Автор: Белоусова Марина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ
Населённый пункт: город Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: Презентация
Тема: «Явление контраста в искусстве»
Раздел: дополнительное образование
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К
ОТКРЫТОМУ
УРОКУ
«Явление контраста в
искусстве»
МБУ ДО ДДТ Ленинского р-на
пдо Белоусова М.В.
Казимир Малевич «Черный
супрематический квадрат»
Белый фон, черный квадрат. Что тут
особенного или сложного? На первый
взгляд совершенно ничего. Каждый
может нарисовать подобную картину,
скажете вы. Но, как ни удивительно,
картина Малевича «Черный квадрат»
стала загадкой, дошедшей и
сохранившейся до наших дней. И
любители искусства и скрупулезные
исследователи , не перестают
восхищаться этим шедевром
живописи.
Картина Малевича «Черный квадрат»
вызвала много споров и разговоров.
Сам мастер и один критик, назвали это
полотно иконой. Картина служит
противопоставлением бытия и
небытия, крайней простоты и
безграничной сложности.
Эта знаменитая работа Сезанна покорила сердце не одного зрителя.
Симфоническая глубина натюрморта в сочетании с тонким мастерским
детализированием самых повседневных предметов (скатерти для стола,
кухонной посуды, плодов и ковра) поражает своей красотой.
Современники наблюдавшие за созданием этого шедевра говорили, что
Сезанн с необычайной усердностью раскладывал элементы
композиции.Переставлял и передвигал, фрукты, скатерти, посуду пока
каждый из них не оказался на положенном ему месте.
Поль Сезанн
«Натюрморт с апельсинами»
Особую гармонию образу придает детальное сочетании цветовой
композиции. Так узорчатый ковер образует прекрасный фон, не броский и
темный, идеально контрастирующий с главными элементами композиции.
Такой фон заставляет их выступать на передний план, бросаться в глаза
зрителю.
Кувшин, расписанный цветочными узорами, объединяет отдельные
элементы натюрморта: скатерть и фрукты. Он перекликается с сочными
яркими апельсинами и красными яблоками и в то же время гармонирует с
белой скатертью. Сама скатерть за счет игры складок и контрастности с
ковром словно бы оживает и представляет отдельный элемент
драпировки.
Все фрукты разложены так, чтобы ощущалась видимая контрастность
между красными яблоками, желтоватыми яблоками и оранжевыми
апельсинами. Яркие фруктовые вспышки плавно гармонируют с узорами
ковра – местами желтоватыми, местами красными, а где-то немного
оранжевыми. При этом ковер гармонирует с деревянной поверхностью
большого стола, а также кусочком стены.
Все эти взвешенные расстановки и цветовые сочетания позволили автору
добиться такой безупречной гармонии цвета и форм.
«Парламент в Лондоне» является ярчайшим примером
главного принципа живописи Моне – он не признаёт
объективную реальность, отвергает неизменность каких-либо
качеств предметов, а утверждает, что цвет и форма
изображаемого зависит только от сиюминутного освещения.
Сквозь густой туман, озарённый последними всполохами
заходящего солнца, проступают очертания одного из самых
узнаваемых зданий Лондона. Острыми иголками пронзают
небо шпили Вестминстерской башни. Солнце освещает
неспокойные мелкие волны реки, окрашивая водную гладь в
золотистые тона. Только великолепный Моне мог подметить
эту величественную, но быстротечную красоту, заставить
время остановиться, чтобы рассказать о ней всем остальным.
Сочетание теплого оттенка песка и холодного оттенка неба или воды -
одно из самых наглядных проявлений контраста теплого и холодного в
природе.
Контраст теплого и холодного
Отдельная история - это сочетание теплых и холодных тонов в
одной композиции. Композиция - это костюм, фотография,
картина, кадр в фильме, обстановка в комнате. Неважно. Главное,
это нечто, воспринимаемое глазом одномоментно.
Какие же эмоции рождает контрастный душ из теплого и
холодного одновременно? Представьте себе, какой манящей
выглядит запотевшая бутылка холодной воды в жаркий полдень.
Или как трогает душу теплый огонек в избушке посреди
заснеженного леса. Коктейль из противоречивых чувств обычно
никого не оставляет равнодушным!
Надо заметить, что все самые яркие переживания и яркие эмоции
человека всегда построены на контрасте чувств. Мы привыкли
смешивать боль и радость, счастье и горе, близость и разлуку,
любовь и ненависть. Возможно, противоложные эмоции
уравновешивают друг друга, и одно не может обойтись без
другого. А может, напротив, без этих полярных эмоциональных
качелей жизнь представляется слишком серой...
Традиционным цветом для
Гжельской росписи является
ярко-синий, кобальтовый
оттенок на белоснежном фоне.
Выполняется роспись при
помощи специального состава
на основе оксида кобальта.
Готовое изделие окунается в
глазурь белого цвета, затем
обжигается при 1400 градусах.
В итоге глазурь становится
прозрачной, а орнамент
приобретает яркий синий цвет,
само изделие становится
твердым, отличается
глянцевым блеском. Поверх
обожженной глазури могут
наноситься тонкий золотой
декор или платина, после чего
изделие снова подвергается
обжигу.
В росписи применяются масляные
краски. Главные цвета,
определяющие характер и
узнаваемость хохломской
росписи — красный и чёрный
(киноварь и сажа), но для
оживления узора допускаются и
другие — коричневый, светлого
тона зелень, жёлтый тон. Кисти
для росписи делаются
из беличьих хвостов, так, чтобы
ими можно было провести очень
тонкую линию.
Хохлом
а́
— старинный русский
народный промысел, родившийся
в XVII в. Представляет собой
декоративную роспись
деревянной посуды и мебели,
выполненную красными, зелёными и
золотистыми тонами по чёрному
фону.