веточки, мяч.
Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится
еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо ( в лесу, в
арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее
заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую
стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем
заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки.
Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).
6 Причина усиления и ослаблен
Опыт «Как сделать звук громче?»
Цель: Выявить причины усиления звука.
Материал: Пластмассовая расческа.
Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети
проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от
прикосновения к зубьям расчески ( зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и
издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий,
слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук
стал громче, что чувствуют пальцы
7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и
типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился»
и т.д.