Напоминание

Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время на уроках английского языка.


Автор: Красильникова Елена Валерьевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №10
Населённый пункт: Воронежская обл. г.Борисоглебск
Наименование материала: анализ педагогической деятельности
Тема: Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время

на уроках английского языка.

Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей –

исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское

исследование

принципиально

новую

информацию

или

начинающий

исследователь

открывает

уже

известное.

И

здесь

самое

ценное

-

исследовательский

опыт.

Именно

этот

опыт

исследовательского,

творческого

мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным

приобретением ребёнка.

Учебно-исследовательская работа учащихся в школе организуется по двум

направлениям:

1)организация исследовательской деятельности в урочное время

2) организация исследовательской деятельности во внеурочное время

Прежде всего- это урочная деятельность . В качестве творческих заданий

ребятам предлагаются следующие виды работ на основе УМК Биболетовой М.З.

“Enjoy English”

1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;

2. Напиши открытку другу из-за границы;

3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;

4. Поделись мнением или идеями;

5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;

6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;

7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;

8. Напиши, используя картинку или сюжет;

9. Нарисуй услышанное;

10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;

11. Какие твои действия будут в случае….

12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе , изучив буквы алфавита ,

пробуем написать книгу « The ABC» - к каждой букве пишем слова

начинающиеся на эту букву, учимся их произносить и записывать.

Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной

деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и

рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта:

наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые

проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На

предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе,

обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются

достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке

прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая

используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята

представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом

животном. В конце урока отмечаются положительные стороны каждого проекта

и даются советы над чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое

животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические

структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в

конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в

небольшую книгу собственного изготовления.

В 3 классе дети делают проект по теме «Дни недели», изучив названия дней

недели, глаголы движения, составляли предложения по схемам.

Ценность представленного опыта заключается в том , что детские работы

используются много раз не только в данном, но и в других классах.

Учащимися 5- х классов выполняются проекты по темам: «Моя семья», «Мой

дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо английскому другу», «Новогодняя

открытка».

Исследовательские навыки у учащихся формируются при работе с текстами.

Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy

time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных

примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать

некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода,

аналитической работы.

Buy – покупать time – время - слова из активного словаря.

Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом

устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.

Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yes…I think it is… - I

said just to buy time (Хорошо, да… Я полагаю, что это так… - сказала я, просто

чтобы выиграть время)”. Гипотеза оказалась верной. В данном случае

использованы самые простые поисковые формы, однако навыки

исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно

школьники учатся работать с языковыми единицами.

В старших классах предлагается ряд самостоятельных работ, где решают

проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с

использованием различных носителей информации, создают презентации. В 9

классах доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность. В

течение года учащиеся выполняют следующие проекты: «Добро пожаловать в

Нью-Йорк», «Мой стиль в одежде», «Здоровая еда», «Проблемы отцов и детей»,

«Мой любимый фильм». И т.д

Использование проектно- исследовательской деятельности повышает

эффективность преподавания. Результаты наблюдений показывают , что на уроках

активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих

ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний.

Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную

литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание

как «слабым», так и «сильным» учащимся. Смена видов деятельности, а также

выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок

интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам

максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является

логическим продолжением урочной деятельности

Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время имеет

существенные различия. Прежде всего это конечные цели этой деятельности.

Если в течение урока использование элементов исследовательских приёмов

предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская

работа во внеурочное время нацеливает учащихся на серьёзный конечный

результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. Второй

немаловажный факт - это временные рамки. Развитие исследовательских навыков

требует определённого времени не меньше 2-3 месяцев. Несколько минут

исследовательской работы на уроке приводит к развитию интереса у школьников к

занятиям во внеурочное время. Третьим фактом является заинтересованность

написания научно-исследовательской работы не всеми учащимися, а, именно

теми, кто действительно заинтересовался исследовательской работой, желанием

проводить исследования в какой-либо области знаний.

Каждый год в апреле в нашей школе проводится научно- исследовательская

конференция, где учащиеся представляют свои работы. Ими были разработаны

такие темы как:

«Особенности цветообозначений в английском языке»,

«Лимерик- как средство выразительности речи» ,

«Говорящая одежда»,

«Ложные» друзья переводчика или межъязыковые омонимы»,

«Письма американских и русских солдат во время Великой Отечественной

войны»

В данной работе сравнивая и анализируя всю информацию , литературу, мимуары,

записки и письма военнослужащих можно сделать вывод , что война являлась для

людей страшным событием , хочеться что бы будующее поколение помнило об

этой войне и гордились своими предками, собирали по крупицам память о них, не

забывали их великого подвига. Нам есть на что равняться . Даже наши бывшие

враги, немецкие солдаты , уважают подвиг советского народа , а союзники с

гордостью вспоминают те дни когда сражались вместе против общего врага.

Попытки сегодняшнего правительства США преуменьшить заслуги нашей страны

в Великой Отечественной Войне тщетны , американские ветераны войны

выражают свой протест против такой подмены исторических фактов. Эти письма ,

записки являются неоспоримым доказательством.

(«Смертельные ловушки: Выживание американской бронетанковой дивизии

во Второй мировой войне.» 2007 год, Купер Белтон Янгблад ,под

редакцией Сергея Анисимова.)

Работа по развитию научно-исследовательской деятельности даёт не только

ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт

работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только

продвигается вперёд в своём педагогическом развитии, но и для себя узнаёт много

новых и интересных вещей.

Следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности

повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает

коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому

участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит

толерантности и создает комфортный психологический климат в ученическом

коллективе.

В заключении хочется привести слова Ш.А. Амонашвили. Если хочешь воспитать

в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то

создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.



В раздел образования