Автор: Красильникова Елена Валерьевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №10
Населённый пункт: Воронежская обл. г.Борисоглебск
Наименование материала: анализ педагогической деятельности
Тема: Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время на уроках английского языка.
Раздел: среднее образование
Организация исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время
на уроках английского языка.
Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей –
исследователи. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское
исследование
принципиально
новую
информацию
или
начинающий
исследователь
открывает
уже
известное.
И
здесь
самое
ценное
-
исследовательский
опыт.
Именно
этот
опыт
исследовательского,
творческого
мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным
приобретением ребёнка.
Учебно-исследовательская работа учащихся в школе организуется по двум
направлениям:
1)организация исследовательской деятельности в урочное время
2) организация исследовательской деятельности во внеурочное время
Прежде всего- это урочная деятельность . В качестве творческих заданий
ребятам предлагаются следующие виды работ на основе УМК Биболетовой М.З.
“Enjoy English”
1. Дополни предложения собственными мыслями и расскажи классу;
2. Напиши открытку другу из-за границы;
3. Поработай в парах и составь диалог на предложенную тему;
4. Поделись мнением или идеями;
5. Вырази собственное мнение согласия и несогласия;
6. Прочти стихотворение, пословицу, сказку и задай вопросы другу;
7. Разработай и защите свой ответ по грамматическому явлению;
8. Напиши, используя картинку или сюжет;
9. Нарисуй услышанное;
10. Вообрази, что ты_____ и составь рассказ;
11. Какие твои действия будут в случае….
12. Опиши ситуацию прошлого и свои чувства.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе , изучив буквы алфавита ,
пробуем написать книгу « The ABC» - к каждой букве пишем слова
начинающиеся на эту букву, учимся их произносить и записывать.
Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной
деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и
рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта:
наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые
проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На
предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе,
обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются
достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке
прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая
используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята
представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом
животном. В конце урока отмечаются положительные стороны каждого проекта
и даются советы над чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое
животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические
структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в
конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в
небольшую книгу собственного изготовления.
В 3 классе дети делают проект по теме «Дни недели», изучив названия дней
недели, глаголы движения, составляли предложения по схемам.
Ценность представленного опыта заключается в том , что детские работы
используются много раз не только в данном, но и в других классах.
Учащимися 5- х классов выполняются проекты по темам: «Моя семья», «Мой
дом», «Мой друг», « Распорядок дня», «Письмо английскому другу», «Новогодняя
открытка».
Исследовательские навыки у учащихся формируются при работе с текстами.
Работая с текстом, учащиеся часто сталкиваются со словосочетаниями типа “Buy
time”, “The hands of the clock” и т п. Каждое отдельное слово в приведенных
примерах хорошо знакомо школьникам, но сами словосочетания могут вызвать
некоторые затруднения при переводе. Возникает необходимость, своего рода,
аналитической работы.
Buy – покупать time – время - слова из активного словаря.
Высказывается гипотеза, что словосочетание buy time является эквивалентом
устойчивого выражения из русского языка “выиграть время”.
Проверим, подходит ли данный перевод по контексту: “Well, yes…I think it is… - I
said just to buy time (Хорошо, да… Я полагаю, что это так… - сказала я, просто
чтобы выиграть время)”. Гипотеза оказалась верной. В данном случае
использованы самые простые поисковые формы, однако навыки
исследовательской работы приобретаются постепенно. Также постепенно
школьники учатся работать с языковыми единицами.
В старших классах предлагается ряд самостоятельных работ, где решают
проблемные ситуации, создают проекты, проводят исследования с
использованием различных носителей информации, создают презентации. В 9
классах доминирует поисковая, исследовательская и прикладная деятельность. В
течение года учащиеся выполняют следующие проекты: «Добро пожаловать в
Нью-Йорк», «Мой стиль в одежде», «Здоровая еда», «Проблемы отцов и детей»,
«Мой любимый фильм». И т.д
Использование проектно- исследовательской деятельности повышает
эффективность преподавания. Результаты наблюдений показывают , что на уроках
активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих
ребят появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний.
Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную
литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание
как «слабым», так и «сильным» учащимся. Смена видов деятельности, а также
выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок
интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам
максимально реализовать себя на уроке и во внеурочной деятельности.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся является
логическим продолжением урочной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время имеет
существенные различия. Прежде всего это конечные цели этой деятельности.
Если в течение урока использование элементов исследовательских приёмов
предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская
работа во внеурочное время нацеливает учащихся на серьёзный конечный
результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. Второй
немаловажный факт - это временные рамки. Развитие исследовательских навыков
требует определённого времени не меньше 2-3 месяцев. Несколько минут
исследовательской работы на уроке приводит к развитию интереса у школьников к
занятиям во внеурочное время. Третьим фактом является заинтересованность
написания научно-исследовательской работы не всеми учащимися, а, именно
теми, кто действительно заинтересовался исследовательской работой, желанием
проводить исследования в какой-либо области знаний.
Каждый год в апреле в нашей школе проводится научно- исследовательская
конференция, где учащиеся представляют свои работы. Ими были разработаны
такие темы как:
«Особенности цветообозначений в английском языке»,
«Лимерик- как средство выразительности речи» ,
«Говорящая одежда»,
«Ложные» друзья переводчика или межъязыковые омонимы»,
«Письма американских и русских солдат во время Великой Отечественной
войны»
В данной работе сравнивая и анализируя всю информацию , литературу, мимуары,
записки и письма военнослужащих можно сделать вывод , что война являлась для
людей страшным событием , хочеться что бы будующее поколение помнило об
этой войне и гордились своими предками, собирали по крупицам память о них, не
забывали их великого подвига. Нам есть на что равняться . Даже наши бывшие
враги, немецкие солдаты , уважают подвиг советского народа , а союзники с
гордостью вспоминают те дни когда сражались вместе против общего врага.
Попытки сегодняшнего правительства США преуменьшить заслуги нашей страны
в Великой Отечественной Войне тщетны , американские ветераны войны
выражают свой протест против такой подмены исторических фактов. Эти письма ,
записки являются неоспоримым доказательством.
(«Смертельные ловушки: Выживание американской бронетанковой дивизии
во Второй мировой войне.» 2007 год, Купер Белтон Янгблад ,под
редакцией Сергея Анисимова.)
Работа по развитию научно-исследовательской деятельности даёт не только
ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт
работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только
продвигается вперёд в своём педагогическом развитии, но и для себя узнаёт много
новых и интересных вещей.
Следует отметить, что использование проектно-исследовательской деятельности
повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, развивает
коммуникативные навыки и самостоятельность мышления, позволяет каждому
участнику творчески проявить себя, укрепляет межличностные отношения, учит
толерантности и создает комфортный психологический климат в ученическом
коллективе.
В заключении хочется привести слова Ш.А. Амонашвили. Если хочешь воспитать
в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то
создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,
дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.